Сервитут для организации строительной площадки

Содержание

Сп 48.13330.2019 организация строительства снип 12-01-2004, сп (свод правил) от 24 декабря 2019 года №48.13330.2019

Сервитут для организации строительной площадки

СП48.13330.2019

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 48.13330.2011 со СП 48.13330.2019 см. поссылке.- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________

Датавведения 2020-06-25

Предисловие

Сведенияосводеправил

1ИСПОЛНИТЕЛИ – АО “Научно-исследовательский центр “Строительство”(АО “НИЦ “Строительство”), ФГБОУ ВПО “Национальныйисследовательский Московский государственный строительныйуниверситет” (ФГБОУ ВПО “НИУ МГСУ”), ООО “Научно-исследовательскийинститут Проектирования, Технологии и Экспертизы Строительства”(ООО “НИИ ПТЭС”), ООО Научно-проектный центр “Развитие города” (ОООНПЦ “Развитие города”)

2ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465″Строительство”

3ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительнойдеятельности и архитектуры Министерства строительства ижилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (МинстройРоссии)

4УТВЕРЖДЕН приказомМинистерства строительства и жилищно-коммунального хозяйстваРоссийской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 861/пр и введен вдействие с 25 июня 2020 г.

5ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническомурегулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП48.13330.2011 “СНиП 12-01-2004 Организация строительства”

Вслучаепересмотра(замены)илиотменынастоящегосводаправилсоответствующееуведомлениебудетопубликовановустановленномпорядке.

Соответствующаяинформация,уведомлениеитекстыразмещаютсятакжевинформационнойсистемеобщегопользованиянаофициальномсайтеразработчика(МинстройРоссии)всетиИнтернет

Введение

Настоящий свод правилразработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий исооружений”. Кроме того, применение настоящего свода правилобеспечивает соблюдение федеральныхзаконов от 27 декабря 2002 г.

N 184-ФЗ “О техническомрегулировании”, от 23ноября 2009 г. N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышенииэнергетической эффективности и о внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации”, от 25октября 2001 г. N 136-ФЗ “Земельный кодекс РоссийскойФедерации”, от 28декабря 2013 г.

N 412-ФЗ “Об аккредитации в национальной системеаккредитации”, от 25 июня 2002 г.73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории икультуры) народов Российской Федерации”, от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактнойсистеме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечениягосударственных и муниципальных нужд”, от 30декабря 2004 г.

N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительствемногоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесенииизменений в некоторые законодательные акты РоссийскойФедерации”, от 21 июля 1997 г. N116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственныхобъектов”, от 26 июня 2008 г. N102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений”, от 29декабря 2004 г.

190-ФЗ “Градостроительный кодекс РоссийскойФедерации”, от 30марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучиинаселения”.

Пересмотр выполненавторским коллективом АО “Научно-исследовательский центр”Строительство” (С.Н.Богачев), ФГБОУ ВПО НИУ МГСУ (д-р техн.наук А.А.Лапидус, А.Ю.

Юргайтис), ООО”Научно-исследовательский институт Проектирования, Технологии иЭкспертизы Строительства” (канд. техн. наук Д.В.Топчий), ОООНаучно-проектный центр “Развитие города” (д-р техн. наукЛ.В.Киевский, канд. техн. наук И.Л.

Киевский, канд.техн. наук С.В.Аргунов).

1Область применения

1.1 Настоящий свод правилраспространяется на следующие виды градостроительной деятельности -проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт,снос объектов (в части организации строительства).

1.2 Требования настоящегосвода правил распространяются на работы при реализации проектов вотношении объектов гражданского и промышленного назначения, а такженаправлены на реализацию перепрофилирования промышленных территорийв условиях сложившейся застройки.

1.3 Требования настоящегосвода правил не распространяются на строительство объектовиндивидуального жилищного строительства.

2Нормативные ссылки

Внастоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующиедокументы:

ГОСТ34.10-2018 Информационная технология. Криптографическая защитаинформации. Процессы формирования и проверки электронной цифровойподписи

ГОСТ5802-86 Растворы строительные. Методы испытаний

ГОСТ10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольнымобразцам

ГОСТ12004-81 Сталь арматурная. Методы испытания на растяжение

ГОСТ14019-2003 (ИСО 7438:1985) Материалы металлические. Методиспытания на изгиб

ГОСТ17624-2012 Бетоны. Ультразвуковой метод определенияпрочности

ГОСТ18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методаминеразрушающего контроля

ГОСТ24846-2012 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданийи сооружений

ГОСТ27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований.Основные положения

ГОСТ28570-2019 Бетоны. Методы определения прочности по образцам,отобранным из конструкций

ГОСТ30062-93 Арматура стержневая для железобетонных конструкций.Вихретоковый метод контроля прочностных характеристик

ГОСТ31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования имониторинга технического состояния

ГОСТ34028-2016 Прокат арматурный для железобетонных конструкций.Технические условия

ГОСТISO/IEC 17025-2019 Общие требования к компетентностииспытательных и калибровочных лабораторий

ГОСТ Р7.0.8-2013 Система стандартов по информации, библиотечному ииздательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины иопределения

ГОСТ Р7.0.97-2016 Система стандартов по информации, библиотечному ииздательскому делу. Организационно-распорядительная документация.Требования к оформлению документов

ГОСТ Р12.3.050-2017 Система стандартов безопасности труда.Строительство. Работы на высоте. Правила безопасности

ГОСТ Р21.1101-2013 Система проектной документации для строительства.Основные требования к проектной и рабочей документации

ГОСТ Р51872-2019 Документация исполнительная геодезическая. Правилавыполнения

ГОСТ Р54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлениюпроектом

ГОСТ Р55528-2013 Состав и содержание научно-проектной документации посохранению объектов культурного наследия. Памятники истории икультуры. Общие требования

ГОСТ Р57997-2017 Арматурные и закладные изделия сварные, соединениясварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций.Общие технические условия

СП17.13330.2017 “СНиП II-26-76 Кровли” (с изменением N 1)

СП20.13330.2016 “СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия” (сизменениями N 1,N 2)

Источник: http://rdocs3.kodeks.ru/document/564542209

Правовое регулирование установления сервитута на земельном участке | ГК «Абажур»

Сервитут для организации строительной площадки

Прежде, чем рассматривать юридическую процедуру, нужно разобраться в самой правовой природе такого понятия, как сервитут.

В сложившейся судебной практике существуют специальные термины для земельных участков, задействованных в сервитуте. Участок, к которому не может свободно пройти и проехать его собственник, называется господствующим, а тот, на который необходимо установить сервитут – обслуживающим.

Сервитут – это ограниченное вещное право владельца недвижимости пользоваться при необходимости чужими земельными участками

Сервитут можно установить лишь при соблюдении обязательного условия, что никаким другим способом нельзя обеспечить имеющиеся нужды владельца недвижимости. Потребности должны быть существующими, реальными, также учитывается назначение господствующего земельного участка и связанных с ним объектов недвижимости.

Сервитут должен быть как можно менее обременительным для второй стороны, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления нужно следить за соблюдением баланса интересов сторон сервитута, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды владельца недвижимости, не стало слишком ощутимым неудобством для собственника обслуживающего участка.

Сервитут может быть публичным и частным, временным или постоянным

Сервитут регулируется равно Гражданским и Земельным кодексами РФ. Применяется следующая классификация: сервитут может быть публичным и частным, временным или постоянным.

Сервитут как ограниченное вещное право, а равно и как обременение земельного участка подлежит государственной регистрации, сведения о сервитуте вносятся в ЕГРН.

За установлением сервитута вправе обратиться только лицо, обладающее вещным правом – правом собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на землю.

Это означает, что арендатор сервитут установить без участия собственника не сможет.

При этом арендатор не лишен права обратиться за содействием к арендодателю, который в соответствии с гражданским законодательством обязан обеспечить арендатору беспрепятственное использование предоставленного в аренду имущества.

Стоит отметить, что важен и статус недвижимости. Например, невозможно установить сервитут для проезда к самовольной постройке или для ее эксплуатации, так как самовольные постройки юридически не существуют.

С публичным сервитутом все более или менее понятно. Устанавливается законом или другими нормативными актами с учетом результатов публичных слушаний, чтобы обеспечить потребности государства, муниципалитета или местного населения.

Это может быть использование земельного участка для проведения исследований, ремонта инженерных, электрических, коммунальных и других линий, прогона скота, сенокошения, охоты и рыбоводства, свободного доступа к водным объектам в общем пользовании, других целей.

Частный сервитут в интересах отдельных граждан и организаций

Частный сервитут служит примерно тем же целям, но в интересах отдельных граждан и организаций. Обычно частный сервитут обеспечивает проход и проезд к земельному участку, а также жилым домам, производственным зданиям и другим объектам недвижимости.

С частными сервитутами проблема, как всегда, одна – так называемый «человеческий фактор». Закон позволяет установить сервитут как по соглашению сторон, так и с помощью суда. Как правило, договориться об установлении сервитута нелегко.

Рассмотрим конкретный пример из практики, где пройдены все стадии установления частного сервитута.

Ситуация сложилась следующая… В составе крупного комплекса была только одна асфальтированная дорога, соединяющая все участки. Собственник одного из земельных участков активно занимался предпринимательством и нуждался в том, чтобы принадлежащая ему техника беспрепятственно проезжала к производственным зданиям и парковалась подле них с заходом на соседние участки.

Перед обращением в суд необходимо попробовать согласовать условия сервитута с другой стороной.

Законодательство не содержит конкретного указания на соблюдение обязательного претензионного порядка по спору о сервитуте, так что письмо с предложением условий сервитута или переписка, явно свидетельствующая о наличии несогласия с полученной офертой, станут необходимым доказательством того, что спор возник и сам собой не разрешится.

Следовательно, достаточно направить собственнику интересующего участка предложение об установлении сервитута. Положительный эффект будет достигнут с большей вероятностью, если приложить проект соглашения об установлении сервитута и предложить оплату.

В конкретном случае у всех остальных участков был один владелец, который возражал против проезда техники, а тем более – ее парковки, так что от предложения отказался.

Первый собственник обратился в суд.

Популярное заблуждение относительно сервитута гласит, что необходимым обстоятельством для его установления выступает чинение препятствий со стороны владельца обслуживающего участка

Это не так. Доказывать, что вторая сторона совершает действия, которые ограничивают или затрудняют доступ, не требуется. Так, для возникновения необходимости в установлении сервитута не нужно наличие незаконных шлагбаумов, физической охраны или стоящих на пути мусорных контейнеров.

Позиция сформулирована и обоснована высшей судебной инстанцией. В предмет доказывания этой категории споров сходит лишь два факта:

  • первый – недостижение соглашения об условиях сервитута,
  • второй — объективная невозможность удовлетворения потребностей другими путями, кроме как через наделение собственника господствующего участка правом ограниченного пользования соседним.

Какие вопросы возникают при установлении сервитута?

  • Нет ли какой-то иной возможности добраться до недвижимости и ее использовать, нельзя ли обойтись совсем без сервитута.
  • Существуют ли другие, более удобные варианты проезда по другим соседним участкам.
  • Может ли соседний собственник без проблем использовать свой участок, если тот будет обременен сервитутом. Так, если на господствующий участок поедет большегрузная строительная техника, а обслуживать эти нужды будет участок, где расположено учреждение детского отдыха, установление сервитута может не только означать препятствия для пользования такого участка для размещения объектов благоустройства, но и создать опасность для пребывающих в учреждении детей, что недопустимо.

Соответственно, сервитут является крайней мерой для исключительных случаев

В рассматриваемом случае владелец большей части участков огородил весь имущественный комплекс, поставил контрольно-пропускной пункт и шлагбаум, из-за чего каждый проезд техники предпринимателя сопровождался конфликтами.

Кроме того, требуется определить соразмерную оплату за пользование чужим участком, на которую может рассчитывать собственник обслуживающего участка.

Стоимость сервитута примерно соответствует материальной выгоде, которую соседний собственник теоретически может выручить, если участок не будет обременен, скажем, возможной выгоде от передачи такой же части участка в аренду

На размер платы за сервитут влияют также характер и степень интенсивности использования земельного участка собственников, в интересах которого установлено обременение сервитутом. Например, тяжелая строительная техника быстро приводит в негодность дорожное полотно, а от проезда одного личного автомобиля больших неудобств не возникнет.

Для решения поставленных вопросов суд, как правило, привлекает судебного эксперта

К примеру, в рассматриваемом деле судебная экспертиза выявила два независимых варианта проезда: с использованием дороги через территорию комплекса и второй, через соседний большой участок.

Однако, при ближайшем рассмотрении эта земля оказалась защищенной территорией, занятой базой силовиков, и со всех сторон была огорожена железобетонным забором. Естественно, при таких условиях использование второго участка в целях проезда техники невозможно. Любопытно, что рыночная стоимость этого варианта была почти в три раза ниже.

Вопрос о парковке транспортных средств отпал в процессе, такое использование чужих земель на праве сервитута нарушает права владельца обслуживающего участка.

Итак, в результате мы имеем судебное решение, где указываются вид, срок сервитута, кадастровые номера обремененных участков, координаты границ сервитута, размер оплаты, соответствующий рыночной цене сервитута по мнению оценщика, а также другие условия, на которых устанавливается сервитут.

Если надобность в сервитуте отпала или сервитут фактически блокирует для собственника обремененного участка использование земли в соответствии с видом разрешенного использования, любая из сторон сервитута может обратиться в суд за его прекращением.

Сервитут — эффективный инструмент для разрешения противоречий между собственниками соседних участков

Таким образом, сервитут является эффективным инструментом для разрешения противоречий между собственниками соседних участков и позволяет владельцу господствующего участка закрепить за собой правовыми методами возможность использовать чужой земельный участок пропорционально имеющимся нуждам, уплачивая владельцу обслуживающего участка сообразную оплату.

А вот и наши свежие земельные участки, поступившие к нам совсем недавно!

Источник: ГК RWAY

Источник: https://stroy54.ru/pravovoe-regulirovanie-ustanovleniya-servituta-na-zemelnom-uchastke/

СОБСТВЕННОСТЬ. СЕРВИТУТ авеню,av-ue.ru. Проект ГК N 47538-6

Сервитут для организации строительной площадки

1.Сервитут перемещения может предусматривать право прохода, право прогона скотаили право проезда.

2.

Сервитут прохода позволяет осуществлять проход людей и перемещение их вещейчерез земельный участок или другую служащую вещь для нужд собственникагосподствующей вещи без применения транспортных средств.

3.Сервитут прогона скота позволяет осуществлять перемещение скота и проход людейчерез земельный участок или другую служащую вещь без применения транспортныхсредств.

4.Сервитут проезда позволяет осуществлять проход людей, прогон скота, проезд иперемещение грузов через земельный участок или другую служащую вещь, а такжеулучшать земельный участок для обеспечения нормальных условий эксплуатациитранспортных средств.

5.Условиями сервитута перемещения могут быть определены обязательные длясобственника господствующей вещи ограничения по высоте, ширине, характерупокрытия, предельно допустимой нагрузке на существующие или создаваемыесооружения, используемые для осуществления сервитута.

Статья 301.7. Строительные сервитуты 

1.

Вслучае, когда строительство, капитальный ремонт или реконструкция здания илисооружения невозможны без использования чужого земельного участка или иногообъекта недвижимости, может быть установлен сервитут стройки или опоры.

2.

Сервитут стройки допускает в целях проведения работ временное размещение вграницах земельного участка или другой служащей вещи строительных лесов,строительных машин и механизмов, подкрановых путей, иного необходимогооборудования, производство земляных работ в целях доступа к подземной частиздания или сооружения, являющегося господствующей вещью, с последующимвосстановлением служащей вещи. Возведение временных строений в границах служащейвещи без согласия собственника служащей вещи не допускается. Сервитут стройкиустанавливается на период строительства, капитального ремонта или реконструкцииздания или сооружения при недостаточности господствующего земельного участка дляосуществления строительных работ.

3.Сервитут опоры устанавливается при использовании здания или сооружения,расположенного в границах земельного участка или другой служащей вещи, для опорыконструкций здания или сооружения, в том числе возводимого или реконструируемого,в границах господствующей вещи.

Вустановлении сервитута опоры не может быть отказано, если в соответствии состроительными нормами и правилами такая опора необходима.

4.Собственник служащей вещи обязан содержать ее в надлежащем состоянии, посколькуэто необходимо для осуществления сервитута опоры без ухудшения условийпользования.

5.Собственник господствующей вещи вправе за свой счет и сверх платы за сервитутпроизводить улучшения служащей вещи в объеме, сроки и в порядке, которыесогласованы с собственником служащей вещи.

Статья 301.8. Сервитут мелиорации 

1.

Сервитут мелиорации может быть установлен для обеспечения нормальнойэксплуатации господствующего земельного участка путем подвода или отвода воды нагосподствующий земельный участок или с господствующего земельного участка.

Сервитут мелиорации позволяет осуществлять отвод или подвод грунтовых илиповерхностных вод, вод от наземных и подземных источников при необходимостиосушения или обводнения земельного участка.

В этих целях собственникгосподствующего земельного участка вправе устраивать сток воды и проводить дляего устройства необходимые земляные работы, осуществлять строительство наземных,надземных или подземных сооружений, их эксплуатацию, текущий и капитальныйремонт.

2.

Условиями сервитута мелиорации могут быть определены характеристики (ширина,глубина и др.) допускаемого стока.

Статья 301.9. Горный сервитут 

1.

Горный сервитут может быть установлен в отношении земельного участка,расположенного над площадями залегания полезных ископаемых, или иного служащегоземельного участка, необходимого для использования господствующего участка недр,для пользования участком недр, являющимся господствующей вещью, в целях добычиполезных ископаемых (кроме общераспространенных).

2.

Горный сервитут позволяет создавать и размещать в границах служащего земельногоучастка оборудование и сооружения в целях осуществления добычи полезныхископаемых шахтным методом и (или) методом бурения. Горный сервитут непредоставляет право вести добычу полезных ископаемых открытым (карьерным)способом и размещать в границах служащего земельного участка отходы производства(отвалы горных пород, шламохранилища и т.

п.).

Статья 301.10. Коммунальный сервитут 

1.

Коммунальный сервитут на земельный участок или другую служащую вещь может бытьустановлен для размещения, эксплуатации, ремонта и реконструкции объектовкоммунального назначения (водопроводов, газопроводов, нефтепроводов, линийэлектропередачи, сооружений связи и иных подобных объектов). Господствующейвещью может являться объект недвижимости, для использования которого сооружаетсяобъект коммунального назначения, или сам объект коммунального назначения.

2.

Коммунальный сервитут позволяет собственнику господствующей вещи осуществлять вграницах земельного участка или другой служащей вещи строительные,эксплуатационные, ремонтные, восстановительные работы в отношении объектакоммунального назначения и осуществлять его реконструкцию, для чего вправепроизводить земляные работы, размещать необходимую специальную технику,устройства и приспособления.

Источник: http://av-ue.ru/gknw.php?d=gknw301_6.htm

Установка сервитутов в отношении линейных объектов. Проблемы поиска необременительных методов размещения

Сервитут для организации строительной площадки

Для улучшения нормативно-правовой базы при установлении сервитутов с целью возведения и эксплуатации линейных сооружений есть объективные предпосылки, которым в действующем Законодательстве уделяется недостаточно внимания.

Основная причина сложившейся ситуации – специфический характер такой недвижимости как линейные объекты, которые отличаются неделимостью и сложностью.  

На сегодняшний день инфраструктура (такая как социальная, или производственная) не может развиваться, если нет достаточного количества линейных сооружений.

Как и в других общественно-правовых отношениях, для регулирования вопросов обеспечения энергией, передачи продукции и сырья, необходимо всестороннее регулирование и установление прозрачных требований участникам таких правоотношений.

Ведь именно это в результате определяет, насколько они удовлетворены и может ли развиваться экономика. И что еще более важно, это объекты стратегического значения, которые необходимы для функционирования всего государства.

Одним из важнейших практических вопросов является необходимость в сервитуте в случае, когда возникает проблемная ситуация, а также наличие альтернативных способов ее разрешения. Если без сервитута все-таки не обойтись, он должен быть установлен с минимальным обременением для земельного участка, на котором устанавливается.  

Очевидно, что не представляется возможным охватить все варианты установления сервитута, который был бы наименее обременительным. Но вполне возможно закрепить ключевые принципы и базовые требования, которые следует выполнять.  

В статье 23 Земельного Кодекса РФ можно определить критерии наименее обременительного публичного сервитута, установив ограничения на возведение линейных объектов на землях водного и лесного фондов, сельскохозяйственного назначения, территориях с особым режимом охраны, а также на землях запаса.

Главное основание для принятия решения об установлении сервитута – не должно быть иных вариантов. Причем размещение сервитута следует производить исключительно вдоль дорог и в пределах полей севооборотов в случае исчерпания других вариантов.

Еще одно ключевое правило – должно соблюдаться требование минимизации отрицательного влияния на окружающую среду.

Если не удается прийти к соглашению по установлению частного сервитута, либо его условий, лицо, требующее его установления, обращается с иском в суд, по решению которого и производится соответствующая операция. 

При этом обязательства по доказательству того обстоятельства, что недвижимость невозможно нормально эксплуатировать, либо невозможно установить сервитут без включения в договор соответствующего условия, ложатся на истца. 

Обязательное условие для установления сервитута – отсутствие возможности для обеспечения интересов истца другим способом.

Примечателен такой случай из практики.

Истец предъявил требование об установление сервитута, в рамках которого он получил бы возможность использовать принадлежащие ответчику коммуникации, которые предназначались для обслуживания сооружения.

Суд удовлетворил иск, мотивируя свое решение тем, что в случае отсутствия в помещениях истца канализации, прекращения водо- и теплоснабжения – он не сможет их эксплуатировать, а это является нарушением его прав как собственника. 

В пункте 1 статьи 274 Гражданского Кодекса прямо прописана возможность прокладывать трубопроводы, линии связи и электропередачи, а собственник недвижимого имущества наделяется правом выступить с требованием установить частный сервитут.

Однако при практическом применении этой нормы возникает вопрос, что следует брать за основу, если потенциальный сервитуарий может реализовать свои права одним способом, то есть через сервитут, но при этом его можно установить в отношении кого-то из нескольких соседей, владеющих недвижимостью.

Проиллюстрируем эту проблему. Заявление компании Т. об установлении сервитута было удовлетворено судом, вследствие чего предоставлена возможность проезжать по железнодорожным путям, принадлежащим компании Н.

При этом вагоны можно было подавать с путей, пребывающих в федеральной собственности, на принадлежащий истцу подъездной путь несколькими маршрутами через подъездные пути компаний Н. и К. Именно этот факт ответчик привел в качестве довода в своей кассационной жалобе.

В этом случае необходимо решить, имущество какого из собственников будет обременено существеннее. У суда, к сожалению, нет возможности сравнить степени подобного обременения.

Оценка сервитутов линейных объектов

Крайне важным вопросом с точки зрения правоприменительной практики является также оценка сервитута линейных объектов. Публичный и частный сервитуты отличаются по такой характеристике как платность. 

Например, энергетические компании должны в своей деятельности руководствоваться тарифным Законодательством. Поэтому для них практически невозможно проводить мероприятия по межеванию участков земли, регистрации линейных объектов и прав, вытекающих из сервитута. И если даже предусмотреть такую возможность, все расходы будут нести обычные потребители в виде повышения цен на энергоресурсы.

Как и в Гражданском Кодексе (п. 5 ст. 274), в Земельном (п.6 ст.23) зафиксировано право собственника участка, в отношении которого действует частный сервитут, на получение соразмерной платы. То есть на возмещение своих расходов за счет лиц, в пользу которых это обременение установлено. 

В упомянутых нормах указано также, что иное может предусматриваться федеральным законом. Таким образом, не исключается возможность установления сервитута на бесплатной основе и возникновение ситуаций, когда определить размер платы владельцу земли невозможно. Но на сегодня таких норм в Законодательстве нет.

Определение платы за использование недвижимости в рамках сервитута – это право собственника участка или лица, владеющего им на других законных основаниях, и именно он является инициатором реализации этого права.

При этом даже в случае установлении бесплатного сервитута право на возмещение расходов может быть реализовано в силу неотторгаемости.

В связи с этим сомнительной видится позиция правоведов, считающих, что отечественный сервитут отличается от предусмотренного в римском праве своей возмездностью.

С одной стороны  – цена является существенным условием, и при ее отсутствии возмездный договор не может быть исполнен. В ст. 423 Гражданского Кодекса устанавливается презумпция возмездности договора гражданско-правого характера, которая применяется и к условию рассматриваемого договора о цене.

С другой стороны  – в договоре об установлении сервитута существенным условием является именно возмездность, а не размер платы. Это подтверждается практикой рассмотрения дел в арбитраже.

Как считают суды, предусмотренное право владельца земли требовать плату не обусловлено наличием в соглашении об установлении сервитута условия об оплате. Наряду с частным и публичный сервитут характеризуется возмездностью.

И в том, и в другом случае возможности собственника реализовывать свои права ограничены. Когда 3е лицо начинает пользоваться его имуществом, это приводит к повышению расходов на содержание.

Исходя из содержания Законодательства, это оценочная величина, так как каждый раз определяется по разным критериям.

  Применение сервитутов практикуется в разных регионах России, и плату за них можно рассчитать на основе цены, которая традиционно взимается при ограниченном использовании недвижимости.

Примечательно, что при внесении информации о сервитуте в ЕГРП среди обязательных данных нет величины платы за сервитут. 

Все это позволяет сделать вывод о необходимости толкования такого понятия как «соразмерная плата».

По частному сервитуту можно определять любую плату, но в случае с публичным такой свободы нет, так как для государственных структур и органов местного самоуправления действуют ограничения.

Поэтому требуется фиксация на уровне государства базовых критериев определения платы при установлении сервитута. Публичные структуры будут ими руководствоваться и только корректировать с учетом специальных коэффициентов.

Федеральная служба земельного кадастра еще 17 марта 2004 года утвердила методические рекомендации по расчету оплаты за сервитут, но они не прошли регистрацию и не публиковались.

В этих рекомендациях предусмотрено, что может происходить единовременная оплата сервитута или частями на протяжении срока его действия.

Какой из вариантов выбрать, определяется в соглашении, судебном решении или нормативно-правовом акте, на основании которого устанавливается сервитут.

Плательщиками являются такие субъекты:

  • лицо, в интересах которого установлен сервитут – если он частный;
  • органы власти или местного самоуправления – когда устанавливается публичный сервитут.

Плата, взимаемая за сервитут, включает в себя такие составляющие:

  • эквивалент реально причиненного ущерба без того, который связан с необходимостью досрочно прекратить обязательства перед сторонними лицами;
  • упущенная выгода, кроме причиненной по вышеупомянутой причине;
  • убытки, причиненные владельцу участка из-за досрочной остановки выполнения обязательств. 

Размер платы может оказаться отрицательным, и тогда собственник не может требовать каких-либо возмещений. При увеличении стоимости недвижимости благодаря сервитуту плата за него определяется с учетом расходов собственника, которые он несет в связи с обременением. 

Плата должна быть эквивалентна убыткам собственника участка на протяжении всего времени, на которое установлен сервитут.

Конкретную сумму можно определить, руководствуясь правилами, утвержденными законодательством об оценочной деятельности.

При этом, при использовании вышеупомянутых рекомендаций была бы возможность не только определять соразмерную плату, но и выявлять, какие из способов размещения линейных объектов менее обременительны.

Ущерб собственнику незастроенного участка определяется как разница между его рыночной стоимостью с учетом возникших из-за сервитута ограничений и без них. Руководствуясь результатами, полученными по такой методике, суды могли бы без труда определять, какой участок будет менее обременен.

А собственник смог бы аргументировать требование определенной суммы возмещения.

При этом, расчет в рамках такой методики произвести практически невозможно – кто-то видел объявления на рынке с предложением продать участок с сервитутом? Его стоимость сильно отличается от “базового варианта”?

В рекомендациях отдельно рассматривается вопрос упущенной выгоды, то есть недополученной из-за установления сервитута прибыли. Она определяется посредством дисконтирования потенциальных доходов, которые могли быть получены, если бы не нарушались права.

Если из-за публичного сервитута собственник не может пользоваться участком, он имеет право требовать от соответствующих органов изъять эту недвижимость с возмещением ущерба или предоставлением аналогичного участка. Таким образом, происходит изъятие имущества для муниципальных или государственных нужд за счет бюджетных средств.

Подписывается соглашение, проводится оценка, после чего орган власти изымает участок.

Чтобы обеспечить эффективную защиту права собственности, необходимо зафиксировать на законодательном уровне вопрос оплаты сервитутов разных видов. При этом следует закрепить, что все публичные сервитуты должны быть возмездными, а при серьезных сложностях с использованием участка должна повышаться оплата. 

Важно помнить, что плата за сервитут – это не получение прибыли от предпринимательской деятельности, а только компенсация. Методики определения оплаты не должны использоваться вслепую, иначе будет нарушен принцип ее соразмерности.

Вопрос-ответ

Вопрос: “Какие линейные объекты могут размещаться на условиях сервитута?”

Ответ:Сервитут является вынужденной мерой, то есть, когда иначе поступить по Закону нет возможности, но это необходимо для соблюдения прав. Поэтому все линейные объекты могут быть размещены на условиях сервитута, если такая необходимость есть. Другое дело в разграничении самого сервитута, он может быть публичный, а может быть частный. 

В статье 274 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что собственник земельного участка может заключить соглашение о сервитуте и получать соразмерную плату за обременение.

Однако, если собственник не согласится на условия обременения, все разногласия разрешаются в судебном порядке. В этой же статье как раз и приведены данные о том, что через частные земельные участки могут проходить линейные объекты.

То есть нет отдельного указания на конкретные объекты, значит, подразумеваются все линейные объекты. 

Также статья 39.37 ЗК РФ прописывает цели установления публичного сервитута. Поэтому рекомендуем в каждом случае детально определять исходные данные.

Стоимость услуг

Стоимость работ

Оценка сервитута (право временного прохода и проезда, право пользования)от 30 000 Р4-5 дней

Необходимые документы

  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) или Свидетельство о государственной регистрации права;
  • Кадастровый паспорт земельного участка;
  • Договор купли-продажи участка (при наличии);
  • Схема части земельного участка в отношении которой устанавливается сервитут;
  • Данные о площади сервитута.

Количество показов: 792

29.04.2020

Источник: https://ce-na.ru/articles/o-nedvizhimosti/servitut-v-otnoshenii-lineynykh-obektov-gazoprovod-lep-i-drugikh/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.