Сервитут порядок установления и прекращения

Содержание

Статья 31. Порядок установления и прекращения публичных сервитутов на территории Поселения | ГАРАНТ

Сервитут порядок установления и прекращения

Статья 31. Порядок установления и прекращения публичных сервитутов на территории Поселения

1. Публичный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, возникающее на основании нормативно-правового акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и обеспечивающее интересы Российской Федерации, местного самоуправления или местного населения.

2. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

3. Установление публичного сервитута осуществляется с учётом результатов публичных слушаний.

4. Сервитут может быть срочным и постоянным.

5. Инициаторами установления (прекращения) публичного сервитута могут быть физические и юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления.

Инициатор установления публичного сервитута подаёт в уполномоченный в области архитектуры и градостроительства орган местного самоуправления заявление об установлении публичного сервитута, в котором указываются:

– местонахождение земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут;

– сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) данного земельного участка;

– сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

– содержание публичного сервитута;

– обоснование необходимости установления публичного сервитута;

– ситуационный план и сфера действия публичного сервитута;

– срок действия публичного сервитута или указание на его бессрочность.

6.

Уполномоченный в области архитектуры и градостроительства орган местного самоуправления в течение 30-ти дней рассматривает заявление об установлении (прекращении) публичного сервитута, выявляет необходимость проведения Комиссией по землепользованию и застройке публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута и направляет заявление, указанное в абз.2 ч. 5 настоящей статьи, главе администрации Поселения. Глава администрации Поселения, не позднее следующего дня с момента поступления заявления, принимает решение о проведении публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута.

Уполномоченное в области архитектуры и градостроительства подразделение администрации Поселения имеет право отказать инициатору в дальнейшем рассмотрении заявления в случае признания необоснованности установления (прекращения) публичного сервитута. Данное решение может быть обжаловано инициатором установления (прекращения) публичного сервитута в судебном порядке.

7. Публичные слушания по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута проводятся в соответствии со статьёй 30 настоящих Правил застройки.

8. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций по установлению (прекращению) публичного сервитута либо по отказу в установлении (прекращении) публичного сервитута и направляет их, не позднее следующего дня после подготовки, главе администрации Поселения.

9. Глава в течение 3-х дней со дня поступления указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций принимает постановление об установлении (прекращении) публичного сервитута или об отказе в установлении (прекращении) публичного сервитута с указанием причин отказа. В постановлении об установлении публичного сервитута должно быть указано:

– местонахождение земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут;

– кадастровый план земельного участка (или проект границ земельного участка);

– сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) данного земельного участка;

– сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

– содержание публичного сервитута;

– сфера действия публичного сервитута;

– срок действия публичного сервитута или указание на его бессрочность;

– размер платы собственнику земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут, или указание на бесплатность его установления.

10. Публичный сервитут (его прекращение) подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Сервитут возникает (прекращается) с момента такой регистрации.

Государственная регистрация публичного сервитута (его прекращения) производится на основании заявления собственника земельного участка, который обременяется (обременён) сервитутом.

В случае, если данный собственник земельного участка уклоняется от осуществления действий по государственной регистрации сервитута (его прекращения), инициатор установления (прекращения) публичного сервитута вправе обратиться в суд с требованием о регистрации публичного сервитута (его прекращения).

Оплата государственной регистрации публичного сервитута (его прекращения) производится за счёт инициатора установления (прекращения) публичного сервитута.

11. Срочный публичный сервитут прекращается по истечении срока его действия, определённого постановлением главы согласно части 9 настоящей статьи. Принятие отдельного нормативного правового акта о прекращении действия срочного публичного сервитута не требуется.

12. Бессрочный публичный сервитут прекращается в случае отсутствия интересов Российской Федерации, местного самоуправления или местного населения, в целях обеспечения которых он был установлен. Бессрочный публичный сервитут прекращается в порядке, определённом ч.ч. 5 – 10 настоящей статьи, с учётом особенностей, установленных настоящей частью.

Инициатор прекращения публичного сервитута подаёт в администрацию Поселения заявление о прекращении публичного сервитута, в котором указываются:

– местонахождение земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут;

– кадастровый план земельного участка (или проект границ земельного участка);

– реквизиты постановления главы Поселения об установлении публичного сервитута;

– сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) земельного участка, обременённого публичным сервитутом;

– сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

– сведения об инициаторе прекращения публичного сервитута;

– содержание публичного сервитута;

– обоснование необходимости прекращения публичного сервитута;

– сфера действия публичного сервитута;

– указание на бессрочность публичного сервитута.

В постановлении главы о прекращении публичного сервитута (ч. 9 настоящей статьи) должно быть указано:

– местонахождение земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут;

– кадастровый план земельного участка (или проект границ земельного участка);

– реквизиты постановления главы села Екатеринославка об установлении публичного сервитута;

– сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) земельного участка, обременённого публичным сервитутом;

– сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

– сведения об инициаторе прекращения публичного сервитута;

– содержание публичного сервитута;

– сфера действия публичного сервитута;

– указание на бессрочность публичного сервитута;

– решение о прекращении действия публичного сервитута.

13. Осуществление публичного сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

14. Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от администрации Поселения соразмерную плату за него. Вопросы о платности публичного сервитута, размере платы и другие подобные вопросы рассматриваются при проведении публичных слушаний об установлении публичного сервитута.

15. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка (землевладелец, землепользователь) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением администрацией Поселения убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

16. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Источник: https://base.garant.ru/42829394/60a8f9da3d5d166dcc82de72eaea67f9/

Сервитут – порядок установления и регистрации сервитута

Сервитут порядок установления и прекращения

Есть в юридической терминологии такое понятие как сервитут – использование земельного участка для прохода или проезда с ограниченными правами.

Оно требует официальной регистрации. Эту нелегкую процедуру описывает закон. А заключают  это соглашение по взаимному согласию сторон.

По периоду пользования сервитут бывает как постоянным, так и краткосрочным.

статьи:

Основные виды сервитута – отличие частного сервитута от публичного

Два вида сервитута устанавливает Земельный Кодекс. В этом документе можно найти подробное их описание и признаки различающие их. Но, если рассказать проще, то:

  • Частный сервитут нацелен на частные интересы определенных лиц или организаций.

При этом договор может заключаться по взаимному соглашению при подписании документов, так и в результате вынесения судебного решения. Например, если владелец земли не настроен обременять ее сервитутом.

Землевладелец не ущемляется в правах этим соглашением. Он может полноценно распоряжаться земельным имуществом, а так же просить вознаграждение за использование территорией.

А если основания для действия сервитута иссякли, например, трубопровод направили другим путем или дорога больше используется и закрыта, то собственник имущества может потребовать расторжения договора, как в личном порядке, так и через суд.

  • Публичный сервитут заключается из-за выгоды государства, муниципальный предприятий, в общем, в народных целях.

Причем, если сервитут налагает какие-то трудности в использовании земельного имущества, то  владельцу полагается вознаграждение за его использование.

Если пользование участком вообще невозможно по причине сервитута, то владелец может просить выкупить эту землю.

Какие могут быть основания для возникновения сервитута в соответствии с законом о сервитуте?

Для публичного сервитута причинами выступают:

  1. Эксплуатация территории для охоты и рыбалки
  2. Транспортное передвижение по участку
  3. Применение территории для дренажных работ
  4. Для провода сельскохозяйственных животных по территории землевладельца
  5. Для вольной пастьбы скота
  6. Для сенокоса
  7. Для исследовательских работ – это временная мера
  8. Для  беспрепятственного подхода к прибрежной зоне.

Частный сервитут используют для:

  1. Прокладки трубопровода через территорию, принадлежащую определенному лицу
  2. Установки ЛЭП
  3. Установки теле- и радиовышек
  4. Для перемещения, например, соседний участок земли.
  5. И других необходимых нужд.

Как установить сервитут – порядок установления частного и публичного сервитута

Для возникновения таких отношений заинтересованное лицо должно предложить обладателю земли предложение сервитута. И после решения всех важных моментов, таких как сроки, оплата и прочее, две стороны заключают договор. После регистрации сего соглашения в ЕГРП сервитут считается вступившим в законную силу.

Как зарегистрировать сервитут – список необходимых документов  для государственной регистрации сервитут

Для того, чтобы заключить договор нужно подготовить следующий пакет документов.

  1. Заявление от землевладельца и лица «арендующего» земельное имущество.
  2. Подтверждение уплаты госпошлины
  3. Паспорта заявителей
  4. Если сервитут частный, то требуется обоюдное соглашение или решение суда
  5. Для публичного – правовой акт об установлении сервитута
  6. Бумаги, доказывающие, что объект недвижимости находится в собстенности

Для ЮЛ дополнительно потребуются:

  1. Учредительные документы, включающие все поправки
  2. Свидетельства о ГРЮЛ
  3. Договор о назначении руководителя: протокол избрания и приказ о назначении
  4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН

Кто и как устанавливает размер платы за установление сервитута – какой срок действия у сервитута

Обладателю используемого объекта  в любом случае будет назначаться денежное вознаграждение за сервитут. Причем величина его устанавливается в зависимости от размера материальной выгоды от объекта, если бы он не был отдан под сервитут. Важный факт, что на размер этих выплат оказывает влияние и частота пользования землей.

Срок действия договора определяется в официальном соглашении при подписании документа обеими сторонами. При этом длительность его не должна превышать время нахождения имущества в подряде, в строительных целях и проч.

Особенности сохранения сервитута при переходе прав собственности на имущество

Сервитут привязан не к определенному лицу, а к имуществу. Поэтому при купли-продажи, обмена, а так же аренды земля передается вместе с обременением. Таким образом, вместе с землей новый владелец получает еще и «бонус» в виде сервитута.

Прекращение сервитута – какие могут быть основания для прекращения сервитута?

  1. Соглашение сторон может быть расторгнуто при отпадении нужды пользования имуществом собственника. Например, если открылась новая более удобная дорога.
  2. Договор расторгается, если невозможно использование имущества по назначению. Т.е. если сервитут настолько мешает нормальной деятельности, что полностью останавливает ее.
  3. А так же в случае уничтожения объекта сервитута.
  4. Если пользователь сервитута приобрел используемое имущество у собственника.
  5. Так же вполне возможно прекращение действия договора при отказе от сервитута заинтересованного в нем лица.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/useful/430-servitut-poryadok-ustanovleniya-i-registratsii-servituta.html

Прекращение сервитута в 2019 году, основания и порядок прекращения, споры, связанные с установлением, исковое заявление на прекращение сервитута | Земельный эксперт

Сервитут порядок установления и прекращения

В ст. 276 главы 17 Гражданского кодекса РФ указаны ситуации, при которых сервитут на земельный участок оканчивается.

Основания прекращения сервитута по общему правилу могут быть следующими:

  • Отпали обстоятельства, на основании которых сервитут устанавливался.
  • Невозможность эксплуатации земли по ее прямому (целевому) назначению после установки сервитута.

Процедура прекращения сервитута проходит обязательную регистрацию в Росреестре.

Как известно, публичный сервитут назначается при наличии оснований ст. 23 ЗК РФ для соблюдения интересов государства или муниципалитета без изъятия частного владения. Органы власти издают соответствующее распоряжение, и обременение оформляется без согласия собственника земли.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Данный вид сервитута рассматривается для организации перемещения через земельный участок, для прокладывания коммуникаций, межевания, с целью обеспечения прохода к прибрежной полосе и в других случаях. Если необходимость в данных мероприятиях пропала, то оканчивается и сервитут. Чаще всего это происходит по обоюдному согласию между участниками отношений.

В свою очередь, частный сервитут назначается по соглашению участников, и обычно это связано с организацией прохода на соседний участок, проведением водопровода или монтажом линии электропередач. В данном случае сервитут прекращается после того, как все необходимые работы выполнены или необходимость в проезде по соседнему массиву отпала.

Прекращение данных правоотношений производится в судебном порядке, если условия их назначения не соблюдаются или мешают организации необходимых действий. К примеру, прокладка водопровода на участке привела к излишнему увлажнению почвы и участок, предназначенный для сельскохозяйственной деятельности, больше не может быть использован по специальному назначению.

Законных положений о прекращении земельного сервитута в пользу лица, для которого он был назначен, не предусмотрено, однако, такие варианты все же существуют:

  • если этот гражданин сам принял решение об отказе от таких правоотношений;
  • по причине гибели предмета обременения, к примеру, территория была затоплена или погублена пожаром;
  • в результате отчуждения площади, обремененной сервитутом в отношении его носителя.

Порядок прекращения права сервитута на земельный участок

В зависимости от конкретной ситуации законодательством предусмотрены этапы прекращения действия сервитута. Если данное право заканчивается в связи с договоренностью между участниками правоотношений, то процедура состоит из следующих этапов:

  1. Собственник земли направляет субъекту сервитута требование о прекращении его действия.
  2. Подписывается совместное соглашение об окончании действия такого права.
  3. Данный документ подается в Росреестр, где и производится официальная регистрация завершения сервитута.

В том случае, если прекращение права осуществляется в судебном порядке, то на начальной стадии владелец участка имеет право обратиться в суд и подать заявление о расторжении сервитута по причине невозможности использования своего участка по целевому назначению. Посмотреть и скачать можно здесь: [Исковое заявление о расторжении сервитута]. На основании судебного решения уже и проводится регистрация в Росреестре.

Для проведения данной процедуры потребуется не менее месяца, поскольку именно это время необходимо для регистрации изменений.

Список документов

Для прекращения действия сервитута, могут потребоваться следующие бумаги:

  • личные документы собственника земельного участка;
  • технические документы на землю;
  • правоустанавливающие бумаги на участок;
  • договор о сервитуте;
  • документы, являющиеся основанием для прекращения сервитута: судебное решение, соглашение между участниками, постановление местного органа власти;
  • заключение экспертов о состоянии земли.

Все споры, связанные с прекращением сервитута, решаются исключительно в судебном порядке, поэтому дополнительно потребуется квитанция об уплате госпошлины.

Последствия прекращения сервитута на земельный участок

В результате оформления процедуры собственник земельного участка, который был обременен сервитутом, теряет право на получение платы за услугу, если таковая была установлена.

В свою очередь, лица, переставшие обладать правом ограниченного пользования, больше не могут использовать чужой земельный участок для удовлетворения своих потребностей.

Вернуть сервитут возможно, но лишь в ряде случаев. К примеру, это может произойти при повторном появлении оснований для его назначения или в случае возникновения новых причин.

Исключением являются ситуации, когда вопрос о прекращении решался в судебном порядке, и установка сервитута на участок привела к значительному ухудшению его состояния. Кроме того, повторный сервитут исключается, если он не дает возможности эксплуатировать землю по ее целевому назначению.

Пример по прекращению сервитута на земельный участок

Представитель администрации Новосибирской области в прошлом году организовал замену водопроводных труб на территории дачного поселка, о чем издал соответствующее постановление.

На основании документа в одностороннем порядке был установлен сервитут на все земельные участки, через которые данный водопровод прокладывался. Срок сервитута ограничивался тремя месяцами, которые требовались для исполнения необходимых работ.

Установленный период прошел, а все, что сделала компания, взявшая на себя выполнение тендера, так это выкопала ямы на землях граждан. Администрация области вынуждена была обратиться в судебные инстанции с претензией к действиям подрядчика и искать нового исполнителя.

Данные процедуры также заняли немало времени. В результате, жители дачного поселка собрали необходимые подписи и обратились в суд с иском, в рамках которого требовали обязать административный ресурс решить вопрос в ближайшее время.
По данному заявлению было вынесено положительное решение и через месяц водопровод был проложен, а сервитут прекращен.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Земельный сервитут устанавливается на различные участки с целью организации их использования без изъятия у собственника.
  2. Прекращение права ограниченного пользования чужим участком может быть выполнено в нескольких случаях, оговоренных в законодательстве РФ.
  3. Порядок окончания действия данного права зависит от того, каким образом процедура осуществляется: по согласию между участниками или в судебном порядке.
  4. В результате прекращения сервитута каждая из сторон лишается определенных преимуществ: владелец участка – платы за использование земли, а пользователь сервитута – правом эксплуатации части земельной зоны.
  5. Права на сервитут могут быть восстановлены, но это зависит от конкретной ситуации.

Список законов

  • Статья 276 ГК РФ
  • Статья 23 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Исковое заявление о расторжении сервитута

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прекращению сервитута на земельный участок

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Леонид. Я имею в своем распоряжении земельный участок, который располагается рядом с рекой. Выше моего надела имеется другой участок.

Чтобы решить вопрос орошения, мы заключили с соседом договор о частном сервитуте, который давал ему право на создание с левой части моей территории оросительную систему для поливки своей площади.

Взамен я получал незначительную плату.

Через некоторое время я заметил, что земля на моем участке стала сырой и посадить что-либо теперь достаточно сложно. Более того, стали гнить посаженные там овощи. Я предложил соседу расторгнуть соглашение, однако, он не согласился, потому что для него сервитут был решением серьезной проблемы.

Подскажите, что мне делать в сложившейся ситуации и могу ли я расторгнуть соглашение о сервитуте в одностороннем порядке? Требуется ли регистрация?

Ответ: Уважаемый Леонид, в Вашей ситуации разрешить проблему можно только путем прекращения действия сервитута при помощи подачи искового заявления.

В судебной практике существует много похожих случаев, поэтому от Вас потребуется подготовить официальный иск и направить его в суд общей юрисдикции. Такое решение вопроса предусмотрено ст. 276 ГК РФ.

Если Вы докажите правомерность своей претензии путем предоставления официальных документов, заключений экспертов, фотографии, то судья пойдет навстречу и примет решение в Вашу пользу.

На основании судебного решения вы сможете обратиться в Росреестр и зарегистрировать прекращение сервитута. Данная процедура является обязательной.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/prekrashhenie-prav-na-zemlyu/prekrashhenie-servituta-na-zemelnyj-uchastok/

Порядок установления сервитутов и прекращения сервитутов

Сервитут порядок установления и прекращения

В соответствии с п.3 ст.274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

При отсутствии спора по условиям установления сервитута соглашение о его установлении заключается в письменной форме.

В соответствии со ст.

27 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав (далее – ЕГРП) на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРП. Отсутствие государственной регистрации сервитута свидетельствует об отсутствии у сторон прав и обязанностей, а соглашение о сервитуте является незаключенным.

Для государственной регистрации сервитута предоставления кадастрового плана земельного участка не требуется в случае, если сервитут устанавливается на весь земельный участок.

Однако если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута.

В случае обращения в суд за разрешением спора об установлении или условиях сервитута, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, вопрос об установлении сервитута может быть поставлен только в том случае, если имеются доказательства необходимости установления сервитута, невозможности использовать принадлежащую лицу, требующему установления сервитута, недвижимость без установления права ограниченного пользования чужим имуществом.

Во-вторых, исковые требования надлежит заявлять не в рамках негаторного иска, поскольку из содержания ст.304, 305 ГК РФ следует, что посредством негаторного иска можно устранить препятствования в пользовании своим имуществом, но не определить порядок пользования чужим имуществом.

В-третьих, право требовать установления сервитута предоставлено лицу, в интересах которого устанавливается сервитут и которое не может использовать свое имущество без установления права ограниченного пользования чужим имуществом.

В-четвертых, имущество, на которое устанавливается сервитут, должно находиться в собственности.

В-пятых, правом требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование объектом недвижимого имущества, возложена на собственника.

Как уже было сказано выше, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Установление такого сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Следует отметить, что в ГК РФ и ЗК РФ процедура проведения таких слушаний не описана, поэтому, в настоящее время, субъекты РФ принимают по этому поводу свои нормативные акты. Так, например, в Московской области порядок проведения общественных слушаний по поводу установления публичного сервитута регулируется статьей 13 Закона Московской области от 07.06.1996 г.

№ 23/96-ОЗ “О регулировании земельных отношений в Московской области”.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

В этом случае сервитут может быть установлен на основании судебного решения.

Прекращение сервитута (статье 276)

1. В п.1 коммент. ст. предусматривается одно из специальных оснований прекращения права ограниченного пользования чужим земельным участком.

В случае отпадения нужд субъекта сервитута, которые повлекли его установление, собственник обремененного земельного участка вправе требовать отмены сервитута.

Например, проложен магистральный газопровод, и у обладателя сервитута отпала необходимость в использовании временной системы газоснабжения, проложенной через соседний земельный участок. Коммент.

правило предполагает в данном случае прекращение сервитута по инициативе собственника обремененного участка, однако соответствующее требование вправе заявить и другое лицо, обладающее иным вещным правом на обремененный земельный участок (правом пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования).

Субъект сервитута также вправе требовать его прекращения по миновании надобности.

2. Процесс прекращения сервитута коммент. правилом не урегулирован. Логично предположить, что он аналогичен процессу установления сервитута.

Собственник обремененного участка предъявляет свое требование о прекращении сервитута к субъекту сервитута.

На основании соглашения о прекращении сервитута производится государственная регистрация прекращения права ограниченного пользования чужим земельным участком в ЕГРП. При наличии спора вопрос о прекращении сервитута разрешается судом.

3. Пункт 2 коммент. ст. закрепляется другое основание прекращения сервитута, которое относится лишь к вещному праву на земельный участок гражданина или юридического лица – невозможность использования участка в соответствии с его назначением в результате обременения участка сервитутом.

Например, осуществление сервитута водостока повлекло невозможность выращивания основных сельскохозяйственных культур на приусадебном участке соседа из-за возросшей влажности почвы.

Прекращение сервитута по указанному основанию производится в судебном порядке по требованию собственника обремененного участка. Использование судебного порядка прекращения сервитута обусловлено неочевидностью невозможности использования земельного участка по целевому назначению.

На основании судебного решения прекращение права ограниченного пользования чужим земельным участком подлежит государственной регистрации в ЕГРП.

4. В коммент. ст. не предусмотрены иные основания прекращения сервитута, например отказ правообладателя от принадлежащего ему права, гибель или уничтожение объекта сервитута, совпадение в одном лице собственника и сервитуария и др.

Сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с правилами, установленными Федеральным Законом от 21.07.1997 г.

№ 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее по тексту – Закон о регистрации).

Сервитуты вступают в силу только после их регистрации в Едином государственном реестре прав. Также, государственной регистрации подлежат и прекращения сервитутов.

Для регистрации сервитута в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, необходимо представить:

заявление собственника о государственной регистрации сервитута или заявление лица, в пользу которого установлен сервитут (в случае установления публичного сервитута заявление о регистрации подается органом государственной власти или органом местного самоуправления, его установившим);

документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за регистрацию в установленных законодательством размерах;

документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя;

документ, свидетельствующий об установлении сервитута. Таким документом может быть: соглашение (договор) лиц об установлении частного сервитута, копия распорядительного акта соответствующего государственного органа об установлении публичного сервитута или судебное решение об установлении сервитута;

учредительные документы правообладателя сервитута (если это юридическое лицо) и учредительные документы юридического лица, на основании соглашения с которым сервитут установлен (если речь идет о частном сервитуте);

документы, подтверждающие полномочия руководителей юридических лиц на подписание соответствующих документов;

документы, описывающие земельный участок, в отношении которого установлен сервитут (кадастровый план участка).

При этом следует учитывать, что если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется.

Если сервитут относится только к части земельного участка, то предоставление кадастрового плана участка обязательно, причем на нем должна быть отмечена сфера действия сервитута (п.2 ст.27 Закона о регистрации);

иные необходимые для проведения регистрации документы.

При регистрации сервитута на земельный участок необходимо, чтобы в Едином государственном реестре прав было зарегистрировано само право на земельный участок, обременяемый сервитутом.

1. Определение и содержание права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) было впервые подробно урегулировано в статьях 274 – 277 Гражданского кодекса РФ.

Однако эти статьи входят в главу 17 Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу только с 23 апреля 2001 года, и широкого распространения на практике земельные сервитуты еще не успели получить, хотя, безусловно, применение сервитутов поможет урегулировать многие проблемы, возникающие в связи с использованием земельных участков.

В земельном законодательстве понятие “сервитут” до принятия Земельного кодекса РФ закреплено не было. Кроме того, Кодекс ввел понятие “публичный сервитут”, не относящееся к сфере регулирования гражданского законодательства, в земельное законодательство (ст.23) впервые на уровне федерального закона.

Однако рассматриваемый институт публичных сервитутов не является новым для современного российского законодательства, регулирующего использование природных ресурсов. Водный кодекс РФ в 1995 г. (ст.43 – 44) и Лесной кодекс РФ в 1997 г. (ст.21) ввели понятия “водные сервитуты” и “лесные сервитуты”.

Описание публичного сервитута наиболее подробно, до принятия Земельного кодекса РФ, было приведено в ст.64 Градостроительного кодекса РФ, которая закрепила, что публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в случаях, когда это определяется государственными или общественными интересами.

Земельный кодекс РФ развил эти положения и предусмотрел, что публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п.2 ст.23 Земельного кодекса РФ). То есть в данном случае с помощью установления публичных сервитутов можно решать задачи, связанные с обеспечением государственных или общественных нужд, без постоянного или временного занятия земельных участков. Также в Земельном кодексе РФ закреплена норма о том, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Это, на наш взгляд, поможет избежать возможных злоупотреблений при установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, используемых гражданами и юридическими лицами.

2. В соответствии с положениями ст.

23 Земельного кодекса РФ в результате установления публичного сервитута, так же как и при установлении частного сервитута, возникает обременение земельного участка правами лиц, в интересах которых он установлен, но только в данном случае круг этих лиц может быть неопределенным, например при установлении прохода для населения через земельный участок (участки) к прибрежной полосе. Известно, что при законодательном запрете на приватизацию земель в пределах прибрежной полосы за последние годы, в первую очередь в начале 90-х годов, большое число земельных участков по берегам рек и озер было передано в частную собственность для строительства дач, коттеджей, баз отдыха. В результате население было лишено права свободного доступа к водным объектам. Установление публичных земельных сервитутов может помочь в решении этой проблемы.

Земельным кодексом РФ предусмотрены отдельные виды публичных сервитутов, которые корреспондируют предусмотренным Гражданским кодексом РФ частным сервитутам, например для обеспечения прохода или проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и т.п.

Основное отличие между частными и публичными сервитутами будет, как уже указывалось, в способе установления сервитута и в тех интересах, для которых он устанавливается.

Собственник земельного участка в целях прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключать договор с собственником соседнего земельного участка либо с несколькими собственниками участков, через которые будет осуществлен подвод коммуникаций к его участку, и в этом случае речь идет о частном сервитуте. При этом права сторон по использованию земельного участка будут определяться договором. Если же через уже существующий район индивидуальной жилой застройки будет необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, это, скорее всего, будет сделано на основе установления публичного сервитута. В этом случае права по использованию земельного участка будут определяться нормативным правовым актом, установившим сервитут.

3. Земельным кодексом РФ установлены следующие виды публичных сервитутов:

3.1 прохода или проезда через земельный участок;

3.2 использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной.

Источник: https://studbooks.net/1041221/pravo/poryadok_ustanovleniya_servitutov_prekrascheniya_servitutov

Определение и порядок установления сервитута на участок земли в РФ

Сервитут порядок установления и прекращения

Бесплатная консультация юриста: +7 (499) 322-25-49

Земельный и Гражданский кодекс РФ предусматривает понятие сервитут. Он представляет собой ограниченное право эксплуатации чужой территории.

Сегодня правоотношения в земельной сфере интенсивно развиваются, в связи с чем актуальность установления сервитута на земельный участок возросла.

Правовые аспекты этой отрасли обычным гражданам понять довольно трудно, лучшим решением станет обращение за юридической консультацией к опытному специалисту.

Эксперт разъяснит, что такое сервитут, каков порядок его установления и прекращения, а также как правильно составить соглашение о сервитуте. Профессионал знает все особенности и нюансы процесса, а также всегда готов поделиться своим опытом с соискателями. Услуги юристов сегодня доступны россиянам в сети интернет.

Дистанционные рекомендации характеризуются многочисленными преимуществами. Они экономят время и силы граждан, гарантируют конфиденциальность и оперативное решение поставленных задач.

Граждане, имеющие сервитут, могут распоряжаться чужой землей, но не могут продать земельный участок, отдать его в качестве залога или другим способом избавить владельца от прав собственности.

Виды сервитутов на земельный участок

Требовать установление прав на сервитут лица могут от физических или юридических оппонентов, которые являются официальными владельцами территории, а также от федеральных или региональных властей. Арендаторы не вправе устанавливать сервитут на земельный участок.

Существуют две категории такого договора – срочный и постоянный. Первые имеют ограниченный, оговоренный в договоре, срок действия. Вторые действуют неограниченное количество времени, до того момента, как одна из сторон не захочет расторгнуть сделку. Также можно выделить следующие виды сервитутов:

  • Частный. Его установление возможно на основании соглашения или договора. В документе будет указана основная информация сделки: паспортные данные сторон, технические характеристики территории, цель наложения прав на сервитут, величина оплаты, срок действия, границы и т.д. Характерной чертой данной категории соглашений является наличие оплаты временный переход прав на земельный участок.
  • Публичный. Основанием для установления такого вида правоотношений является принятие государственных или региональных актов. Их целью является обеспечение комфортных условий для граждан. Разрешение собственника территории не нужно. Решение о применении таких мер принимается на открытом слушании. Главными функциями, которые выполняет сервитут на земельный участок, является обеспечение свободного перемещения по территории, проведение ремонтных работ, прогон скота, доступ к водным ресурсам, охота и рыбалка, проведение исследований и т.д.

Сервитут не лишает собственника прав на землю. Он может распоряжаться ею, устанавливать принципы эксплуатации. Реализация права на временное распоряжение должна иметь минимальные последствия для территории и ее официального владельца.

При необходимости решить вопрос об установлении ограниченного права эксплуатации можно в судебном порядке.

Порядок принятия публичных прав власти каждого субъекта федерации устанавливают отдельно, в зависимости от региональных особенностей и перспектив.

Читать также:  Составление предварительного договора купли-продажи земли

Установление регистрация и прекращение действия сервитута

Регистрация сервитута на участок земли проводится по общим принципам оформления прав на недвижимое имущество. Перечень необходимых бумаг нужно будет подать в ЕГРП. Государственная структура рассмотрит документы и в течение трех недель выдаст решение или свидетельство о праве собственности. Порядок регистрации предусматривает подачу следующих бумаг:

  • заявления;
  • паспорта;
  • кадастровый и технический паспорт на участок;
  • соглашение или судебное постановление;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Перечень может изменяться и варьироваться в зависимости от индивидуальных обстоятельств. Порядок регистрации прав схож с процедурой оформления обременения недвижимости.

Законодательство предусматривает несколько оснований, согласно которым соглашение может быть расторгнуто:

  • отсутствие возможности целевого использования территории;
  • уничтожение участка;
  • изъятие земли из оборота;
  • смерть одной из сторон;
  • оформление земли обладателем временных прав в частную собственность.

Свидетельство на сервитут является официальным документом. Важно его хранить на протяжении всего периода пользования землей.

В случае утраты или порчи документа следует обратиться в Единый государственный реестр прав и ходатайствовать о выдаче дубликата.

Размер государственного налога за оформление свидетельства варьируется в пределах 1000-3000 рублей. Оплатить пошлину можно в любом отделении банка, реквизиты нужно взять в управлении ЕГРП.

На практике сервитут сегодня встречается довольно редко, поэтому прежде чем принимать решение об установлении такого формата правоотношений, необходимо оценить все возможные риски и перспективы.
(17 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://vprave.guru/zemelnoe/servitut.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.