Сервитут на земельный участок земельный кодекс

Частный сервитут на земельный участок: как устанавливается?

Сервитут на земельный участок земельный кодекс

Последние изменения: Январь 2020

Осуществляя деятельность на земельном участке, иногда сталкиваются с понятием сервитута. С его помощью устанавливается возможность попадания на соседний участок, прокладке коммуникаций, линии электропередачи, удовлетворения иных потребностей собственников территории. В зависимости от принадлежности земли, согласно ст.23 ЗК РФ, может быть использован публичный или частный сервитут.

Особенности применения сервитута

С помощью сервитута на землю устанавливается определенное обременение в виде ограничений права использования территории третьей стороной.

Порядок, как оформить временное ограничение, регламентируется Земельным Кодексом, предусматривая следующие варианты:

  1. Путем достижения договоренности и добровольного заключения соглашения.
  2. В судебном порядке.
  3. В силу закона.

Действующие правила требуют обязательной государственной регистрации возникшего ограничения, но сам сервитут на землю не подлежит продаже, оформлению в залоговое обеспечение, передаче другим лицам, не владеющим землей.

Потребность в оформлении временного разрешения на пользование соседнего надела возникает, когда владелец земли выдвигает требование предоставить доступ, объясняя это необходимостью выполнения определенных действий в отношении своей собственности.

Закон рассматривает следующие основания для оформления частного сервитута:

  • Обеспечить проход или проезд по земле, принадлежащей другому собственнику.
  • Воспользоваться соседним участком с целью прокладки водопровода, подведения канализационных систем.
  • Организовать подключение электричества путем установки ЛЭП.
  • Обеспечить выполнение иных действий в отношении собственности, которые не могут быть реализованы без доступа через прилегающую территорию.

Юридическим основанием для стандартного установления сервитута служит добровольное соглашение. В случае недостижения взаимопонимания, собственник второго участка вправе обратиться за решением вопроса в судебную инстанцию.

Ограничения

Не всякая земля может стать личным сервитутом.

Нельзя оформить доступ к участку через:

  • лесные участки, лесополосы;
  • водные территории.

В данных ситуациях личный сервитут оформляется только в судебном порядке или по соглашению с государственными органами власти. Лесные участки также можно использовать в качестве сервитута согласно принятых законодательных актов.

Публичный сервитут

В отличие от частного, когда встает вопрос использования земель, оформленных в собственность граждан или организаций, публичный сервитут предполагает вынужденное пользование территорий из государственного или общественного фонда.

При согласовании права используют следующие причины:

  • проведение научных исследований на благо общества или развития науки;
  • использование участка лицами, занимающимися рыболовством или охотой;
  • прогон, выпас;
  • организация прохода к территории или проезда;
  • прокладка коммуникаций.

В стандартных ситуациях установление частного сервитута на земельный участок происходит на основании составленного и подписанного заинтересованной стороной и хозяином надела письменного договора.

При составлении и оформлении соглашения, важно следить за соблюдением гражданско-правовых норм, учитывающих интересы обеих сторон. Формат соглашения регулируется п.1 ст. 161 ГК РФ, с обязательным включением следующих разделов:

  • Данные о сторонах соглашения, адреса, реквизиты банка.
  • Конкретное местоположение рассматриваемого объекта.
  • Причины возникшей потребности.
  • Суть заключаемого соглашения.
  • Механизм реализации прав ограниченного пользования.
  • Ответственность, права, обязанности.

Поставив подпись на договоре, вторая сторона получает право при выполнении определенных условий пользоваться территорией согласно установленных целей.

Как только исчезают обстоятельства и основания, при которых возникла потребность в праве, прекращается и действие документа. Собственник участка вправе установить плату за пользование земли по собственному усмотрению.

Фактически, платеж представляет собой вознаграждение, получаемое за предоставление временного права пользования собственностью другой стороной договора.

При отсутствии взаимопонимания между сторонами, заинтересованное лицо обращается с иском в суд с просьбой предоставить разрешение на доступ, иной способ пользования смежного участка, учитывая потребность в обеспечении своего права пользования своей землей.

Регистрация права

Процедура оформления может считаться завершенной только после госрегистрации соглашения об установлении сервитута. Для этого стороны обращаются в отделение Росреестра с заявлением и прилагаемым пакетом документов.

Список документов, необходимых для внесения регистрационной записи, представлен:

  • кадастровым планом, на котором стоит заверенная печатью отметка об ограничении;
  • решением судебного органа, распорядительным актом госучреждения, соглашением;
  • платежным документом об уплаченной госпошлине;
  • паспортом заинтересованного лица (заявителя).

В зависимости от категории собственника, размер пошлины составит:

  • 1,5 тысячи рублей – для обычных граждан;
  • 6,0 тысяч рублей – для организаций.

Зарегистрированное право не устанавливается на ограниченный промежуток времени. Длительность права пользования определяется периодом соответствия указанных в распорядительном документе условий и оснований.

Прекращение действия

 

Действие права на доступ через соседнюю территорию завершается при определенных основаниях, указанных в гражданском законодательстве. В большинстве случаев, заниматься прекращением данного права будет собственник рассматриваемого надела.

Следует разграничивать поводы для расторжения договоренности для публичных и частных сервитутов.

В первом случае, основанием считать права публичного сервитута прекращенными станет выход соответствующего распоряжения от структур, представляющих местную власть, с учетом сложившегося общественного мнения.

Во втором случае, частный сервитут утрачивается с прекращением потребности или выявлению неразрешенного пользования предоставленного участка. Основанием для прекращения станет судебное постановление.

К другим поводам прекращения прав относят ситуации, когда:

  • участок перестает существовать вследствие воздействия природных явлений;
  • земля конфискуется или переходит в пользование государства на основании решения соответствующего компетентного органа власти;
  • земля приобретена владельцем сервитута на участок;
  • одна из сторон расторгает договор в одностороннем порядке;
  • достигнуто взаимное соглашение;
  • истек срок действия бумаги, ставшей основанием для назначения права.

После прекращения сервитута, необходимо выполнить действия по снятию ограничений с внесением регистрирующей записи Росреестре.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/zemlya/chastnyiy-servitut/

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) | ГАРАНТ

Сервитут на земельный участок земельный кодекс

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: https://base.garant.ru/12124624/74d7c78a3a1e33cef2750a2b7b35d2ed/

Что такое сервитут по Земельному кодексу

Сервитут на земельный участок земельный кодекс

Случается, что помимо воли собственника часть земельного участка может быть ограничена в правах пользования. Несмотря на законные права собственности, отдельное лицо или организация способны установить своеобразный выдел для общественных нужд или для личного пользования.

Обычно такие правовые ограничения допустимы для накладывания на соседские участки, которые имеют выход к местам общей доступности. Закон о земельном сервитуте на чужой территории имеет очень важное значение для определения границ ее использования.

Безусловно, основным документом, регламентирующим нормы об установлении и прекращении обременения участка в виде сервитута, является Земельный кодекс.

Что такое сервитут, правовые основы

Любой вид правоотношений, возникающих в ходе эксплуатации земельных наделов, детально описывается именно в этом нормативном документе. Земля – недвижимый объект, к которому применимы не только правила о возникновении права собственности, но и возможные ограничения и преимущества, связанные с арендой, дарением, обменом и прочими видами сделок.

Перед тем как давать нормативно закрепленное определение сервитута следует отметить, что Гражданский кодекс описывает обстоятельства наложения обременения, которые необходимы соседям. Тогда как Земельный кодекс прописывает виды и цели, которые характерны для социально важного ограничения права собственности.

Как такового понятия сервитута ЗК РФ не содержит. До изменений, введенных законом от 28.12.2013 года, п. 1 ст. 23 отсылал к нормам гражданского законодательства, уточняя, что требования к частным категориям обременений прописаны в ГК РФ. После 1 января 2014 года, перед тем как изучать нормы статьи 23, необходимо обратиться к статье 274 ГК РФ.

В Гражданском кодексе прописано весьма запутанное определение, которое состоит из следующих частей:

  • основание: проход, проезд, ремонт, реконструкция, производимые в интересах использования соседского участка;
  • как возникает: через требование, договоренности или судебные предписания;
  • между кем производится: смежные территориальные наделы;
  • какие последствия: не возникает негативных ограничений, кроме невозможности пользования той части участка, по которой осуществляется удовлетворения потребностей соседей.

Исходя из этого определения, можно осуществить проекцию и на нормы социально значимого сервитута с установлением дополнительных административных процедур по земельному законодательству.

При этом следует оговориться, что ограничения, установленные ГК РФ, в основном носят адресный характер (ограничены кругом соседей).

А по замыслу законодательства имеются основания для массовых обременений всех наделов, которые располагаются в «одной территориальной плоскости». В этом заключается разница определений различных типов ограничений при единстве подходов к порядку использования.

В обоих случаях неудобства терпит только собственник ограничиваемого надела, теряя часть полезной площади из зоны эксплуатации, не меняя сути собственности.

Виды сервитутов по земельному законодательству

В противоположность гражданскому законодательству, которое дает примерный и неполный список предлогов для постановки «частного сервитута», в Земельном кодексе описываются все случаи, при которых возможно ограничить эксплуатацию властным предписанием. Но стоит оговориться, что для обоих видов характерно следующее деление на:

  • постоянные;
  • временные (срочные).

Временные сервитуты, которые устанавливаются в рамках частного случая, возможны только на основании личных договоренностей (например, пронос строительных материалов для возведения совместного забора). Постоянные же ограничения обычно накладываются решением суда, так как собственник зачастую препятствует свободному пересечению собственного надела посторонними лицами (соседями).

Публичный сервитут предполагает, что владелец не имеет права сопротивляться общественной задаче, создавая блага всем без исключения.

Виды публичных сервитутов по земельному законодательству можно условно разделить на две группы, если обратиться к предыдущей классификации:

Чем обусловлен сервитутНормативное обоснованиеКто устанавливаетНа какой срок
Гарантия возможности беспрепятственного посещения любым желающим водоема и прибрежной территорииП. 2 статьи 27 Водного кодекса РФОрганы МСУПостоянно
Необходимостью проведения устранения дефектов всевозможных инфраструктурных объектовПостановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170; Жилищный кодекс РФОрганизация, обслуживающая территориюВременно
Требованием определения границ посредством установления специальных знаков, геодезических пунктов для обслуживания сетей

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/servitut-po-kodeksu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.