Сервитут не мог устанавливать

Содержание

Установление частного сервитута на земельный участок

Сервитут не мог устанавливать

Сервитут — одна из форм обременения, которая может быть наложена на частную собственность (обычно — земельный надел). Установление сервитута земельного участка – процедура, которая регистрируется в Росреестре.

С таким ограничением может столкнуться собственник, если проход, проезд или установка коммуникаций на соседних участках возможна только через его надел. Однако, за пользование территорией он получает компенсацию.

Что такое частный сервитут

Это передача права эксплуатации без возможности распоряжения территорией. Закрепляет возможность применения сервитута Земельный Кодекс (ст.23).

Несмотря на установленный сервитут, собственник может:

  • продать участок или обменять участок;
  • передать его по наследству.

При этом сервитут, наложенный на территорию в виде обременения, будет продолжать действовать, пока в этом есть необходимость, переходя от собственника к собственнику.

Отличительные черты частного сервитута:

  • необходимость выплачивать компенсацию за пользование чужой территорией;
  • использовать территорию можно только в соответствии с целями, ради которых сервитут был наложен: проезда, прохода к другому участку, и тд;
  • сервитут считается законным только после регистрации в Росреестре, для этого обязательно заключается письменный договор;
  • сервитут нельзя передать третьим лицам в аренду или продать. Право использовать территорию чужого участка остаётся только за тем лицом, которое инициировало наложение обременения;
  • обременение может быть наложено на часть прилегающей территории.

Процедура установки частного  сервитута

Сервитут может быть наложен в следующих случаях:

  1. обеспечение прохода или передвижения по участку;
  2. проведение коммуникаций: электричества, воды, канализации;
  3. обеспечение нужд владельца соседнего участка.

Первый этап: составление соглашения. Физлицо-пользователь участка может запросить установку обременения в виде сервитута только у собственника территории. Даже если спорная земля сдана в долгосрочную аренду, заключить такой договор с арендатором невозможно. Если надел принадлежит муниципалитету, запрос нужно направлять в администрацию.

Подписать соглашение можно под контролем нотариуса либо без оного.

Частный сервитут не обязывает присутствие на подписании третьих лиц.

Второй этап – процедура проведения госрегистрации соглашения в Росреестре. Спустя 10 дней после подачи заявления на регистрацию в кадастровом паспорте объекта появится пометка о наложенном сервитуте и его сроках.

Этап первый: условия соглашения

В соглашении прописываются:

  • персональные данные сторон (ФИО для физлиц, регистрационные данные юрлиц);
  • предмет соглашения – участок, на который накладывается сервитут, его адрес и кадастровые данные;
  • документ, на основании которого участок принадлежит владельцу;
  • обязанности и права сторон;
  • размер и форма компенсации за пользование участком;
  • срок действия договора (может быть бессрочным).

Этап второй: чем подтверждается сервитут

Если соглашение не было достигнуто мирным путём, ему равнозначно решение суда. Если участок принадлежит муниципалитету, инициатор сервитута получает акт-разрешение. Судебное решение, соглашение или акт – основной документ для наложения обременения.

Для регистрации в Росреестре к основному документу прикладываются:

  • паспорт или регистрационные документы заявителя;
  • чек о госпошлине за наложение частного сервитута (1500 для физлиц, 6000 для юрлиц);
  • чертёж планировки с указанием положения территории под обременением.

По окончании процедуры инициатор получает документы, в которых указывается право на проезд или проход по соседнему участку.

Важно: если инициатор пытается проникнуть на территорию соседа до регистрации сервитута, то сосед может обратиться в полицию по факту нарушения личных границ его владений.

Если собственник не пускает соседа на свой участок после регистрации сервитута, он из потерпевшего переходит в категорию нарушителей.

В этом случае обратиться в суд или полицию может уже инициатор сервитута, и будет прав.

Когда собственнику и инициатору пора идти в суд

Если стороны не могут прийти к единому мнению в вопросе составления соглашения, инициатор вправе подать в суд. Наиболее частые спорные ситуации, которые решаются в судебном порядке:

  1. стороны не могут договориться о размере и форме компенсации;
  2. не получается определить срок сервитута;
  3. нет возможности договориться о размерах территории, попадающей под обременение.

Инициатор в суде должен будет доказать, что причины для установки сервитута действительно серьёзные, в нём есть жизненная необходимость.

Исковое заявление относится к категории неимущественных, поэтому госпошлина оплачивается в размере 300 рублей.

Оно должно содержать:

  1. информацию о заявителе, каким образом он относится к участку, соседствующему со спорным (арендатор, собственник и др);
  2. причина обращения в суд: владелец спорного надела отказывается подписывать соглашение, он назначает слишком высокую плату за использование его территории, не выходит на связь;
  3. для чего нужен сервитут – неопровержимые доказательства такой нужды;
  4. сроки наложения обременения;
  5. условия, на которых должно быть наложено ограничение;
  6. документы, которые приложены к иску.

Прилагать нужно копии всех бумаг, упомянутых в соглашении: документы, письменный отказ владельца спорной территории (если такой есть), доказательства необходимости сервитута и тд.

По итогам рассмотрения дела выносится решение:

  • положительное – с указанием условий сервитута, комфортных для обеих сторон (они не обязательно будут совпадать с теми, что были указаны в иске), границ сервитута;
  • отрицательное – запрет на наложение сервитута из-за недостаточно убедительно изложенной необходимости в нём.

Снятие обременения. Отмена сервитута

Частный сервитут можно снять, если:

  • закончился срок, указанный в соглашении, акте или решении суда;
  • собственник обременённой территории или инициатор предложил прекратить действие сервитута, так как в нём больше нет необходимости;
  • есть соответствующее решение суда (обычно в суд обращается собственник участка с требованием снять обременение, так как оно мешает пользоваться наделом).

Документы на установление сервитута в Росреестр подаёт инициатор. Документы на снятие сервитута может передать как инициатор, так и собственник. В числе бумаг договор сторон о снятии обременения или решение суда, а так же сопроводительные документы (паспорт, кадастровые данные и тд)

.

Кроме того, обременение может быть снято:

  • если участок с обременением или соседний перестал существовать физически (из-за природных явлений);
  • если территория конфискована администрацией под нужды государства;
  • односторонний отказ инициатора сервитута от обременения;
  • инициатор купил участок, на который ранее было наложено обременение;
  • инициатор продал свой надел третьему лицу (в этом случае договариваться о проходе или проезде по соседней территории придётся заново уже новому собственнику).

Как узнать, наложен ли сервитут на участок, перед покупкой

Сервитут – форма частичного обременения, при которой собственник вправе распоряжаться территорией, продавать или передавать по наследству. Вне зависимости от способа смены собственника действие сервитута не прекращается. Наследник или покупатель с удивлением могут узнать, что на территорию наложено обременение, в ходе оформления участка на себя.

Чтобы заранее узнать о подводных камнях территории (особенно актуально для покупателей), достаточно до подписания акта купли-продажи запросить выписку из кадастровой палаты относительно территории. Стоимость выписки – 400 рублей. В неё внесены данные о размерах, положении, адресе участка, его собственнике, а так же данные об обременениях.

На какие земли нельзя установить сервитут

  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда.

Чаще всего на них накладывается публичный сервитут, поэтому частный не применяется. Однако, в некоторых случаях это возможно через решение суда.

Подробнее о сервитуте можно посмотреть здесь.

Заключение

Частный сервитут, в отличие от публичного, может быть установлен после заключения добровольного соглашения между соседями двух участков. Дать согласие на пользование территории может только собственник, даже если земля сдана в аренду. Если соседи не могут прийти к единому мнению, им поможет суд.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/ustanovlenie-chastnogo-servituta/

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Сервитут не мог устанавливать

Новая редакция Ст. 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: http://ZKodeksRF.ru/gl-4/st-23-zk-rf

Установление сервитута: возможные проблемы

Сервитут не мог устанавливать

“Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2012, N 6

Пользование чужим земельным участком для того, чтобы попасть к себе, – нередкая ситуация для предприятий промышленности. Речь идет о случае, когда доступ к недвижимому имуществу, принадлежащему предприятию, возможен только через принадлежащие другому лицу земельные участки.

Выходом в такой ситуации является заключение соглашения об установлении частного сервитута. Однако если с собственником земельного участка договориться не удастся, придется обращаться в суд. Кроме того, предприятие промышленности может столкнуться с тем, что в отношении его земельного участка введен публичный сервитут.

Это также может вызвать определенные проблемы.

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом. Сервитут может быть частным или публичным (при этом и тот и другой сервитуты подлежат государственной регистрации в ЕГРП), срочным или постоянным. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (п. 1 ст. 23 ЗК РФ). В Гражданском кодексе (ст.

ст. 274 – 277) речь идет исключительно о частном сервитуте. Заметим: согласно поправкам, подготовленным к внесению в ГК РФ (проект федерального закона N 47538-6, принят Госдумой в первом чтении 27.04.2012), изменения должны затронуть и институт сервитута (вводится новая гл. 20.2 “Сервитут”). Причем поправки по некоторым моментам являются существенными.

Публичный сервитут согласно п. 2 ст.

23 ЗК РФ устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ или органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Подчеркнем: публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом.

Обратите внимание! Публичный сервитут устанавливается лишь в отношении земельных участков, частным сервитутом могут обременяться не только земельные участки, но и здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком (ст. 277 ГК РФ). В соответствии с подготовленными поправками к ГК РФ сервитут можно будет устанавливать в отношении земельного участка, здания или сооружения, а также помещения.

В каких случаях устанавливается публичный сервитут?

Возможность установления публичного сервитута базируется на закрепленном в пп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципе сочетания при использовании и охране земель интересов всего общества и законных интересов лиц, которым принадлежат земельные участки.

Именно поэтому установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний, целью проведения которых является учет мнения и интересов населения при установлении публичного сервитута. Получается, общественные слушания нужны для соблюдения баланса публичного и частного интересов при использовании земельного участка.

Важно. Основной отличительной чертой публичного сервитута является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого установлен сервитут.

Исчерпывающий перечень потребностей, для реализации которых могут устанавливаться публичные сервитуты, приведен в п. 3 ст. 23 ЗК РФ. Условно эти сервитуты можно разделить на три категории:

  • сервитуты, предоставляющие право прохода (проезда) через земельный участок (пп. 1, 6, 10);
  • сервитуты, предоставляющие право осуществления определенных работ (иных действий) на земельном участке (пп. 4, 5, 7 – 9);
  • сервитуты, необходимые для размещения и обслуживания объектов, эксплуатация которых имеет публичный интерес (пп. 2, 3).

Итак, публичные сервитуты могут устанавливаться для:

  1. прохода или проезда через земельный участок;
  2. использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Минэкономразвития подчеркнуло: это не предусматривает установление публичного сервитута в целях прокладки (строительства) инженерных коммуникаций (Письмо от 12.09.2011 N Д23-3824);
  3. размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  4. проведения дренажных работ на земельном участке;
  5. забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  6. прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  7. сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  8. использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
  9. временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  10. свободного доступа к прибрежной полосе.

К иным видам изыскательских и исследовательских работ не относится прокладка электрических линий (Постановление ФАС ЗСО от 15.08.2011 по делу N А46-12932/2010).

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/77443-ustanovlenie-servituta-vozmozhnye-problemy

Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?

Сервитут не мог устанавливать

В некоторых случаях возникает потребность использования чужого земельного участка или его части. Такое ограниченное пользование в юриспруденции называется сервитутом. Читайте в статье об особенностях понятия «сервитут на земельный участок», что это такое, как регулируется и как оформляется.

Что такое сервитут, определение простыми словами

Говоря простым языком, сервитут – это законное право ограниченно пользоваться чужой собственностью для личных целей. Оформляется он только в случаях крайней необходимости. К примеру, если требуется проход или подъезд к дому, а иначе, чем через чужой участок, сделать его не получается физически.

Определение сервитута дано в ст. 23 ЗК РФ. Согласно этому нормативному акту, сервитут – это право ограниченного использования лицом земельного участка, который ему не принадлежит.

При этом собственник надела может по-прежнему распоряжаться им как ему заблагорассудится. Однако он не может перекрыть доступ к определенному объекту лицам, обладающим сервитутом. Владелец обязан не препятствовать проезду или проходу, оформленному должным образом.

Сервитут не может выступать объектом какой-либо гражданско-правовой сделки. Он навсегда привязывается к определенной недвижимости.

Правом владеть сервитутом обладают только те лица, которые являются собственниками имущества, для которого он устанавливался. Если произойдет отчуждение прав на землю, где установлен сервитут, то вместе с имущественными правами новый собственник получит и обязательства по обременению. Это закреплено в ст. 275 ГК РФ.

Виды сервитутов

Сервитут подразделяется на постоянный и срочный, а также публичный и частный. Первая группа характеризуется срочностью договора. Вторая – назначением.

Постоянный сервитут является бессрочным. При его оформлении в договоре не указывается срок действия. При оформлении срочного права ограниченного пользования обязательно указывается период его действия. Эти разновидности применимы и к публичному, и к частному видам.

Публичный сервитут используется государством для обеспечения нужд и интересов органов власти или населения. Частный – оформляется между физическими лицами и организациями, если права одного из них нарушаются расположением соседнего участка. Рассмотрим эти виды подробнее.

Публичный сервитут

Этот тип соглашения применяется при наличии потребности для удовлетворения нужд государства или населения. Главный критерий установки публичного сервитута – получение возможности решить задачу для целей и нужд государства без изъятия частных земельных участков.

Публичные сервитуты устанавливаются на законодательном уровне федерального или местного значения. Согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ, они могут быть применены только по результатам общественных слушаний.

Установка публичного сервитута может потребоваться для следующих целей:

  • проход или проезд через участок;
  • размещение на участке межевых знаков;
  • размещение геодезических сетей и пунктов;
  • расположение гравиметрических и нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • изъятие водных ресурсов и объектов;
  • проведение дренажных работ;
  • прогон сельскохозяйственных животных;
  • ремонт коммунальных, электрических, инженерных и иных типов сетей;
  • ремонт транспортной инфраструктуры;
  • проведение изыскательных, исследовательских и иных работ;
  • охота и рыболовство;
  • доступ к прибрежной полосе;
  • сенокошение;
  • выпас животных.

Все эти цели закреплены в ст. 23 ЗК РФ. Публичный сервитут подлежит обязательной регистрации в Росреестре (ст. 23 ЗК РФ, ст.52 ФЗ № 218 от 13.07.2015 г.).

Граждане и организации, чьи права и интересы затрагивает установление сервитута, могут оспорить его оформление в судебном порядке. Владелец также вправе подать иск об установлении платы за пользование в связи с тем, что использование участка третьими лицами вызвало у него существенные затруднения.

Частный сервитут

Использование частного сервитута – крайняя мера. Он может быть применен только тогда, когда потребности землевладельца соседнего участка не могут быть реализованы иным способом.

Как правило, частный земельный сервитут заключается для следующих целей:

  • обеспечение прохода или проезда;
  • возведение или реконструкция каких-либо объектов;
  • использование объектов, которые не препятствуют пользоваться землей в соответствии с правилами;
  • другие нужды.

Соглашение об ограниченном использовании земли оформляется письменно и регистрируется в Росреестре. Без прохождения процедуры государственной регистрации сервитут не будет считаться действительным.

Если собственники по каким-то причинам не могут достичь компромисса в вопросах использования участка или его части, такие споры решаются в суде. После вынесения судебного решения о сервитуте его также потребуется регистрировать.

Регистрация и установление сервитута на земельный участок

Сервитут устанавливается по соглашению сторон или в результате вынесения соответствующего судебного решения. Установить право ограниченного использования чужой земли можно только по волеизъявлению собственника или землевладельца (к примеру, на правах аренды), которому это требуется.

Чтобы установить сервитут по соглашению сторон потребуются следующие документы:

  • заявления сторон;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • общегражданские паспорта сторон;
  • свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт.

Соглашение об установлении сервитута вступает в законную силу только с момента регистрации в Росреестре. Чтобы зарегистрировать возникшее право ограниченного пользования необходимо обратиться в Росреестр или МФЦ по месту нахождения земельного участка с пакетом вышеперечисленных документов.

Земельный сервитут прекращает свое действие по истечению срока действия, указанного в договоре, по решению судебных органов или в связи с иными обстоятельствами, предусмотренными действующим законодательством.

Владелец земельного надела, обремененного сервитутом, может потребовать установления платы за пользование его собственностью. Ее размер и порядок выплаты указываются в соглашении или определяются судебным решением.

Когда устанавливается публичный сервитут, владелец обремененного надела может потребовать аналогичной платы с государственных или муниципальных органов. Однако это допускается только при условии, что установленный сервитут мешает использовать землю. Размер и порядок выплаты платежей будет указан в нормативном акте, которым оформляется сервитут.

Договор сервитута

Этот тип договора регулируется гражданским законодательством. Он имеет следующую структуру:

  1. Наименование сторон договора – ФИО, паспортные данные.
  2. Предмет соглашения – порядок и цель установления сервитута.
  3. Размер оплаты.
  4. Права и обязанности сторон соглашения.
  5. Форс-мажор и порядок действий при его наступлении.
  6. Реквизиты и личные подписи сторон.

Кроме того, есть ряд существенных условий договора о сервитуте, без указания которых он не может быть зарегистрирован. В этот перечень входит следующая информация:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • обозначение части надела, которая будет обременена;
  • информация об обременении с указанием конкретной цели;
  • наименования сторон;
  • срок действия соглашения.

Всю организацию оформления и прохождение государственной регистрации, в том числе и возникающие расходы, берет на себя заинтересованная сторона. Участники могут включить в договор и иные условия, которые посчитают существенными.

К договору на усмотрение сторон прилагаются кадастровые документы, схема, описание и порядок эксплуатации надела, а также расчет стоимости за пользование землей.

Подписание соглашения происходит в срок не более месяца с момента достижения договоренностей. Если это публичный сервитут, то этот период может существенно затянуться.

Как оформить сервитут на проезд к участку?

Алгоритм оформления будет следующим:

  1. Обращение к собственнику земли, на которую нужно установить сервитут.
  2. После достижения договоренности оформление соглашения в письменной форме.
  3. Регистрация в Росреестре или МФЦ.

Если земля находится в собственности у муниципалитета, то потребуется написать соответствующее заявление в отдел, занимающийся земельными правоотношениями. Заявление будет рассмотрено в течение месяца. При положительном решении необходимо пройти процедуру регистрации. При отрицательном – обращаться в суд.

Оплата за использование участка для проезда может быть единовременной или регулярной. Способ выплаты необходимо прописать в соглашении.

Если у вас есть вопросы, касающиеся земельно-имущественных отношений, обращайтесь за консультацией к юристу. Получить правовую помощь можно на нашем сайте. Напишите вопрос эксперту, и он бесплатно проконсультирует вас.

Теперь вы знаете, что такое сервитут на земельный участок и как он оформляется. Учитывайте, что его использование – это крайняя мера, допустимая, когда других вариантов нет.

Источник:

Сервитут — что это такое простыми словами? Как устанавливается, чем регулируется

Последние изменения: Январь 2020

Имея в собственности любой вид недвижимости, необходимо документально подтверждать право на него для того, чтобы совершать разного рода сделки с ним. Но, несмотря на владение абсолютным правом собственности, все-таки есть существенное его ограничение. Таким ограничением и является сервитут, что это такое и как его оформить, регламентировано такими сферами права как:

  • гражданское законодательство;
  • земельное законодательство;
  • а в некоторых случаях и водное или лесное законодательство.

А также не были нарушены права другого собственника, чаще всего проживающего по соседству, в отношении его свободного доступа к своему жилищу.

Понятие термина сервитута

Согласно статье 23 Земельного законодательства сервитутом является частичное (ограниченное) право использования чужого земельного участка для личных (частных) или государственных (общественных) целей, основой которого является соглашение между сторонами.

Для чего он необходим?

С юридической точки зрения сервитут является сделкой, предмет которой – передача ограниченных прав пользования от собственника другому лицу.

Лицо, которому дается право частичного пользования участком (сервитут) не наделяется правом собственности на эту часть, а лишь может ее использовать в весьма ограниченном смысле.

К сожалению, как показывается статистика, граждане, наделенные сервитутом, не до конца осознают правовую основу такого соглашения и после его заключения и регистрации пытаются присвоить себе эту часть земли или начинают использовать ее не по назначению. В этом случае законом предусмотрена правовая защита собственника, определяемая гражданским законодательством (пункт 2 статьи 276 Гражданского кодекса), что дает ему право аннулировать сервитут посредством подачи искового заявления в судебный орган.

Стоит отметить и тот факт, что лицо, нуждающиеся в сервитуте в связи с отсутствием другого способа решения проблемы, также может обратиться с иском в суд и потребовать удовлетворить его права на это.

(Например, гражданин купил участок земли и построил на нем дом, но подвести к нему коммуникации не может по той простой причине, что на пути прокладки расположен участок соседа, а обойти его нет возможности).

Сервитуты подразделяются на два вида и два подвида.

Так законом установлено два основных типа:

  • не общественный (частный);
  • общественный (публичный).

Частным сервитутом считается заключенное соглашение между двумя физическими лицами (соседями) об ограниченном использовании соседнего участка земли для таких целей как:

  • для индивидуального доступа к жилищу (проезд, проход и т.д.) через участок соседа;
  • для подведения коммуникаций к дому;
  • для прокладки теле- и электрокоммуникационных сетей и установки опор электропередачи и т.п.

Общественным (публичным) сервитутом является волеизъявление населения, органов местного или государственного управления использовать часть собственности других лиц для блага общества в целях:

  • доступности транспортной инфраструктуры;
  • выполнения геодезических изысканий или работ по мелиорации;
  • свободного доступа к прибрежной территории;
  • использование земель и лесополос для осуществления охоты или рыбалки;
  • размещения межевых меток (знаков) и т.д.

Источник: https://giak.ru/ipoteka/chto-takoe-zemelnyj-servitut-i-kak-on-ustanavlivaetsya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.