Сервитут на землю сельхозназначения

Содержание

Что такое публичный сервитут на земельный участок и когда он устанавливается?

Сервитут на землю сельхозназначения

Право установления сервитута возникло еще в римском праве и до сих пор сохранилось в законодательстве РФ. Установление данного обременения регулируется следующими нормативными документами:

  • статьями 274–277 Гражданского кодекса;
  • 223 статьей Земельного кодекса;
  • статьей Федерального закона от 21 июля 1997 года;
  • 9 статьей Лесного кодекса.

Следует знать, что сервитутом может быть обременено строение, здание, земельный участок. Однако практика показывает, что последний вариант встречается чаще всего.
Сервитуты на земельный участок бывают частными и публичными. Сегодня поговорим о публичном виде данного обременения.

Что такое публичный сервитут?

При этом сервитутом пользуется неопределенный круг лиц.

Для каких целей может быть установлен?

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в таких случаях:

  • необходим проезд или проход через участок;
  • необходимо осуществить установку или ремонт электрических или транспортных коммунальных сетей;
  • необходимо установить геодезические или межевые знаки, а также обеспечить к ним подъезд;
  • необходимо осуществить водоотвод или установить дренажное оборудование на определенном участке;
  • необходим забор воды для водопоя скота либо для проведения анализа;
  • необходим выпас скота и заготовка сена на зиму;
  • необходима организация охоты на незапрещенные виды животных и рыболовства;
  • необходимо проведение геологических раскопок и исследование состояния почвы;
  • необходим перевоз объектов через территорию.

Данные основания не являются исчерпывающими.

Когда возможно установление, а когда — нет?

Публичный земельный сервитут может быть установлен только в том случае, когда на общественных слушаниях путем ания было принято положительное решение.

Учитывается мнение следующих лиц:

  • Жители определенной территории, которые могут понести ущерб.
  • Доверенные лица юридических фирм и компаний, юридический адрес которых располагается в непосредственной близости к участку, на который может быть установлен сервитут (служебный участок);
  • Собственник потенциального служебного участка, а также арендаторы данной земли и лица, которые имеют право бессрочного пользования.
  • Сотрудники муниципальной власти или местного самоуправления.

Однако есть случаи, которые не допускают установление публичного сервитута. К ним относятся следующие:

  • установление сервитута не позволяет собственнику земельного участка распоряжаться своей землей в полной мере;
  • от собственника земельного участка в органы самоуправления поступило уведомление о требовании отменить сервитут;
  • невозможность или нежелание лица, которое подало заявление, организовывать общественное слушание.

Виды

Если говорить о времени действия сервитута, то следует выделить два вида:

  • срочный — обременение устанавливается на определенный период, по истечении которого действие сервитута автоматически заканчивается;
  • бессрочный — сервитут устанавливается на неопределенный период и может быть прекращен в судебном порядке или когда необходимость в обременение исчезнет сама собой.

Говоря о целях сервитута, необходимо выделить следующие:

  • водный — гарантирует право каждому гражданину РФ использовать ресурсы водного фонда России без использования технических устройств;
  • лесной — закрепляет право гражданина бесплатно и беспрепятственно находится на территории лесных массивов страны, а также заниматься собирательством пищевых лесных ресурсов (грибы, ягоды, травы);
  • сервитут на дорогу — гарантирует право каждого гражданина бесплатно пользоваться автодорогами федерального значения.

Особенности

Факт оформления сервитута на земельный участок может фиксироваться следующими документами:

  • актами Российской Федерации;
  • актами органов местного самоуправления;
  • нормативно-правовыми актами субъектов (муниципалитетов) РФ.

В случае продажи, аренды или дарения земельного надела, на котором установлен сервитут, собственник должен уведомить вторую сторону о существующем обременении. В противном случае сделка будет признана недействительной, а собственник понесет большие убытки, так как будет обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию нанесенного ущерба.

Установление сервитута не должно никоим образом затруднять эксплуатацию земельного участка его законным владельцем.

В результате рассмотрения дела суд может вынести одно из таких решений:

  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выкупить участок и выплатить компенсацию нанесенного ущерба;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган предоставить аналогичный участок и компенсировать убытки;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выплатить полную компенсацию убытков;
  • отказать в удовлетворении иска.

Границы зон действия публичного сервитута

Как уже было сказано выше, сервитут может распространяться не только на целый участок, но и на часть земли.

Границы зоны действия сервитутного обременения определяются посредством топографогеодезических работ. Все расходы берет на себя заинтересованная сторона, т.е. муниципалитет или администрация. Результаты фиксируются в кадастровых документах.

Также следует знать, что перед установлением сервитута необходимо проверить, было ли проведено межевание земельного надела. Здесь государственный орган имеет дело с двумя типами участков:

  1. Оформленные участки, которые состоят на кадастровом учете.
  2. Неоформленные участки, на которых границы еще не сформированы и кадастровые работы не проведены.

В готовом проекте межевания конкретного участка в обязательном порядке должны быть указаны границы зон действия публичного сервитута. Если же проекта межевания пока нет, то тогда нужно сначала провести процедуру межевания, а потом установить границы действия публичного обременения.

Установление платы за публичный сервитут

Действующее законодательство РФ не предусматривает обязательное установление оплаты за установление сервитута.

Однако в случае причинения неудобств собственнику или третьим лицам (арендатору, лицу, которое владеет участком на праве бессрочного пользования) может быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается в судебном порядке или путем переговоров между собственником земельного участка или третьими лицами и органами местного самоуправления (администрацией города или сельского поселения).

Как правило, чиновники адекватно реагируют на выплату компенсации землевладельцу, если последний не препятствует установлению сервитута в интересах государства.

Публичный сервитут устанавливается ради общественного блага, и поэтому каждый гражданин должен знать о своих правах и обязанностях. Если установление сервитута неизбежно, но обременение доставляет вам большие неудобства, вы всегда можете отстоять свои права путем переговоров с местной властью или обратиться в суд.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj.html

Частный сервитут и порядок его установления 2020

Сервитут на землю сельхозназначения

Время чтения 6 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Частный сервитут на земельные участки устанавливается для того, чтобы обеспечить возможность проезда и перемещения по соседней территории, провести канализационные и водоснабженческие системы, установить линии электрических  передач. Кроме того, ограничение производится в случае, когда иные способы потребительских нужд владельца соседнего участка не могут быть обеспечены.

Сегодня благодаря оформлению ограничения вполне возможно осуществить реализацию права собственности недвижимостью. Рассмотрим более подробно процедуру установления личного сервитута.

Что представляет собой личный сервитут или ограничение?

Частный сервитут – это передача третьим лицам права эксплуатации части чужой территории. На сегодняшний день оно имеет следующие ограничения:

  • за такую возможность придется платить компенсацию;
  • возможна лишь частичная эксплуатация участка, в соответствии с целями, установленными законом;
  • для того чтобы реализовать собственное право необходимо провести процедуры, обеспечивающие контроль, а также другие важные мероприятия;
  • обременение не может стать независимым предметом сделки, то есть его невозможно реализовать, заложить, а также отдать третьим лицам.

Важно! При установке личного сервитута на территории собственник земли не теряет права на ее владение. Это право может быть распространено и на владельца, и на лиц, пользующихся территорией.  

Процесс установки частного сервитута

Процедура установления частного сервитута начинается с создания соглашения между заинтересованным лицом и владельцем территории. Это право может устанавливаться для:

  • прохода и перемещения по соседнему участку;
  • проведения канализационных и водоснабженческих систем;
  • установки электрических сетей;
  • возмещения нужд заинтересованных лиц, при отсутствии возможности обеспечить их по-другому.

Истребовать установку сервитута физлицу возможно исключительно у владельца конкретного участка. В том случае, когда территория относится к госсобственности либо владениям города, тогда для установки сервитута потребуется обратиться к госвластям. Сделать запрос на оформление личного сервитута имеет право каждый человек, которому принадлежит земля на других правах.

Личный сервитут возможно установить только по части прилегающей территории, а в некоторых случаях в отношении другого участка.

Оформление этого права осуществляется путем создания договора, заключенного между владельцем территории и заинтересованным лицом. Если они не могут договориться, то в этом случае третье лицо вправе подать в суд.

Завершающим этапом оформления частного сервитута является проведение госрегистрации.

Скачать образец договора об установлении сервитута

Какие документы потребуются?

Частный сервитут для прохода и проезда устанавливается при наличии следующих документов:

  1. Паспорт РФ от заявителя.
  2. Чек о внесении госпошлины.
  3. Документация, подтверждающая установку сервитута, – соглашение сторон, акт-распоряжение от госоргана, решение суда.
  4. Кадастровая планировка территории с печатью об установки сервитута.
  5. Доверенность, если обращается третье лицо.

Госпошлина для установки личного сервитута на сегодняшний день составляет для:

  • физлиц – 1500 руб.;
  • юрлиц – 6000 руб.

В каких случаях необходимо отправляться в судебные инстанции?

Обратиться в суд частному лицу, заинтересованному в получении сервитута, необходимо тогда, когда не удается заключить договор-соглашение с владельцем соседнего участка о его установке. При этом причины его установления должны быть серьезными.

Для подачи искового заявления человеку потребуется внести госпошлину в сумме триста рублей.

В иске необходимо указать:

  1. Данные о том, что владелец соседней, прилегающей к земле, территории отказывается подписывать договор-соглашение об установке сервитута или не отвечает на просьбы истца.
  2. Цель, срок, а также условия установки этого права.
  3. Неопровержимые доказательства того, что сервитут установить действительно необходимо, в связи с возникшими проблемами.

Скачать образец искового заявления об установлении сервитута

Иск требуется сопроводить следующей документацией:

  • чек об уплате госпошлины;
  • доказательства, приведенные в письменном виде, в случае отказа либо игнорирования владельцем соседнего участка просьб со стороны истца;
  • бумага, доказывающая, что истец является владельцем собственного участка.

Судебная инстанция вправе создать комфортные условия для установки сервитута, четко определив граничащие линии территории, требуемые для прохода или перемещения. Суд обязан учесть интересы каждой стороны для того, чтобы сформировать менее затруднительное обременение для владельца территории и устранить все неудобства при использовании ей.

Завершение действия сервитута

Личный сервитут может завершить свое действие в случае, если:

  • владелец территории выдвинул требования прекратить его из-за отсутствия необходимости;
  • так решил суд, поскольку установленный сервитут в дальнейшем может затруднить процесс эксплуатации территории.

Чтобы расторгнуть соглашение на установку сервитута в госорган необходимо представить следующие документы:

  1. Договор-соглашение, подписанный на добровольной основе каждой из сторон.
  2. Постановление, полученное в суде.

Договор на частный сервитут не может быть расторгнут в случае реализации земельного участка, поскольку он остается обременением территории. Именно по этой причине при передаче права владения новый собственник получает в эксплуатацию землю с уже установленным на ней сервитутом.

Для того чтобы уточнить перед покупкой или продажей земли наличие обременений, новому владельцу потребуется сделать письменный запрос в Росреестр. Там он сможет получить выписку из госреестра, где будут содержаться эти сведения.

Среди причин прекращения частного сервитута выделяют:

  • Прекращение участком своего существования из-за природных явлений.
  • Решение госоргана о конфискациитерритории для госпотребностей.
  • Приобретение земли во владение обладателем сервитутом.
  • Отказ заинтересованного лица от права на сервитут и расторжение его в одностороннем порядке.
  • Принятие взаимного решения сторон, и официальное расторжение установки сервитута.
  • Завершение срока действия документа, по которому было создано обременение.

Когда участок с ограниченным правом прекращает свое существование, тогда на документе об обременении, а также в регистрационной записи ставят специальный штамп погашения.

В других же случаях требуется произвести госрегистрацию прекращения личного сервитута, при наличии соответствующей документации.

Какие территории не могут относиться к личным сервитутам?

К личным сервитутам территории не имеют право относиться:

  • Земли, расположенные в зонах лесного фонда, а также лесополосы, которые не включены в него, но при этом принадлежат пользователям леса на основании госактов, судебных постановлений и соглашений.
  • Земли водного фонда, которые являются формой общественного или частного обременения.

Эти виды обременения имеют несколько ограничений. В первом случае личный сервитут устанавливается только по судебному постановлению, через договор-соглашение либо на основании акта от госоргана. Во втором случае обременение может быть создано исключительно по соглашению с госорганами либо по решению суда.

Источник: https://law03.ru/land/article/chastnyj-servitut-na-zemelnyj-uchastok

Публичный сервитут на землях сельскохозяйственного назначения

Сервитут на землю сельхозназначения

Публичный сервитут на землях сельскохозяйственного назначения

БЛИНОВ Руслан Николаевич,

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Юридического института Орловского государственного технического университета. E-mail: blinov-27@mail.ru

Краткая аннотация: в статье представлен анализ проблем правового регулирования установления, изменения и прекращения публичного сервитута на землях сельскохозяйственного назначения.

In article the analysis of problems of legal regulation of an establishment, change and the termination public law on the agricultural purpose earths is presented.

Ключевые слова: публичный и частный сервитут; разноотраслевая принадлежность правовых норм; конфликт интересов; проблемы совершенствования правового регулирования.

Public and private law; an accessory of rules of law; the conflict of interests; problems perfection of legal regulation.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Ограничение и прекращение прав на земли сельскохозяйственного назначения в общественных интересах», проект № 10-03-00495а.

Гражданский кодекс РФ содержит описание сервитута в перечне ограниченных вещных прав. В то же время данный кодекс РФ не содержит специальных норм о порядке установления, изменения и прекращения публичного сервитута на земельный участок. Правовые нормы, содержащиеся в ст.

274-277 ГК РФ, по существу, посвящены частным сервитутам. Установление публичных сервитутов на земельный участок регулируется земельным законодательством (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

В Земельном кодексе РФ определено, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (п. 1 ст. 23).

Различная отраслевая принадлежность правовых норм, предназначенных для регулирования частных и публичных сервитутов на земельный участок, явилась предметом дискуссий при разработке предложений по совершенствованию гражданского законодательства РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». Концепция развития гражданского законодательства РФ, подготов-

ленная на основании Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 и одобренная решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства РФ от 7 октября 2009 г.

, предусматривает исключение разноотраслевой принадлежности норм о сервитутах на земельный участок.

Предлагается сформулировать в ГК РФ правила, касающиеся ограничений права собственности на земельный участок в публичных интересах, с изъятием из Земельного кодекса РФ норм о публичных сервитутах.

В соответствии с положениями п. 2 ст.

23 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Можно сказать, что предусмотренные в

ЗК РФ общие случаи установления публичного сервитута на земельном участке, в основном, все могут быть применимы и к земельному участку из состава сельскохозяйственных угодий для:

– прохода или проезда через земельный участок;

– использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

– размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

– проведения дренажных работ на земельном участке;

– забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

– прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

– сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

– использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

– временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

– свободного доступа к прибрежной полосе.

Каждый из перечисленных случаев ограничений использования земельного участка фактически распространен в той или иной местности большой территории России.

В то же время практика свидетельствует об очень низком проценте юридического оформления отношений по поводу публичного сервитута на землях сельскохозяйственного назначения.

Как правило, только возникающая конфликтная ситуация по использованию участка сельскохозяйственного назначения побуждает стороны искать вариант законного оформления вынужденного ограничения прав собственника.

Надо признать, что публичный сервитут на землях сельскохозяйственного назначения так и не получил своего должного распространения. Действующий Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон об обороте земель) не со-

держит в своём тексте даже слова «сервитут». Такому слабому вниманию к публичному сервитуту на землях сельскохозяйственного назначения могут быть найдены следующие объяснения.

Во-первых, практическая очевидность в необходимости использования ограничений большинства участков сельскохозяйственного назначения (например, прохода, проезда через участок к реке или прогона сельскохозяйственных животных и др.).

Во многих ситуациях собственник земельного участка добровольно соглашается и, как правило, не препятствует фактически существующему ограничению использования участка.

Во-вторых, присутствие государственного интереса или интересов местного населения при возникающих ограничениях использования земельного участка собственником.

Собственнику участка, как правило, известно о наличии «принудительных механизмов» ограничения его права собственности на земельный участок со стороны государственных или муниципальных органов в случае препятствования.

В-третьих, несовершенство земельного законодательства в части установления публичного сервитута на земельные участки из состава сельскохозяйственных угодий, находящихся в общей долевой собственности.

На протяжении всего периода проведения земельной реформы, начиная с 90-х гг. двадцатого столетия и до настоящего времени, постоянно упоминаются данные о том, что 115 млн. га сельскохозяйственных угодий были переданы в общую долевую собственность около 12 миллионов граждан.

1 Эти граждане получили земельные доли и стали собственниками земельных участков, находящихся в общей долевой собственности.

Поэтому в результате проведения земельной реформы общая собственность на земли сельскохозяйственного назначения в России приобрела доминирующее положение среди других прав на такие земли.

Представляется, что существующие правовые сложности в части установления публичного сервитута на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, нахо-

1 О реализации конституционных прав граждан на землю. Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 (с изм. от 25 января 1999 г.).

дящиеся в общей собственности занимают особое место в причинах «неразвитости» публичного сервитута в России. Рассмотрим некоторые из них.

Возникновение публичных интересов государства, местного самоуправления или местного населения в результате выделения участка в счёт земельных долей граждан

При выделении в натуре земельного участка в счет земельных долей из земельного массива, находящегося в общей долевой собственности законодательством не учитываются случаи, когда имеет место фактически сложившейся публичный сервитут. Можно сказать, что при оформлении прав на сельскохозяйственные угодья с момента вступления в силу Закона об обороте земель (с 2003 г.) на практике не учитывались (и продолжают не учитываться):

1) Интересы местных жителей.

В границы участков, оформляемых в собственность (в том числе в общую долевую), включаются полностью или частично места общего доступа, отдыха; проходы к водоёмам, святым источникам; прогоны сельскохозяйственных животных; сложившиеся десятилетиями дороги и др.

Встречаются случаи, когда после оформления права собственности на выделенный участок в счёт долей новый собственник пытается исключить существовавшие десятилетиями всевозможные ограничения использования земель (например, запретить проезд, проход через участок).

2) Интересы государства (или муниципального образования). В границы формируемых участков общей собственности граждан случайно или неслучайно попадают части участков горных отводов, территории разведанных запасов месторождений, нефтепроводы, опоры воздушных линий, газораспределительные станции, инженерные сети, коммуникации и др.

Надо признать, что участники долевой собственности при решении своих частных вопросов не могут (да и не должны) инициировать действия, направленные на учет публичных интересов. Соответствующие государственные или муниципальные органы власти или организации обязаны своевременно и самостоятельно фиксировать своё присутствие (свои интересы) на землях сельскохозяйственного назначения

(например, проводить межевые и кадастровые работы в отношении государственных или муниципальных объектов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения).

С большой долей уверенности можно сказать, что в связи с поспешными и очень часто несогласованными действиями по выделению земельных участков в счёт земельных долей в предшествующие годы, в настоящее время всё больше и больше обнаруживаются конфликты интересов государства, местного населения и «новоявленных» собственников земель сельскохозяйственного назначения.

Ситуация осложняется ещё и тем, что права на сформированные (выделенные) земельные участки в большинстве случаев прошли государственную регистрацию.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о государственной регистрации) предусматривает, что государственная регистрация является единственным доказательством сущест

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/publichnyy-servitut-na-zemlyah-selskohozyaystvennogo-naznacheniya

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) – Земельный кодекс – редакция от 01.09.2018

Сервитут на землю сельхозназначения
[Земельный кодекс] [Глава IV.]

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учётом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

  • 1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • 2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • 3) проведения дренажных работ на земельном участке;
  • 4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • 5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • 6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • 7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
  • 8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьёй 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учётом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учётом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49, 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определённых зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьёй 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B/%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81/%D1%81%D1%82_23/%D1%80%D0%B5%D0%B4-01.09.2018/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.