Сервитут на земельный участок понятие содержание виды

Содержание

Порядок установления сервитута на муниципальные земли в 2019 году: условия, особенности и порядок установления, документы, образец соглашения | Земельный эксперт

Сервитут на земельный участок понятие содержание виды

В статье 39.23 ЗК РФ указаны основания для установления сервитута относительно наделов, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Помимо земельного законодательства, данный вопрос регулирует ряд федеральных законодательных актов и гражданский кодекс.

Основания бывают следующие:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • необходимость размещения линейных объектов, сооружений связи, спецзнаков информационного типа, защитных построек, не являющихся препятствием для целевой эксплуатации наделов;
  • проведение изыскательских работ;
  • проведение работ по недропользованию.

Указанные основания предполагают наложение публичного сервитута или частного.

Соглашение об установлении сервитута

Сервитут начинает действовать после того, как оформлено и зарегистрировано в Росреестре соглашение о сервитуте (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок]). Такая договоренность заключается при наложении на надел обременения в виде частного сервитута.

Документ составляется в письменной форме, по установленному образцу. Сторонами соглашения является собственник участка – уполномоченное ведомство и заинтересованное лицо, которое претендует на пользование чужой территорией.

В соглашении обязательно должны быть прописаны следующие сведения:

  • информация о сторонах договора;
  • данные о площади – кадастровые показатели, удельный номер части площади, в отношении которой будет назначено обременение;
  • процесс эксплуатации земли, учитывая его целевое назначение;
  • срок пользования наделом;
  • размер платы за эксплуатацию территории;
  • права собственника земли и обязанности пользователя сервитутом.

Существенным требованием к оформлению соглашения является то, что такой документ составляется только с собственником участка или с его законным представителем. В противном случае договоренность будет признана недействительной.

Порядок установления сервитута на земли государственной или муниципальной собственности

В статье 39.26 ЗК РФ описана процедура и порядок установления сервитута на земельный участок. Процедура оформления проходит через несколько важных этапов:

  1. Заинтересованное лицо подает заявление установленного образца с указанием цели и оснований для установки сервитута. Если речь идет о части участка, то к заявке прикладывается межевая схема надела.
  2. В течение 30 дней после поступления заявления уполномоченный орган обязан уведомить заявителя о заключении соглашения и предоставить подписанный проект документа. В некоторых случаях выносится отрицательное решение, а при необходимости предлагается другой вариант установки сервитута.
  3. Если уведомление о заключении соглашения получено, то заявитель приступает к подготовке необходимых документов и после этого, в течение 30 дней с момента получения проекта документа, подписывает договор и передает собственнику.
  4. На финальном этапе производится госрегистрация соглашения в Росреестре.

Сервитут устанавливается при наличии необходимости в данном обременении. После завершения оснований для существования данного права, свое действие прекращает и соглашение о сервитуте. В том случае, когда договор заключается менее чем на три года, регистрация правоотношений не производится.

Список документов

Для заключения данного соглашения могут потребоваться следующие документы:

  • техническая документация на участок – кадастровые сведения, данные о присутствии недвижимости;
  • правоустанавливающие бумаги на землю;
  • личные данные участников соглашения;
  • при необходимости межевая схема или кадастровый план территории;
  • иные документы, необходимые для заключения соглашения.

Документы предоставляются в виде копий и подтверждаются оригиналами.

Пример по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Матвей Семенович обратился в местный орган власти для того, чтобы оформить сервитут на земельный участок, который располагался рядом с его площадью. Необходимость в этом соглашении появилась тогда, когда на участок потребовалось проводить электричество и соответственно организовать проезд к территории через земли, принадлежащие городской управе.

Матвей Семенович оформил необходимое заявление и подал в администрацию. Через некоторое время мужчина получил отказ в связи с тем, что к заявке не была приложена схема надела, в отношении которого должен быть установлен сервитут.

После того как заявитель устранил все недочеты и подал заявку вновь, ему сообщили, что данное обременение не может быть наложено по причине существования специального федерального распоряжения, в рамках которого запрещено устанавливать сервитут на территорию. Мужчина попросил предоставить данный акт, однако, никакого пояснения так и не получил.

Подав жалобу на действия работника администрации, Матвей Семенович получил отписку с указанием, что сотрудник действовал в рамках своих полномочий и в строгом соответствии с законодательством РФ.

После обращения к юристу, мужчина подал исковое заявление в суд с требованием признать отказ недействительным либо представить ему официальные документы, подтверждающие правомочность отказа.

В итоге решение было вынесено в пользу мужчины, и он смог добиться установления сервитута на территорию.

Заключение

В завершение изложенного можно формулировать ряд выводов:

  1. Сервитут может быть установлен при наличии законных оснований, оговоренных в российском законодательстве.
  2. Все правовые отношения, связанные с наложением такого ограничения регулируются земельным и гражданским кодексами, а также рядом федеральных актов.
  3. Порядок установления сервитута на землю предусматривает заключение официального соглашения между участниками договора.
  4. Соглашение должно содержать все необходимые сведения, включая данные об участке, информацию об участниках и их правах на территорию.
  5. Регламент установки сервитута предусматривает определенный порядок, в рамках которого заинтересованное лицо подает заявление на установку обременения с указанием оснований такого действия и целью эксплуатации надела.
  6. Уполномоченное ведомство обязано в течение 30 дней с момента поступления заявки вынести решение о заключении соглашения либо постановление об отказе в установлении сервитута с обозначением оснований.
  7. Обязательным условием для заключения данного договора является его регистрация в Росреестре. Исключением являются случаи, при которых срок действия сервитута менее трех лет.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Александр. Дело в том, что мой участок расположен ниже территории, принадлежащей администрации. Недавно я решил провести водопровод на участок и подал заявку. Получил ответ, что воду провести мне не смогут, потому что проезда к территории нет.

Чтобы водопровод все же был проведен, я обратился в административный аппарат с заявлением об установке сервитута на соседнем участке с целью проезда по нему.

Через полтора месяца получил отказ, по причине того, что такое обременение может нанести существенный ущерб площади. Подскажите, правомерно ли данное решение и могу я попытаться оформить сервитут иным способом?

Ответ: Здравствуйте, Александр. Согласно ст. 39.26 ЗК РФ причина для вынесения объективного отказа отсутствует. Впрочем, даже в этом случае распорядитель территории обязан предоставить иной вариант установления сервитута, чтобы обеспечить доступ к вашему участку.

Также нарушение имело место относительно сроков вынесения отрицательного решения. По закону дается не более 30 дней, а в вашем случае составило 1,5 месяца.

Вы можете сначала подать жалобу на действия сотрудников администрации должностному лицу, занимающему руководящую должность. Если это не даст результата, останется лишь обратиться в суд с требованием признать вынесенный отказ недействительным и повторно рассмотреть заявку на сервитут. Судебная практика показывает, что решение скорей всего будет принято в вашу пользу.

Список законов

  • Статья 39.23 ЗК РФ
  • Статья 39.26 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/poryadok-ustanovleniya-servituta-na-zemelnye-uchastki-gosudarstvennoj-i-municipalnoj-sobstvennosti/

реферат – Земельный сервитут: понятие, содержание, порядок установления и виды. Прекращение сервитута

Сервитут на земельный участок понятие содержание виды

  Реферат на тему «Земельный сервитут: понятие, содержание, порядок установления и виды. Прекращение сервитута».                       . Введение. 3Понятие земельного сервитута. 6Виды земельных сервитутов. 9Заключение. 18Список литературы. 20                       Введение.

 

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут1 может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута2.
Среди вещных прав на землю он занимает особое место как право ограниченного пользования чужим земельным участком. Можно согласиться с Копыловым А.В3., утверждающим, что «земельные сервитуты – самое старое и первоначально единственное право на чужую вещь».
Возникновение и развитие института сервитутов находится в прямой зависимости с развитием института частной собственности на землю. Как правило, обособленный земельный участок не имеет всех тех свойств и качеств, которые необходимы для нормального его использования: например, на данном участке нет воды или этот участок не имеет прямого выхода к общей дороге и т.п. Для того чтобы пользование данным земельным участком было возможно и хозяйственно целесообразно, возникает потребность в пользовании соседней землей.Такого рода вопросы были легко разрешимы в то время, когда земля находилась в общественной собственности (племени, рода, общины). Но с возникновением права частной земельной собственности собственник земельного участка не обязан был помогать соседу, не имевшему на своей земле воды, пастбища и т.п. В связи с этим настала актуальная потребность в закреплении за собственником одного земельного участка права пользования в известном отношении чужой землей, обычно землей соседа. Земельные участки, отрезанные от публичной дороги землями других собственников или лишенные воды и других естественных благ, нельзя было использовать без предоставления собственнику этого земельного участка права пользоваться в соответствующем отношении чужой землей.

Подобного рода потребности в римском праве4 удовлетворялись двумя путями.

Можно было договориться с соседом о том, чтобы он принял на себя определенное обязательство в пользу данного собственника земли: например, чтобы он обязался давать собственнику данного участка выход через свою землю на общественный проезд, или чтобы он обязался давать ему ежедневно десять ведер воды и т.п.

Однако этот путь был не вполне надежным потому, что такое обязательство имело личный характер: например, стоило собственнику земли, принявшему на себя подобного рода обязательство, продать свой участок, и пользование этой землей со стороны соседа могло продолжаться только при условии согласия нового собственника.

Впервые сервитуты упоминаются в источниках римского права. Законы 12 таблиц предусматривали 4 сервитута: право прохода и проезда верхом; право прохода скота и проезда в легких повозках; право пользования вымощенной дорогой для перевозки тяжелых грузов; право провести воду через чужую землю. При этом предметом сервитута считалось не право пользования чужой вещью в определенном отношении, а непосредственно та часть чужого имущества, которой пользовался сервитуарий. Право ограниченного пользования чужим земельным участком имело место и в законодательстве дореволюционной России и устанавливалось сначала в виде «права угодий». Само слово «сервитут» было введено в общерусское законодательство только в 18 веке и определялось как «вещное право пользования чужим имуществом в определенном отношении, не обязывающее собственника к положительным действиям». Сервитуты подразделились на личные, принадлежащие лицу как конкретной личности, и земельные, принадлежащие субъекту как собственнику определенной недвижимости. При этом земельный сервитут означал «вещное право собственника господствующей недвижимости пользоваться в известном отношении чужой недвижимостью, кто бы ни был ее собственником». Перечень сервитутов был установлен в Своде законов гражданских земельных сервитутов, Уставе лесном и Особом приложении к книге 4 тома 9 Свода законов Российской империи.

«Сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком в земельном праве СССР и в Земельном кодексе РСФСР отсутствовал, а реальные отношения в этой области регулировались с помощью институтов постоянного или временного пользования сенокосами, пастбищами либо через установление в законах прав на побочные лесные, водные пользования или иные законодательные инструменты»5.

Таким образом, сервитут означал право обладания частью чужой земли, предоставленной в пользование владельца сервитута. Позднее сервитут был признан особым вещным правом и стал означать право пользования чужим земельным участком.     Понятие земельного сервитута.  Земельный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, зданием, сооружением и другим недвижимым имуществом).

Гражданское законодательство вводит понятие права ограниченного пользования земельным участком – сервитут, которое обременяет чужой земельный участок и устанавливается либо по соглашению между собственниками по требованию одного из них, либо соглашением между собственником и землепользователем или землевладельцем. Также договор о сервитуте может быть заключен в силу прямо указания закона.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. При этом выделяют частный сервитут и публичный сервитут. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. В современном российском законодательстве впервые институт сервитутов появился в 1994г. В «Основных положениях государственной приватизации государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г.», утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1535, устанавливались 3 вида публичных сервитутов, которыми обременялись собственники приобретенных застроенных земельных участков для обеспечения следующих общественных нужд:

    безвозмездного и беспрепятственного использования объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность; размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; доступа на участок соответствующих муниципальных нужд для ремонта объектов инфраструктуры.

Источник: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-131053

Как оформить сервитут?

Сервитут на земельный участок понятие содержание виды

Не можете пройти к своему участку? Отремонтировать стену своего дома? Подвести коммуникации к своему дому? Выход есть – сервитут.

1. Что такое сервитут простым языком и когда он нужен?

Что же такое сервитут простым языком? Это разрешение на пользование земельным участком, которое предоставляется лицам, не имеющим на него права.

Исходя из норм закона это обременение, налагаемое на земельный участок, которое заключается в праве лица (лиц) на ограниченное пользование чужими землями (ст. 274 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ).

Установить сервитут может потребоваться по разным причинам.

Например:

  • Вы не можете в силу определенных причин пройти к своему наделу, кроме как через земли соседа. В этом случае собственники могут либо установить сервитут добровольно, либо требовать его установления в судебном порядке, потому что иным способом проблему решить невозможно.
  • На земельном участке, находящемся в собственности частного лица, расположен природный источник, который не может быть оформлен в собственность. В этом случае собственники соседних участков для использования воды могут попросить или потребовать права прохода к этому источнику.
  • При проведении строительных работ на Вашем участке земли выясняется, что водопровод к строящемуся дому можно провести лишь через соседний надел. В такой ситуации для прокладки коммуникаций необходимо установить сервитут, чтобы Вы на законных основаниях могли использовать конкретную часть чужого участка для оговорённых целей.

2. Сервитуты: понятие и виды

Земельный участок или часть участка,на которые устанавливается такое обременение, должны быть поставлены на кадастровый учет.

Такое право ограниченного пользования устанавливается на условиях, как можно менее обременительных для использования земельного участка, в отношении которого оно установлено ( п. 8 ст. 23 Земельного кодекса РФ; далее – ЗК РФ).

Данное обременение может быть установлено несколькими способами:

  • по договоренности сторон (по соглашению);
  • решением суда;
  • по решению органов власти.

В зависимости от оснований и условий возникновения выделяют следующие виды сервитута: частный или публичный, срочный или бессрочный, платный или бесплатный.

Частныйустанавливается в интересах конкретных лиц на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом ( п. 3 ст. 274 ГК РФ).

По общему правилу собственник участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен ( п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. 12 ст. 23 ЗК РФ).

Правообладатель может согласиться и на безвозмездный сервитут ( п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Срок частного сервитута определяется по соглашению сторон ( п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Если соглашение об установлении сервитута не достигнуто или имеются разногласия по его условиям, понадобится обратиться в суд.

Суд установит такое обременение, только если без него вы не можете пользоваться своей недвижимостью, и если это не помешает собственнику обремененного участка использовать его согласно разрешенному использованию.

В данном случае суд самостоятельно определит условия такого соглашения, в том числе плату и условия перехода к иному лицу при отчуждении.

Публичныйустанавливается в интересах государства, местного самоуправления или местного населения на основании соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления ( п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, он может быть установлен для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования ( пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственник также вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату ( п. 13 ст. 23 ЗК РФ).

Срок при установления такого обременения определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении ( п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Независимо от вида данное ограничение должно пройти процедуру регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) ( п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ).

Данное право ограниченного пользования сохраняется при разделе, объединении, перераспределении или выделе обремененных участков в отношении образованных участков ( п. 5 ст. 11.8 ЗК РФ).

По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок ( п. 1 ст. 275 ГК РФ, п. 6 ст. 23 ЗК РФ). Более простым языком это означает, что при продаже такого земельного участка покупатель также буде ограничен в его использовании.

3. Соглашение об установлении сервитута

Соглашение об установлении сервитута должно содержать предмет, то есть указание на то, что лицу предоставляется право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). В противном случае соглашение об установлении сервитута по общему правилу считается незаключенным ( п. 1 ст. 432 ГК РФ).

При заключении соглашения целесообразно включить в него следующие условия ( п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ):

  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить данное право ограниченного пользования;
  • при наличии – учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, (исключением является установление обременения в отношении всего земельного участка);
  • сведения о сторонах (полное наименование, местонахождение, ОГРН, ИНН – для юридического лица, Ф.И.О. полностью, место жительства для физического лица);
  • цели и основания установления данного обременения;
  • срок действия ;
  • размер платы;
  • права лица осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлено обременение;

а также обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут:

  • вносить плату;
  • после прекращения действия соглашения привести участок в состояние согласно разрешенному использованию.

Некоторые из данных условий понадобятся для регистрации сервитута, например условия о сроке, о лице, в пользу которого установлено право ограниченного пользования, и др. ( п. 123 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости).

4. Регистрация сервитута

Государственная регистрация сервитута осуществляется Росреестром по заявлению:

  • правообладателя недвижимости;
  • сторон соглашения;
  • по требованию пристава-исполнителя (в случае наличия решения суда).
  • Государственная пошлина составит:

    • для юридических лиц – 6 000 руб.;
    • для физических – 1 500 руб.

    Вместе с заявлением предоставляются:

    • документы, которые подтверждают полномочия представителя.
    • соглашение либо решение суда.

    Также при регистрации необходимо учитывать следующее:

    1. Если участок, на котором установлено обременение, находится в общей собственности, то для его установления необходимо согласие всех собственников.
    2. Правообладатель (если он не являлся заявителем) уведомляется Росреестром о регистрации сервитута в течение 5 рабочих дней со дня проведения регистрации.
    3. Если право ограниченного пользования устанавливается на часть земельного участка, то регистрация такого ограничения в отношении указанной части земельного участка осуществляется одновременно сгосударственным кадастровым учетом такой части (в этом случае заявителем должен быть представлен межевой планна образование части земельного участка).
    4. Представление вышеуказанного межевого плана не требуется в случае заключения соглашения в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до 3-х лет. В этом случае граница действия такого обременения определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению схемой границ сервитута на кадастровом плане территории. 

    Если после прочтения материала у Вас остались вопросы, проконсультируйтесь со специалистом!

    Вам также может быть интересно:

    Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)

    Оплатить государственную пошлину за регистрацию прав на недвижимость: что важно знать?

    Источник: https://vladeilegko.ru/situations/kak-ustanovit-servitut/

    Сервитут на земельный участок: что это такое, виды, порядок установления и прекращения, плата

    Сервитут на земельный участок понятие содержание виды

    Гражданским законодательством закреплено абсолютное право собственности за землевладельцем, т.е. он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом в пределах, установленных законом.

    В порядке осуществления и ведения хозяйственной деятельности на участке землепользователи вступают в особый тип правоотношений, когда один владелец может потребовать от своего соседа предоставления ему права пользования его участком.

    Данное право является ограниченным и именуется в земельном законодательстве сервитутом.

    Сервитут на земельный участок: что это такое?

    Сервитут является обременением участка земли, не лишающим прав собственности землевладельца, который по-прежнему может распоряжаться своим имуществом. Такое обременение может возникать:

    • когда есть необходимость в обеспечении прохода или проезда через соседский участок;
    • когда существует необходимость прокладки кабелей по участку соседа и обслуживания линий электропередач;
    • когда нужно провести другие коммуникации и разместить межевые, геодезические и дорожные знаки;
    • другие случаи.

    В соответствии с Земельным Кодексом обременение земельного участка сервитутом может быть установлено двумя способами:

    • по взаимному и добровольному соглашению землевладельцев;
    • по решению судебной инстанции либо согласно правовым нормам.

    Сервитут на земельный участок (например, для инженерных сетей или других отношений), как и право собственности, подлежит госрегистрации с выдачей официального документа.

    Обладателем сервитута является лицо, которое обладает правом пользования чужим участком земли ограниченно. Обладатель не может продать данное право, заложить его и отчуждать сторонним лицам иным способом, которые не являются владельцами недвижимого имущества, в целях эксплуатации которого определено данное право.

    О понятии сервитута в земельном праве, его видах, порядке установления и прекращения расскажет более подробно юрист в следующем видео:

    Также вы найдете массу полезной информации о праве ограниченного пользования чужим земельным участком, сервитуте, в видеосюжете ниже:

    Виды обременений

    По земельному законодательству предусмотрены такие виды сервитутов как публичный и частный.

    1. Частный. В отношения вступают граждане, а также юрлица, являющиеся владельцами смежных земельных участков. Обременение устанавливается на основании соглашения между землевладельцем и лицом, претендующим на сервитут. Если стороны не могут прийти к обоюдному соглашению об условиях ограниченного пользования, то спорную ситуацию призван разрешить судебный орган. В случае если отпали все основания установления обременения на участок, землевладелец вправе потребовать прекращения данного соглашения.
    2. Публичный. В правоотношения вступают землепользователь (собственник участка) и органы государственной власти. Установление обременения происходит в силу предписания норм закона и других актов местного уровня. В данном случае затрагиваются интересы государства, органов местного самоуправления.

    Срок установления

    Существует классификация сервитутов на земельный участок в зависимости от срока действия:

    • Срочный – с установлением конкретного периода действия.
    • Бессрочный – носит постоянный характер без определения срока установления.

    Действие сроков может устанавливаться на все виды обременений. Как правило, сервитут носит бессрочный характер, однако право ограниченного пользования можно прекратить в следующих случаях:

    • когда стороны подписали новое соглашение об отмене сервитута;
    • когда отпали основания и цели, для которых было установлено ограниченное право, по требованию любой стороны;
    • когда участок, имеющий обременение, не может эксплуатироваться в соответствии с целями его предоставления, по требованию владельца такого участка.

    Стоимость права

    Возможность пользования чужим участком является платным, т.е. гражданин, получающий данное право, обязан перечислять платежи владельцу обременяемого участка.

     При этом стоимость данного права определяется соразмерно финансовой выгоде, которую бы мог получать землевладелец, как если бы земля не имела обременений. К примеру, собственник мог бы получать плату за арендуемый земельный участок при сдаче его части в найм, а не на использование его как сервитута.

    Стоимость пользования также зависит от характера и интенсивности эксплуатации части земли гражданином, в пользу которого установлено данное право.

    Существуют некоторые различия в определении сумм выплат за отдельные виды обременений.

    • Так, при частном сервитуте его стоимость определяется в соглашении, или же в решении судебного органа при недостижении согласия. Обязанность по оплате возлагается на физическое лицо.
    • А при публичном сервитуте землевладелец может требовать компенсацию от государственного органа, только если обременением значительно затрудняется эксплуатация участка. Стоимость закрепляется тем нормативным документом, которым установлено обременение.

    Оценка сервитута

    Поскольку право пользование предполагает выплату компенсации, необходимо произвести оценку, определить соразмерную стоимость обременения на участок. Оценивая стоимость ограниченного права, разрешаются споры между землевладельцем и лицами, которые обязаны платить.

    Способ произведения оценки достаточно трудоемкий и многообразный. При расчете стоимости обременения учитывается оценочная стоимость участка, принимая во внимание упущенную выгоду, которая возникает в связи с возникновением ограниченного права. При оценке также используются другие факторы, способные точно определить стоимость оплаты за пользование чужим участком.

    Так, оценивая соразмерную компенсацию за обременение, принимается во внимание вид сервитута:

    • Если обременение носит частный характер, то оценка осуществляется по соглашению сторон, либо в порядке судебного разбирательства.
    • При публичном сервитуте, ввиду целей его установления, обременение должны быть минимальными, не затрагивающими интересов землевладельца.

    В обязательном порядке расчет соразмерной оплаты необходим в тех случаях, когда сервитут значительно затрудняет использование собственником объектов недвижимости. Если же установление обременения делает эксплуатацию недвижимого имущества невозможным, то владелец вправе требовать компенсации убытков либо предоставления другого объекта с аналогичными свойствами без обременений.

    Таким образом, расчет размера платы за сервитут на земельный участок включает в себя три показателя:

    1. Величина возможного ущерба, которая рассчитывается прямым способом, либо вытекающая из разницы соотношения стоимости имущества с обременением и без него.
    2. Размер упущенной выгоды, равный сумме возможной прибыли, имеющей место, как при отсутствии обременения.
    3. Величина возможных убытков, причиненных владельцу объекта недвижимости.

    Примерный отчет об оценке стоимости земельного участка с сервитутом вы сможете найти во Всемирной паутине.

    О том, какие споры чаще всего возникают в связи с наложением сервитута на земельный участок, расскажет известный юрист в следующем видео:

    Источник: http://urned.net/zemelnoe-pravo/servitut/ponyatie-vidy-i-stoimost.html

    21.Сервитут на земельный участок: понятие, содержание, виды

    Сервитут на земельный участок понятие содержание виды

    Сервитут –это право ограниченного пользованиячужим земельным участком. Закономустановлены два вида сервитута – частныйи публичный. Сервитут может быть срочнымили постоянным. Осуществление сервитутадолжно быть наименее обременительным.

    Частныйсервитут устанавливаетсяв соответствии с гражданскимзаконодательством.

    Собственникнедвижимого имущества (земельногоучастка, другой недвижимости) вправетребовать от собственника соседнегоземельного участка, а в необходимыхслучаях и от собственника другогоземельного участка предоставленияправа ограниченного пользования соседнимучастком.

    Сервитут устанавливается дляобеспечения прохода и проезда черезсоседний земельный участок, прокладкии эксплуатации линий электропередачи,связи и трубопроводов, обеспеченияводоснабжения и мелиорации, другихнужд, которые не могут быть обеспеченыбез установления сервитута.

    Сервитутможет быть установлен также в интересахи по требованию лица, которому участокпредоставлен на праве пожизненногонаследуемого владения или правепостоянного (бессрочного) пользования.Обременение участка сервитутом нелишает собственника участка праввладения, пользования и распоряженияэтим участком.

    Сервитутустанавливается по соглашению междулицом, требующим установления сервитута,и собственником соседнего участка. Принедостижении соглашения об установленииили условиях сервитута спор разрешаетсясудом по иску лица, требующего установлениясервитута. Собственник участка вправе,если иное не предусмотрено законом,требовать от лиц, в интересах которыхустановлен сервитут, соразмерную плату.

    Потребованию собственника участка сервитутможет быть прекращен ввиду отпаденияоснований, по которым он был установлен.Когда участок в результате обременениясервитутом не может использоваться поцелевому назначению, собственник вправетребовать по суду прекращения сервитута.

    Собственникземельного участка, обремененного частнымсервитутом,вправе требовать соразмернуюплату отлиц, в интересах которых установленсервитут, если иное не предусмотренофедеральными законами.

    Публичныйсервитут устанавливаетсязаконом или иным нормативнымправовым актом РоссийскойФедерации (субъекта Российской Федерации,органа местного самоуправления) вслучаях, если это необходимо дляобеспечения интересов государства,местного самоуправления или местногонаселения, безизъятия земельных участков. Установлениепубличного сервитута осуществляется сучетом результатов общественныхслушаний.

    Согласно ст.23 ЗКРФ могут устанавливаться публичныесервитуты для:

      1. прохода или проезда через земельный участок;

      2. использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

      3. размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

      4. проведения дренажных работ на земельном участке;

      5. забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

      6. прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

      7. сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

      8. использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

      9. временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

      10. свободного доступа к прибрежной полосе.

    Срочныйсервитут устанавливаетсядля проведения временных работ, напримеросуществления прокладки трубопроводана территории участка, находящегося всобственности.

    Срокустановления публичного сервитута вотношении земельного участка,расположенного в границах земель,зарезервированных для государственныхили муниципальных нужд, не может превышатьсрок резервирования таких земель.

    Осуществлениесервитута должно быть наименееобременительным для земельного участка,в отношении которого он установлен.

    Вслучаях, если установление публичногосервитута приводит к невозможностииспользования земельного участка,собственник земельного участка,землепользователь, землевладелец вправетребовать изъятия, в том числе путемвыкупа, унего данного земельного участка свозмещением органом государственнойвласти или органом местного самоуправления,установившими публичный сервитут,убытков или предоставления равноценногоземельного участка с возмещением убытков.

    Вслучаях, если установление публичногосервитута приводит к существеннымзатруднениям в использовании земельногоучастка, его собственник вправе требоватьот органа государственной власти илиоргана местного самоуправления,установивших публичный сервитут, соразмернуюплату.

    Источник: https://studfile.net/preview/14715322/page:18/

    Понятие, содержание, виды земельного сервитута

    Сервитут на земельный участок понятие содержание виды

    Земельный и Гражданский кодексы рассматривают сервитут в качестве вторичного вещного права. Однако возможно рассмотрение сервитута в качестве обременения земельного участка.

    С точки зрения собственника земельного участка, который соседи используют для прохода к водоему, сервитут является ограничением его права.

    С точки зрения соседей, сервитут – это право пользования чужим земельным участком.

    От сервитута как ограниченного вещного права следует отличать ограничения прав на землю. Под ограничениями прав на землю в земельном законодательстве понимаются запреты на осуществление определенных видов деятельности и требования о воздержании от совершения определенных действий, связанных с использованием земли, которые предусмотрены законодательством.

    Данные запреты различаются по своей природе в зависимости от местоположения земельных участков, в связи с чем они не применяются в отношении других земельных участков, имеющих аналогичное целевое назначение (например, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут устанавливаться охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков).

    В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные.

    Сервитуты могут возникать на основании договора или закона.

    Так, согласно Воздушному кодексу вокруг аэропортов не допускается строительство высоких зданий, которые могли бы создать опасность полетам воздушных судов.

    Если по сельскохозяйственным землям прокладывается воздушная линия электропередачи, то в определенной полосе вдоль этой линии запрещаются полив посевов дождеванием, земляные и некоторые другие работы и т.п.

    Статья 23 ЗК РФ устанавливает, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

    Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом, когда это необходимо для обеспечения публичных интересов, в том числе интересов государства, местного самоуправления либо интересов населения, проживающего на данной территории, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

    Земельный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень публичных сервитутов. Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

    1) прохода или проезда через земельный участок;

    2) использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры;

    3) размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

    4) проведения дренажных работ на земельном участке;

    5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

    6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

    7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

    8) использования земельного участка для охоты и рыболовства;

    9) временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ;

    10) свободного доступа к прибрежной полосе.

    Сервитут может быть срочным или постоянным. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

    Срочный сервитут устанавливается для проведения временных работ, например осуществления прокладки трубопровода на территории участка, находящегося в собственности.

    Сервитут должен осуществляться способом, наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

    Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    В случаях, когда установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник, землевладелец и землепользователь вправе требовать изъятия (выкупа) у него данного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков либо предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

    В случаях, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

    Лица, права и интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

    Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены.

    Изменение указанных и введение новых публичных сервитутов может осуществляться лишь федеральным законом или принятыми в соответствии с федеральным законом нормативно-правовыми актами.

    После установления сервитута он считается неотъемлемой принадлежностью земельного участка и не может быть отчужден отдельно от участка.

    Источник: https://studopedia.ru/4_57145_ponyatie-soderzhanie-vidi-zemelnogo-servituta.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.