Сервитут в земельном кодексе рф

Сервитут. Публичный или частный? Регистрация публичного сервитута

Сервитут в земельном кодексе рф

Согласно Земельному Кодексу РФ сервитуты подлежат государственной регистрации, за исключением сервитутов, предусмотренных п.4 ст. 39.25 ЗК РФ. Однако, нужно различать понятия «сервитут» и «публичный сервитут», который не подлежит государственной регистрации и считается установленным со дня внесения сведений в ЕГРН.

Данная позиция отражается в Письме Росреестра от 25.03.2019 № 01-02960-ГЕ.

Для начала скажем, что сервитут земельного участка — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных целях.

Сервитуты устанавливаются:

  • по соглашению между собственником участка и соседями – частный;
  • по нормативному акту органов государственной власти, которым это право необходимо – публичный.

Отметим, что сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае если соглашение об установлении или условиях частного сервитута не достигается – спор разрешается судом по иску лица, требующего установить частный сервитут.

Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка. Например, для коммуникаций или доступа к своему дому.

Публичный же  сервитут на земельный участок — это сервитут, который устанавливается решением органов власти использовать часть чужого земельного участка на благо общества. Например, для создания транспортной доступности и геодезических изысканий.

Власти могут также устанавливать его на частных земельных участках в интересах различных компаний, которым нужно построить линейные объекты на этих участках.

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Цели установления публичного сервитута различны. Например:

  • размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  • для устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • размещения объектов электросетевого хозяйства, линий и сооружений связи, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
  • складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений или строительной техники, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;
  • проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

В Земельном кодексе содержится целая глава –  V.7 об установлении публичного сервитута, в которая  отражается подробная информацию об условиях установления публичного сервитута.  Вводят его без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого органы власти принимают нормативный акт, где отражаются все существенные условия.

Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей). Нужно соблюсти все требования действующих законов, так как такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника земли. Когда выявятся нарушения, землевладелец может через суд отменить нормативный акт властей.

Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения вносят в ЕГРН.

Прекращаются соглашения об установлении сервитута после: окончания срока их действия или удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. Основанием такого иска может быть существенное нарушение условий. Юридически соглашение прекращает действие после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.

В сентябре 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ, в котором предусмотрен новый вид публичного сервитута. Уполномоченные органы будут его устанавливать по ходатайству организаций, которым необходимо построить линейные объекты на чужих земельных участках.

Принятие Закона № 341-ФЗ связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени.

Для того, чтобы упростить этот процесс, Правительство РФ предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций.

Можно сказать, что публичный сервитут – право юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, газопроводов и т.п.). Юридически сервитут на участок земли — это сделка, по которой собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ).

Обращаем Ваше внимание, что не стоит использовать землю не по назначению, присваивать себе чужую часть земельного участка или пытаться продать его. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст.

276 ГК РФ), если собственник подаст соответствующий иск в суд. При этом у владельца остаются все права: он может распоряжаться своей землей, в том числе и продать.

Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

Для подготовки документов, в целях внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута, вы можете обратиться к нам, в ООО «Региональный кадастровый центр».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rkc/servitut-publichnyi-ili-chastnyi-registraciia-publichnogo-servituta-5d78896c2fda8600ad99a19e

Сервитут. Публичный и частный сервитуты

Сервитут в земельном кодексе рф

фото

примеры расположения сервитутов

документы

примерная схема расположения сервитутов

пример договора об установлении частного сервитута

Что такое сервитут?

Сервитут – право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для проездов, проходов, прокладки инженерно-технических коммуникаций, проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий и иных целей, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены.

Данные нормы устанавливают:

  • Гражданский кодекс РФ (статья 274)
  • Земельный Кодекс РФ (статья 23)

Слово «сервитут» (servitutus) привнесено из гражданского права Древнего Рима (servitutus – означало «рабство вещи»).

Если устанавливался сервитут, то земельный участок служил не только своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка.

Сервитут относится к вещным правам и существует до тех пор, пока существует сама вещь. Владелец сервитута называется управомоченным лицом, а тот, на чьём земельном участке установлен сервитут, – обязанной стороной.

Управомоченная сторона имеет право лишь использовать вещь (ограниченно пользоваться земельным участком). Обязанная сторона – владелец вещи (земельного участка) обладает правом собственности.

Вместе с тем, сервитут не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения своим участком. Он обременяет земельный участок, то есть создаёт определённые неудобства по его использованию для владельца (собственника, землевладельца, землепользователя).

В связи с этим обстоятельством законодательство предусматривает необходимость выплаты владельцу земельного участка соответствующей компенсации (соразмерной платы за пользование его земельным участком).

Сервитут может быть частным и публичным.

Частный сервитут

Вводится по соглашению – договору между тем лицом, кому он необходим, и собственником соседнего земельного участка. Сервитут необходимо официально зарегистрировать в Росреестре.

Если соглашение не достигнуто, то спор должен разрешаться через суд. Иск подаёт сторона, которая требует введения сервитута.

Частный сервитут необходимо зарегистрировать в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 6 статьи 1). Сделать это можно, например, в режиме on-line на сайте госуслуг.

Собственнику земельного участка такая регистрация и наличие соглашения (договора) позволит расторгнуть соглашение в случае необходимости.

Для стороны, которая ввела сервитут, необходимо знать, что сервитут не может быть самостоятельным элементом купли/продажи, залога или передаваться другим лицам.

Правообладатель участка при проведении различных операций  (к примеру, передача его в аренду, оформление договора ссуды) должен ставить в известность о наличии сервитута на его участке.

В противном случае, договоры аренды или ссуды могут быть расторгнуты с возмещением собственником участка реального ущерба, понесённого другой стороной.

Публичный сервитут

Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения. Земельные участки собственников при установлении публичного сервитута не изымаются.

Установление публичного сервитута, по земельному законодательству, должно быть наименее обременительным для земельного участка, где он вводится.

Публичный сервитут может быть срочным или постоянным.

Публичный сервитут вводится несколькими способами:

  • путём проведения общественных слушаний
  • в соответствии с законом
  • в соответствии с нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления

Публичные сервитуты могут устанавливаются в следующих случаях (пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ):

  • для прохода или проезда через земельный участок
  • для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
  • для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры
  • для размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним
  • для проведения дренажных работ на земельном участке
  • для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя
  • для прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок
  • для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям
  • для использования участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства)
  • для проведения изыскательских, исследовательских и других работ (временное пользование земельным участком)

Если введение публичного сервитута вызывает существенные затруднения в использовании этого участка, то, по требованию собственника (землепользователя, землевладельца), ему обеспечивается соответствующая выплата за причинённые неудобства.

Если же публичный сервитут приводит к невозможности использования земельного участка, то его собственник может потребовать изъятие участка, например, путём выкупа тем органом, который ввёл сервитут, или путём возмещения убытков.

Публичный сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Публичный сервитут прекращается путём принятия акта об отмене сервитута (например, отпали причины и общественные нужды, из-за которых он устанавливался).

Полезно знать

  • Что такое «пятно застройки» земельного участка – читать здесь
  • Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
  • С нормами строительства на садовых участках можно ознакомиться здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно здесь
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь.

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_253.htm

Новое в законодательстве о публичных сервитутах

Сервитут в земельном кодексе рф

С 1 сентября 2018 г. вступили в силу поправки в Земельный кодекс РФ, значительно изменившие правовое регулирование публичных сервитутов.

ЗК РФ был дополнен новой главой V.7 «Установление публичного сервитута в публичных целях», содержащей 13 новых статей. Эти нормы подробно регламентируют процедуру установления публичных сервитутов в целях размещения линейных объектов. Кандидат исторических наук, доцент Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Алексей Ястребов анализирует эти изменения.

Согласно ст. 23 ЗК РФ публичные сервитуты устанавливаются решениями исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения интересов государства, местного самоуправления и местного населения.

По сути дела они являются ограничениями права собственности на земельные участки в общественно значимых целях. Публичные сервитуты могут устанавливаться для различных целей, в т.ч. для прохода или проезда через земельный участок, размещения межевых знаков, проведения дренажных работ и др.

Но основная необходимость их установления связана с использованием земельных участков для размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения – линий электропередач, тепловых сетей, водопроводных сетей, линий и сооружений связи, объектов системы газоснабжения, нефтепроводов, автомобильных дорог и др. Именно установлению этих публичных сервитутов посвящены основные изменения Земельные кодекса РФ.

Законодатель предъявляет особые требования к порядку принятия решения об установлении публичного сервитута.

Для этого в уполномоченный орган с соответствующим ходатайством должны обратиться организации, осуществляющие строительство или эксплуатацию линейных объектов – субъекты естественных монополий, организации транспорта, связи и др.

ЗК РФ подробно регламентирует содержание этого ходатайства, в частности, в нём должно быть серьёзное обоснование необходимости размещения линейного объекта на конкретном земельном участке.

При этом организация должна доказать невозможность размещения соответствующего сооружения на других земельных участках – в границах земель общего пользования, не предоставленных гражданам или юридическим лицам. Если обоснование необходимости установления публичного сервитута не будет соответствовать требованиям, предусмотренным ЗК РФ, уполномоченный орган вправе отказать в установлении публичного сервитута.

Важно отметить, что по общему правилу публичный сервитут в целях размещения линейных объектов не может быть установлен в отношении  земельных участков, предоставленных гражданам для ведения индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства.

Но ЗК РФ предусматривает ряд исключений из этого правила.

В частности, публичный сервитут может быть установлен на участки, принадлежащие гражданам, если это необходимо для подключения зданий, сооружений к сетям инженерно-технического обеспечения, для эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений.

Кроме того, в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если это существенно затруднит или приведёт к невозможности использования земельного участка в течение более чем 3-х месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении других земельных участков. В этих случаях органы власти или местного самоуправления могут принять решения об изъятии соответствующих земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Земельный кодекс РФ впервые подробно урегулировал процедуру заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Оно заключается на основании принятого решения между обладателем публичного сервитута – организацией, эксплуатирующей линейный объект и собственником или другим правообладателем земельного участка. Важным элементом соглашения является плата за публичный сервитут.

Она может устанавливаться в виде единовременного или публичного платежа на основе рыночной стоимости земельного участка, определенной независимым оценщиком и методических рекомендаций, которые будут утверждены уполномоченным органом власти.

Следует отметить, что если сервитут устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, соглашение не заключается.

Проект соглашения направляется правообладателю участка, который в должен подписать его или в течение 14 дней направить обладателю публичного сервитута свои предложения об условиях соглашения.

Правообладатель, не согласный с решением об установлении публичного сервитута на его участок, вправе оспорить это решение в суде.

Важно подчеркнуть, что пока это дело будет рассматриваться в суде и решение по нему не вступит в законную силу, публичный сервитут осуществляться не будет.

Если же в течение 30 дней со дня получения соглашения оно не подписано и обращение в суд также не последовало, организация, эксплуатирующая линейный объект, вправе приступить к осуществлению публичного сервитута до заключения соответствующего соглашения. При этом она должна внести плату за сервитут в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка.

Закон о публичных сервитутах только вступил в силу, поэтому время покажет, как новые нормы будут применяться на практике. По сравнению с ранее действовавшим законодательством они предусматривают упрощение порядка и сокращение сроков размещения объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для развития территорий и обеспечения населения коммунальными ресурсами.

Источник: https://regionorel.ru/novosti/novosti/novoe_v_zakonodatelstve_o_publichnykh_servitutakh/

Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?

Сервитут в земельном кодексе рф

В некоторых случаях возникает потребность использования чужого земельного участка или его части. Такое ограниченное пользование в юриспруденции называется сервитутом. Читайте в статье об особенностях понятия «сервитут на земельный участок», что это такое, как регулируется и как оформляется.

Что такое сервитут, определение простыми словами

Говоря простым языком, сервитут – это законное право ограниченно пользоваться чужой собственностью для личных целей. Оформляется он только в случаях крайней необходимости. К примеру, если требуется проход или подъезд к дому, а иначе, чем через чужой участок, сделать его не получается физически.

Определение сервитута дано в ст. 23 ЗК РФ. Согласно этому нормативному акту, сервитут – это право ограниченного использования лицом земельного участка, который ему не принадлежит.

При этом собственник надела может по-прежнему распоряжаться им как ему заблагорассудится. Однако он не может перекрыть доступ к определенному объекту лицам, обладающим сервитутом. Владелец обязан не препятствовать проезду или проходу, оформленному должным образом.

Сервитут не может выступать объектом какой-либо гражданско-правовой сделки. Он навсегда привязывается к определенной недвижимости.

Правом владеть сервитутом обладают только те лица, которые являются собственниками имущества, для которого он устанавливался. Если произойдет отчуждение прав на землю, где установлен сервитут, то вместе с имущественными правами новый собственник получит и обязательства по обременению. Это закреплено в ст. 275 ГК РФ.

Виды сервитутов

Сервитут подразделяется на постоянный и срочный, а также публичный и частный. Первая группа характеризуется срочностью договора. Вторая – назначением.

Постоянный сервитут является бессрочным. При его оформлении в договоре не указывается срок действия. При оформлении срочного права ограниченного пользования обязательно указывается период его действия. Эти разновидности применимы и к публичному, и к частному видам.

Публичный сервитут используется государством для обеспечения нужд и интересов органов власти или населения. Частный – оформляется между физическими лицами и организациями, если права одного из них нарушаются расположением соседнего участка. Рассмотрим эти виды подробнее.

Регистрация и установление сервитута на земельный участок

Сервитут устанавливается по соглашению сторон или в результате вынесения соответствующего судебного решения. Установить право ограниченного использования чужой земли можно только по волеизъявлению собственника или землевладельца (к примеру, на правах аренды), которому это требуется.

Чтобы установить сервитут по соглашению сторон потребуются следующие документы:

  • заявления сторон;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • общегражданские паспорта сторон;
  • свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт.

Соглашение об установлении сервитута вступает в законную силу только с момента регистрации в Росреестре. Чтобы зарегистрировать возникшее право ограниченного пользования необходимо обратиться в Росреестр или МФЦ по месту нахождения земельного участка с пакетом вышеперечисленных документов.

Земельный сервитут прекращает свое действие по истечению срока действия, указанного в договоре, по решению судебных органов или в связи с иными обстоятельствами, предусмотренными действующим законодательством.

Владелец земельного надела, обремененного сервитутом, может потребовать установления платы за пользование его собственностью. Ее размер и порядок выплаты указываются в соглашении или определяются судебным решением.

Когда устанавливается публичный сервитут, владелец обремененного надела может потребовать аналогичной платы с государственных или муниципальных органов. Однако это допускается только при условии, что установленный сервитут мешает использовать землю. Размер и порядок выплаты платежей будет указан в нормативном акте, которым оформляется сервитут.

Договор сервитута

Этот тип договора регулируется гражданским законодательством. Он имеет следующую структуру:

  1. Наименование сторон договора – ФИО, паспортные данные.
  2. Предмет соглашения – порядок и цель установления сервитута.
  3. Размер оплаты.
  4. Права и обязанности сторон соглашения.
  5. Форс-мажор и порядок действий при его наступлении.
  6. Реквизиты и личные подписи сторон.

Кроме того, есть ряд существенных условий договора о сервитуте, без указания которых он не может быть зарегистрирован. В этот перечень входит следующая информация:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • обозначение части надела, которая будет обременена;
  • информация об обременении с указанием конкретной цели;
  • наименования сторон;
  • срок действия соглашения.

Всю организацию оформления и прохождение государственной регистрации, в том числе и возникающие расходы, берет на себя заинтересованная сторона. Участники могут включить в договор и иные условия, которые посчитают существенными.

К договору на усмотрение сторон прилагаются кадастровые документы, схема, описание и порядок эксплуатации надела, а также расчет стоимости за пользование землей.

Подписание соглашения происходит в срок не более месяца с момента достижения договоренностей. Если это публичный сервитут, то этот период может существенно затянуться.

Как оформить сервитут на проезд к участку?

Алгоритм оформления будет следующим:

  1. Обращение к собственнику земли, на которую нужно установить сервитут.
  2. После достижения договоренности оформление соглашения в письменной форме.
  3. Регистрация в Росреестре или МФЦ.

Если земля находится в собственности у муниципалитета, то потребуется написать соответствующее заявление в отдел, занимающийся земельными правоотношениями. Заявление будет рассмотрено в течение месяца. При положительном решении необходимо пройти процедуру регистрации. При отрицательном – обращаться в суд.

Оплата за использование участка для проезда может быть единовременной или регулярной. Способ выплаты необходимо прописать в соглашении.

Если у вас есть вопросы, касающиеся земельно-имущественных отношений, обращайтесь за консультацией к юристу. Получить правовую помощь можно на нашем сайте. Напишите вопрос эксперту, и он бесплатно проконсультирует вас.

Теперь вы знаете, что такое сервитут на земельный участок и как он оформляется. Учитывайте, что его использование – это крайняя мера, допустимая, когда других вариантов нет.

Источник:

Сервитут — что это такое простыми словами? Как устанавливается, чем регулируется

Последние изменения: Январь 2020

Имея в собственности любой вид недвижимости, необходимо документально подтверждать право на него для того, чтобы совершать разного рода сделки с ним. Но, несмотря на владение абсолютным правом собственности, все-таки есть существенное его ограничение. Таким ограничением и является сервитут, что это такое и как его оформить, регламентировано такими сферами права как:

  • гражданское законодательство;
  • земельное законодательство;
  • а в некоторых случаях и водное или лесное законодательство.

А также не были нарушены права другого собственника, чаще всего проживающего по соседству, в отношении его свободного доступа к своему жилищу.

Понятие термина сервитута

Согласно статье 23 Земельного законодательства сервитутом является частичное (ограниченное) право использования чужого земельного участка для личных (частных) или государственных (общественных) целей, основой которого является соглашение между сторонами.

Для чего он необходим?

С юридической точки зрения сервитут является сделкой, предмет которой – передача ограниченных прав пользования от собственника другому лицу.

Лицо, которому дается право частичного пользования участком (сервитут) не наделяется правом собственности на эту часть, а лишь может ее использовать в весьма ограниченном смысле.

К сожалению, как показывается статистика, граждане, наделенные сервитутом, не до конца осознают правовую основу такого соглашения и после его заключения и регистрации пытаются присвоить себе эту часть земли или начинают использовать ее не по назначению. В этом случае законом предусмотрена правовая защита собственника, определяемая гражданским законодательством (пункт 2 статьи 276 Гражданского кодекса), что дает ему право аннулировать сервитут посредством подачи искового заявления в судебный орган.

Стоит отметить и тот факт, что лицо, нуждающиеся в сервитуте в связи с отсутствием другого способа решения проблемы, также может обратиться с иском в суд и потребовать удовлетворить его права на это.

(Например, гражданин купил участок земли и построил на нем дом, но подвести к нему коммуникации не может по той простой причине, что на пути прокладки расположен участок соседа, а обойти его нет возможности).

Сервитуты подразделяются на два вида и два подвида.

Так законом установлено два основных типа:

  • не общественный (частный);
  • общественный (публичный).

Частным сервитутом считается заключенное соглашение между двумя физическими лицами (соседями) об ограниченном использовании соседнего участка земли для таких целей как:

  • для индивидуального доступа к жилищу (проезд, проход и т.д.) через участок соседа;
  • для подведения коммуникаций к дому;
  • для прокладки теле- и электрокоммуникационных сетей и установки опор электропередачи и т.п.

Общественным (публичным) сервитутом является волеизъявление населения, органов местного или государственного управления использовать часть собственности других лиц для блага общества в целях:

  • доступности транспортной инфраструктуры;
  • выполнения геодезических изысканий или работ по мелиорации;
  • свободного доступа к прибрежной территории;
  • использование земель и лесополос для осуществления охоты или рыбалки;
  • размещения межевых меток (знаков) и т.д.

Источник: https://giak.ru/ipoteka/chto-takoe-zemelnyj-servitut-i-kak-on-ustanavlivaetsya.html

Сервитуты государственных и муниципальных земельных участков по новой редакции ЗК РФ -Статьи

Сервитут в земельном кодексе рф

Сервитуты государственных и муниципальных земельных участков по новой редакции ЗК РФ

Новая редакция Земельного Кодекса (глава V.3 ЗК РФ) предусматривает ряд важных новшеств в отношении сервитутов земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности.

задача внесенных изменений состоит в том, чтобы перенести заключение соглашений о сервитуте из кулуаров властных органов на уровень правоотношений между частными лицами.

 Для этого пользователям  государственных и муниципальных земельных участков (например, арендаторам) дано право самостоятельно и без согласия публичного собственника заключать соглашения о сервитуте и, более того, получать плату за сервитут.

В тех случаях, когда участок не предоставлен в пользование частному лицу, сохранена возможность заключения соглашения о сервитуте с органом публичной власти, причем процедура заключения такого соглашения подробно урегулирована.

Таким образом, внесенные изменения направлены на то, чтобы снизить бюрократическую нагрузку на органы публичной власти, и в ряде случаев облегчить жизнь тем гражданам и организациям, которые нуждаются в заключении соглашений о сервитуте. Итак, по порядку.

Как я уже писала, право на заключение соглашения о сервитуте государственных и муниципальных земельных участков теперь предоставлено землепользователям, а именно, лицам, которые занимают участок на основании:

  • Права постоянного бессрочного пользования;
  • Права пожизненного наследуемого владения;
  • Аренды сроком более, чем на 1 год;
  • Права безвозмездного пользования сроком более, чем на 1 год.

При этом согласие уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если соответствующим договором аренды или безвозмездного пользования не предусмотрено иное (п.1 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).

Орган, уполномоченный на распоряжение данным земельным участком, должен быть лишь уведомлен о заключенном соглашении о сервитуте в течение 10 дней с момента его заключения (п.3 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).

Последствия неуведомления в законе не содержатся.

  1. Плата за сервитут, соглашение о котором заключено частным землепользователем, поступает указанному землепользователю (п. 3 ст. 39.25 ЗК РФ в новой редакции). Этой нормой законодатель, видимо, пытается стимулировать частных лиц к заключению подобных соглашений.
  2. Соглашение о сервитуте, заключенное с арендатором земельного участка или с лицом, которому участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, действует лишь в течение действия договора аренды или договора о безвозмездном пользовании (пункты 4, 5 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).
  3. Пунктом 1 статьи 39.25 подробно урегулировано содержание соглашения о сервитуте, в частности, указано, что оно должно содержать кадастровый номер земельного участка и учетный номер обременяемой части земельного участка. Таким образом, данная норма подтверждает необходимость кадастрового учета соответствующей части земельного участка.
  4. Если соглашение о сервитуте части земельного участка заключено на срок менее 3х лет, то заключение такого соглашения допускается без кадастрового учета соответствующей части и без государственной регистрации сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии со схемой, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ). Надо сказать, в ряде случаев это положение может быть весьма ценным.
  5. Статьей 39.26 ЗК РФ подробно урегулирован порядок заключения соглашения о сервитуте государственного или муниципального земельного участка с уполномоченным органом публичной власти.
  • в уполномоченный орган публичной власти направляется заявление о заключении соглашения о сервитуте с приложением схемы обременяемой части земельного участка. Если соглашение о сервитуте предлагается заключить в отношении всего земельного участка, прилагать схему не требуется.
  • орган публичной власти в месячный срок обязан выполнить одно из следующих действий:

– Направить уведомление о готовности заключить соглашение о сервитуте;

– Направить предложение о заключение соглашения о сервитуте иной части земельного участка;

– Подготовить, подписать и направить заявителю проект соглашения о сервитуте целого земельного участка

– Отказать в заключении соглашения о сервитуте при наличии предусмотренных законом оснований.

  • После получения уведомления о готовности заключить соглашение о сервитуте или предложения о заключении соглашения о сервитуте иной части земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет кадастровые работы и постановку на кадастровый учет части земельного участка для заключения соглашения и сервитуте.
  • Уполномоченный орган готовит и направляет заявителю соглашение об установлении сервитута в 3х экземплярах, которое заявитель должен подписать в течение 30 дней.

Кроме вышесказанного, хочется отметить следующий момент. Статьей 39.23 предусмотрена довольно странная формулировка, описывающая основания заключения соглашения об установлении сервитута государственного или муниципального земельного участка.

Сказано, что такое соглашение может быть заключено в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным Кодексом и другими федеральными законами, в частности, в случаях строительства линейных объектов, инженерных изысканий и пользования недрами.

Таким образом, возможность заключения соглашения о сервитуте государственных и муниципальных земельных участков для иных случаев, например, для обеспечения доступа к другим участкам и объектам, сохранена, однако, почему-то не прописана в ЗК прямо.

Будем надеяться, что это не повлияет негативно на развитие практики по данному вопросу.

Материал подготовила Татьяна Скворцова.

Источник: https://www.cab74.ru/articles/304/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.