Случаи изъятия земельных участков

Содержание

Изъятие земельного участка: правила и законы 2020 года – Все о финансах

Случаи изъятия земельных участков

(10 5,00 из 5)
Загрузка…

В регламентированных гражданским и земельным законодательством ситуациях может производиться изъятие земельного участка для нужд муниципальных, региональных или государственных властей. При этом принудительно изъять участок могут, однако обязаны выплатить за него равноценное возмещение (ч. 4 ст. 281 ГК РФ).

Основания для изъятия

Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2020 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:

  • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
  • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
  • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
  • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
  • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
  • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:

  1. автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
  2. системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
  3. относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
  4. оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
  5. относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.

Изъятие участка в связи с его неиспользованием

Ст. 284 ГК России устанавливает, что допускается изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием 3 или более лет в том случае, если целевое предназначение земли – это:

  1. сельское хозяйство;
  2. индивидуальное жилищное строительство.

Важно! Критерии неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения перечислены в Постановлении Правительства № 369 от 23. 04. 2012 года “О признаках…”.

Течение указанного 3-летнего срока прерывается, если использование участка в соответствии с его назначением было невозможно в связи со:

  • стихийными бедствиями;
  • чрезвычайными ситуациями;
  • иными подобными случаями.

При этом срок освоения участка в указанный 3-летний период:

  1. включается, если участок предназначен для целей ведения сельского хозяйства (ч. 4 стат. 6 ФЗ № 101 от 24. 07. 2002 года “Об обороте…”);
  2. не включается в иных случаях, в том числе, и при ИЖС.

Изъятие участка, используемого в нарушение требований, указанных в законодательных актах

В стат. 285 ГК РФ сказано, что может производиться изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования или нарушения требований нормативно-правовых актов.

В частности, изъятие может быть произведено по следующим основаниям:

  1. допущение значительного уменьшения плодородности почв земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с критериями, представленными в Постановлении Правительства № 612 от 22. 07. 2011 года “Об утверждении…”;
  2. использование земли не в соответствии с ее категорией, определенной по ч. 1 ст. 7 ЗК РФ;
  3. возведение на участке самовольной постройки и неосуществление ее сноса или приведения в состояние, соответствующее установленным требованиям;
  4. несохранение межевых, геодезических и других спецзнаков, установленных на участке;
  5. несоблюдение требований градостроительных, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих нормативов и регламентов (аб. 7 стат. 42 ЗК России).

Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав

В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

Порядок изъятия

Ст. 56.2. – ст. 56.12. ЗК РФ регламентируют, какие нововведения 2020 в порядке изъятия предусмотрены:

  • сначала государство, орган исполнительной власти российского региона или муниципалитет (ст. 56.2. ЗК России) принимают решение об изъятии при наличии соответствующих оснований – как по собственной инициативе, так и по представлению организаций, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства № 442 от 6. 05. 2015 года “Об утверждении…”;
  • далее осуществляется выявление лиц, имеющих право пользования, владения или распоряжения изымаемым участком в порядке, установленным в ст. 56.5. ЗК РФ, с целью заключения с указанными лицами соглашений об изъятии;
  • затем, в соответствии со ст. 56.10. ЗК РФ, правообладателю направляется проект соглашения об изъятии, который он должен подписать (или отказаться от подписания), а далее отправить в орган, утвердивший вердикт об изъятии;
  • потом правообладателю земли выплачивается возмещение за изымаемый участок (ст. 56.8. ЗК РФ);
  • наконец, право частной собственности или иное вещное право прекращается в установленном порядке в Росреестре и переходит к муниципальным, региональным или федеральным властям.

Определение размера компенсационного возмещения за изымаемую землю

На основании ч. 1 стат. 281 ГК РФ, правообладатель земли может претендовать на компенсацию, выплачиваемую за изымаемую землю.

В компенсационную выплату включаются (ч. 2 стат. 56.8. ЗК России):

  1. действительная рыночная цена самого участка земли, определяемая в соответствии с 135-ФЗ от 29. 07. 1998 “Об оценочной…”;
  2. денежные убытки, которые были нанесены изъятием;
  3. упущенная выгода.

Если на участке находятся здания или сооружения, принадлежащие правообладателю, то в размер компенсации включается и их рыночная цена (аб. 2 ч. 2 ст. 56.8. ЗК России).

Итак, органы местной, региональной и федеральной власти могут забирать участки земли себе. Порядок изъятия регулируется ГК РФ и ЗК РФ. Несогласие собственника на изъятие дает право органу, инициировавшему процесс, на обращение в суд с соответствующим иском о принудительном изъятии.

Прочтите также: Как получить налоговый вычет за покупку земельного участка

© 2019, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

(10 5,00 из 5)
Загрузка… 

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

 

или заполнив форму ниже.

Источник: https://vseofinansah.ru/news/izyatie-zemelnogo-uchastka

Статья 49 ЗК РФ. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Случаи изъятия земельных участков

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

См. все связанные документы >>>

1. Комментируемая статья посвящена основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; порядок же такого изъятия регламентирован ст. 55 ЗК РФ.

Эти основания едины для случаев изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд как у юридических лиц, так и у граждан независимо от того, на каком праве используется земельный участок – собственности, пожизненного наследуемого владения, аренды, постоянного или срочного пользования. При этом у собственника земельный участок может быть изъят только путем выкупа (ст. 279 ГК РФ).

Приводимый в данной статье перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не является закрытым: федеральными законами, а также законами субъектов РФ в отношении изъятия участков, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, могут быть установлены иные случаи, когда такое изъятие допускается. Однако основной критерий, который должен применяться при осуществлении изъятия земель для государственных или муниципальных нужд, приведен в абзаце первом комментируемой статьи: случаи, когда допускается такое изъятие, являются исключительными, т.е. по общему правилу изъятия земельных участков следует избегать. В подпункте 2 п. 1 также подчеркивается, что размещение приведенных в списке объектов государственного или муниципального значения (и соответственно изъятие земельных участков) производится только при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. В конечном счете законом невозможно предусмотреть все варианты и случаи, которые могут возникнуть на практике, и потому большая ответственность лежит на органах, принимающих решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд: в каждом конкретном случае необходимо тщательно выяснять необходимость и целесообразность этого изъятия.

2. Последний абзац подп. 2 п. 1 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. В соответствии с ним (ст.

5) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги, а в зависимости от вида разрешенного использования – на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, а к автомобильным дорогам необщего пользования – автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

К таким дорогам в любом случае относятся автомобильные дороги, соединяющие город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, и дороги, включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации, а также к ним могут быть отнесены автомобильные дороги:

соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации – городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения, перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района – органом местного самоуправления муниципального района, а перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа – органом местного самоуправления городского округа.

При этом в соответствии со ст.

24 названного Федерального закона предоставление земельных участков, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства. Предоставление земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3. Законами субъектов РФ могут быть дополнительно предусмотрены только случаи изъятия таких земельных участков, которые находятся в собственности самих субъектов РФ либо в муниципальной собственности, т.е.

участков, предоставленных в пользование, пожизненное наследуемое владение либо аренду гражданам, юридическим лицам.

Следовательно, случаи изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд у собственников могут быть установлены только федеральным законодательством.

В настоящее время семь субъектов Российской Федерации (Амурская, Белгородская, Владимирская, Калужская, Оренбургская области, Республика Хакасия, Хабаровский край) имеют специальные законы, регулирующие вопросы изъятия земельных участков, в Томской и Кемеровской областях имеются законы, регулирующие одновременно предоставление и изъятие земельных участков; некоторые региональные земельные законы имеют отдельные статьи, посвященные вопросам изъятия земельных участков . Большинство из названных законов регулирует вопросы изъятия земель как для нужд субъекта Федерации, так и для муниципальных нужд . В то же время, например, в Белгородской области имеется только закон об изъятии земельных участков для муниципальных нужд (Закон от 27 сентября 2002 г. N 47 “Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд на территории Белгородской области”), а в Хабаровском крае действуют два отдельных Закона – от 30 ноября 2005 г. N 320 “Об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Хабаровского края или муниципальной собственности, для государственных нужд Хабаровского края” и от 25 октября 2006 г. N 68 “Об изъятии земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, для муниципальных нужд”.

——————————–

Например, в Законе Ханты-Мансийского автономного округа от 3 мая 2000 г. N 26-ОЗ “О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” – ст. 7 “Случаи изъятия земельных участков для государственных нужд автономного округа и муниципальных нужд”.

Законы Оренбургской области от 13 января 2004 г. N 752/114-III-ОЗ “Об изъятии земельных участков для нужд Оренбургской области или муниципальных нужд”, Республики Хакасия от 16 ноября 2006 г.

N 55-3РХ “Об установлении дополнительных случаев изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд из земель, находящихся в государственной собственности Республики Хакасия или муниципальной собственности”, Владимирской области от 14 февраля 2006 г.

N 14-ОЗ “Об установлении случаев изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности Владимирской области или муниципальной собственности”, Амурской области от 15 марта 2005 г.

N 454-ОЗ “Об изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных нужд области или муниципальных нужд”, Калужской области от 22 декабря 2004 г. N 4-ОЗ “Об установлении случаев изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности Калужской области или муниципальной собственности”.

Подходы к вопросу о том, в каких случаях помимо предусмотренных федеральным законодательством может осуществляться изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, в субъектах РФ разные. Так, в Кемеровской области это только необходимость предоставления земельного участка для разработки месторождений полезных ископаемых.

Законы же Хабаровского края содержат чрезвычайно детальные перечни случаев изъятия: назван 31 случай изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Хабаровского края или муниципальной собственности, для государственных нужд края, в том числе для размещения объектов капитального строительства краевого значения, 24 случая изъятия земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности поселения, для муниципальных нужд соответствующего поселения, 21 случай изъятия земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального района, для муниципальных нужд соответствующего муниципального района и 29 случаев изъятия земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа, для муниципальных нужд соответствующего городского округа. Детальное изучение установленных законами названного субъекта Российской Федерации оснований изъятия земельных участков позволяет разделить их на две группы. Что касается государственных нужд края, то это случаи:

1) аналогичные тем, которые установлены федеральным законодательством и законодательством других субъектов Российской Федерации:

организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

создание и обеспечение охраны государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов краевого значения;

организация и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов;

создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого значения;

осуществление мероприятий краевых целевых программ;

организация и обеспечение защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации;

2) включающие детальный перечень, по существу, организаций, для строительства зданий и других объектов которых могут изыматься земельные участки, – органы государственной власти края и государственные учреждения края, краевые научные организации; архивные фонды края; образовательные учреждения, библиотеки, музеи, медицинские учреждения и т.д. Следует отметить, что другие субъекты РФ ограничиваются более общим указанием на случаи, связанные со строительством объектов областного и местного значения, в том числе объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, жилищного фонда, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. В других субъектах отдельно упоминается необходимость размещения объектов, предусмотренных документами территориального планирования.

Источник: https://RuLaws.ru/Zemelnyy-kodeks/Glava-VII/Statya-49/

Когда возможно изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Случаи изъятия земельных участков

Собственникам, осуществляющим строительство личных домов, следует понимать, как проводится изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд и при каких обстоятельствах процедура может быть применена к земле под принадлежащими им строениями. В статье описаны возможные причины отчуждения земель и требования к процедуре и документам.

Изъятие земельного участка на госнужды – это неприятное известие, и как себя вести при этом не помешает знать

Изъятие земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд

Чтобы забрать землю для возведения инфраструктурных объектов и других строений, ее необходимо выкупить у собственника по рыночной цене. Передача участков в госсобственность регулируется Земельным кодексом, в котором в 2015 г.

выделена глава, посвященная отчуждению земель в пользу государства. Ключевым моментом процесса является его возмездный характер. Собственник, передающий свою земельную собственность государству, должен получить равноценную компенсацию.

Основания для изъятия земель

Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:

  • энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
  • АЭС;
  • оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
  • транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
  • объекты космической отрасли;
  • обеспечение естественных монополий;
  • коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
  • автодороги.

Строительство новых дорог может стать причиной изъятия земель у населения

Иные ситуации должны быть предусмотрены на уровне федеральных законодательных актов. Отчуждение территории у собственника также может производиться в рамках конфискации при осуждении за преступления и некоторые правонарушения, а также реквизиции в случае стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемических заболеваний людей и животных.

Строительство объектов общефедерального или местного значения

Отчуждение земельных площадей для возведения на них объектов государственного назначения требует утвержденных документов планирования или проектов планировки. Помимо этого допустимы следующие обоснования:

  • развитие заповедников и заказников;
  • исполнение международных соглашений;
  • недропользование (требуется наличие государственной лицензии);
  • снос аварийного жилого здания с передачей государству земли под ним.

На изъятие площадей на основании документов планирования есть 36 месяцев после их утверждения.

При сносе старого заброшенного здания земля переходит «в руки» государству

Изъятие земель в рамках развития застроенных территорий

Вопросы развития территорий регулируются Градостроительным кодексом.

В рамках программ возможна смена предназначения участков, прокладка коммуникации, в том числе, затрагивая части территории, находящиеся в частной собственности.

В рамках деятельности по развитию возможно изъятие земель, принадлежащих частным лицам и предприятиям. Следует иметь в виду следующие моменты, подтверждаемые судебной практикой:

  • подписание соглашения о территориальном развитии не может быть единственной причиной перехода права собственности на затрагиваемый согласованным планом земельный надел;
  • Верховный суд РФ отметил, что причина изъятия должна заключаться в общественной пользе, получить которую нельзя без участка, принадлежащего другим лицам, единственной причиной отчуждения части территории не должно быть получение прибыли или иных выгод коммерческим предприятием, управляющим территорией;
  • решение об отчуждении собственности можно оспорить как в части размера выплаченной компенсации (ч. 13 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ), так и по существу (ч. 14 ст. 56.6 того же Кодекса).

Перевести объект частной собственности в госсобственность можно при наличии законного обоснования с соблюдением нюансов процедуры.

Переход участка в государственную собственность возможен только на законном основании

Обеспечение обороны и безопасности

Изъятые для оборонных целей, включая обеспечение безопасности участков границы, земли изымаются из оборота по ст. 27 ЗК РФ и могут быть переведены в статус ЗАТО. Земли, предназначенные для целей обороны, могут быть использованы для:

  • размещения воинских частей, военных организаций и учреждений;
  • разработки, производства и хранения на складах вооружений, военной техники и боеприпасов;
  • строительство сооружений госрезерва и хранение запасов.

При выделении земель для целях охраны границы на них размещают заграждения, инженерно-технические конструкции и пункты пропуска.

Изъятие у собственника по причине ненадлежащей эксплуатации

В отличие от возмездного выкупа, изъятие из-за ненадлежащего использования возможно в нескольких ситуациях:

  • длительное (3 года и более) нецелевое распоряжение землей сельхозназначения;
  • отсутствие надлежащей эксплуатации;
  • грубое нарушение норм землепользования.

Решение об изъятии выносит орган местного самоуправления, который должен проинформировать владельца о допущенных им нарушениях и последствиях, выражающихся в потере права собственности.

Заброшенная засоренная земля – повод изъять землю у владельца

Порядок изъятия участка в 2019 году

Изъятию земельного участка для государственных нужд в Земельном кодексе посвящена глава VII.1. При переходе собственности государству совершается следующая последовательность действий:

  • Решение госоргана или муниципалитета в рамках полномочий (ст.56.3 ЗК).
  • Подача заинтересованной организацией ходатайства в муниципалитет (если потребность выходит за рамки прямых полномочий властных органов). Направить такой запрос имеют право подразделения естественных монополий, предприятия-недропользователи, компании, осуществляющие деятельностью, для которой требуется произвести отчуждение участка.
  • Выявление при помощи запросов в Росреестр всех лиц, чьи участки будут переданы в госсобственность, а недвижимость изъята. При необходимости информацию запрашивают в архивах.
  • Принятие официального решения, позволяющего однозначно идентифицировать отчуждаемые объекты. Одновременно изымают недвижимость, расположенную на отчуждаемой площади.
  • Подготовка соглашения об отчуждении земель и передача его на рассмотрение собственникам. Проект документа должен содержать существенные условия договора, с которыми может согласиться или не согласиться собственник.

Составление договора отчуждения земли обязательно

  • Подписание договора, включающего в себя идентификационную информацию об участках земли, цель их отчуждения, сроки смены собственника, сумму выплат и некоторые дополнительные данные, согласно ст. 56.9 ЗК РФ.

После подписания письменного соглашения между собственником и органом государственной власти соответствующего уровня в лице уполномоченного представителя, а также с организацией, ходатайствовавшей об отчуждении, действия связанные с переходом права, его госрегистрацией, а также перечисление выкупной суммы проводятся в соответствии с положениями договора.

Если собственник не согласен с оценкой своего имущества и не хочет подписывать предложенный договор, решение о передаче прав собственности принимается судом. Если не удалось найти собственника, решение об обращении в госсобственность также принимает судебная инстанция.

Определение выкупной стоимости

Согласно ст. 56.7 Земельного кодекса стоимость участка, выплачиваемая при его передаче государству, включает в себя:

  • рыночную оценку прекращаемых прав на землю, включая право собственности;
  • убытки, получаемые из-за отчуждения, включая убытки от невозможности выполнения договорных обязательств перед контрагентами;
  • упущенная выгода, рассчитываемая по установленным нормам.

Владелец участка должен получить компенсацию за отчужденный участок, возможные убытки и упущенную выгоду

Стоимость недвижимости, расположенной на отчуждаемой площади, построенной и зарегистрированной в соответствии с законодательными нормами, также входит в компенсацию.

В выкупную сумму не входят следующие затраты:

  • произведенные не по назначению участка земли;
  • начатые после получения официальной информации о предстоящем отчуждении;
  • убытки по сделкам, заключенным после уведомления.

Произвести расчет компенсации необходимо за два месяца до передачи владельцам земель проекта соглашения.

Постановлением Конституционного суда № 9-П/2019 от 1 февраля 2019 года установлено, что предоставление собственнику компенсации ниже рыночной цены его имущества незаконно.

В частности, при расчете стоимости на день предшествовавший одобрению уполномоченным органом проекта планировки территории, может не учитываться повышение цены объекта, вызванное рыночными факторами, что нарушает конституционные права граждан.

Компенсация производится только на законных основаниях, при попытке «сэкономить» владелец участка вправе пожаловаться в суд

Документальное оформление изъятия

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд оформляют в виде письменного соглашения с каждым собственником. Договор носит возмездный характер и предполагает выплату компенсации.

Последовательность шагов госорганов, гарантирующая выполнение требований закона:

  1. После принятия решения об отчуждении земель следует в течение недели письменно проинформировать собственников всех объектов, планируемых к переходу в госсобственность.
  2. У владельцев есть 3 месяца на то, чтобы изучить проект договора. До истечения выделенного срока изымать имущество можно только по инициативе текущего владельца.
  3. Обратиться в суд с заявлением о принудительном лишении собственности заинтересованная сторона может не раньше, чем через 3 месяца после предоставления собственникам проекта договора.

Еще об изъятии земельного участка в случае аренды в видео:

Заключение

Оценка размера возмещения производится заинтересованной стороной на основании рыночной информации. Лицо, не согласное с проведенной оценкой своего участка, может обратиться в суд, предоставив данные независимой экспертизы стоимости и возникающих убытков.

Еще немного внимания!

Источник: https://m-strana.ru/articles/izyatie-zemelnykh-uchastkov-dlya-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-nuzhd/

Изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием

Случаи изъятия земельных участков

Часто люди покупают земельные участки, планируя что-то на них строить или же использовать землю для посадок. В некоторых случаях эти планы претворяются в жизнь. В других – участок становится бесхозным.

В связи с этим законодательством введено такое понятие как изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием.

Такая процедура проводится на законных основаниях, поэтому собственникам земли важно знать ее предпосылки.

Случаи изъятия участков земли

Приобретая право собственности на землю, владелец также берет на себя некоторые обязанности. Согласно 42 статье Земельного кодекса РФ, люди, которые владеют участком земли, имеющим целевое назначение, обязаны использовать его в соответствии с указанными целями. При несоблюдении требований этой статьи, муниципалитет вправе изъять участок земли.

В зависимости от обстоятельств изъятия участка, инициатором процесса могут являться органы федерального или местного уровней. Иногда землю забирают у собственника в упрощенном режиме, без вмешательства суда.

Законодательством предусмотрено четыре случая изъятия земли: в виде реквизиции, конфискации, для нужд муниципального или государственного характера или из-за неиспользования участка.

Реквизиция и изъятие для нужд государства

Согласно 242 статье Гражданского кодекса и 51 статье Земельного кодекса, государство вправе реквизировать участок земли у владельца, если имеет место чрезвычайная ситуация, авария, эпидемия, стихийное бедствие и тому подобное. В таких случаях часто используют участки, находящиеся в снт.

Возврат земли осуществляется после устранения причин и ликвидации последствий возникшей ситуации.

Если осуществить возврат невозможно по объективным причинам, гражданину выплачивается компенсация за причиненный ущерб или предоставляется равноценный реквизированному участок земли безвозмездно.

Изъятие земли для нужд муниципального или государственного уровней производится на основании 279 статьи Гражданского кодекса и статей 49 и 56.2 Земельного кодекса. Земля изымается в исключительном случае на основании принятого исполнительным органом решения на федеральном, местном или региональном уровнях.

Изъятие участка сопровождается выплатой собственнику денежной суммы, равной стоимости земли, в качестве компенсации понесенного владельцем ущерба. Кроме этого, возмещению подлежит и упущенная выгода, если она имеет место.

Конфискация и изъятие из-за неиспользования земли

Конфисковать участок государство вправе на основании 243 статьи Гражданского кодекса и 50 статьи Земельного кодекса. Конфискация является санкционной мерой за правонарушения, совершенные собственником. Изъятия такого типа не предполагают выплату компенсации владельцу земли.

Изъятие участка земли из-за его неиспользования или использования не по назначению производится на основании статей 284 – 286 Гражданского кодекса. Государство вправе изъять землю, если собственник не пользуется ей в течение трех лет без перерыва.

Другим основание изъятия такого типа является нарушение правил его эксплуатации (например, нецелевое использование, проведение работ на земле, которые провоцируют снижение уровня экологического климата на местном уровне и так далее).

В трехлетний период не входит срок освоения участка земли, а также промежутки времени, в течение которых невозможность использования земельного участка связана со стихийными бедствиями, авариями и другими обстоятельствами, которые препятствуют нормальному использованию собственником своего имущества.

Признаки неиспользования земельного участка

Постановление Правительства от 23.04.2012 года № 369 содержит признаки неиспользования участка земли. Основными причинами являются три:

  • отсутствие следов проведения работы по уходу за землей, пашенного возделывания и уборке созревшего урожая;
  • большой процент присутствия сорняков (свыше тридцати процентов от общей площади земли);
  • большая залесенность, закустаренность или заболоченность участка и прочее.

Порядок проведения изъятия

Изъятие проводится в четыре этапа:

  1. Орган, осуществляющий земельный контроль, проверяет наделы, которые находятся в собственности частных лиц, и земли, отданные гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения сельского хозяйства и т.п.
  2. При установлении в процессе проверки нарушений использования земли собственнику вручают предписание с указанием сроков об устранении выявленных недостатков в пользовании землей и уплате штрафа.
  3. После окончания установленного срока проверка проводится повторно. Если собственник не устранил нарушения или не выплатил штраф, местные органы самоуправления вправе составить иск об изъятии земли.
  4. Если суд выносит решение в пользу заявителя, земля изымается у собственника и продается на торгах. После продажи земли из полученной суммы вычитаются расходы на проведение аукциона, а оставшаяся часть передается собственнику.

Изъятие неиспользуемого участка происходит в несколько этапов, поэтому если собственник не желает потерять землю, он должен выполнить условия предписания и начать трудиться на своей земле.

Уважаемые читатели!

Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – задайте вопрос юристу через форму (внизу), либо через онлайн-чат или закажите обратный звонок через форму онлайн-консультанта и дежурный юрист сам перезвонит вам.

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravoved365.ru/pravo/zemelnoe-pravo/izjatie-zemelnogo-uchastka-u-sobstvennika-v-svjazi-s-neispolzovaniem

Основания для изъятия земельного участка

Случаи изъятия земельных участков

Начнем с того, что такое изъятие земельного участка? Это один из способов прекращения земельных прав.

Данная тема регулируется статьями 49, 56.3 Земкодексом РФ (далее – ЗК РФ). Сегодня мы попробуем разобраться в случаях, когда Ваш земельный участок могут изъять, каков порядок изъятия и как обжаловать решение об изъятии.

Участок могут изъять даже в ситуации, когда у собственника есть все права на землю. Законом предусмотрена возможность изъятия земельного участка в следующих случаях.

  • Для государственных или муниципальных нужд.
  • Изъятие в целях комплексного развития территории.
  • Изъятие при ненадлежащем его использовании.
  • Изъятие земли в порядке реквизиции.
  • Конфискация земельного участка.

1. Для государственных или муниципальных нужд.

Решения об изъятии участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления. В данном случае, должен быть осуществлен выкуп имущества. Выкуп производится за счет Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

Орган, принявший такое решение обязан уведомить правообладателя земельного участка в письменном виде, не менее чем за год, до предполагаемого изъятия. Данное решение, обычно, выносится в форме постановления. В течение этого времени, собственник сохраняет право на владение, продажу, сдачу в аренду и любое другое разрешенное использование участка.

При наличии согласия правообладателя, в соглашении об изъятии, в порядке, которые определены законодательством, может быть предусмотрено предоставление ему другого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества, с зачетом стоимости такого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый участок.

Размер возмещения зависит от рыночной стоимости земельного участка, а также включает в себя убытки, причиненные изъятием такого участка, в том числе упущенную выгоду.

Отметим, что если одновременно с изъятием земельного участка изымаются расположенные на нем и принадлежащие правообладателю данного участка объекты недвижимости, то в возмещение включается и рыночная стоимость таких объектов.

Условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются соглашением об изъятии такого участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Если же соглашение об изъятии земли не достигнуто – производится принудительное изъятие. Для государственных или муниципальных нужд принудительное изъятие допускается, если соблюдено условие предварительного и равноценного возмещения. Но при этом сроки, размер возмещения и другие условия уже определяются судом.

Необходимо отметить, что право собственности на изымаемый земельный участок у собственника прекращается.

2. Изъятие в целях комплексного развития территории.

Такое изъятие участка может быть произведено, если он расположен в пределах территории, в отношении которой было принято решение о комплексном развитии и заключен договор о комплексном развитии территории. В таком случае решение об изъятии принимает орган местного самоуправления. Основанием будет являться утверждённый проект планировки территории и проект межевания территории.

Орган местного самоуправления в течении 7 рабочих дней с даты принятия такого решения направляет его копию и проект соглашения об изъятии правообладателю такого участка. Соглашение должно содержать выкупную цену изымаемого имущества и размер убытков, подлежащих возмещению в связи с таким изъятием.

Если же правообладатель не заключает соглашение в течение месяца со дня предоставления проекта соглашения, изъятие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости происходит в принудительном порядке через суд.

Решение суда об изъятии земли в целях комплексного развития территории подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано только в части размера возмещения за изымаемый участок.

3. Изъятие при ненадлежащем его использовании.

Например, если использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо причиняет вред окружающей среде. Или изъять участок могут, если он предназначен для жилищного или иного строительства и не используется для этих целей в течение трех лет.

Если собственник участка письменно уведомляет принявший решение об изъятии земельного участка орган, о своем согласии исполнить такое решение, то участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если же собственник земли не согласен с решением об изъятии, то орган, который принимает решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже такого земельного участка в суд.

4. Изъятие земли в порядке реквизиции.

Это возможно только в чрезвычайных случаях – стихийных бедствий, эпидемий, аварийных ситуаций, эпизоотий и при иных обстоятельствах.

Стоит отметить, что в таком случае, изъятие будет временным, а если изъятый участок будет невозможно вернуть, то собственнику выплатят его рыночную стоимость или по его желанию предоставят равноценный участок в другом месте.

Регулируется такое изъятие статьей 51 Земельного кодекса РФ.

Факт реквизиции участка должен быть подтвержден документально. Исполнительный орган государственной власти, который принимает такое решение о реквизиции участка должен выдать документ, который имеет важное значение.

Он гарантирует собственнику реквизированного участка право требовать возврата ему этого участка или выплат. Юридическим основанием иска в таких случаях могут служить ст.

301 ГК РФ (истребование имущества из чужого незаконного владения).

5. Конфискация земельного участка.

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления, то есть конфискован. Принудительно забрать земельный участок могут только у физического либо юридического лица, являющихся собственниками данной территории.

Конфискация участка может быть осуществлена только после принятия судебного решения.

После официального изъятия участка, площадь будет продана на торгах. В рамках передачи земли другому собственнику осуществляется процедура переоформления всех прав.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rkc/osnovaniia-dlia-iziatiia-zemelnogo-uchastka-5e8434f764a4b71b3b05bd77

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.