Самозахват земельного участка коап рф

Содержание

Самовольный захват земельного участка

Самозахват земельного участка коап рф

Ведение любой хозяйственной деятельности на чужой территории без разрешения собственника носит название самовольного занятия земли. С точки зрения закона это нарушение, за него предусмотрены меры административного воздействия. В это понятие входят несколько видов противоправных действий, пожаловаться на которые можно в органы исполнительной власти или в суд.

Законодательная база КоАП

Все вопросы землевладения и землепользования сконцентрированы в Земельном Кодексе РФ. Меры, которые принимаются в отношении захватчиков чужих участков, перечислены в Кодексе об Административных Правонарушениях, Статья 7.1. На основании этих документов суд может вынести решение в зависимости от тяжести нарушения и от статуса правонарушителя (физлицо или юр лицо).

Что входит в понятие захват земли?

На сегодняшний день на территории РФ нет участков земли, которые числились бы бесхозными. Любой участок юридически имеет хозяина: это или частное лицо, или муниципалитет, то есть, государство.

Следующие обстоятельства квалифицируются как самовольное занятие чужой территории:

  • использование земельного надела в личных целях без разрешения собственника и информирования его об этом;
  • использование территории без оформления законного права владения или пользования: когда нет документов, на основании которых можно установить право собственности, аренды.

Важно: к правоустанавливающим бумагам относят свидетельство о наследстве, договор купли-продажи, обмена, дарственная или соглашение об аренде.

Если наследник по истечении шести месяцев получил документ о вступлении в права, но не оформил землю, такой случай не относится к самовольному захвату.

Занятие чужой территории может быть установлено, если правопреемник вовсе не обращался к нотариусу и является получателем участка лишь на словах.

  • использование территории не по назначению или без бумаг, разрешающих использование тем методом, который применяется захватчиком;
  • перенос межевых знаков, поворотных точек, забора и тд;
  • возведение капитальных или временных строений с использованием соседней территории за границами своего участка.

Собственник может обратиться в суд, если считает, что его право было нарушено. Это могут сделать как частные лица, так и представители администрации.

Виды действий на участке, которые считаются незаконными

  1. выращивание плодов для личных нужд, возделывание участка;
  2. использование в промышленных целях;
  3. организация на чужом участке животноводческого хозяйства;
  4. постройка на чужой территории любого объекта, включая объекты инфраструктуры (установка котельной, бойлера, колодца, опоры ЛЭП);
  5. систематическая парковка;
  6. постройка здания таким образом, что оно занимает часть чужой территории;
  7. перемещение ограждения своего участка на территорию соседнего;
  8. ведение на участке для сельскохозяйственных нужд какого-либо промышленного дела.

Ответственность за нарушение границ самовольным захватом

Восстановить нарушенные границы собственник может, если документально установит факт самовольного захвата. Методы воздействия на нарушителя:

  • досудебный, путём переговоров;
  • предъявление нарушителю письменных требований лично или заказным письмом с уведомлением;
  • судебный, через исковое заявление по месту проживания нарушителя или месту нахождения участка;
  • через Госземнадзор, написав туда соответствующую жалобу.

Досудебное разрешение конфликта

Собственники могут договориться об использовании земель или устранении нарушений.

Пострадавший может:

  1. попросить освободить территорию. Возможно так же истребовать компенсацию упущенной выгоды;
  2. установить порядок пользования участком на добрососедских началах (взаимовыгодно для обеих сторон; лучше, если выгоды и порядок будут оформлены в письменном виде и закреплён подписями собственников);
  3. установить частный сервитут, то есть, обременение на земельный участок, которое регистрируется в Росреестре;
  4. продать часть участка соседу, оформив процедуру переноса границ и внесения изменений в данные кадастрового паспорта каждого надела.

Если договориться устно не получается, полезным будет направить требования в письменном виде заказным письмом: это поможет в дальнейшем при обращении в суд. Так собственник сможет доказать, что ответчик игнорировал требования освободить территорию.

Судебное решение конфликта

Исковые требования максимально подробно излагаются в заявлении и подкрепляются доказательствами.

Ими могут служить:

  • межевой план с указанием точных границ надела и спорной территории;
  • подтверждение получения требований покинуть участок, письменный отказ ответчика;
  • фото и видеоматериалы, доказывающие ведение незаконной деятельности или наличие построек на территории.

В иске можно упомянуть требование компенсировать убытки (фактически понесённые расходы) и упущенную выгоду. Так, если действия ответчика привели к обеднению земли, либо к невозможности вести на ней разрешённую деятельность (построить дом невозможно, так как не хватает место из-за наличия на территории соседского объекта), истец рассчитывает сумму упущенной выгоды, исходя из обстоятельств.

Обычно судья выносит решение в пользу истца, если тот смог убедительно доказать факт незаконного захвата.

Жалоба в Госземнадзор

Составляется по тому же принципу, что и иск в суд: обстоятельства дела, стороны и требования. В ходе рассмотрения заявки на место выезжает земельный инспектор, который оценивает происходящее и фиксирует нарушение. Сотрудник Госземнадзора может посетить участок и по требованию муниципалитета, если ответчик занял землю, которая принадлежит государству.

Сначала ответчику приходит предписание:

  1. освободить чужую площадь;
  2. восстановить нарушенные границы;
  3. привести участок в исходное состояние;
  4. снести или разобрать капитальное сооружение, перенести временную постройку;
  5. оформить правоустанавливающие документы.

Все действия ответчик должен выполнить за свой счёт. Так же в предписании может быть указан размер компенсации, которую надлежит выплатить пострадавшей стороне. Если ответчик занял муниципальную территорию, в отдельных случаях от может выкупить её.

Если в отведённый срок нарушитель не успел отреагировать на предписание, он становится административным правонарушителем, обязанным выплатить штраф. Основания для наложения административной ответственности фиксируются во время повторной проверки.

Сколько стоит занять чужую землю?

Нарушение предусмотрено ст.7.1 КоАП РФ.

На 2019 год действуют следующие размеры штрафов:

ответчикКадастровая стоимость участка известнаКадастровая стоимость участка не определена
Физические лица1-1,5% от стоимости, не менее 5 тысяч рублей5000-10000 рублей
Должностные лица (представители органов власти, те, кто работает в государственных организациях)1,5-2%, минимум 20 тысяч рублей20000-50000 рублей
Юридические лицаот 100 000 рублей (2-3% стоимости)100-200 тысяч рублей

Важно: чем больше оказалась по площади самовольно захваченная часть, тем выше штраф. На его размер также влияет тяжесть преступления, готовность исправить ситуацию и иные условия

.

Дополнительно ответчика обяжут возместить ущерб от загрязнения окружающей среды, обеднения почвы – для компенсации расходов по приведению территории в исходное полезное состояние.

Госземнадзор инициирует судебное заседание, на котором выносится решение оштрафовать нарушителя. Для того, чтобы избавиться от незаконных построек на своей территории или получить компенсацию и упущенную выгоду, пострадавший также должен дождаться решения суда о сносе.

Если даже решение суда не напугало ответчика, и постройка продолжает стоять, в руки сотрудников Службы Судебных Приставов переходит исполнительный лист. Пристав исполняет судебный вердикт, а затем взыскивает потраченные средства с ответчика. Таким образом, лицо, осуществившее самовольный захват территории, несёт убытки:

  • действия по восстановлению территории, переносу забора и тд;
  • штраф за неисполнение предписания;
  • траты, связанные со сносом незаконных объектов.

Может ли пострадавший сам предпринять какие-либо действия?

Закон позволяет владельцу захваченной территории самостоятельно выдворить нарушителя (ст.14 ГК РФ, самозащита). Однако, эти действия не должны нести моральный, материальный или физический вред нарушителю.

Так, например, пострадавший вправе сам вернуть забор на законное место, перекрыть доступ для парковки автотранспорта. Если речь идёт, например, об электрическом генераторе, пострадавший может просто перенести его на территорию захватчика.

Но в случае, когда сосед построил на чужом участке колодец за свой счёт, лучше обратиться в суд, прежде чем сносить или закрывать этот колодец.

Есть ли уголовная ответственность за самовольный захват территории?

Самостоятельной статьи в УК РФ нет. Однако, если самовольное занятие чужой земли сопровождалось иными деяниями, это станет отягчающим обстоятельством. К ним относятся:

  • мошенничество в одиночку – лишение свободы на срок до 24 месяцев;
  • мошенничество в составе ОПГ – лишение свободы до 6 лет;
  • нарушение правил оборота недвижимости;
  • подделка документов;
  • и другие преступления.

Заключение

Самовольный захват территории – административное правонарушение. Оно может быть зафиксировано как в отношении частного участка, так и в отношении муниципальной земли. Однако, в результате ответчик, занявший чужой надел полностью или частично, понесёт материальное наказание в виде штрафа, возмещения ущерба, убытков и упущенной выгоды.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/samovolnyj-zahvat-zemli/

Вас признали нарушителем по статье 7.1 КоАП РФ: что делать?

Самозахват земельного участка коап рф

Самовольное занятие земельного участка является наиболее распространенным правонарушением земельного законодательства.

Зачастую граждане не подозревают, что, используя для своей хозяйственной деятельности «свободный», как им кажется, земельный участок, они тем самым совершают правонарушение, ответственность за которое установлена нормами статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что земля «ничьей» не бывает. Исходя из положений земельного законодательства земельные участки, не находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, принадлежат государству (ст. 16 ЗК РФ).

В данной статье мы расскажем, в каком случае правообладатель земельного участка может быть привлечен к ответственности по ст. 7.1 КоАП, а также порядок устранения допущенного правонарушения.

1. За что могут привлечь к ответственности по ст. 7.1. КоАП РФ “Самовольное занятие земельного участка”?

Статья 7.1 КоАП РФ включена в главу 7 названного кодекса – «Административные правонарушения в области охраны собственности» и предусматривает ответственность за нарушение права собственности на земельный участок.

https://www.youtube.com/watch?v=5yP0uJQVWA0

Указанное правонарушение может быть совершено путем самовольного занятия земельного участка или его части, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим на него предусмотренных законодательством РФ прав.

Действующее законодательство не содержит определения понятия «самовольное занятие земель» либо «самозахват».

Практика правоприменения под самовольным занятием земельного участка понимает пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (абз. 1 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11).

С учётом этого, а также положений рассматриваемой статьи КоАП, можно определить самовольное занятие земельного участка как неправомерный захват и использование земли лицами, не имеющими на нее законных прав.

Как самовольное занятие земельного участка могут быть расценены, в частности, следующие действия:

  • расширение или перенос границ собственного земельного участка, установленных межевым планом (размещение забора, хозяйственных построек, бани, гаража, сарая, складирование стройматериалов и пр. за пределами своего участка);
  • постройка на неоформленном участке любых зданий, сооружений или возведение временных объектов без соблюдения установленного законом порядка;
  • использование земли для сельскохозяйственных целей или для коммерческой деятельности без оформления разрешительных документов, а также после окончания срока их действия.

До 20.03.2015 состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП, содержал в себе еще одно действие – использование участков без правоустанавливающих документов.

После указанной даты ответственность за использование участков без правоустанавливающих документов исключена из состава статьи 7.1 КоАП (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 46-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”).

Это означает, что, если право на использование участка возникло в силу закона (например, на часть земельного участка в связи с приобретением помещения в здании, но лицо его, например, не успело зарегистрировать), административный орган не вправе привлечь за это к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2016 г. № Ф02-1679/2016 по делу № А69-2000/2015).

Сумма штрафа за самовольное занятие земельного участка согласно действующему законодательству напрямую зависит от кадастровой стоимости захваченного участка, а также от субъекта правонарушения.

Если кадастровая стоимость земельного участка определена, то размер штрафа составит:

  • для граждан – от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 2 до 3 % кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. руб.

Если же кадастровая стоимость земельного участка не определена, то размер штрафа составит:

  • для граждан – от 5 до 10 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб.

В случае самовольного занятия части земельного участка штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части участка.

Индивидуальным предпринимателям (ИП) необходимо знать, что в случае совершения ими подобного правонарушения сумма штрафа для них будет рассчитываться не как для граждан, а как для юридических лиц.

Кроме того, последствиями самовольного занятия земельного участка является не только наложение штрафа, но и возврат участка в первоначальный вид, в том числе снос всех возведённых на нём построек вне зависимости от их назначения, а также возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков и упущенной выгоды (п. 1 ст. 62 ЗК РФ).

3. Порядок устранения нарушения и обжалование постановления о привлечении к административной ответственности

Что же делать, если в отношении Вас вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ?

В этой ситуации Ваши действия будут зависеть от того, согласны ли Вы с вынесенным постановлением или нет.

Если Вы согласны с постановлением о привлечении к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка, нужно:

  • оплатить назначенный штраф;
  • Штраф необходимо оплатить в течение 2 месяцев со дня вступления постановления о назначении административного наказания в законную силу.

  • устранить выявленное нарушение путем оформления необходимых документов на земельный участок либо полного освобождения захваченного земельного участка (его части) от всех следов его самовольного использования.

Подробнее…

Например, для оформления необходимых документов нужно обратиться в муниципалитет с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду.

Освободить захваченный земельный участок можно, например, путем перемещения незаконно установленного забора или складированных стройматериалов, сноса самовольных построек, отказа от огорода и пр.

Взыскание административных штрафов не устраняет иные меры ответственности.

Даже после взыскания и уплаты штрафа нарушитель обязан освободить чужой земельный участок, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб.

При отказе добровольно устранить нарушение принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться должностными лицами службы судебных приставов. Если нарушение не было устранено, штраф придется заплатить повторно.

В случае несогласия с вынесенным постановлением о самовольном занятии земельного участка Вы вправе обжаловать постановление о признании Вас виновным в совершении административного правонарушения в суд.

Срок на подачу жалобы в суд достаточно короткий и составляет всего 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен только судом по ходатайству заявителя (ч. 1 ст. 30.3 КоАП).

Суд вправе признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности.

Суд может отменить постановление о привлечении к ответственности в случае:

  • отсутствия события (состава) административного правонарушения;
  • непредоставления в суд со стороны надзорного органа, проводившего проверку и вынесшего постановление, доказательств нарушения закона или вины нарушителя;

Кроме того, в ряде случаев постановление можно оспорить по процессуальным основаниям (например, в связи с допущенными нарушениями правил организации и проведения проверки или составления протокола о правонарушении).

Также суд вправе признать нарушение малозначительным (ст. 2.9 КоАП), что послужит основанием для снижения размера штрафа.

Подробнее…

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/vas-priznali-narushitelem-po-state-7-1-koap-rf-chto-delat/

Что такое земли общего пользования и что грозит за самовольный захват этих территорий?

Самозахват земельного участка коап рф

Почему земли, владение которыми проходит в режиме общего пользования, возбуждают так много юридических, практических и фактических нюансов в сфере правовых отношений в границах Земельного Кодекса? Попробуем разобраться, какие территориальные зоны могут причисляться к категории ЗОП, какие существуют правила распоряжения ими для всех граждан и как избежать проблем и нарушений собственных прав в делах, касающихся ЗОП?

Что такое ЗОП?

По ассоциации, земли общего пользования (далее – ЗОП) – это те территории, которые принадлежат всем гражданам, как социальные пространства, это территории, которые не имеют частного собственника и не могут его иметь (разве что государство и является этим собственником).

Согласно тому, как эти земли определяют Земельный и Градостроительный Кодексы Российской Федерации, земли общего пользования – это участки и территории, которые используются в качестве путей сообщения (сюда входят дорожные участки, улицы, мостовые, пешеходные территории), в качестве зон отдыха (к примеру, парки, детские площадки, скверы и бульвары), а также зоны для промышленных нужд общественности (свалки, полигоны, территории для переработки мусора).

Согласно закону на ЗОП разрешено возводить капитальные постройки, а также некапитальное строительство. Но при этом строительство должно соответствовать целевому назначению зон ЗОП. Разберемся подробнее в нюансах, связанных с землями, предназначенными для общего пользования.

Земельный кодекс касательно общих территорий

Этот тип землепользования, как и любой существующий, упомянут в Земельном Кодексе Российской Федерации, так как именно он регулирует и регламентирует все вопросы, связанные с использованием земельных ресурсов нашей страны.

https://www.youtube.com/watch?v=tVb5L0NryNE

В статье №85 ЗК РФ упоминаются ЗОП.

Согласно этой статье земли общественного пользования могут входить в состав различных территориальных зон, но ни в каком случае не подлежат приватизации. Также по этой статье к ЗОП причисляются площади, улицы и проезды, автодороги и трассы, территории набережных, бульваров, водные объекты и пляжи.

Нарушения пользования ЗОП регулирует статья 7.1 глава 7 КоАП РФ. Под нарушением в ней подразумевается самовольный захват земель общего пользования. Об этом далее.

Самовольный захват ЗОП – чем грозит?

Поговорим подробнее о самовольных захватах. Как уже было сказано в предыдущем пункте, все нарушения касательно ЗОП должны быть предусмотрены законом нашей страны.

Такой вид нарушения землепользования как самовольный захват территории, предназначенной для общего пользования, причисляется к административному правонарушению и регулируется статьей 7.1 главы 7 Кодекса Административных Правонарушений РФ.

Расследования по этому правонарушению проводят государственные федеральные инспекторы, специализирующиеся на использование и охране тех ЗУ, которые внесены в Росреестр. Статья, регламентирующая это нарушение называется «Самовольное занятие земли».

По ней занятие ЗОП по собственной воле в случаях, если на это не имеется документов, которые предусмотрены законом (или в случаях, если отсутствуют документы на разрешение хозяйственной деятельности), влечет за собой административную ответственность. А именно, штраф для физического лица в размере 500-1000 рублей, для должностного лица от 1000 до 2000 рублей и для юридического лица от 2000 до 20 000 рублей.

Помимо этого, касательно самозахвата действует статья №21 главы 23 Кодекса Административных Правонарушений РФ, которая именуется «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков».

Органы, отмеченные в этой статье, имеют особое право рассмотрения тех дел, которые касаются ситуаций, предусмотренных в статьях 7.10, 7.2 (часть 1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также в статьях 8.8., 7.34 КоАП РФ.

Этими органами государственной службы являются следующие:

  1. Главный государственный инспектор Российской Федерации по охране и эксплуатации земли, а также его заместители.
  2. Главные государственные инспекторы отдельных регионов РФ по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.
  3. Главные городские и районные госинспекторы по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.

Примеры самозахвата

Обратимся к ситуациям, в которых самовольно захватываются ЗОП, к чему они могут привести и почему эти ситуации не являются законными.

Сосед захватил часть дороги, поставив гараж

Постройки, как известно и понятно каждому, должны находиться на территории земли их владельца, причем по указанным нормам, соблюдая все отступы согласно пожарной безопасности и другим нормам.

Строительство гаража не требует разрешения, не подведено какому-либо контролю, но гараж, тем не менее, должен находиться в границах ЗУ. Но бывают такие случаи, когда хозяин построил гараж так, что его часть выходит на дорожную зону, являющуюся ЗОП, что незаконно и является поводом для обращения в Росреестр.

Незаконная установка забора на ЗОП

На сайте Росреестра предоставлена информация о деятельности организации и их борьбе с правонарушениями.

На их сайте можно найти много примеров незаконного обращения с ЗОП.

Один из них заключался в том, что в Оренбургской области мужчина обнес свой земельный участок забором, захватив часть дороги, из-за чего движение по ней стало затруднительным.

Хозяин участка может либо выплатить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, либо получить право на расширение участка, чтобы избежать сноса забора.

Такой поступок является правонарушением, так как по ЗК РФ, огораживая свой земельный участок, владелец должен сделать отступ перед проезжей частью, в противном случае, дверь/калитка должна открываться в сторону участка, а не на дорогу. Выносить же забор за пределы ЗУ – противозаконно.

Незаконное строение

Если положение гаража на участке не регламентировано, то хозяйственные постройки некапитального типа и капитальные строения обложены правилами расположения их на участке, постройка дома вообще требует разрешения на строительство.

Именно поэтому строение вне участка, находящегося не в личной собственности, а на ЗОП является существенным правонарушением. Поэтому, когда сосед решил возвести посреди дороги сарай – это повод обратиться за проверкой.

Перегородили дорогу, нет доступа на земельный участок

Дорога и подступ к дому – общественная зона, преграждение пути по ней чем угодно – гаражом, забором, собачьей будкой или сараем – это незаконно.

Самозахват жилого помещения и участка общедолевой собственности

Перед тем, как рассмотреть такой пример, ознакомимся с понятием общедолевой собственности. Этот вопрос регулирует уже Жилищный Кодекс Российской Федерации, статьи 37 и 162.

По ЖК РФ, общедолевая собственность – это такие места общего пользования (имущество в том числе), которые принадлежат собственникам помещений многоквартирного дома, при условии что доля общедолевой собственности пропорциональна площади квартиры собственника, а также при условии, что выдел и отказ от этих долей запрещен по закону.

Что касается состава общедолевого имущества, то к нему можно отнести:

  1. помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном;
  2. территории крыш;
  3. ограждающие ненесущие и несущие конструкции многоквартирного;
  4. земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

Так вот, что касается примера, то в практике часто случается, когда один из жильцов производит захват общего имущества в многоквартирном доме.

Например, сосед самовольно захватил колясочную и, установив стену, включил ее в площадь своей квартиры. Это произошло без сбора подписей соседей, а также без получения на то разрешения. Такое случается часто, в большинстве случаев – безнаказанно.

Куда обращаться и жаловаться, при неправомерных действиях правообладателей земельных участков?

Что же делать в том случае, если были замечены, непосредственно коснулись или мешают жить совершенные неправомерное действия по отношению к ЗОП, и какие органы контролируют процесс правосудия относительно таких нарушений. Начнем с того, что саму ситуацию, согласно Земельному Кодексу РФ, должны держать под контролем следующие органы и лица:

  1. Госземконтроль (это уполномоченный государственный орган).
  2. ОМС или Земельный контроль муниципалитета (он должен быть уполномоченным ОМС).
  3. Органы, которые осуществляют территориальное общественное самоуправление, либо иные объединение/организации, носящие общественный характер, и Земельный контроль общественного направления (куда входят гражданские лица, заинтересованные в проблеме).
  4. Субъекты землепользования, к которым причисляются владельцы, собственники, пользователи, арендаторы (в период выполнения ими хозяйственной деятельности). Иными словами – Земельный контроль производственного направления.

По законодательству, основываясь на постановлении Правительства РФ №689 от 15 ноября 2006 «О земельном государственном контроле», чтобы обратиться в связи с нарушением пользования землями общего пользования, нужно лишь подать обращение, либо жалобу от юридического или физического лица в Управление Росреестра.

Это заявление/обращение будет являться основанием для начала проверки указанного участка, на котором произведены нарушения, касающиеся землепользования.

Как писать заявление, как предоставить доказательства?

Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра, заявление можно подать несколькими разными способами:

  1. В офисах Росреестра и Кадастровой палаты. Для этого необходимо узнать на сайте о расположении офисов и их приемных часах.
  2. Почтовым отправлением. Документ можно отправить в главный офис, либо в территориальное отделение, адреса которых также можно легко найти на сайте.
  3. В МногоФункциональных Центрах.
  4. Заказать выездное обслуживание. Услуга на безвозмездной основе пока что предоставляется лишь ветеранам войн и инвалидам 1 и 2 групп.
  5. В электронном виде через личный кабинет на сайте Росреестра.

Воспользовавшись одним из указанных способов, необходимо заполнить заявление по указанной форме, которую также взять на сайте Росреестра. Доказательствами считаются фото/видеоматериалы, которые необходимо приложить к заполненному заявлению.

Незаконный захват участка в СНТ

Заселение до получения надела в аренду, без права пользования им или вообще заселение на чужой/бесхозный участок – такие могут возникнуть проблемы в садовых товариществах.

Также в СНТ существуют пожарные водоемы или, например, общественные колодцы – обнесение их забором без возможности пользоваться ими у членов СНТ – это неправомерное действие, за которым следует юридическая ответственность.

Захламление общих территорий

Когда ЗОП используются в качестве свалки, это незаконно по нескольким причинам. Во-первых, такие свалки могут служить преградой для использования ЗОП по назначению.

А во-вторых, свалки – это достаточно вредные территории, и, если они находятся в местах, для них не предназначенных, это может обернуться вредом здоровью граждан и экологии.

В захламлении сложно искать виновное лицо, так как к нему могут быть причастны многие граждане.

Как оформить в собственность (приватизировать) участок ЗОП?

Для этого до того, как начать им распоряжаться, необходимо подать ходатайство на получение права расширения участка и приватизации ЗОП. Этот процесс имеет нюансы, так как получение разрешения зависит от того, какое имеет предназначение желаемая зона.

Незаконное выделение и регистрация земельного участка в СНТ

Все участки СНТ для регистрации их на владельца должны быть приватизированы, оформлены в управлении СНТ.

Этапы для получения участка проходят через государственные организации, но если случилось так, что это было сделано незаконно, соседи и члены садового товарищества могут смело оформлять коллективную жалобу или одиночные заявления в Управление Росреестра.

Для того, чтобы пользование ЗОП не причиняло неудобств гражданам, необходимо знать о правилах пользования ими и правах на эти территории, которые принадлежат самим гражданам.

Источник: https://georeestr.com/registratsiya-obektov/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Пояснения к ч.1 статьи 7.1 КоАП РФ

Самозахват земельного участка коап рф

Принятие Земельного кодекса привело к усилению значительности ответственного отношения к земельным вопросам. В законе содержится множество правовых предписаний, которые регулируют этот вид собственности и появления прав на нее, правила утверждения документации и т. д.

Согласно ч.1 ст. 7.1 КоАП РФ самоуправное завладение связано с присвоением земельной делянки безо всяких законных оснований и регистрации необходимой документации. На его территории размещены вещи (движимые и недвижимые) виновной особы или произведена какая-нибудь разработка с личной целью.

Какие меры ответственности предусматриваются

Обязанность отвечать за указанное правонарушение рассматривается как способ защиты правовых отношений, связанных с понятиями «владение, пользование и распоряжение» участками земли и гарантированием в неприкосновенности прав собственности государства, муниципалитета и граждан на недвижимые объекты. Сфера действия комментируемого раздела довольно широка и касается как государственных потребностей, так и интересов других пользователей земли (муниципальных органов, частных владельцев, предприятий и организаций).

За произвольное присвоение территории (ее части), использование лицами, которые не имеют легитимных полномочий на нее, предусмотрены штрафные санкции. Они зависят от того, внесена ли земля в кадастр. Штраф выплачивается:

  • гражданами – 1-1,5% от стоимости надела в кадастре (минимальная сумма — 5 000 рублей);
  • должностными лицами – 1,5-2%(минимально – 20 000 рублей) от кадастровой стоимости земли;
  • юридическим лицам – 2–3% от цены участка (не меньше ста тысяч рублей).

При отсутствии в списке землепользователей делянки с граждан взыскивается сумма в 5–10 000 рублей, должностные лица выплачивают от 20–50 тысяч рублей, предприятия, организации – 100–200 тысяч рублей.

Следует отметить, что предприниматели, ведущие работу без оформления статуса «юридических лиц», отвечают как организации, предприятия.

Самозахватом считается незарегистрированное соглашение об аренде земли. По земельному кодексу (ст.26) соглашения, подписанные на период до одного года, не регистрируются. Если впоследствии такой договор продлен, но не зарегистрирован, данное действие квалифицируется как завладение участком без документов, дающих право использовать участок.

К присвоению относится расширение земельной территории без законных оснований. Если надел, который используется, имеет большие размеры от указанного метража в документации, нарушителя можно привлечь по ст. 7.1 КоАП.

При установлении дополнительной площади в качестве захвата является необязательным возведение на ней строений, достаточно установить ограждение или совершить другое действие, дающее понять, что организация – владелец делянки.

Самовольное занятие земельного участка в соответствии со ст. 7 1 КоАП РФ имеет следствием взыскание административных штрафов, которые рассчитываются по величине реестровой цены соразмерно метражу захваченной территории. Если земельный надел используется частично, штрафные санкции начисляются соответственно пропорции присвоенной территории (по кадастровой стоимости).

Структура административного проступка

В пояснении рассматриваются два отдельных формальных составов административного проступка. Их различают по объективной стороне и противоправности деяний.

К составу административного деликта относят:

  • объект;
  • объективную сторону;
  • субъект;
  • субъективную сторону.

Его структура отличается формальным характером, так как административная ответственность устанавливается с учинения незаконных действий безотносительно от наступления негативных последствий. Это объясняется тем, что сами по себе деяния являются нарушением имущественных прав захватыванием определенной территории.

Понятие «объект» и «объективная» сторона

Объект правонарушения, что рассматривается – социальные отношения по владению, пользованию и распоряжению участком и гарантирование их защиты.

К предмету структуры неправомерного деяния относят землю и образующую ее наделы, другими словами, наружный слой поверхности с покрывающим ее грунтом. Делянки разделены межами, намеченными и закрепленными в законном порядке.

Для этой цели проводится необходимая процедура государственного регистрирования. Участки бывают делимыми и неделимыми, после дробления земли каждая часть становится самостоятельной делянкой.

Ее разрешается использовать без перемещения в земли другой категории.

Под объективной стороной подразумеваются действенные поступки правонарушителя, сконцентрированные на утверждении своего преимущества на оспариваемой делянке. Предусматриваются действия двух разновидностей:

  • самоуправное завладение наделом, оно проявляется в локализации здесь зданий, строений, ограждений, которые препятствуют или затрудняют подступ к территории людей, обладающих на нее полномочиями (владельцы, арендаторы, контролирующие персоны);
  • засев на территории однолетних, многолетних и других разновидностей сельскохозяйственных культур, размножение в плодородной дернине грунта биологически озонированных насаждений.

Объективный аспект (сторона) можно разграничить на две обособленные части, что отличаются признаками противозаконности:

  • присвоение и эксплуатация надела без необходимых документов (муниципального акта, кадастрового плана, выписки из ЕГКН и других бумаг), которые подтверждают владение собственностью федеральными законами, признают другие правоустанавливающие акты;
  • занятие и эксплуатация земли без документов, дающих право вести хозяйственную деятельность на ней, то есть вести работы, требующие лицензии, полученной в законном порядке (в качестве примера – строительные работы, для их проведения нужно разрешение на земле соответствующей категории).

Понятие субъекта и субъективной стороны

Определяя субъективную сторону проступка, следует сказать, что указанное правонарушение возможно лишь как умысел, так как о вине в форме неосторожности в данном случае не может идти речь. Таким образом, установление вины представляется возможным только как умысел.

К ответственности за самочинное отторжение земли могут привлечь:

  • физических лиц – граждан России и других государств, особ без гражданства;
  • официальных лиц – работающих на полных или временных началах, а также на основе либо специальных полномочий, возложенных на чиновников;
  • юридических лиц (организации, предприятия, владеющие выделенным имуществом для хозяйственного управления или в собственность).

Санкцией указанной статьи является единственно возможное наказание – денежное взыскание, его величина для разных категорий субъектов устанавливается отдельно.

Случаи, связанные с административными нарушениями по самовольному занятию земли, являются компетенцией государственной власти, что выполняет функции по контролю над использованием и охране земли. Представители государственной власти и органов внутренних дел (полиции) составляются протоколы о данном виде незаконных действий.

Основание владеть наделом или его частью подтверждается документацией, предписанной правилами. Их отсутствие говорит о самовольном занятии участка, то есть о незаконном действии, что предусмотрено ст. 7.1 КоАП РФ.

Ответственность по названному пункту наступает с применением активных действий по захватыванию земли и эксплуатации уже занятой территории без законных прав.

Разбирательство дел, касающихся лесных ресурсов, относится к полномочиям органов по охране и лесопользованию.

Взаимосвязь вопроса земельной собственности в разных сферах законодательства

Другие главы КоАП дополняют проблему пользования землей.

Статьей 7.2 устанавливается привлечение к ответственности за устранение особых указателей (межевых границ).

КоАП предусматриваются специальные меры ответственности:

  • за присвоение наделов в прибрежной защитной полосе, водоохранной и санитарной зоне;
  • незаконное отведение земли на территории историко-культурного назначения (7.16);
  • эксплуатация земель не по целевому назначению (8.8) и прочее.

В Гражданском кодексе РФ (ст. 261) землевладение характеризуется как предмет собственности (недвижимое имущество).

Земельным кодексом аграрная делянка определяется как часть земной поверхности (слой почвы), ее границы описываются и утверждаются способом, предусмотренным законом.

Определение не отличается точностью, так как не учитываются позиции названной статьи ГК, не упоминается воздушное пространство над территорией земельной делянки, где могут быть долголетние посадки, или о подземном пространстве участка с вероятным нахождением минералов.

В Законе России «О государственном земельном кадастре» дается более пространное обозначение, в котором предусматриваются предметы, находящиеся на наружной плоскости и под поверхностью земельной делянки.

Согласно Гражданскому кодексу межевание, не отображенное и не закрепленное по нормам закона, не входит в перечень недвижимости, которая должна быть зарегистрирована. По Земельному законодательству владение участком расширяется на почву, полезные ископаемые, водоемы и подземные воды, долголетние посадки растений.

Несмотря на некоторые разночтения, законодательство устанавливает равенство форм собственности. За правонарушения в названной сфере, кроме административной, наступает уголовная (за экологические преступления), гражданско-правовая (несоблюдение имущественных прав владельцев недвижимости) и дисциплинарная виды ответственности.

Из судебной практики

Суть заявленияРешение Верховного суда
Требование: отменить решение о притягивании к ответственности по ст.7.1 КоАП16.05. 2016 № 32-АД16-14

Требование не удовлетворять, подтверждение правонарушения, назначены санкции согласно закону

Требование: отменить документы о притягивании к ответственности за самочинное завладение земельным участком01.03.2016 №18-АД16-6

Прекращение производства по причине окончания срока давности для привлечения к ответственности

Практика судов показывает, что подобные споры широко распространены. Причинами служат противоречия, существующие в разных близких отраслях права, расхождения в его понимании и недостаточная осведомленность участников данных споров.

Правонарушения, которые совершили юридические лица, рассматриваются органами земельного надзора (Росреестр, Росприроднадзор, Россельхознадзор).

Решение о привлечении к мерам ответственности подлежит обжалованию в суде. Для организаций предписывается обращение в Арбитражный суд, для должностных лиц – в суд общей юрисдикции.

В суде доказывать обстоятельства, ставшие поводом для привлечения к ответственности, должен орган, который принял оспариваемое решение.

В качестве аргументов используются факты (чаще всего, акт проверки и акт обмера), имеющие значение для решения дела.

Существенные изменения произошли в применении санкций в направлении их ужесточения и увеличения. Значительно возросла роль судов в принятии постановлений, касающихся административных правонарушений.

Решение о взыскании штрафа за самоуправное отторжение надела земли принимается только судом.

Изменения в социальной и экономической области привели к тому, что субъектами по обязанностям в земельных вопросах стали не только физические, но и юридические лица.

Незаконное присвоение надела земли является серьезным административным правонарушением. Обнаружение нарушений позволяет предъявить требования о приведении виновником территории к первоначальному виду, в срок, установленный судом, изъять имущество (движимое и недвижимое) в пользу пострадавшей юридической или физической особы.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ch-1-stati-7-1-koap-rf.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.