Сервитут подлежит государственной регистрации как

Содержание

Какие сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации

Сервитут подлежит государственной регистрации как

Такая форма ограниченного пользования чужим земельным участком юрлицами и гражданами дает возможность осуществлять хозяйственную деятельность и развивать целые регионы. Неслучайно это понятие возникло еще во времена древнего Рима.

На практике зачастую возникают вопросы, какие сервитуты подлежат государственной регистрации, и как это делается. Поскольку сутью является обременение частного имущества, то регистрация в ЕГРП обязательна для всех его видов.

Для чего нужен сервитут

Он необходим в том числе для целей:

  • прокладки дорог;
  • возможности продвижения транспорта;
  • прохода;
  • установки электрических кабелей;
  • создания иной инфраструктуры.

Устанавливается он путем:

  • заключения письменного договора между владельцем недвижимости и ее пользователем;
  • судебным вердиктом.

И может являться как платным, так и безвозмездным.

Если одна из сторон отказывается от заключения договора, то другая сторона вправе обращаться в суд для получения решения.

В соответствии с действующим законодательством при переходе права на объект, обремененный сервитутом, он сохраняет свое действие вне зависимости от желания или нежелания нового владельца участка. При этом сам не представляет собой предмет:

  • купли-продажи;
  • залога;
  • мены.

Виды сервитутов

По распространению действия имеется 2 вида:

ФакторыПубличный сервитутЧастный сервитут
Что обременяетсяземельные участкиЛюбой вид недвижимости
Бенефициарынеограниченный круг лицотдельное лицо
Сроки●       срочные (временный);●      бессрочный (постоянный)
Основаниязаконодательный акт●         решение суда;●         соглашение
Права владельца земли●       получение оплаты от властей, установивших сервитут;●       выкупа участка●       взимание платы с выгодоприобретателя (в любом случае); ●       снятия обременения, если исчезла необходимость;●       в судебном порядке снять сервитут, если невозможно пользоваться землей по ее назначению
Основанияобщественные и государственные нужды (всех уровней)заинтересованность отдельного лица
Способ установления●    нормативный акт; ●    законодательный акт.Предварительное слушание обязательно●       решение суда;●       договор

По временному показателю:

Неограниченное никаким сроком обременение будет действовать постоянно, пока не изменятся реальные условия и отпадут те основания, в связи с которыми возникло обременение. Такая форма часто применяется при наложении публичного сервитута, например, при прокладывании дорог, электросетей и газовых труб. Но и при этих основаниях вопрос подлежит обсуждению на слушаниях.

Подлежит ли сервитут обязательной государственной регистрации: инструкция по проведению

Поскольку вопрос касается обременения недвижимого имущества, то госрегистрация является обязательной. Это положение предусмотрено и ГК и ФЗ N 129.

Перечень документов для государственной регистрации сервитутов:

Публичный:

  • заявление органа госвласти, который издал о наложении сервитута;
  • документы, определяющие статус властного органа;
  • закон или нормативный правовой акт, устанавливающий публичный сервитут;
  • подтверждение вынесения вопроса на слушания общественности (дата, месяц, год и место проведения) и его законность;
  • кадастровые данные на землю с указанием объема действия сервитута, если он устанавливается только на часть площади;
  • план земельного надела с координатами.

Частный:

  • заявление любой из сторон;
  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • правоустанавливающие бумаги на конкретную недвижимость, где оформляется сервитут;
  • договор по данному обременению;
  • выписки из Росреестра;
  • нотариально заверенное согласие всех сособственников земельного участка.

Если основанием для обременения выступает судебное решение, то необходимо представить его заверенные копии с отметкой о вступлении судебного акта в законную силу.

Как для публичных слушаний, так и для судебной инстанции потребуется уважительная причина для положительного решения вопроса в пользу сервитута, поскольку обременение касается имущества, которое не принадлежит заявителю или истцу и может существенно ограничить права владельца на собственность.

И если при обременении, ограниченном временными рамками, с владельцем участка можно договориться, то при бессрочном это сделать значительно сложнее, особенно при его частной форме.

Пошлина на госрегистрацию сервитутов:

  • 1500 для физлица;
  • 6000 для юрлица.

Документы

Все основные положения сервитута отражаются в следующих документах:

  • договор;
  • выписка из реестра.

При его публичном варианте, помимо указанного выше, информация наличествует в:

  • справке о проведенных публичных слушаниях;
  • нормативном или законодательном акте.

Для прекращения бессрочного сервитута необходимо подать совместное заявление обеих сторон о прекращении права ограниченного пользования земельным участком и о снятии обременения.

Если обременение было срочным, но стороны решили отказаться от него досрочно, то, помимо совместного заявления, необходимо будет предоставить дополнительное соглашение о прекращении обременения.

Образцы и бланки

Соглашение между сторонами в обязательном порядке должно включать следующие положения:

  • указания конкретного вида обременения;
  • границы обременения, если это касается не объекта целиком;
  • кадастровый номер недвижимости;
  • права обременяющей стороны и владельца;
  • условия денежной или иной компенсации владельцу за неудобства;
  • обязанности сторон;
  • срок действия договора.

В приложение к договору:

  • карта с указанием участка на местности;
  • копии правоустанавливающих документов.

При публичном сервитуте к договору прилагаются нормативный акт его узаконивающий и выписка о его принятии на бланке госоргана.

Текст соглашения по конкретному объекту на его соответствие требованиям законодательства можно проверить у юриста.

Сервитут на земельный участок: примеры из практики

Практика по этой категории дел очень разнообразна.

Публичный вид

При продаже или передаче в долгосрочную аренду гражданам или коммерческим структурам государственных (муниципальных) земельных участков, имеющих выход к водоемам, устанавливаются сервитуты. Их целью является дать возможность широкому кругу лиц посещать водоем и отдыхать на берегу.

Несмотря на наложенные в общественных интересах ограничения, собственники и арендаторы перекрывают дорогу к воде. По этому поводу подаются коллективные иски в суд с требованиями открыть доступ к водоему. Местные органы власти также могут потребовать расторжения договора из-за невыполнения условий обременения.

Так, например, в ноябре 2016 года районный суд Алтая вынес решение, которым возложил обязанность на коммерческую структуру, получившую права аренды на земельный надел сроком в 49 лет, провести со своими субарендаторами разъяснительную работу, поскольку последние в «своих личных интересах ограничили доступ населения к водному объекту федерального значения».

Возможность доступа была предоставлена всем желающим путем учреждения публичного сервитута. Но субарендаторы установили забор, пункт пропусков на месте нахождения обремененного участка, чем грубо нарушили требования законодательства.

Решение, прямо скажем, мягкое. Но при повторном нарушении к нарушителям могут быть приняты более жесткие меры.

Иногда наделы продаются вообще без обременений. Новые собственники закрывают свой участок заборами, в результате чего люди не могут пройти:

В этом случае обращения направляются в прокуратуру и местную администрацию с тем, чтобы на собственника наложили обязательства предоставить доступ к местам отдыха, назначили слушания и обсуждения, установили сервитут.

Частный вид

Здесь в основном вопросы касаются споров между соседями о невозможности одного из них добраться до своего дома, гаража или поля никаким иным образом, кроме как через землю соседа.

В обзоре судебной практики, утвержденной Президиумом ВС РФ в апреле прошлого года отмечено, что в такой ситуации граждане имеют все основания требовать сервитута.

При этом отмечается, что такое требование должно подтверждаться земельной экспертизой, из которой явно следует, что заявитель действительно не имеет иной возможности добраться до своих объектов. Если же есть другая приемлемая дорога, то в иске будет отказано.

Ситуации подобного рода очень конфликтные, а дела – оценочные. Иногда их удается решить с помощью авторитета местной администрации.

Нередко встречаются споры, когда после раздела участка коммуникации нескольких собственников оказываются на площади одного.

Судом было отказано истцам в установлении сервитута на участок, где располагались септиковые системы на том основании, что они технически могут быть перенесены на участки их владельцев. Вышестоящая инстанция оставила решение суда без изменения.

Досудебной подготовки по таким спорам не требуется.

Обращаясь в судебные инстанции, следует иметь в виду, что при рассмотрении вопроса по существу будут определяться все условия обременения, в том числе:

  • маршруты проездов;
  • проходов.

Чтобы он соответствовал обоюдным интересам истца и ответчика, его условия не были обременительным для собственника. При разрешении споров, касающихся отдельных положений обременения, могут потребоваться специальные знания, что предполагает назначение экспертиз. Их проведение будет осуществляться за средства истца.

Важные моменты

Не может быть установлен сервитут для целей доступа:

  • к самовольной постройке;
  • к строящемуся объекту, являющемуся самовольной реконструкцией здания;
  • к подлежащему сносу строению;
  • когда владелец собственными постройками закрыл или сузил проезд, после чего стал требовать допуска на соседский участок.

Как отрасль права, он применяется в основном в области земельных правоотношений. В квартирах и коммерческих зданиях он встречается крайне редко.

Юристы иногда рассматривают возможность наложения сервитута при долевой собственности на квартиру, в которой одна из комнат проходная. Но это больше в теории.

На практике не встречаются случаев закрепления за лицом права владения на проходную комнату.

А долевая собственность не предполагает четкого закрепления комнат за совладельцами, именно в силу того, что в конкретном жилом помещении выдел каждому жилплощади в соответствии с нормами ЖК не представляется возможным.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/servituty-podlezhat-registratsii.html

Порядок государственной регистрации сервитутов

Сервитут подлежит государственной регистрации как

Конкретный порядок совершения регистрационных действий регулируется Правилами ведения единого государственного реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. №219 «Об утвержденными Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством установления сервитута, а также единственным доказательством существования зарегистрированного сервитута. Государственная регистрация сервитутов осуществляется учреждениями юстиции на основе системы записей в ЕГРП.

Запись о регистрации сервитута может быть произведена на основании:

  • заявления правообладателя во всех случаях установления сервитута;
  • заявления лица, в пользу которого установлен сервитут, в случаях, если сервитут установлен соглашением сторон или вступившим в законную силу решением суда либо возникает на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • заявления органов государственной власти или местного самоуправления в случае, если сервитут установлен этими органами в соответствии с законодательством в публичных интересах.

Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРП.

Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута.

Если регистрация сервитута была произведена не на основании заявления правообладателя, последний в обязательном порядке должен быть уведомлен о произведенной регистрации сервитута.

В течение одного месяца учреждение юстиции по регистрации прав, осуществившее регистрацию сервитута, обязано уведомить об этом правообладателя.

Копия направленного правообладателю уведомления помещается в дело правоустанавливающих документов.

Если в отношении одного и того же объекта недвижимости установлено несколько сервитутов, каждый из них подлежит регистрации с внесением записи о регистрации в ЕГРП.

Размер пошлины за государственную регистрацию публичного земельного сервитута определен в пп. 24 п. 1 статьи 333.33 Налогового кодекса (НК) и составляет:

  • в интересах физических лиц – 500 рублей;
  • в интересах организаций – 2 000 рублей.

За внесение изменений в записи ЕГРП уплачивается государственная пошлина в размерах:

  • физическим лицам – 100 рублей;
  • организациям – 300 рублей;
  • федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления – 50 рублей;

Лицу, в пользу которого установлен сервитут, выдается свидетельство о государственной регистрации права.

В соответствии с письмом Госстроя РФ от 20 марта 2000 г. №НМ-1082/2 установлен перечень градостроительных ограничений и сервитутов, которые должны учитываться при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Среди них можно указать на следующие сервитуты:

  • ограничение на использование объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, находящихся в муниципальной или государственной собственности, расположенных на земельном участке, предоставленном в собственность, владение, пользование или аренду юридическому или физическому лицу;
  • ограничение на использование земельного участка в связи с расположением на нем зданий, строений и сооружений, не принадлежащих собственнику, владельцу, пользователю или арендатору данного участка;
  • условие соблюдать ограничения на использование земельного участка, расположенного в зоне охраны памятников истории и культуры, на территории особо охраняемого природного объекта, в водоохраной зоне, в границах территории, подверженной воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, иных территорий, ограничения на использование которых устанавливаются в законодательном порядке.

Публичный сервитут также подлежит государственной регистрации в соответствии с нормами Закона, однако порядок такой регистрации отличается от регистрации частных сервитутов.

Необходимо, чтобы само право на земельный участок, обременяемое сервитутом, уже было зарегистрировано в ЕГРП, поскольку Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна согласно п. 2 статьи 13 Закона только при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

Государственная регистрация публичных сервитутов может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц.

Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным статьей 16 Закона для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).

Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем 5 рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

Государственная регистрация прекращения сервитута

Государственной регистрации подлежит также и прекращение сервитута. В этом случае соответствующая запись в Едином государственном реестре прав погашается специальным штампом погашения регистрационной записи.

Запись о прекращении сервитута вносится на основании заявления правообладателя и лица, в пользу которого он установлен, в следующих случаях:

  • прекращения срока действия сервитута, определенного соглашением сторон об установлении сервитута, или акта государственной власти, местного самоуправления, которыми установлен сервитут;
  • вступления в законную силу решения суда о признании недействительным соглашения об установлении сервитута или акта органа государственной власти, местного самоуправления, которыми он установлен;
  • вступления в законную силу решения суда о прекращении установленного сервитута.

Если сервитут прекращен не полностью, а преобразован в пользу гражданина или юридического лица, в ЕГРП производится новая запись о том же самом сервитуте, а в штампе погашения регистрационной записи указывается номер подраздела и листа, на котором произведена новая запись.

Источник: https://www.urstatus.ru/yuridicheskie-uslugi/sdelki-s-nedvizhimostyu/registraciya-servityta.php

Сервитут. Публичный или частный? Регистрация публичного сервитута

Сервитут подлежит государственной регистрации как

Согласно Земельному Кодексу РФ сервитуты подлежат государственной регистрации, за исключением сервитутов, предусмотренных п.4 ст. 39.25 ЗК РФ. Однако, нужно различать понятия «сервитут» и «публичный сервитут», который не подлежит государственной регистрации и считается установленным со дня внесения сведений в ЕГРН.

Данная позиция отражается в Письме Росреестра от 25.03.2019 № 01-02960-ГЕ.

Для начала скажем, что сервитут земельного участка — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных целях.

Сервитуты устанавливаются:

  • по соглашению между собственником участка и соседями – частный;
  • по нормативному акту органов государственной власти, которым это право необходимо – публичный.

Отметим, что сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае если соглашение об установлении или условиях частного сервитута не достигается – спор разрешается судом по иску лица, требующего установить частный сервитут.

Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка. Например, для коммуникаций или доступа к своему дому.

Публичный же  сервитут на земельный участок — это сервитут, который устанавливается решением органов власти использовать часть чужого земельного участка на благо общества. Например, для создания транспортной доступности и геодезических изысканий.

Власти могут также устанавливать его на частных земельных участках в интересах различных компаний, которым нужно построить линейные объекты на этих участках.

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Цели установления публичного сервитута различны. Например:

  • размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  • для устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • размещения объектов электросетевого хозяйства, линий и сооружений связи, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
  • складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений или строительной техники, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;
  • проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

В Земельном кодексе содержится целая глава –  V.7 об установлении публичного сервитута, в которая  отражается подробная информацию об условиях установления публичного сервитута.  Вводят его без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого органы власти принимают нормативный акт, где отражаются все существенные условия.

Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей). Нужно соблюсти все требования действующих законов, так как такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника земли. Когда выявятся нарушения, землевладелец может через суд отменить нормативный акт властей.

Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения вносят в ЕГРН.

Прекращаются соглашения об установлении сервитута после: окончания срока их действия или удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. Основанием такого иска может быть существенное нарушение условий. Юридически соглашение прекращает действие после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.

В сентябре 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ, в котором предусмотрен новый вид публичного сервитута. Уполномоченные органы будут его устанавливать по ходатайству организаций, которым необходимо построить линейные объекты на чужих земельных участках.

Принятие Закона № 341-ФЗ связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени.

Для того, чтобы упростить этот процесс, Правительство РФ предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций.

Можно сказать, что публичный сервитут – право юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, газопроводов и т.п.). Юридически сервитут на участок земли — это сделка, по которой собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ).

Обращаем Ваше внимание, что не стоит использовать землю не по назначению, присваивать себе чужую часть земельного участка или пытаться продать его. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст.

276 ГК РФ), если собственник подаст соответствующий иск в суд. При этом у владельца остаются все права: он может распоряжаться своей землей, в том числе и продать.

Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

Для подготовки документов, в целях внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута, вы можете обратиться к нам, в ООО «Региональный кадастровый центр».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rkc/servitut-publichnyi-ili-chastnyi-registraciia-publichnogo-servituta-5d78896c2fda8600ad99a19e

Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2019 г. N Д23и-25919 По вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о частях земельных участков в связи с установлением публичного сервитута

Сервитут подлежит государственной регистрации как

Минэкономразвития России относительно внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о публичном сервитуте и применения пункта 122 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее – Порядок ведения ЕГРН), сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, не уполномочено на ведение ЕГРН, рассмотрение документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятие решений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, не уполномочено давать оценку действиям других органов государственной власти, в том числе Росреестра, его территориальных органов, органов местного самоуправления.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г.

N 341-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов” (далее – Закон N 341-ФЗ) в том числе внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) и Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) которыми предусмотрено, что:

сведения о публичном сервитуте подлежат внесению в реестр границ ЕГРН (пункт 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ);

публичный сервитут не подлежит государственной регистрации (статья 23 Земельного кодекса).

В настоящее время Департаментом недвижимости прорабатывается вопрос о приведении пункта 122 Порядка ведения ЕГРН в соответствие с положениями Земельного кодекса.

Пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, возникшие в связи с установлением публичного сервитута подлежат внесению в реестр объектов недвижимости ЕГРН (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений.

Объем таких сведений и порядок их внесения в кадастр недвижимости установлен пунктами 45 и 85 Порядка ведения ЕГРН, согласно которым в запись кадастра недвижимости об объекте недвижимости в том числе вносятся:

сведения о части земельного участка, образованной в связи с установлением и внесением в реестр границ сведений о публичном сервитуте. При этом координаты характерных точек границ части земельного участка, образуемой в связи с внесением в реестр границ сведений о публичном сервитуте, определяются с использованием федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН;

сведения о реестровом номере границы публичного сервитута, в случае, если объект недвижимости или его часть, в том числе подлежащая образованию в соответствии с Порядком ведения ЕГРН, располагается в границах публичного сервитута.

Таким образом, в случае если при внесении в реестр границ сведений о публичном сервитуте, будет установлено, что земельный участок, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, частично расположен в границах такого сервитута, органом регистрации прав должны быть осуществлены действия по образованию данной части земельного участка и внесению таких сведений в записи кадастра недвижимости о соответствующем земельном участке в порядке и объеме, установленных пунктами 45 и 85 Порядка ведения ЕГРН.

При этом, государственный кадастровый учет таких частей на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также государственная регистрация ограничений прав или обременений земельных участков, расположенных в границах публичного сервитута, Законом N 218-ФЗ не предусмотрены.

Дополнительно отмечаем, что из положений главы V.7 Земельного кодекса следует, что в границах публичного сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть.

Минэкономразвития разъяснило, что публичный сервитут не подлежит госрегистрации, но сведения о нем вносятся в реестр границ ЕГРН.

Если земельный участок, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, частично расположен в границах сервитута, то орган регистрации прав должен выполнить действия по образованию данной части и внести сведения в кадастр недвижимости.

Кадастровый учет таких частей и госрегистрацию ограничений прав или обременений участков, расположенных в границах сервитута, закон не предусматривает.

Ведомство отметило, что в границах сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72576778/

Регистрация сервитута на земельный участок

Сервитут подлежит государственной регистрации как
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Государственная регистрация и кадастр недвижимости » Регистрация сервитута на земельный участок

Иногда возникает необходимость воспользоваться чужим земельным участком – например, для постоянного прохода через земельный участок соседа к собственному дому или гаражу. В сельской местности и в частных секторах возникают и иные нужды.

Например, проведение бытовых коммуникаций обычно происходит путем подключения к центральной сети. Для этого к ней прокладываются дополнительные ветви водопровода, устанавливаются столбы для линии электропередачи и т.д.

, но что, если единственный путь к центральной линии лежит через соседний участок? Выход один – использовать его как для установки линейных объектов, так и для их последующего ремонта. 

В перечисленных случаях Гражданский кодекс предусмотрел возможность установления частного сервитута, однако право ограниченного пользования третьему лицу предоставляется только при соблюдении ряда условий: – сервитут устанавливается в отношении соседнего участка; – без сервитута нужды пользователя не могут быть удовлетворены; – имеется соглашение с собственником или судебное решение; – сервитут, как и любое вещное право на недвижимость, необходимо зарегистрировать.Таким образом, частный сервитут на землю устанавливается для ее использования конкретным лицом или группой лиц, которые имеют право ограниченного использования участка земли для своих нужд. Публичный сервитут отличается тем, что пользователю нет необходимости регистрировать это обременение публичной собственности, чтобы использовать землю для прохода, подъезда, проведения охоты и т.д. Узаконением права ограниченного пользования, поскольку оно установлено одновременно для всех, а, следовательно, является публичным, занимаются государственные органы или органы местного самоуправления, в зависимости от того, чьим решением такое обременение образовано. Также публичный сервитут предполагается безвозмездным. Государственная регистрация сервитута. Регистрация предполагает, что государством в строго определенной процедуре совершается юридический факт, влекущий: 1. возникновение у не собственника права пользования в той части, которая ему необходима для удовлетворения собственных нужд; 2. признание государством установленного права на ограниченное пользование; 3. удостоверение признания права ограниченного пользования, которое производится в определенном порядке в два этапа путем учета в специальном реестре и выдачи удостоверения; 4. ограничение правомочий собственника в части предоставленного не собственнику правомочия.

Юридическое значение государственной регистрации неоспоримо и заключает в том, что совершенный юридический факт – единственно признаваемое государством доказательство существования права ограниченного пользования.

Осуществление регистрации прав ограниченного пользования земельным участком

Подведомственной Министерству юстиции РФ является Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, сотрудники которой ведут Единый государственный реестр прав.

Основанием внесения в реестр является заявление, которое подается в зависимости от ситуации: – собственником земли; – лицом, для которого устанавливается право пользования, что возможно только при наличии у него соглашения с собственником по поводу установления для него обременения; – обладателем ограниченного вещного права или арендатором со сроком аренды от года в случае, если участок находится в нечастной собственности. Заявителю необходимо предъявить: – копию документа о существующей записи в реестре о праве собственности на участок; – документ об основании установления обременения, т.е. соглашение, распоряжение уполномоченного органа или решение суда об установлении сервитута, в которых определяются дата установления обременения и срок его действия. В нем же определяется безвозмездность пользования или указывается размер платы за пользование землей.

В зависимости от площади использованного для ограниченного пользования участка зависит дополнительное требование о предоставлении кадастрового плана, который необходим для определения конкретной части земельного участка, используемого не собственником.

Порядок и сроки государственной регистрации земельного сервитута

Процедура государственной регистрации начинается с подачи заявления в Росреестр. Одновременно с заявлением предоставляется квитанция об уплате пошлины за оказание государственной услуги в размере 1500 рублей для физических лиц и 6000 рублей, когда ограниченное пользование устанавливается в интересах организаций.

Порядок регистрации земельного сервитута предусмотрен Федеральным законом от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с ним процедура происходит в 4 этапа: 1. Прием документов и их регистрация. 2.

Правовая экспертиза принятых документов, что предполагает не только непосредственную проверку документов на предмет их соответствия требованиям закона, но и проверку законности сделки, а также проверку возможности ее совершения. На этом этапе также проверяется, не противоречит ли заявление уже существующим правам. 3.

Внесение сведений об установленном обременении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. 4. Выдача соответствующего удостоверения, а также совершение соответствующих надписей на правоустанавливающих документах.

Проведение данной процедуры по общему правилу занимает до 10 дней со дня принятия заявления и приложенных документов.  Указанный срок можно значительно сократить, подав документы, удостоверенные нотариусом.

Поскольку удостоверительная надпись нотариуса будет означать, что документы достоверны соответствуют закону, это уменьшит срок этапа экспертизы сотрудниками. Таким образом, полный порядок действий для заявления с приложенными нотариально удостоверенными документами может занять до 3 дней.

Приостановление государственной регистрации

На срок до 1 месяца процедура внесения записи в реестр может быть приостановлена в случае: – возникновения у регистратора сомнений относительно наличия оснований к внесению записи либо при не предоставлении документов или возникновении сомнений в их подлинности и достоверности; – отсутствия сведений о границах земельного участка или наличии сведений о том, что одна из границ пересекает границы иной земельной площади, которые подтверждаются данными из государственного кадастра; – подачи заявления о возврате документов с прерыванием процедуры признания права.  Процедура также приостанавливается до принятия решения, если уже подано аналогичное заявление, по которому еще не принято решение.  Отказать по поданному заявлению регистратор обязан в ограниченном количестве случаев. Для сервитута такими являются: – несоответствие объекта, означающее, что границы объекта не указаны в кадастре или указаны, но пересекают границы иного участка; – несоответствие субъекта, т.е. заявитель не имеет права на подачу заявления, недееспособен или является ненадлежащим субъектом по иным причинам; – несоответствие документов, что может проявляться в том, что заявитель не представил документы либо документы недостоверны, составлены в противоречии с нормами закона и т.д.;

– несоответствие требований, например, когда требования противоречат уже существующим правам.

Источник: https://advokat-malov.ru/gosudarstvennaya-registraciya-i-kadastr-nedvizhimosti/registraciya-servituta-na-zemelnyj-uchastok.html

Новости

Сервитут подлежит государственной регистрации как

В гражданском и земельном законодательстве существует такое понятие, как «сервитут». Однако далеко не все землепользователи знают, что обозначает этот термин. В чем смысл понятия сервитута в современном земельном праве и как он применяется в жизни, разъясняет Управление Росреестра по Пермскому краю.

Сервитут представляет собой право лица на ограниченное пользование чужими землями или чужими земельными участками. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 Земельного кодекса РФ.

Выделяют два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения.

Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.

Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц.

Частный сервитут на земельный участок может быть установлен для обеспечения возможности передвижения и перемещения по территории чужого участка; для необходимости проведения работ по прокладке водопровода или системы канализации; для осуществления работ по проведению электросетей; для удовлетворения иных потребностей заинтересованного лица, когда нет возможности их обеспечить иным способом.

Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Соглашение заключается в письменной форме.

Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения. Публичный сервитут оформляется соответствующим решением органа власти. На основании указанного решения с гражданином, являющимся правообладателем земельного участка, заключается письменное соглашение.

Срок сервитута

Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута – решением о его установлении.

Срок публичного сервитута зависит от целей его установления, так например, для размещения объектов электросетевого хозяйства сервитут может быть установлен на срок от 10 до 49 лет; для строительства, реконструкции или ремонта объектов транспортной инфраструктуры на срок осуществления реконструкции или ремонта; для проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов на срок не более года.

Срок сервитута, установленного на основании судебного акта, определяется соответствующим судебным актом.

Плата за сервитут

По общему правилу правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых данный сервитут установлен. Плата за него может быть единовременной или периодической.

По общему правилу, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату.

Регистрация сервитута

Сервитуты подлежат государственной регистрации в Росреестре в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных п. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса.

Так, допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без осуществления кадастрового учета соответствующей части земельного участка и без государственной регистрации обременения, возникающего в связи с установлением данного сервитута.

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРН.  При этом согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 29.11.

2017 № 49-КГ17-29, отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного иска о признании недействующим установившего данный сервитут нормативного правового акта.

С заявлением о государственной регистрации сервитута может обратиться лицо, приобретающее право ограниченного пользования чужим земельным участком.

К заявлению необходимо предоставить соглашение об установлении сервитута,  вступившее в законную решение суда, а также документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя, в случае обращения за регистрацией представителя правообладателя; др.

Кроме того, за государственную регистрацию взимается государственная пошлина, размер которой установлен пп. 31 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 1 500 рублей для физических лиц, 6000 рублей для юридических лиц.

За регистрацией публичного сервитута в регистрирующий орган с соответствующим заявлением должен обратиться орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявший акт об установлении публичного сервитута, в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного акта.

Публичный сервитут регистрируется как ограничение (обременение) права на земельный участок.

Прекращение сервитута

Частный сервитут прекращается с истечением срока, на который он был установлен. Кроме того, частный сервитут прекращается в следующих случаях:

-стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соответствующее соглашение;

-ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом;

-обремененный сервитутом земельный участок не может использоваться по целевому назначению. В данном случае прекращение сервитута осуществляется по решению суда.

Публичный сервитут прекращается, в частности, с истечением срока, на который он был установлен. Если отсутствуют общественные нужды, для которых был установлен публичный сервитут, он также может быть прекращен уполномоченным органом – посредством принятия акта об отмене сервитута; судом.

Публичный сервитут, установленный в отдельных целях, может быть прекращен по решению уполномоченного органа и по следующим основаниям:

– деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;  в установленный срок не внесена плата за публичный сервитут;

– не внесена плата за публичный сервитут, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом; более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

– обладатель публичного сервитута отказался от него.

По общему правилу прекращение сервитута подлежит государственной регистрации.

В заключение. Сервитут в гражданском обороте не так распространен среди других вещных прав и стороны не всегда прибегают к такому способу выстраивания правоотношений в отношении объектов недвижимости. Однако, с каждым годом правовая культура и грамотность граждан растет и соответственно, там, где целесообразнее будет установить сервитут, стороны воспользуются этим правом.

Об Управлении Росреестра по Пермскому краю

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, организации работы Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Осуществляет контроль за деятельностью подведомственного учреждения Росреестра – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по предоставлению государственных услуг Росреестра. Руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю – Лариса Аржевитина.

http://rosreestr.ru/

http://.com/public49884202

Источник: http://ocherskiy.ru/Novosti/Novosti/2019/06/11/212855/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.