Сервитут понятие виды порядок установления и прекращения

Содержание

Сервитут: понятие, виды, порядок установления и прекращения

Сервитут понятие виды порядок установления и прекращения

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 35Следующая ⇒

(Кратко)

Сервитут — признанное законом право ограниченного пользования чужим имуществом (объектом).

Сервитут может быть срочным и постоянным.

Сервитут устанавливается по взаимному соглашению сторон, по решению суда или в соответствии с законом, и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Виды сервитутов

Земельный кодекс в статье 23 предусматривает 2 вида сервитутов:

· частные;

· публичные.

Частный сервитут

Ст. 274-277 ГК РФ устанавливают следующее.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

· обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;

· прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;

· обеспечения водоснабжения и мелиорации;

· также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.

Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.

Частные водные сервитуты могут устанавливаться в силу договора, а также и на основании судебного решения.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.

Публичный сервитут может устанавливаться для:

· прохода или проезда через земельный участок;

· использования земельного участка;

· проведения дренажных работ на земельном участке;

· прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

· выпаса сельскохозяйственных животных;

· сенокошения;

· использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

· временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;

· свободного доступа к прибрежной полосе.

По правилам публичного лесного сервитута граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде.

По правилам публичного водного сервитута каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

(По статье из ЗК РФ)

ЗК РФ, Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

4. Сервитут может быть срочным или постоянным.

4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Абзац утратил силу с 1 апреля 2015 года. – Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

10.

Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

⇐ Предыдущая12345678910111213141516Следующая ⇒

Поиск по сайту:

Источник: https://studopedya.ru/1-100558.html

Сервитут – понятие, виды, порядок установления и прекращения

Сервитут понятие виды порядок установления и прекращения

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается только в том случае, когда собственник недвижимого имущества не может осуществить пользование своим имуществом без установления сервитута.

Сервитут может быть как публичным, так и частным.Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Публичный сервитут может быть установлен для достижения следующих целей:- прохода иди проезда через земельный участок;- использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;- размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;- проведения дренажных работ на земельном участке;- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;- прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;- сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;- использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;- временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;- свободного доступа к прибрежной полосе.Частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости) и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости.Срочный сервитут устанавливается на определенный срок. Бессрочный сервитут указания на срок не содержит. По истечении срока сервитута вопрос о его повторном установлении разрешается сторонами, при недостижении ими соглашения — в судебном порядке.Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательством.Соразмерная плата за сервитут — это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.В настоящее время установление платы за сервитут регламентируется Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Росземкадастром 17 марта 2004 года. Однако данный документ не был зарегистрирован Минюстом России и опубликован в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, и в связи с этим не подлежит обязательному применению.Плательщиками соразмерной платы за сервитут в зависимости от вида сервитута выступают:в случае установления частного сервитута — собственники земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, обладатели права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственники иных объектов недвижимости, в интересах которых сервитут установлен;в случае установления публичного сервитута — органы государственной власти, органы местного самоуправления, нормативным правовым актом которых сервитут установлен.Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.Соразмерность платы за сервитут таким убыткам означает, что величина платы за сервитут равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.Величина соразмерной платы за сервитут определяется как размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, и рассчитывается путем сложения:- размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами;- размера упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами;- размера убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.Порядок оформления и прекращения сервитутаПубличный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.Согласно письму Минэкономразвития России от 3 ноября 2009 года № Д23-3607 “Об установлении сервитута на земельный участок” в соответствии со статьей 23 Земельного Кодекса РФ допускается установление публичного сервитута для обеспечения прохода или проезда через земельный участок. При этом публичный сервитут должен устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Вместе с тем ни Земельным Кодексом РФ, ни иными федеральными нормативными правовыми актами порядок принятия такого решения, а также органы государственной власти, в компетенции которых находится принятие соответствующего нормативного правового акта, не определены.В свою очередь, частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.Соглашение об установлении частного сервитута должно содержать:- сведения о сторонах соглашения;- сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер);- цели и задачи установления сервитута;- пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке;- размер платы за сервитут и порядок ее внесения (при ее наличии);- иные права и обязанности сторон.Минимально необходимыми документами для заключения соглашения об установлении частного сервитута являются документы, подтверждающие право собственности лица, требующего установления сервитута, на объект недвижимости, и в случае если сервитут относится к части земельного участка — документ, определяющий пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке (кадастровый паспорт, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости).Соглашение об обременении земельного участка частным сервитутом может заключать исключительно его собственник, иные правообладатели земельного участка (землепользователи, землевладельцы, арендаторы и т. п.) таким правом не наделены.В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дела об установлении сервитута рассматриваются федеральными (районными) судами. Иск подается по месту нахождения недвижимого имущества. Исковое заявление названной категории оплачивается в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ (для судов общей юрисдикции), а именно: для физических лиц — 200 рублей; для организаций — 4000 рублей.В исковом заявлении должны быть отражены следующие данные:- наименование суда, в который подается заявление;- наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;- наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;- требования истца;- обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;- сведения о соблюдении до судебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;- перечень прилагаемых к заявлению документов.К исковому заявлению следует приложить письменные доказательства о до судебном порядке урегулирования спора, документы, подтверждающие права на земельный участок.Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.Более детально указанная процедура регламентируется Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденными приказом Министерства юстиции РФ от 26 июля 2004 года № 132.Так, для осуществления государственной регистрации сервитута в территориальный орган Росреестра необходимо представить следующие документы:1) заявление о государственной регистрации;2) документ об уплате государственной пошлины;3) документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя);4) доверенность, подтверждающую полномочия представителя;5) для заявителя — юридического лица дополнительно представляются:- учредительные документы (устав, учредительный договор) со всеми изменениями и дополнениями;- свидетельство о государственной регистрации юридического лица — для юридических лиц, созданных после 1 июля 2002 года;- свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года — для юридических лиц, созданных до 1 июля 2002 года;- свидетельство о постановке на налоговый учет;- выписка из ЕГРЮЛ;- документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица (протокол об избрании, приказ о назначении, определение суда о назначении арбитражного управляющего и т.д.);6) право устанавливающий документ: соглашение об установлении частного сервитута; нормативно-правовой акт органа исполнительной власти об установлении публичного сервитута;7) кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества, выданный после 1 марта 2008 года, или техническая документация, описывающая объект недвижимого имущества (кадастровый план земельного участка), выданные до 1 марта 2008 года.Заявление о государственной регистрации сервитута представляет собственник земельного участка или лицо, в пользу которого установлен сервитут. Размер государственной пошлины за регистрацию сервитута в интересах физического лица составляет 1000 рублей, в интересах юридического лица — 4000 рублей.Сервитут может быть прекращен в следующих случаях: – по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен;- по решению суда в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии со своим целевым назначением.

При прекращении сервитута в ЕГРП вносится соответствующая запись.

 

Источник: http://www.samsebeyurist.ru/nedvizhimost/3795-servitut-poniatie-vidy-poriadok-ustanovlenia-i-prekrashenia.html

Вопрос 35. Понятие и виды сервитутов. Основания возникновения и прекращения сервитута. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в гос-ой или муниц-ой собственности

Сервитут понятие виды порядок установления и прекращения

Согласно ст.1 ФЗ-122 от 21.07.1997 Сервитут – право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (например, для прохода, прокладки коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.)

Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Частный сервитут —сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.

-Срочный сервитут —сервитут, устанавливаемый на определенный срок.

-Постоянный «бессрочный сервитут» —сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.

Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.

Частные водные сервитуты могут устанавливаться в силу договора, а также и на основании судебного решения.

Публичный сервитут —сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).

Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, далее «Уполномоченный орган», соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Основания прекращения сервитута является:

Гибель недвижимости объекта сервитутного права (например: пересыхание источника воды).

Изъятие служебного участка для государственных или муниципальных
нужд в порядке, предусмотренном в ч. 1 п. ст.239 ГК РФ.

Выкупа земельного участка

Одностороннего отказа лица (сервитуария) в пользу которого установлен сервитут от права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута)

Расторжение соглашения об установлении сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Согласно статье 39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами. Так соглашение заключается в следующих случаях:

размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

проведение изыскательских работ;

ведение работ, связанных с пользованием недрами.

1.

В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.

2.

В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение, организация.

3. Землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, заключившие соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, в течение десяти дней со дня заключения указанного соглашения обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о заключении указанного соглашения.

4. Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.

5. Со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком действие заключенного арендатором или землепользователем соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка прекращается.

Статья 39.25 содержит требования, необходимые для заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка. Так, соглашение должно содержать:

1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;

2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4;

3) сведения о сторонах соглашения;

4) цели и основания установления сервитута;

5) срок действия сервитута;

6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2;

7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;

8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;

9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.

Также с 01.03.2015 г. Земельным кодексом РФ в п. 3, ч. 4, ст. 35 установлено, что отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отчуждения сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.

Источник: https://infopedia.su/15x2cc6.html

Сервитут. Раскрываю понятие и какие бывают виды. Порядок установления и прекращения

Сервитут понятие виды порядок установления и прекращения

Даже при беглом взгляде на карту Ростова-на-Дону понятно, что частный сектор занимает большую часть города. Плюс прилегающие сады, которые активно заселяются народом. А посему все юридически значимые процедуры, касающиеся земельных отношений, не теряют свою актуальность. Сегодня я расскажу про сервитут – понятие, виды, порядок установления и прекращения.

Понятие сервитута

Говоря простым языком это понятие означает, что любой гражданин или юридическое лицо, а также государство имеет право, которое ограничено законом, пользоваться чужим объектом имущества не нарушая права владельца земельного участка.

Приведу пример, иллюстрирующий ситуацию, с которой довольно часто сталкиваюсь в своей практике.

Стандартный участок в 6 соток, 20×30, изначально принадлежащий одной семье. На участке дом, летняя кухня, могут быть еще какие-либо сарайчики и хозпостройки. Время идет, дети подрастают, им хочется жить отдельно. Начинается дележка участка. Делят чаще всего следующим образом

Так получается максимально честно. У старого дома есть въезд и участок порядка 3 соток. Новый участок получается также около 3 соток с въездом и возможностью построить в широкой части новый дом. Кстати, на сленге риэлторов такой формы участок называется «флажок».

Две семьи, родители и дети, живут в согласии и пользуются летней кухней и сарайчиками совместно. Участок поделен формально, зачастую даже забор хозяева не ставят. И вот, некоторое время спустя, возникает необходимость один из участков продать.

Ситуации бывают разные – родителям становится тяжело следить за домом, и они готовы поменяться на квартиру, у детей уже свои дети и им надо расширятся. Не суть важно. Суть в том, что один из участков, допустим Б, надо продать.

Причем продать до 2017 года можно было долю, как недвижимости, так и земли. Без межевания, без определения порядка пользования. И в конечном итоге складывалась такая ситуация, что на участке А и на участке Б стали жить совершенно посторонние люди.

А новые собственники участка Б продолжают пользоваться летней кухней. И вот в какой-то момент хозяева участка А заявляют:

— А, что это вы на нашу кухню ходите?

А кухня-то как раз в долевой собственности получается, а вот для того, чтобы в нее попасть надо действительно пройти по кусочку чужой территории.

Дальше решение одно – сервитут. Либо мирно договорятся и оформят мировое соглашение, либо поругаются, но путь один – решение суда об установлении сервитута, либо об определении порядка пользования и соответствующая регистрация. В решении суда четко прописывается, кто по какой тропинке ходит, плюс техническая документация, где на плане все обозначено будет.

Кстати, как частный случай сервитута, это общий двор и общий въезд. Бывают такие участки, кода поделить таким образом, чтобы у каждого был свой въезд и свой кусочек двора не получается никак. И тогда составляют соглашение об определении порядка пользования. Описывается все подробно.

Вот эта постройка моя, вот эта – твоя. Вот эта земля моя, а эта- твоя. А вот этим кусочком земельного участке мы пользуемся совместно, потому как мы свои машины друг за дружкой поставить можем, а, если этот кусочек пополам поделим, то ни твоя, ни моя машина не зайдут.

Но это, повторюсь, случай об определении порядка пользования.

На рисунке я схематично показала, как это может быть.

На сайтах юридической тематики в качестве самого распространенного примера права пользования чужой собственностью приводится ситуация с прокладкой коммуникаций через земельный участок. Водопровод, газопровод – все это может проходить через земельный участок и тогда на этот самый участок накладывается сервитут, который, кстати, должен быть обязательно отражен в технической документации.

Сразу скажу, что, зачастую, бывает намного выгоднее по деньгам переложить коммуникации, чем устанавливать ограничение. Свет это столбы – их можно переставить (если это не ЛЭП).

Газ, как правило, газовщики изначально проектируют по уму. Чаще всего речь идет о водопроводе.

Повторюсь, что иногда хозяину участка легче договориться об обходе своего участка, так как земельный участок, случись его продавать, серьезно теряет в стоимости.

Не путайте сервитут с арендой земли. Эти два юридических понятия абсолютно разные.

Сервитут может быть установлен:

  • при взаимном соглашении сторон;
  • по решению суда;
  • при регистрации прав на недвижимое имущество.

Ограничение может быть срочным и постоянным, частным или публичным.

В Российском праве широко используется начиная с 1994 года и регламентируется ст.274 ГК РФ и ст. 23 Земельного кодекса.

Частный сервитут

Это договор между владельцами объекта недвижимости на процесс обременения земли, которое подтверждает права другого лица пользоваться участком или его частью.

Частный сервитут регулирует статья двадцать третья Земельного Кодекса и статьи с 274 по 277 Гражданского Кодекса. Они гласят, что владелец земельного надела может потребовать от другого его собственника ограничить права на ее пользование.

Оформить его можно только на добровольной основе. По своему желанию владелец земельного участка может позволить заинтересованному лицу им пользоваться, но при этом заключив специальное соглашение.

Помимо этого владелец земли с наложенным ограничением может потребовать его снять его по причине утраты оснований, в виду которых он был установлен.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» договор на такой вид сервитута сервитут оформляется исключительно в письменном виде и подлежит обязательной регистрации в Росреестре.

Он считается установленным окончательно после того, как в Едином Государственном Реестре прав зарегистрировано соглашение сторон.

В случае, если  установление частного сервитута на земельный надел проводилось через судебные инстанции, то регистрация сделки будет проведена через судебных приставов.

  1. При наложении частного сервитута заключается договор, в котором содержится:
  2. Информация о целях установления ограничения
  3. Основания и причины для этого
  4. Местонахождение земельных наделов
  5. Длительность действия сервитута
  6. Права и обязанности сторон
  7. Порядок пользования ограниченным правом на чужой земельный участок
  8. Заключительные положения

Публичный сервитут

Если частный сервитут регулирует отношения в основном между физическими лицами, то другой вид сервитута – публичный связан с муниципальными и государственными службами. Он накладывается в том случае, если требуется обеспечить интересы государства или местного самоуправления, без изъятия земельных участков.

Публичный сервитут устанавливается в случае необходимости:

  • обеспечения доступа к водоему и его береговой полосе;
  • ремонта коммунальных коммуникаций;
  • установки на участке знаков межевания;
  • проведения дренажных работ.

А также таких сельскохозяйственных нужд, как:

  • прогон крупного рогатого скота;
  • сенокошения.

Постоянный и срочный сервитут

Постоянный или бессрочный сервитут не ограничен в сроке действия. Он может существовать до тех пор, пока в нем есть необходимость.

Такой вид чаще всего накладывается при публичном сервитуте. Как пример того, что же это такое, можно привести строительство мостов или железнодорожных путей.

Срочный сервитут накладывает обременение на земельный участок на определенное время, например при сезонных сельскохозяйственных работах.

Порядок установления

Договор заключается в письменной форме (ст.161 статьи ГК РФ), который включает в себя:

  • адреса юридических фирм;
  • реквизиты из банка;
  • права сторон;
  • обязанности сторон;
  • цель заключения сервитута;
  • срок действия ограничения;
  • адрес участка.

Иногда, по желанию владельца может быть установлена соразмерная плата за участок. Это денежное вознаграждение собственнику участка, размер которого обговаривается сторонами договора.

Государственная регистрация

После подписания договора проводится государственная регистрация, подтверждающая установление сервитута на земельный участок в Росреестре. Регистрация занимает 5 рабочих дней.

Земельный участок, на который налагается ограничение, должен пройти процедуру межевания и поставлен на кадастровый учет, так как все его границы необходимо строго соблюдать, что бы в будущем не было проблем с соседними землевладельцами.

Заключение соглашения

При заключении сторонами договора важно обратить внимание на следующие детали:

  • вид обременения;
  • граница земли;
  • условия по использованию земельного участка.

Наличие этих трех пунктов гарантирует эксплуатацию земли только в тех случаях, которые были обговорены в договоре

Так же следует проверить пункт, о наличии платы за сервитут. Должны быть четко оговорены ее сроки.

Прекращение сервитута

В последнее время сервитут стал очень часто использоваться в юридической практике.

В соответствии с Гражданским Кодексом есть несколько основании для его прекращения:

  • владелец земли решил расторгнуть договор, так как в нем нет больше надобности и его надел используют не по назначению;
  • исчезновение участка вследствие природных катастроф;
  • публичный сервитут может быть отменен по распоряжению властей;
  • по истечении срока.

То есть причины прекращения ограничения это либо по соглашению сторон, либо в одностороннем порядке, либо в принудительном порядке.

С юридической точки зрения проще всего оформить прекращение права пользования чужой собственностью по соглашению сторон. Иногда, это даже оговаривается при заключении договора. В этом случае не требуется подписывать никаких дополнительных бумаг и не нужно обращаться в суд.

Но иногда расторгнуть договор желает только одна сторона. В этом случае требуется обращение в суд с соответствующими фактами, доказывающими правоту истца. К доказательствам можно отнести фотографии по делу, видео, показания очевидцев.

Прекращение сервитута в принудительном порядке происходит так же через суд. Пострадавшая сторона готовит соответствующий иск в судебную инстанцию.

После того, как все формальности соблюдены, прекращение ограничения должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре. Для этого требуется предоставить:

  • решение о прекращение сервитута;
  • документ, подтверждающий окончание срока;
  • решение суда;

Бывают случаи, когда сервитут нельзя отменить. К таким, случаям относятся:

  • право прохода к прибрежной полосе;
  • территория для охоты и рыболовства;
  • объекты инженерной организации;
  • объекты транспортной инфраструктуры.

В заключение скажу пару слов о прядке продажи участков обремененных сервитутом. Право пользования чужим земельным участком не прекращается со сменой собственника этого самого участка. Как и любое другое обременение, наличие сервитута это минус к стоимости.

Поэтому собственнику земли, к которому обращается сосед или юридическое лицо с предъявлением требований, пусть даже и законных, нужно постараться эти требования удовлетворить. Но не допускать установления сервитута.

Подумайте, где вы можете уступить и пойти навстречу, чтобы не терять больше, если вдруг надумаете участок продавать.

Успехов!

Источник: https://elanvist.com/servitut-ponyatie-vidy-poryadok-ustanovleniya-i-prekrashheniya/

Основные виды сервитутов и их особенности

Сервитут понятие виды порядок установления и прекращения

Сервитут в отношении земельного участка заключается в том, что лицо, которое не является собственником или владельцем земли, может использовать ее в определенных целях, установленных законодательно.

Земельные отношения, которые возникают у владельцев земельных участков разных видов, имеют множество особенностей, которые связаны с приобретением и реализацией прав на землю. Особое место при этом занимает такое понятие как сервитут, которое может означать как право, так и обременение, в зависимости от того, кому оно принадлежит.

Далее будет рассмотрено значение данного понятия, а также его основные исторические и законодательные виды и формы, которые встречаются на практике.

В зависимости от заинтересованной аудитории

Прежде всего, стоит рассмотреть виды сервитута, установленные официально, на законодательном уровне. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть:

Частным

Основным отличием между данными видами обременений является основание, на котором они устанавливаются. Так, частный сервитут возникает на основании следующих документов:

  • соглашение между собственником участка и третьим лицом — заключается в том случае, если решение об его установлении является добровольным;
  • соответствующее решение суда — является основанием в том случае, когда добровольно соглашение не было заключено и понадобилось обращение в суд.

В каждом из этих документов оговариваются условия, на которых будет установлено обременение: его срок, наличие и величина оплаты, цели, в которых может использоваться участок и т. п.

Однако это всегда происходит только в частных интересах — то есть для какого-то гражданина или юридического лица. Это является еще одной особенностью данного вида обременения.

Публичным

Данный вид сервитута устанавливается на основании закона или какого-то другого нормативно-правового акта РФ, субъекта РФ или же органа местного самоуправления. В отличие от частного, его применение всегда вызвано заботой о публичных интересах — государственных, органов местного самоуправления или же населения города (другого населенного пункта).

В зависимости от срока действия

Также в зависимости от срока, на который данный вид обременения устанавливается, он может быть:

  • Срочным. В этом случае установление сервитута происходит только на какой-то период, в течение которого его обладателю будет необходимо пользоваться участком. Данный срок может определяться сторонами в добровольном порядке или же устанавливаться принудительно исходя из поставленных целей.
  • Бессрочным. Этот вид обременения устанавливается без конкретного срока, поэтому право пользования участком будет у его обладателя до тех пор, пока это необходимо или он сам не решит отказаться от него. Сторонами могут быть дополнительно предусмотрены различные ситуации и основания для прекращения действия сервитута.

В зависимости от целей использования

В зависимости от целей, для которых предоставляется право ограниченного использования земли, сервитут делится на:

Городской

Он устанавливается в пользу застроенных участков и может иметь целью как не допустить в отношении них каких-то действий, так и, наоборот, обеспечить возможность их совершения. Например:

  • право использовать стену чужого строения в качестве подпорки для своего здания;
  • возможность обеспечивать через чужой участок сток воды;
  • запрет возводить строения больше определенной высоты, чтобы не загораживать здание соседа и т. п.

Как правило, устанавливается такой сервитут для участков, которые расположены в пределах городской местности, однако не исключено и обратное.

Сельский

Он применяется в отношении незастроенных и полевых участков. Цели его установления обычно связаны с ведением сельскохозяйственной деятельности:

  • прогон скота через участок;
  • проведение канализации;
  • возможность проезда через надел и т. п.

Другие

Еще одна классификация предусматривает разделение сервитута на такие виды:

Водный

Как следует из названия, он заключается в предоставлении третьему лица права использовать водные объекты, расположенные на чужом участке, например:

  • водить к водоему скот на водопой;
  • проводить через надел систему водоснабжения;
  • купаться в водоеме;
  • ловить рыбу и т. п.

Лесной

Соответственно, в данном случае обладателю сервитута предоставляется право использовать лесной фонд для различных целей, установленных законодательно. Чаще всего здесь подразумевается возможность свободно пребывать в лесу, собирать различные плоды (грибы, ягоды) и т. п.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.