Сервитут на земельные участки муниципальной собственности

Содержание

В каких случаях и как устанавливается частный сервитут на земельный участок?

Сервитут на земельные участки муниципальной собственности

Сервитут был придуман и разработан еще в далеком Древнем Риме. В то время жители Рима знали, что сервитут — это всегда получение выгоды с земельного участка.

Сегодня понятие сервитута в корне не изменилось, это все та же возможность законного пользования и распоряжения чужим недвижимым имуществом или участком земли за определенную плату.

Что такое частный сервитут?

Частный сервитут представляет собой заключение соглашения между владельцами недвижимого имущества на обременение земельного участка, посредством которого владелец разрешает пользоваться и распоряжаться всем участком или его частью.

Законодательство

Частный сервитут устанавливается в соответствии с законами РФ. 23 статья Земельного кодекса РФ разделяет сервитуты на устанавливаемые государственными органами либо частными лицами.

Частный сервитут может быть установлен согласно статьям 274-277 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми собственник недвижимости (земельный участок, другие объекты недвижимого имущества) имеет право требовать от собственника другого объекта недвижимости предоставления права ограниченного пользования таким объектом.

Владелец земельного участка позволяет на правовом уровне заинтересованному лицу пользоваться своим участком на условиях и в рамках целей, установленных соглашением между сторонами.

Обременение земли сервитутом не забирает у собственника участка прав на владение, пользование и распоряжение своим земельным наделом. Также собственник земельного участка с наложенным сервитутом может потребовать его снятия по причине устранения оснований, ввиду которых сервитут был установлен.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» договор на частный сервитут оформляется в письменной форме и подлежит государственной регистрации.

Сервитут будет окончательно установлен с момента регистрации соглашения в ЕГРП.

Если установление частного сервитута на земельный участок проводилось через суд, то регистрация будет осуществлена на основании судебного решения.

1 марта 2015 года в земельное законодательство России были внесены некоторые коррективы. Изменения также коснулись и порядка установления сервитута. Так, с 1 марта 2015 года заявление на установление сервитута могут подавать лица, не являющиеся собственниками участков, а владеющие государственной или муниципальной землей на основании договоров:

Таким образом, частный сервитут позволяет лицу, владеющему земельным участком, на законных основаниях использовать соседский участок.

Причины, по которым может устанавливаться частный сервитут

Доступ к чужому участку на законной основе может потребоваться в силу различных причин. Согласно 274 статье Гражданского кодекса РФ сервитут может устанавливаться при возникновении таких обстоятельств:

  • Получения законного права прохождения через участок соседа;
  • Прокладки линий связи, электропередачи или трубопровода;
  • Снабжения земельного участка водой;
  • Обеспечения удовлетворения других нужд землевладельца.

В соответствии с Федеральным законом «О племенном животноводстве» могут быть также другие причины установления сервитута:

  • Необходимость в обеспечении водой животных;
  • Невозможность вывода скота;
  • Необходимость обеспечения отвода и сбора воды.

Лицо, которое получило право владения сервитутом, становится «управомоченным лицом», а собственник обремененной земли — «обязанной стороной».

Порядок установления частного сервитута

Первое, что должны сделать владелец земельного участка и заинтересованное лицо — это заключить между собой соглашение (договор) в письменной форме согласно норме 1-го пункта статьи 161 Гражданского кодекса РФ.

В договоре сторонам необходимо указать:

  • Цель установления сервитута;
  • Основания и причины установления сервитута;
  • Адреса местонахождения земельных участков;
  • Срок действия сервитута;
  • Права и обязанности сторон;
  • Порядок пользования ограниченным правом на чужой земельный участок;
  • Заключительные положения;
  • Банковские реквизиты и юридические адреса.

По соглашению можно обязать заинтересованное в обременении лицо вносить в пользу хозяина обременяемого земельного участка соразмерную плату.

Соразмерной платой будет являться денежное вознаграждение за предоставленную возможность пользоваться чужой недвижимостью. Величина соразмерной платы определяется соглашением об установлении частного сервитута земельного участка и равняется размеру убытков, понесенных собственником обремененного земельного участка, поскольку его права были ограничены.

После того как подписи в договоре поставлены, в территориальный отдел Госреестра необходимо подать заявление на регистрацию сервитута. Вместе с заявлением об установлении сервитута в отдел предоставляются документы, которые будут приведены ниже в разделе «необходимые документы». Заявление может подать любая из сторон соглашения о сервитуте.

При регистрации сервитута землевладельцам следует уделить внимание определенным моментам:

  • Запрещено самостоятельно отчуждать сервитут без отчуждения самого земельного участка;
  • При обременении всего земельного участка отсутствует необходимость в предоставлении кадастрового плана-схемы;
  • Обременять земельный участок, оформленный в общую совместную собственность, разрешается лишь с согласия каждого из собственников.

Необходимые документы

Перечень документов, которые понадобятся при подаче заявления на регистрацию соглашения о сервитуте:

  • Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт);
  • Квитанция об оплате госпошлины*;
  • Свидетельство об установлении сервитута — соглашение либо в других случаях распорядительный акт с печатью соответствующего государственного органа, судебное решение;
  • Кадастровый план земельного участка с печатью о сервитуте;
  • Справка, подтверждающая полномочия представителя (необходима, если заявление подается представителем заявителя).

Государственная пошлина составляет:

  • для физических лиц — 1,5 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — 6 тыс. рублей.

Когда необходимо обращение в суд?

Обращаться в судебную инстанцию следует в тех случаях, когда договориться с соседом-землевладельцем никак не получается, а основания к установлению сервитута являются действительно серьезными.

Для обращения необходимо составить исковое заявление, за которое вносится госпошлина размером в 300 рублей.

В иске должно быть:

  • сведения об отказе владельца соседнего земельного участка в подписании соответствующего договора о сервитуте либо об оставлении просьбы истца о таком соглашении без ответа;
  • условия, цели и сроки установления сервитута;
  • доказательства необходимости установления сервитута в связи с существующими проблемами.

Исковое заявление должно сопровождаться рядом документов:

  • квитанцией, подтверждающей оплату государственной пошлины;
  • письменными доказательствами отказа или игнорирования соседним землевладельцем просьбы истца;
  • документ, подтверждающий, что истец — собственник земельного участка.

Суд имеет право самостоятельно сформировать приемлемые условия установления ограничения, определить обременяемые границы земельного участка, необходимые для перемещения. Суд принимает во внимание баланс интересов сторон в целях создания наименее затруднительного обременения для собственника и устранения значительных неудобств в ходе эксплуатации участка.

Возможные проблемы и на что необходимо обратить внимание

Помимо возможного отказа собственника участка в обременении своей земли, может возникнуть спор относительно соразмерной выплаты.

В таком случае суд имеет право назначить проведение экспертной оценки. Для этого вызывается специально уполномоченная организация, которая определяет примерную стоимость обременения. Оценка экспертов впоследствии может оговариваться сторонами.

При сложностях в определении обременяемых границ участка суд оставляет за собой право назначения кадастровых мероприятий. Если в конечном итоге стороны согласятся с результатами кадастрового межевания, суд сможет основываться на них при вынесении решения.

Судебная тяжба может затягиваться на достаточно долгий период, при этом обе стороны понесут определенные финансовые потери, поэтому лучше всего установить сервитут во внесудебном порядке.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/chastnyj-kak-ustanavlivajetsja.html

Относительно установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Сервитут на земельные участки муниципальной собственности

Как оформляются участки из частной собственности на праве сервитута под размещение промышленных объектов?

На частную собственность может быть установлен частный сервитут либо публичный сервитут. Публичный сервитут размещение промышленных объектов не предусматривает.

Частный сервитут содержит не закрытый перечень случаев, когда может быть использован земельный участок на условиях сервитута. В рамках Гражданского кодекса РФ размещение такого объекта прямо не запрещено.

Однако, по мнению Департамента недвижимости, строительство объектов капитального строительства на условиях сервитута допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Какова величина арендной платы по договорам аренды и соразмерной платы при заключении сервитута? Каковы способы регулирования?

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии со статьей 39.

25 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вопрос определения размера арендной платы и платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, регулируется гражданским законодательством и определяется сторонами самостоятельно исходя из принципа свободы договора.

Пунктом 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сервитут может быть срочным или постоянным. При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.26 Кодекса в заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 39.35 Кодекса соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать в том числе срок действия сервитута.

Учитывая изложенное, прошу разъяснить, вправе ли уполномоченный орган в порядке, установленном статьей 39.26 Кодекса, заключать соглашения об установлении постоянного сервитута (без указания срока действия) в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Срочный сервитут устанавливается на определенный срок, постоянный – без указания срока. Это в равной степени относится к сервитутам и к публичным сервитутам (пункт 4 статьи 23 Земельного кодекса РФ).

Однако Земельный кодекс РФ содержит ряд исключений из общего правила. Например, срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

К числу таких исключений относятся и случаи установления сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с главой V.3 Земельного кодекса РФ.

Так, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 39.25 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать срок действия сервитута.

Исключений из данного правила главой V.3 Земельного кодекса РФ не предусмотрено. Таким образом, исходя из положений пункта 4 статьи 23 во взаимосвязи с подпунктом 5 пункта 1 статьи 39.

25 Земельного кодекса РФ, установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, носит срочный характер и обусловлено необходимостью определения срока его действия.

Допускается ли законодательством РФ заключение соглашение о сервитуте для целей, предусмотренных ст.39.23 ЗК РФ, на часть лесного участка без постановки на государственный кадастровый учет лесного участка или его части на период размещения объектов недропользования и линейных объектов?

Положения главы V.3 Земельного кодекса Российской Федерации применяются в равной степени в отношении земель всех категорий, в том числе и в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда с учетом требований, установленных законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.

25 Земельного кодекса Российской Федерации в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Требуется ли разработка проекта освоения лесов лицам, обладающим правом ограниченного пользования (сервитут) на часть лесного участка? Требуется ли соблюдение дополнительных условий (подачи лесной декларации и др.

) до начала использования лесного участка лицами, обладающими правами ограниченного пользования на него? Возможно ли осуществление рубки по основаниям п.п. 1 – 4 ч. 1 ст.

21 Лесного кодекса РФ на лесном участке лицами, обладающими правом ограниченного пользования на него?

Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов утвержден приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223 (далее – приказ № 223).

Пунктом 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных данным приказом, предусматривается, что на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов, использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

Источник: https://icped.ru/voprosi-i-otveti/trud/otnositelno-ustanovleniya-servituta-v-otnoshenii-zemelnogo-uchastka/

Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам , Приказ Минэкономразвития России от 04 июня 2019 года №321

Сервитут на земельные участки муниципальной собственности

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2018, N 32, ст.

5134), пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2867; 2009, N 19, ст.2344; 2010, N 9, ст.960; N 19, ст.2324; N 21, ст.2602; N 41, ст.

5240; N 45, ст.5860; N 52, ст.7104; 2011, N 12, ст.1640; N 17, ст.2411; N 36, ст.5149; N 43, ст.6079; 2012, N 13, ст.1531; N 27, ст.3766; N 52, ст.7491; N 53, ст.7943; 2013, N 5, ст.391; N 14, ст.1705; N 35, ст.4514; 2014, N 21, ст.2712; N 40, ст.5426; 2015, N 41, ст.5671; N 46, ст.6377, 6388; 2016, N 17, ст.2410; N 31, ст.

5013; 2017, N 1, ст.175; N 5, ст.800; N 17, ст.2569; N 33, ст.5205; N 34, ст.5276; N 42, ст.6168; N 46, ст.6790; 2018, N 33, ст.5434; N 37, ст.5762; N 50, ст.7764; 2019, N 5, ст.391),

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Министр
М.С.Орешкин

Методические рекомендации по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам

УТВЕРЖДЕНЫприказом Минэкономразвития России

от 4 июня 2019 года N 321

1.

Настоящие Методические рекомендации предназначены для оказания содействия и методического обеспечения при определении размера платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам (далее соответственно – плата за публичный сервитут, правообладатели земельных участков).

2. При определении платы за публичный сервитут рекомендуется исходить из того, что такая плата представляет собой определяемую, в том числе с учетом положений Федерального закона от 29 июля 1998 г.

N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” , разницу между рыночной стоимостью земельного участка (в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности) либо рыночной стоимостью прав на земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу (в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности), до установления публичного сервитута и после его установления (учитывая ограничения использования земельного участка и другие обстоятельства, возникающие в связи с установлением публичного сервитута и той деятельностью, которая может осуществляться на земельном участке обладателем публичного сервитута).

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813; 2002, N 4, ст.251; N 12, ст.1093; N 46, ст.4537; 2003, N 2, ст.167, N 9, ст.805; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 2, ст.172; N 31, ст.3456; 2007, N 7, ст.834; N 29, ст.3482; N 31, ст.4016; 2008, N 27, ст.3126; 2009, N 19, ст.2281; N 29, ст.3582; N 52, ст.6419, 6450; 2010, N 30, ст.3998; 2011, N 1, ст.

43; N 27, ст.3880; N 29, ст.4291; N 48, ст.6728; N 49, ст.7024, 7061; 2013, N 23, ст.2871; N 27, ст.3477; N 30, ст.4082; 2014, N 11, ст.1098; N 23, ст.2928; N 26, ст.3377; N 30, ст.4226; 2015, N 1, ст.52; N 10, ст.1418; N 24, ст.3372; N 29, ст.4342, 4350; 2016, N 1, ст.11; N 18, ст.2487; N 23, ст.3296; N 26, ст.3890; N 27, ст.4293, 4294; 2017, N 31, ст.4823; 2018, N 32, ст.5105.

3. При определении платы за публичный сервитут рекомендуется рыночную стоимость прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и предоставленный гражданам или юридическим лицам, определять с учетом следующих особенностей:

1) в случае если земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, предоставлен юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, то рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного (максимального) срока – на сорок девять лет;

2) в случае если земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, предоставлен гражданину или имеющей право на бесплатное предоставление в собственность этого земельного участка организации на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения, то рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка.

4.

В случае если земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, находится в общей долевой собственности или предоставлен в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, то плату за публичный сервитут для каждого из участников долевой собственности или арендаторов рекомендуется рассчитывать пропорционально их доле в праве собственности (в праве аренды) на земельный участок.

5. В случае если публичный сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, то плату за публичный сервитут рекомендуется определять пропорционально площади этой части земельного участка.

6. При определении платы за публичный сервитут в отношении обременяемого этим сервитутом земельного участка рекомендуется учитывать:

1) установленное разрешенное использование земельного участка;

2) существующие до установления публичного сервитута ограничения (обременения) прав на земельный участок;

3) степень обременения публичным сервитутом земельного участка в целом (а не отдельной его части), которая выражается в:

– возможности продолжения использования земельного участка после установления публичного сервитута в соответствии с его разрешенным использованием;

– продолжительности срока публичного сервитута;

– объеме, содержании и сроке работ, осуществляемых обладателем публичного сервитута, и степени их влияния на хозяйственную деятельность на земельном участке;

– затруднении хозяйственной деятельности в связи с осуществлением публичного сервитута в сравнении с существующими ограничениями (обременениями) прав на земельный участок.

7. При расчете платы за публичный сервитут ее размер рекомендуется определять с учетом стоимости имущества правообладателей земельных участков на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

8.

При установлении правообладателя земельного участка используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах – документы о правах на землю, представленные правообладателем земельного участка, в том числе прилагаемые к заявлению об учете прав (обременений прав) на земельные участки в соответствии с пунктом 8 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации.

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2018, N 32, ст.5134.

9.

При расчете платы за публичный сервитут целесообразно установить, что уменьшение рыночной стоимости земельного участка (прав на него) непосредственно связано с осуществлением публичного сервитута, имея в виду, что если права на земельный участок ограничены установлением зон с особыми условиями использования территории в отношении линейного объекта, который размещается на условиях публичного сервитута, то плата за публичный сервитут возмещает лишь такое уменьшение рыночной стоимости, которое может возникать дополнительно по сравнению с существующими ограничениями прав на земельный участок.

В связи с этим рекомендуется исходить из того, что указанные в пункте 10 статьи 39.

46 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, напрямую не связанные непосредственно с использованием для осуществления публичного сервитута земельного участка (перерыв в хозяйственной деятельности правообладателя земельного участка, вызванный последствиями деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, повреждение имущества в ходе осуществления публичного сервитута, в том числе случайное и т.п.), не включаются в плату за публичный сервитут и возмещаются правообладателю земельного участка отдельно.

10. Обстоятельства, влияющие на расчет размера платы за публичный сервитут, рекомендуется учитывать однократно.

11.

Если в соответствии с законодательством, а также соглашением об осуществлении публичного сервитута на обладателя публичного сервитута возлагается обязанность по созданию неотделимых улучшений, остающихся в собственности правообладателя земельного участка, то при определении платы за публичный сервитут рекомендуется предусматривать ее соразмерное снижение на стоимость данных улучшений.

12. При определении стоимости прав, в том числе права аренды, на земельный участок, обременяемый публичным сервитутом, рекомендуется принимать во внимание текущее состояние земельного участка и его готовность к использованию в соответствии с разрешенным использованием, и в частности:

1) степень благоустройства и характеристики расположенных на земельном участке зданий, сооружений, сетей инженерно-технического обеспечения, влияние деятельности, осуществляемой правообладателем публичного сервитута на сохранение уровня благоустройства земельного участка и состояние указанных зданий, сооружений и сетей, а также необходимость и объем затрат на подготовку или восстановление возможности использования данного участка его правообладателем в той степени, в какой это было возможно до установления сервитута;

2) характер хозяйственной деятельности правообладателя земельного участка и мероприятия, выполненные для ее дальнейшего осуществления (запланированное строительство объектов капитального строительства, выполнение работ по благоустройству территории, необходимость уборки урожая, создание защитных сооружений, завершение инвестиционного проекта, текущее или запланированное проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительное проектирование);

3) срок договора аренды или договора безвозмездного пользования.

13.

В случае если соглашением об осуществлении публичного сервитута определяется, что плата за публичный сервитут должна вноситься периодическими платежами, то для расчета такого платежа рекомендуется общий размер платы, определенный в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, разделять на общее число запланированных платежей. Одновременно в указанном случае в соглашении об осуществлении публичного сервитута рекомендуется предусматривать, что такие платежи могут быть изменены на размер уровня инфляции за каждый год, в течение которого будет действовать указанное соглашение об установлении сервитута.

Электронный текст документа
подготовлен АО “Кодекс” и сверен по:

рассылка

Источник: http://docs.cntd.ru/document/554879679

Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Сервитут на земельные участки муниципальной собственности

Нужды субъектов земельных отношений в ряде случаев могут быть осуществлены без предоставления земельного участка (и без его изъятия у правообладателя) – путем предоставления им возможности ограниченного использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, то есть, путем сервитута.

Теперь ЗК РФ предусматривает три таких случая:

  • • размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
  • • проведение изыскательских работ;
  • • ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Соглашение о сервитуте заключается либо с уполномоченным органом (когда земельный участок не предоставлен иным лицам), либо с лицом, которому такой участок предоставлен.

Срок сервитута не может превышать срока действия договора аренды соответствующего земельного участка или договора безвозмездного пользования им. В случае досрочного расторжения указанных договоров действие соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка также прекращается.

Плата по соглашению об установлении сервитута поступает землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, с которыми заключено соглашение, а в случае, когда такое соглашение заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, она зачисляется в соответствующие бюджеты.

В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении части земельного участка на срок до 3 лет по соглашению сторон допускается не проводить в отношении нее кадастровые работы, не осуществлять ее государственный кадастровый учет и государственную регистрацию возникающего ограничения (обременения). В этом случае к соглашению об установлении сервитута прилагается схема границ сервитута на кадастровом плане.

На практике весьма вероятны ситуации, когда требуется осуществить перераспределение земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как между собой, так и с земельными участками, находящимися в частной собственности. До 2014 года эти вопросы не регулировались на уровне федерального закона, что вызывало ряд затруднений.

С 2015 года перераспределение земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,jмежду собой допускается, если:

  • – все перераспределяемые земельные участки и земли «свободны», то есть, они не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута;
  • – все перераспределяемые земельные участки предоставлены одному лицу, причем на одном виде права.

В случаях, когда все земельные участки и земли «свободны», их перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа либо на основании соглашений между уполномоченными органами (когда право распоряжения ими принадлежит разным органам).

Таким решением либо соглашением утверждается также схема расположения земельного участка (если перераспределение земель и (или) земельных участков, планируется в соответствии с такой схемой). Данная схема является обязательным приложением к ним.

Если же перераспределение осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, то в них указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.

Указанное соглашение должно содержать обязательство сторон по обеспечению образования земельных участков, включая распределение между ними бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков, а также информацию о правах, возникающих на образуемые земельные участки.

Не допускается заключение такого соглашения (или принятие решения) в следующих случаях:

  • 1) перераспределяемые участки предоставлены на одном виде права одному лицу, но отсутствует его согласие в письменной форме;
  • 2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение такого земельного участка, который уже является предметом аукциона, либо в отношении него принято решение о предварительном согласовании его предоставления (и срок его действия не истек), либо в отношении него подано заявление о предоставлении и не принято решение об отказе в этом предоставлении;
  • 3) границы земельного участка подлежат уточнению;
  • 4) схема расположения земельного участка не соответствует ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным в соответствии ЗК РФ;
  • 5) имеется полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка (срок действия которого не истек);
  • 6) схема расположения земельного участка нарушает следующие требования: а) несоответствие предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков, установленным градостроительным регламентом или федеральными законами; б) границы земельного участка пересекают границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; в) невозможно использовать расположенные на земельном участке объекты недвижимости; г) сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать участки в соответствии с их разрешенным использованием; д) возникают недостатки землепользования, а также нарушаются требования, установленные федеральными законами; е) границы земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков (за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов) либо указанная схема не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
  • 7) земельный участок, расположен в границах территории, для которой уже утвержден проект межевания территории.

Что касается перераспределения между собой земель и (или) земельных участков, находящихся 1) в государственной или муниципальной собственности, и 2) в частной собственности, то оно допускается, когда это осуществляется в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии и в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; либо – в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения недостатков землепользования и при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

Также ЗК РФ допускает перераспределение находящихся в государственной (муниципальной) и частной собственности земель и (или) земельных участков, предназначенных для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, ИЖС. В данном случае действует аналогичное предыдущему случаю условие, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, может быть увеличена не более чем до установленных предельных максимальных размеров.

Еще одним случаем, предусмотренным ЗК РФ, является такой, когда земельные участки образуются для размещения объектов федеральных энергетических систем, энергетических систем регионального значения; использования атомной энергии; обороны и безопасности; федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также иных объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ (в том числе, в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд).

Перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (при отсутствии такого проекта – в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка) и на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Это соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Обязательным приложением к такому соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка (участков), который образуются в результате перераспределения.

Если в результате перераспределения произойдет увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, то это осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном:

  • • для земельных участков, находящихся в федеральной собственности, – Правительством Российской Федерации;
  • • для земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • • для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, – органом местного самоуправления.

Источник: https://bstudy.net/607753/pravo/ustanovlenie_servituta_otnoshenii_zemelnogo_uchastka_nahodyaschegosya_gosudarstvennoy_munitsipalnoy_sobst

Как оформить сервитут на земельный участок

Сервитут на земельные участки муниципальной собственности

Обремененный земельный участок – земля, в отношении которой возникает сервитут. Частный сервитут в пользу отдельного физлица или предприятия оформляется соглашением об ограниченном пользовании земельным участком в простой письменной форме. Согласно п. 1 ст.

274 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), собственник соседнего участка вправе предъявить требование к собственнику другого участка о предоставлении права ограниченного пользования таким участком. Установление сервитута бывает платным и бесплатным.

Обременение сервитутом земельного участка, равно как и любое его изменение, прекращение, регистрируется государством в установленном порядке.

Установления сервитута может потребовать лицо, которому земля предоставлена на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения, иные лица в предусмотренных законом случаях. Соглашение об обременении прав на землю заключается только ее владельцем.

Такие же сделки может совершать лицо, которому земля, принадлежащая муниципалитету или государству, передана в бессрочное пользование на основании договора аренды на срок более 1 года или для пожизненного владения с правом наследования.

Сервитут допускается только в случае, если невозможно обойтись без вынужденного пользования чужой территорией.

Установление земельного сервитута

Сервитуты бывают частными и публичными. Частные сервитуты оформляются соглашениями о праве ограниченного пользования. Собственники земли могут устанавливать плату за пользование участком другой стороной, иногда земля предоставляется бесплатно.

Публичным считается сервитут, по которому установлено обременение в интересах населения, государства. В этом случае собственник вправе требовать компенсаций от муниципалитета или государства при условии, что обременение создает существенные препятствия для эксплуатации земельных ресурсов собственника. Публичный сервитут, условия, порядок его установления регулируется Земельным кодексом РФ.

Основания возникновения сервитута

Закон связывает с возникновением сервитута следующие ситуации:

  • потребность обеспечить проход или проезд к местам общего пользования – жилым, водным объектам, культурным сооружениям, водоемам и т.д.;
  • строительство дорог, транспортных узлов;
  • возведение линий электрификации, инженерных сетей;
  • дренажные работы;
  • установка геодезических, межевых знаков;
  • сенокос, выпас, перегон сельскохозяйственных животных к местам кормления;
  • разведение рыбы, рыболовство, охота;
  • временные проектные, исследовательские, изыскательские работы.

Появляется потребность в использовании соседней территории для:

  • строительства;
  • установки оборудования связи;
  • монтажа коммуникаций;
  • перемещения к объекту недвижимости;
  • иных нужд, не ущемляющих владельца участка.

Право ограниченного пользования обремененными территориями оформляется письменным соглашением и подлежит государственной регистрации. Публичные сервитуты начинают действовать после принятия соответствующего нормативного акта:

  • федерального закона;
  • акта органов местного самоуправления;
  • акта регионального законодательства субъекта РФ;
  • судебного решения.

Условия и процедура установления сервитута

Установление земельного сервитута не должно препятствовать эксплуатации территории законного владельца – уходу за почвой, посадке деревьев, сбору урожая, постройке хозяйственных сооружений и т.д. Владелец продолжает распоряжаться землей, недвижимостью, вправе отчуждать объект недвижимости другому гражданину, но при этом обременение сохраняет свою силу.

Обратите внимание!
Размер платы за сервитут собственник устанавливает самостоятельно или при помощи независимой экспертизы.

Право ограниченного пользования участком нельзя использовать в качестве залога, его нельзя отчуждать.

Иные условия частного характера прописываются в соглашении по взаимной договоренности участников – виды работ, для которых возникает сервитут, размер платы, срок обременения и иное.

Установление частного сервитута происходит, как правило, добровольно. Собственник заключает с заинтересованным лицом договор, в котором оговариваются все тонкости условий обременения земельной собственности. Право по такому соглашению подлежит государственной регистрации в управлении Росреестра.

Решение по публичному сервитуту принимается по результату общественных слушаний. Согласие владельца земли или его отсутствие никакой роли не играет. Собственник вправе обратиться в суд для определения компенсационных выплат за использование его земли, или потребовать выкупа государством обремененных земель.

Чтобы добиться удовлетворения своих требований по исковому заявлению и оплаты публичного сервитута, необходимо доказать возникновение значительных трудностей у владельца земли, невозможность использования большей части территории по назначению, необходимость снесения или переноса хозяйственных построек.

И зачастую такой вопрос сложно решить без помощи квалифицированного юриста по земельному праву.

Установление земельного сервитута с арендатором участка оформляется двусторонним соглашением между владельцем обременяемой земли и сервитуарием – лицом, которому необходимо воспользоваться участком соседа. Нотариального заверения данное соглашение не требует, однако необходимо внимательно прописать:

  • сведения о сторонах договора;
  • информацию об участке;
  • цели и условия возникновения сервитута – подъезд к дому, прокладка трубопровода, размещение мелиоративных сооружений, иное;
  • план землепользования с обремененным участком или его частью;
  • сроки действия сервитута;
  • размер платы, сроки, порядок ее внесения.

Обратите внимание!
Понятие «соразмерной платы» за использование чужой земли содержится в Земельном кодексе (ч. 6 ст. 23).

На практике часто установление сервитута осуществляется на добровольной основе.

Образец заявления

Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.Бланк доступен для скачивания и просмотра.Скачать образец соглашения об установлении сервитута (.docx)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/kak-oformit-servitut-na-zemelnyi-uchastok-5bf3e5893a20d300aa3ed581

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.