Сервитут может устанавливаться

Содержание

Установление сервитута: возможные проблемы

Сервитут может устанавливаться

“Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2012, N 6

Пользование чужим земельным участком для того, чтобы попасть к себе, – нередкая ситуация для предприятий промышленности. Речь идет о случае, когда доступ к недвижимому имуществу, принадлежащему предприятию, возможен только через принадлежащие другому лицу земельные участки.

Выходом в такой ситуации является заключение соглашения об установлении частного сервитута. Однако если с собственником земельного участка договориться не удастся, придется обращаться в суд. Кроме того, предприятие промышленности может столкнуться с тем, что в отношении его земельного участка введен публичный сервитут.

Это также может вызвать определенные проблемы.

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом. Сервитут может быть частным или публичным (при этом и тот и другой сервитуты подлежат государственной регистрации в ЕГРП), срочным или постоянным. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (п. 1 ст. 23 ЗК РФ). В Гражданском кодексе (ст.

ст. 274 – 277) речь идет исключительно о частном сервитуте. Заметим: согласно поправкам, подготовленным к внесению в ГК РФ (проект федерального закона N 47538-6, принят Госдумой в первом чтении 27.04.2012), изменения должны затронуть и институт сервитута (вводится новая гл. 20.2 “Сервитут”). Причем поправки по некоторым моментам являются существенными.

Публичный сервитут согласно п. 2 ст.

23 ЗК РФ устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ или органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Подчеркнем: публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом.

Обратите внимание! Публичный сервитут устанавливается лишь в отношении земельных участков, частным сервитутом могут обременяться не только земельные участки, но и здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком (ст. 277 ГК РФ). В соответствии с подготовленными поправками к ГК РФ сервитут можно будет устанавливать в отношении земельного участка, здания или сооружения, а также помещения.

В каких случаях устанавливается публичный сервитут?

Возможность установления публичного сервитута базируется на закрепленном в пп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципе сочетания при использовании и охране земель интересов всего общества и законных интересов лиц, которым принадлежат земельные участки.

Именно поэтому установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний, целью проведения которых является учет мнения и интересов населения при установлении публичного сервитута. Получается, общественные слушания нужны для соблюдения баланса публичного и частного интересов при использовании земельного участка.

Важно. Основной отличительной чертой публичного сервитута является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого установлен сервитут.

Исчерпывающий перечень потребностей, для реализации которых могут устанавливаться публичные сервитуты, приведен в п. 3 ст. 23 ЗК РФ. Условно эти сервитуты можно разделить на три категории:

  • сервитуты, предоставляющие право прохода (проезда) через земельный участок (пп. 1, 6, 10);
  • сервитуты, предоставляющие право осуществления определенных работ (иных действий) на земельном участке (пп. 4, 5, 7 – 9);
  • сервитуты, необходимые для размещения и обслуживания объектов, эксплуатация которых имеет публичный интерес (пп. 2, 3).

Итак, публичные сервитуты могут устанавливаться для:

  1. прохода или проезда через земельный участок;
  2. использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Минэкономразвития подчеркнуло: это не предусматривает установление публичного сервитута в целях прокладки (строительства) инженерных коммуникаций (Письмо от 12.09.2011 N Д23-3824);
  3. размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  4. проведения дренажных работ на земельном участке;
  5. забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  6. прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  7. сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  8. использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
  9. временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  10. свободного доступа к прибрежной полосе.

К иным видам изыскательских и исследовательских работ не относится прокладка электрических линий (Постановление ФАС ЗСО от 15.08.2011 по делу N А46-12932/2010).

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/77443-ustanovlenie-servituta-vozmozhnye-problemy

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Сервитут может устанавливаться

Новая редакция Ст. 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: http://ZKodeksRF.ru/gl-4/st-23-zk-rf

Что такое сервитут земельного участка простым языком

Сервитут может устанавливаться

Многие уверены, что право собственности на свой земельный участок дает возможность гражданину по своему усмотрению распоряжаться им. Но существует и ряд ограничений, которые могут касаться любого недвижимого объекта, в частности установление сервитута в отношении земельных участков.

Гражданский кодекс РФ в ст. 274 дает понятие сервитута. Это предоставление возможности ограниченного пользования участком земли, находящимся по соседству, в случаях, когда это необходимо. Сервитут можно установить, например, чтобы обеспечить проход/проезд по территории участка.

Важно знать, что установление этого обременения считается крайней мерой, применяемой лишь в том случае, когда другие способы обеспечить нужды собственника земли отсутствуют.

Сервитут устанавливается между двумя сторонами по договору: владельцем участка и требующей установления обременения с последующей регистрацией в Росреестре. Если достигнуть согласия не представляется возможным, спор решается в судебном порядке.

Виды ограничений пользования землей

Обременения на земельный надел по правовому основанию различают:

  1. Частный сервитут. Применяется на основании заключенного и зарегистрированного соглашения или решения суда, когда затронуты интересы определенного лица или организации. Обычно такое обременение имеет возмездный характер и владелец земли вправе затребовать от граждан или юридических лиц, в пользу кого обременение зарегистрировано, разумную плату. За исключением случаев, когда применяется федеральное законодательство, обязывающее применить безвозмездное ограничение или, когда сам собственник добровольно от платы отказался.
  2. Публичный сервитут. Устанавливают при условии наличия нормативного документа органа государственной власти или муниципального образования. Он может быть наложен на территорию земли, по которой проводятся коммуникации общественного пользования, например, водопровод, газопровод. Здесь владелец земли не может рассчитывать на денежную компенсацию в связи с наложением обременения.

Различаются сервитуты так же по сроку, на который они устанавливаются,бывает:

  • постоянным, без установления срока;
  • срочным, когда определяется конкретный срок, в течение которого он будет действовать, или наступление события, по наступлении которого серветут будет снят. Как правило, он накладывается в случае производства определенных работ, связанных с прокладкой коммуникаций. Тогда, как только работы будут выполнены, обременение прекращается;

Основания возникновения сервитута

Причины и случаи применения сервитутов к земельным участкам перечислены в статье 23 Земельного кодекса.

Обременение в виде публичного сервитута применяют:

  • для обеспечения проезда/прохода через участок земли, если иной путь предусмотреть невозможно, например, к береговой полосе и общественному водоему;
  • когда частично участок используется для прогона сельхозживотных, сенокошения, для выпаса животных в определенное время;
  • для проведения дренажных работ;
  • при эксплуатации надела в качестве зоны охоты и рыболовства;
  • для ремонта коммуникаций и использовании этого участка;
  • когда участок задействован в целях исследовательских, изыскательских работ на определенный срок.

Сервитут на часть земли требуется для того, чтобы предоставить возможность иным лицам право эксплуатировать чужой участок, когда иного способа не существует. То есть, зарегистрировать этот вид обременения может лишь то лицо, чьи права реализовать без использования чужого надела нельзя. Налагается сервитут по обоюдной договоренности или принудительно по судебному решению.

Частное обременение может быть установлено только для реализации личных нужд. Например, гражданину принадлежит земельный надел, где имеется природный водный источник. Хозяева соседних территорий вправе попросить или затребовать разрешения на проход по территории частной земли к источнику для забора воды.

Установление земельного сервитута

Закон регулирует применение земельного обременения, он может устанавливаться на основании:

  • письменных договоренностей между двумя и более лицами, собственника земельного участка с одной стороны, заинтересованных в его использовании и инициирующих наложение сервитута — с другой;
  • принятого путем публичных слушаний решения органа государства или муниципального образования;
  • решения судьи.

Частный сервитут может устанавливаться при добровольном согласовании обеих сторон. Заинтересованное в ограниченном использовании чужого участка лицо и желающее иметь на то законные основания, обращается к владельцу земли с таким предложением.

Если удается договориться, обязательно нужно закрепить все устные договоренности письменно в соглашении, где указать:

  • цели, для каких будет использоваться участок, обременяемый сервитутом;
  • перечислить все права и обязанности участников договора;
  • установить определенную плату за пользование территорией земельного участка.

Затем право сервитута обязательно регистрируется в органе Росреестра. Только по завершении всей процедуры соглашение становится законным и действует с даты оформления обременения. С этого момента оговоренный в соглашении участок земельного надела может быть использован заинтересованным лицом, а владелец участка сможет затребовать за это соответствующую плату.

При невозможности договориться обычным путем, инициатор наложения сервитута может обратиться в суд, который поможет разрешить спорный вопрос.

Такой вариант решения требуется и для документального подтверждения права пользования частью земли, когда ее хозяин позволяет это делать, но отказывается оформлять официально.

Зачастую в случае любого конфликта собственник может пресечь использование и ограничить доступ к территории, на которую имеет законные права. Чтобы такого не случилось, заинтересованному лицу лучше получить гарантии того, что он сможет и в дальнейшем эксплуатировать часть чужой земли.

На решение суда может повлиять только доказательство того, что иной вариант, чем наложение сервитута на чужой участок, у истца отсутствует. Поэтому заинтересованное лицо должно доказать судье:

  1. Его личные права без наложения обременения на участок соседской земли будут ущемлены. Например, проложить водопроводную трубу к своему дому, не касаясь чужого участка, невозможно.
  2. Стороны не сумели придти к соглашению мирным путем и заключить договор. Возможно, владелец земли требует завышенную плату или выдвигает иные условия, на которые истец не согласен.

В ходе рассмотрения представленных материалов суд будет руководствоваться принципом прав каждой из сторон и разумного баланса их интересов. Применяемые к земле ограничительные меры должны доставлять неудобства собственнику земли наименьшим образом. Права истца также не должны быть ущемлены и реализованы лишь необходимые его потребности.

Срок действия

Сервитут может быть срочным и бессрочным. Определенные условия снятия обременения должны быть изложены в договоре. Сервитут может быть снят по следующим причинам:

  • наступление оговоренной даты, указанной в соглашении сторон;
  • наступление события, снимающего действие обременения.

Образец

Бланки соглашений об установлении сервитута на участок земли:

Плата за сервитут на земельный участок

Собственник земли вправе требовать плату за пользование своей территорией с заинтересованного лица на законных основаниях. Сам размер выплаты должен быть адекватным и соизмеримым.

Договориться о том, насколько дорого использование части соседской земли выйдет инициатору наложения сервитута, обе стороны могут самостоятельно и указать тариф в договоре.

При невозможности придти к обоюдному решению поможет только обращение в суд.

Собственник земли вправе не устанавливать плату и заключить договор о безвозмездном установлении сервитута.

: Расчет стоимости сервитута

Источник: https://nedexpert.ru/zemlja/servitut-na-zemelnyj-uchastok-chto-jeto-takoe/

Статья 274 ГК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Сервитут может устанавливаться

Каждый территориальный сервитут устанавливается при обязательном условии наличия законных оснований. Основным поводом для заключения данного документа является наличие потребности в обеспечении и удовлетворении интересов государственной важности, потребностей муниципальных органов местного самоуправления, а также нужд отдельных граждан.

Конкретными основаниями для установления режима сервитута в отношении территорий являются:

  • потребность свободного пешего прохода или проезда через земельный участок с помощью транспортного средства;
  • необходимость в размещении в пределах территории геодезических, административных и межевых знаков, а также организация подъездов к данным объектам;
  • использование водных ресурсов из расположенных на территории водных объектов и сельскохозяйственных водопоев;
  • нужда осуществления кошения сена, выпаса сельскохозяйственного скота в строго ограниченном порядке, а также при условии соблюдения всех сроков;
  • проведение изыскательных, археологических, исследовательских и научных работ;
  • эксплуатация территорий для осуществления ремонта любых коммунальных, электрических коммуникаций, а также реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;
  • необходимость осуществления дренажных манипуляций;
  • потребность прохождения сельскохозяйственных пород животных по территории участка;
  • использование территории для охоты, рыболовства, а также времяпровождения в пределах прибрежной полосы.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Публичный сервитут

Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства).

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Прекращение сервитута

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Виды и формы земельных сервитутов

Земельное законодательство предлагает гражданам заключить любой сервитут. В зависимости от субъектов данного договора сервитуты могут быть:

  • Частные сервитуты свидетельствуют о предоставлении права ограниченного использования земельного участка, который расположен непосредственно рядом с границей территории. Обеспечение интересов граждан может осуществляться без заключения частного сервитута, при условии согласия законного собственника территории;
  • Публичные сервитуты принято заключать в целях удовлетворения публичных потребностей, которые включают обеспечение государственных интересов, нужд органов местного самоуправления и местного населения федеральных субъектов.

Порядок и срок установления сервитута. Договор об установлении сервитута

Сервитут устанавливается в любом порядке: в соответствии с добровольным договором, по закону, в соответствии с завещанием, а также по решению суда. Срок действия данного режима устанавливается субъектами договора, но законодательством предусматривается и бессрочный сервитут.

Договор об установлении территориального сервитута должен включать в себя следующие данные:

  • данные о целях использования и месте расположения земель;
  • кадастровые данные участка;
  • срок действия договора;
  • сумма платы за использование территории;
  • ответственность сторон пользователя и собственника.

Что такое частный сервитут

Это передача права эксплуатации без возможности распоряжения территорией. Закрепляет возможность применения сервитута Земельный Кодекс (ст.23).

Несмотря на установленный сервитут, собственник может:

  • продать участок или обменять участок;
  • передать его по наследству.

При этом сервитут, наложенный на территорию в виде обременения, будет продолжать действовать, пока в этом есть необходимость, переходя от собственника к собственнику.

Отличительные черты частного сервитута:

  • необходимость выплачивать компенсацию за пользование чужой территорией;
  • использовать территорию можно только в соответствии с целями, ради которых сервитут был наложен: проезда, прохода к другому участку, и тд;
  • сервитут считается законным только после регистрации в Росреестре, для этого обязательно заключается письменный договор;
  • сервитут нельзя передать третьим лицам в аренду или продать. Право использовать территорию чужого участка остаётся только за тем лицом, которое инициировало наложение обременения;
  • обременение может быть наложено на часть прилегающей территории.

Заявление в суд об установлении сервитута

Частный или публичный сервитут на земельный участок может устанавливаться после подачи искового заявления в судебные органы. Для вынесения положительного решения, важно правильно составить заявление. Данный документ включает в себя следующие данные:

  • ФИО, фактическое место проживания истца и ответчика;
  • точные кадастровые и административные данные земельной территории, которая является объектом установления сервитута;
  • требования истца и основания для установления сервитута;
  • точный срок действия договора и размер платы за его использование;
  • факт ознакомления ответчика с требованиями;
  • предоставление необходимых приложений.

Кто может требовать установление сервитута?

Частный сервитут устанавливается на добровольных началах. Заинтересованное лицо и хозяин земельного участка заключают договор. В договоре прописываются все детали и условия ограничения на земельную собственность.

В свою очередь, публичный сервитут не требует согласия владельца земельного участка.Решение об установлении сервитута принимается на общественных слушаниях.

Таким образом, потребовать установления сервитута имеет право собственник земли или другого объекта недвижимости. К тому же требования в установлении сервитута могут предъявлять владельцы земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования.

Граждане или организации, владеющие недвижимым имуществом на основании других прав (к примеру, аренда) не имеют права требовать установления сервитута на дорогу. Тем не менее, их право проходить, проезжать через чужой земельный участок и прочие необходимости можно защитить путем предъявления требований об отсутствии препятствования в использовании принадлежащего им недвижимого имущества.

Прекращение сервитута земельного участка

Публичный сервитут на земельный участок в законном порядке подлежит прекращению, при условии наличия определенных оснований, среди которых:

  • отказ от установления режима сервитута лица, для удовлетворения потребностей которого предусматривалось заключение сервитута;
  • истечение срока действия земельного обременения;
  • нарушение участником договора условий использования территорий, которые устанавливаются документацией;
  • тот, кто является собственником участка и для удовлетворения интересов которого заключается договор, — одно лицо;
  • наличие судебного решения о прекращении сервитута;
  • неиспользование сервитута более трех лет.

Прекращение действия земельного сервитута может осуществляться в судебном порядке по инициативе любой из сторон.

Источник: https://aburist.ru/nedvizhimost/chastnyj-servitut-zakonodatelstvo.html

Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?

Сервитут может устанавливаться

В некоторых случаях возникает потребность использования чужого земельного участка или его части. Такое ограниченное пользование в юриспруденции называется сервитутом. Читайте в статье об особенностях понятия «сервитут на земельный участок», что это такое, как регулируется и как оформляется.

Что такое сервитут, определение простыми словами

Говоря простым языком, сервитут – это законное право ограниченно пользоваться чужой собственностью для личных целей. Оформляется он только в случаях крайней необходимости. К примеру, если требуется проход или подъезд к дому, а иначе, чем через чужой участок, сделать его не получается физически.

Определение сервитута дано в ст. 23 ЗК РФ. Согласно этому нормативному акту, сервитут – это право ограниченного использования лицом земельного участка, который ему не принадлежит.

При этом собственник надела может по-прежнему распоряжаться им как ему заблагорассудится. Однако он не может перекрыть доступ к определенному объекту лицам, обладающим сервитутом. Владелец обязан не препятствовать проезду или проходу, оформленному должным образом.

Сервитут не может выступать объектом какой-либо гражданско-правовой сделки. Он навсегда привязывается к определенной недвижимости.

Правом владеть сервитутом обладают только те лица, которые являются собственниками имущества, для которого он устанавливался. Если произойдет отчуждение прав на землю, где установлен сервитут, то вместе с имущественными правами новый собственник получит и обязательства по обременению. Это закреплено в ст. 275 ГК РФ.

Виды сервитутов

Сервитут подразделяется на постоянный и срочный, а также публичный и частный. Первая группа характеризуется срочностью договора. Вторая – назначением.

Постоянный сервитут является бессрочным. При его оформлении в договоре не указывается срок действия. При оформлении срочного права ограниченного пользования обязательно указывается период его действия. Эти разновидности применимы и к публичному, и к частному видам.

Публичный сервитут используется государством для обеспечения нужд и интересов органов власти или населения. Частный – оформляется между физическими лицами и организациями, если права одного из них нарушаются расположением соседнего участка. Рассмотрим эти виды подробнее.

Публичный сервитут

Этот тип соглашения применяется при наличии потребности для удовлетворения нужд государства или населения. Главный критерий установки публичного сервитута – получение возможности решить задачу для целей и нужд государства без изъятия частных земельных участков.

Публичные сервитуты устанавливаются на законодательном уровне федерального или местного значения. Согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ, они могут быть применены только по результатам общественных слушаний.

Установка публичного сервитута может потребоваться для следующих целей:

  • проход или проезд через участок;
  • размещение на участке межевых знаков;
  • размещение геодезических сетей и пунктов;
  • расположение гравиметрических и нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • изъятие водных ресурсов и объектов;
  • проведение дренажных работ;
  • прогон сельскохозяйственных животных;
  • ремонт коммунальных, электрических, инженерных и иных типов сетей;
  • ремонт транспортной инфраструктуры;
  • проведение изыскательных, исследовательских и иных работ;
  • охота и рыболовство;
  • доступ к прибрежной полосе;
  • сенокошение;
  • выпас животных.

Все эти цели закреплены в ст. 23 ЗК РФ. Публичный сервитут подлежит обязательной регистрации в Росреестре (ст. 23 ЗК РФ, ст.52 ФЗ № 218 от 13.07.2015 г.).

Граждане и организации, чьи права и интересы затрагивает установление сервитута, могут оспорить его оформление в судебном порядке. Владелец также вправе подать иск об установлении платы за пользование в связи с тем, что использование участка третьими лицами вызвало у него существенные затруднения.

Частный сервитут

Использование частного сервитута – крайняя мера. Он может быть применен только тогда, когда потребности землевладельца соседнего участка не могут быть реализованы иным способом.

Как правило, частный земельный сервитут заключается для следующих целей:

  • обеспечение прохода или проезда;
  • возведение или реконструкция каких-либо объектов;
  • использование объектов, которые не препятствуют пользоваться землей в соответствии с правилами;
  • другие нужды.

Соглашение об ограниченном использовании земли оформляется письменно и регистрируется в Росреестре. Без прохождения процедуры государственной регистрации сервитут не будет считаться действительным.

Если собственники по каким-то причинам не могут достичь компромисса в вопросах использования участка или его части, такие споры решаются в суде. После вынесения судебного решения о сервитуте его также потребуется регистрировать.

Регистрация и установление сервитута на земельный участок

Сервитут устанавливается по соглашению сторон или в результате вынесения соответствующего судебного решения. Установить право ограниченного использования чужой земли можно только по волеизъявлению собственника или землевладельца (к примеру, на правах аренды), которому это требуется.

Чтобы установить сервитут по соглашению сторон потребуются следующие документы:

  • заявления сторон;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • общегражданские паспорта сторон;
  • свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт.

Соглашение об установлении сервитута вступает в законную силу только с момента регистрации в Росреестре. Чтобы зарегистрировать возникшее право ограниченного пользования необходимо обратиться в Росреестр или МФЦ по месту нахождения земельного участка с пакетом вышеперечисленных документов.

Земельный сервитут прекращает свое действие по истечению срока действия, указанного в договоре, по решению судебных органов или в связи с иными обстоятельствами, предусмотренными действующим законодательством.

Владелец земельного надела, обремененного сервитутом, может потребовать установления платы за пользование его собственностью. Ее размер и порядок выплаты указываются в соглашении или определяются судебным решением.

Когда устанавливается публичный сервитут, владелец обремененного надела может потребовать аналогичной платы с государственных или муниципальных органов. Однако это допускается только при условии, что установленный сервитут мешает использовать землю. Размер и порядок выплаты платежей будет указан в нормативном акте, которым оформляется сервитут.

Договор сервитута

Этот тип договора регулируется гражданским законодательством. Он имеет следующую структуру:

  1. Наименование сторон договора – ФИО, паспортные данные.
  2. Предмет соглашения – порядок и цель установления сервитута.
  3. Размер оплаты.
  4. Права и обязанности сторон соглашения.
  5. Форс-мажор и порядок действий при его наступлении.
  6. Реквизиты и личные подписи сторон.

Кроме того, есть ряд существенных условий договора о сервитуте, без указания которых он не может быть зарегистрирован. В этот перечень входит следующая информация:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • обозначение части надела, которая будет обременена;
  • информация об обременении с указанием конкретной цели;
  • наименования сторон;
  • срок действия соглашения.

Всю организацию оформления и прохождение государственной регистрации, в том числе и возникающие расходы, берет на себя заинтересованная сторона. Участники могут включить в договор и иные условия, которые посчитают существенными.

К договору на усмотрение сторон прилагаются кадастровые документы, схема, описание и порядок эксплуатации надела, а также расчет стоимости за пользование землей.

Подписание соглашения происходит в срок не более месяца с момента достижения договоренностей. Если это публичный сервитут, то этот период может существенно затянуться.

Как оформить сервитут на проезд к участку?

Алгоритм оформления будет следующим:

  1. Обращение к собственнику земли, на которую нужно установить сервитут.
  2. После достижения договоренности оформление соглашения в письменной форме.
  3. Регистрация в Росреестре или МФЦ.

Если земля находится в собственности у муниципалитета, то потребуется написать соответствующее заявление в отдел, занимающийся земельными правоотношениями. Заявление будет рассмотрено в течение месяца. При положительном решении необходимо пройти процедуру регистрации. При отрицательном – обращаться в суд.

Оплата за использование участка для проезда может быть единовременной или регулярной. Способ выплаты необходимо прописать в соглашении.

Если у вас есть вопросы, касающиеся земельно-имущественных отношений, обращайтесь за консультацией к юристу. Получить правовую помощь можно на нашем сайте. Напишите вопрос эксперту, и он бесплатно проконсультирует вас.

Теперь вы знаете, что такое сервитут на земельный участок и как он оформляется. Учитывайте, что его использование – это крайняя мера, допустимая, когда других вариантов нет.

Источник:

Сервитут — что это такое простыми словами? Как устанавливается, чем регулируется

Последние изменения: Январь 2020

Имея в собственности любой вид недвижимости, необходимо документально подтверждать право на него для того, чтобы совершать разного рода сделки с ним. Но, несмотря на владение абсолютным правом собственности, все-таки есть существенное его ограничение. Таким ограничением и является сервитут, что это такое и как его оформить, регламентировано такими сферами права как:

  • гражданское законодательство;
  • земельное законодательство;
  • а в некоторых случаях и водное или лесное законодательство.

А также не были нарушены права другого собственника, чаще всего проживающего по соседству, в отношении его свободного доступа к своему жилищу.

Понятие термина сервитута

Согласно статье 23 Земельного законодательства сервитутом является частичное (ограниченное) право использования чужого земельного участка для личных (частных) или государственных (общественных) целей, основой которого является соглашение между сторонами.

Для чего он необходим?

С юридической точки зрения сервитут является сделкой, предмет которой – передача ограниченных прав пользования от собственника другому лицу.

Лицо, которому дается право частичного пользования участком (сервитут) не наделяется правом собственности на эту часть, а лишь может ее использовать в весьма ограниченном смысле.

К сожалению, как показывается статистика, граждане, наделенные сервитутом, не до конца осознают правовую основу такого соглашения и после его заключения и регистрации пытаются присвоить себе эту часть земли или начинают использовать ее не по назначению. В этом случае законом предусмотрена правовая защита собственника, определяемая гражданским законодательством (пункт 2 статьи 276 Гражданского кодекса), что дает ему право аннулировать сервитут посредством подачи искового заявления в судебный орган.

Стоит отметить и тот факт, что лицо, нуждающиеся в сервитуте в связи с отсутствием другого способа решения проблемы, также может обратиться с иском в суд и потребовать удовлетворить его права на это.

(Например, гражданин купил участок земли и построил на нем дом, но подвести к нему коммуникации не может по той простой причине, что на пути прокладки расположен участок соседа, а обойти его нет возможности).

Сервитуты подразделяются на два вида и два подвида.

Так законом установлено два основных типа:

  • не общественный (частный);
  • общественный (публичный).

Частным сервитутом считается заключенное соглашение между двумя физическими лицами (соседями) об ограниченном использовании соседнего участка земли для таких целей как:

  • для индивидуального доступа к жилищу (проезд, проход и т.д.) через участок соседа;
  • для подведения коммуникаций к дому;
  • для прокладки теле- и электрокоммуникационных сетей и установки опор электропередачи и т.п.

Общественным (публичным) сервитутом является волеизъявление населения, органов местного или государственного управления использовать часть собственности других лиц для блага общества в целях:

  • доступности транспортной инфраструктуры;
  • выполнения геодезических изысканий или работ по мелиорации;
  • свободного доступа к прибрежной территории;
  • использование земель и лесополос для осуществления охоты или рыбалки;
  • размещения межевых меток (знаков) и т.д.

Источник: https://giak.ru/ipoteka/chto-takoe-zemelnyj-servitut-i-kak-on-ustanavlivaetsya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.