Самовольное занятие земель

Содержание

Вас признали нарушителем по статье 7.1 КоАП РФ: что делать?

Самовольное занятие земель

Самовольное занятие земельного участка является наиболее распространенным правонарушением земельного законодательства.

Зачастую граждане не подозревают, что, используя для своей хозяйственной деятельности «свободный», как им кажется, земельный участок, они тем самым совершают правонарушение, ответственность за которое установлена нормами статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что земля «ничьей» не бывает. Исходя из положений земельного законодательства земельные участки, не находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, принадлежат государству (ст. 16 ЗК РФ).

В данной статье мы расскажем, в каком случае правообладатель земельного участка может быть привлечен к ответственности по ст. 7.1 КоАП, а также порядок устранения допущенного правонарушения.

1. За что могут привлечь к ответственности по ст. 7.1. КоАП РФ “Самовольное занятие земельного участка”?

Статья 7.1 КоАП РФ включена в главу 7 названного кодекса – «Административные правонарушения в области охраны собственности» и предусматривает ответственность за нарушение права собственности на земельный участок.

Указанное правонарушение может быть совершено путем самовольного занятия земельного участка или его части, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим на него предусмотренных законодательством РФ прав.

Действующее законодательство не содержит определения понятия «самовольное занятие земель» либо «самозахват».

Практика правоприменения под самовольным занятием земельного участка понимает пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (абз. 1 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11).

С учётом этого, а также положений рассматриваемой статьи КоАП, можно определить самовольное занятие земельного участка как неправомерный захват и использование земли лицами, не имеющими на нее законных прав.

Как самовольное занятие земельного участка могут быть расценены, в частности, следующие действия:

  • расширение или перенос границ собственного земельного участка, установленных межевым планом (размещение забора, хозяйственных построек, бани, гаража, сарая, складирование стройматериалов и пр. за пределами своего участка);
  • постройка на неоформленном участке любых зданий, сооружений или возведение временных объектов без соблюдения установленного законом порядка;
  • использование земли для сельскохозяйственных целей или для коммерческой деятельности без оформления разрешительных документов, а также после окончания срока их действия.

До 20.03.2015 состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП, содержал в себе еще одно действие – использование участков без правоустанавливающих документов.

После указанной даты ответственность за использование участков без правоустанавливающих документов исключена из состава статьи 7.1 КоАП (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 46-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”).

Это означает, что, если право на использование участка возникло в силу закона (например, на часть земельного участка в связи с приобретением помещения в здании, но лицо его, например, не успело зарегистрировать), административный орган не вправе привлечь за это к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2016 г. № Ф02-1679/2016 по делу № А69-2000/2015).

Сумма штрафа за самовольное занятие земельного участка согласно действующему законодательству напрямую зависит от кадастровой стоимости захваченного участка, а также от субъекта правонарушения.

Если кадастровая стоимость земельного участка определена, то размер штрафа составит:

  • для граждан – от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 2 до 3 % кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. руб.

Если же кадастровая стоимость земельного участка не определена, то размер штрафа составит:

  • для граждан – от 5 до 10 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб.

В случае самовольного занятия части земельного участка штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части участка.

Индивидуальным предпринимателям (ИП) необходимо знать, что в случае совершения ими подобного правонарушения сумма штрафа для них будет рассчитываться не как для граждан, а как для юридических лиц.

Кроме того, последствиями самовольного занятия земельного участка является не только наложение штрафа, но и возврат участка в первоначальный вид, в том числе снос всех возведённых на нём построек вне зависимости от их назначения, а также возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков и упущенной выгоды (п. 1 ст. 62 ЗК РФ).

3. Порядок устранения нарушения и обжалование постановления о привлечении к административной ответственности

Что же делать, если в отношении Вас вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ?

В этой ситуации Ваши действия будут зависеть от того, согласны ли Вы с вынесенным постановлением или нет.

Если Вы согласны с постановлением о привлечении к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка, нужно:

  • оплатить назначенный штраф;
  • Штраф необходимо оплатить в течение 2 месяцев со дня вступления постановления о назначении административного наказания в законную силу.

  • устранить выявленное нарушение путем оформления необходимых документов на земельный участок либо полного освобождения захваченного земельного участка (его части) от всех следов его самовольного использования.

Подробнее…

Например, для оформления необходимых документов нужно обратиться в муниципалитет с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду.

Освободить захваченный земельный участок можно, например, путем перемещения незаконно установленного забора или складированных стройматериалов, сноса самовольных построек, отказа от огорода и пр.

Взыскание административных штрафов не устраняет иные меры ответственности.

Даже после взыскания и уплаты штрафа нарушитель обязан освободить чужой земельный участок, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб.

При отказе добровольно устранить нарушение принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться должностными лицами службы судебных приставов. Если нарушение не было устранено, штраф придется заплатить повторно.

В случае несогласия с вынесенным постановлением о самовольном занятии земельного участка Вы вправе обжаловать постановление о признании Вас виновным в совершении административного правонарушения в суд.

Срок на подачу жалобы в суд достаточно короткий и составляет всего 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен только судом по ходатайству заявителя (ч. 1 ст. 30.3 КоАП).

Суд вправе признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности.

Суд может отменить постановление о привлечении к ответственности в случае:

  • отсутствия события (состава) административного правонарушения;
  • непредоставления в суд со стороны надзорного органа, проводившего проверку и вынесшего постановление, доказательств нарушения закона или вины нарушителя;

Кроме того, в ряде случаев постановление можно оспорить по процессуальным основаниям (например, в связи с допущенными нарушениями правил организации и проведения проверки или составления протокола о правонарушении).

Также суд вправе признать нарушение малозначительным (ст. 2.9 КоАП), что послужит основанием для снижения размера штрафа.

Подробнее…

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/vas-priznali-narushitelem-po-state-7-1-koap-rf-chto-delat/

Пояснения к ч.1 статьи 7.1 КоАП РФ

Самовольное занятие земель

Принятие Земельного кодекса привело к усилению значительности ответственного отношения к земельным вопросам. В законе содержится множество правовых предписаний, которые регулируют этот вид собственности и появления прав на нее, правила утверждения документации и т. д.

Согласно ч.1 ст. 7.1 КоАП РФ самоуправное завладение связано с присвоением земельной делянки безо всяких законных оснований и регистрации необходимой документации. На его территории размещены вещи (движимые и недвижимые) виновной особы или произведена какая-нибудь разработка с личной целью.

Какие меры ответственности предусматриваются

Обязанность отвечать за указанное правонарушение рассматривается как способ защиты правовых отношений, связанных с понятиями «владение, пользование и распоряжение» участками земли и гарантированием в неприкосновенности прав собственности государства, муниципалитета и граждан на недвижимые объекты. Сфера действия комментируемого раздела довольно широка и касается как государственных потребностей, так и интересов других пользователей земли (муниципальных органов, частных владельцев, предприятий и организаций).

За произвольное присвоение территории (ее части), использование лицами, которые не имеют легитимных полномочий на нее, предусмотрены штрафные санкции. Они зависят от того, внесена ли земля в кадастр. Штраф выплачивается:

  • гражданами – 1-1,5% от стоимости надела в кадастре (минимальная сумма — 5 000 рублей);
  • должностными лицами – 1,5-2%(минимально – 20 000 рублей) от кадастровой стоимости земли;
  • юридическим лицам – 2–3% от цены участка (не меньше ста тысяч рублей).

При отсутствии в списке землепользователей делянки с граждан взыскивается сумма в 5–10 000 рублей, должностные лица выплачивают от 20–50 тысяч рублей, предприятия, организации – 100–200 тысяч рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=tVb5L0NryNE

Следует отметить, что предприниматели, ведущие работу без оформления статуса «юридических лиц», отвечают как организации, предприятия.

Самозахватом считается незарегистрированное соглашение об аренде земли. По земельному кодексу (ст.26) соглашения, подписанные на период до одного года, не регистрируются. Если впоследствии такой договор продлен, но не зарегистрирован, данное действие квалифицируется как завладение участком без документов, дающих право использовать участок.

К присвоению относится расширение земельной территории без законных оснований. Если надел, который используется, имеет большие размеры от указанного метража в документации, нарушителя можно привлечь по ст. 7.1 КоАП.

При установлении дополнительной площади в качестве захвата является необязательным возведение на ней строений, достаточно установить ограждение или совершить другое действие, дающее понять, что организация – владелец делянки.

Самовольное занятие земельного участка в соответствии со ст. 7 1 КоАП РФ имеет следствием взыскание административных штрафов, которые рассчитываются по величине реестровой цены соразмерно метражу захваченной территории. Если земельный надел используется частично, штрафные санкции начисляются соответственно пропорции присвоенной территории (по кадастровой стоимости).

Структура административного проступка

В пояснении рассматриваются два отдельных формальных составов административного проступка. Их различают по объективной стороне и противоправности деяний.

К составу административного деликта относят:

  • объект;
  • объективную сторону;
  • субъект;
  • субъективную сторону.

Его структура отличается формальным характером, так как административная ответственность устанавливается с учинения незаконных действий безотносительно от наступления негативных последствий. Это объясняется тем, что сами по себе деяния являются нарушением имущественных прав захватыванием определенной территории.

Понятие «объект» и «объективная» сторона

Объект правонарушения, что рассматривается – социальные отношения по владению, пользованию и распоряжению участком и гарантирование их защиты.

К предмету структуры неправомерного деяния относят землю и образующую ее наделы, другими словами, наружный слой поверхности с покрывающим ее грунтом. Делянки разделены межами, намеченными и закрепленными в законном порядке.

Для этой цели проводится необходимая процедура государственного регистрирования. Участки бывают делимыми и неделимыми, после дробления земли каждая часть становится самостоятельной делянкой.

Ее разрешается использовать без перемещения в земли другой категории.

Под объективной стороной подразумеваются действенные поступки правонарушителя, сконцентрированные на утверждении своего преимущества на оспариваемой делянке. Предусматриваются действия двух разновидностей:

  • самоуправное завладение наделом, оно проявляется в локализации здесь зданий, строений, ограждений, которые препятствуют или затрудняют подступ к территории людей, обладающих на нее полномочиями (владельцы, арендаторы, контролирующие персоны);
  • засев на территории однолетних, многолетних и других разновидностей сельскохозяйственных культур, размножение в плодородной дернине грунта биологически озонированных насаждений.

Объективный аспект (сторона) можно разграничить на две обособленные части, что отличаются признаками противозаконности:

  • присвоение и эксплуатация надела без необходимых документов (муниципального акта, кадастрового плана, выписки из ЕГКН и других бумаг), которые подтверждают владение собственностью федеральными законами, признают другие правоустанавливающие акты;
  • занятие и эксплуатация земли без документов, дающих право вести хозяйственную деятельность на ней, то есть вести работы, требующие лицензии, полученной в законном порядке (в качестве примера – строительные работы, для их проведения нужно разрешение на земле соответствующей категории).

Понятие субъекта и субъективной стороны

Определяя субъективную сторону проступка, следует сказать, что указанное правонарушение возможно лишь как умысел, так как о вине в форме неосторожности в данном случае не может идти речь. Таким образом, установление вины представляется возможным только как умысел.

К ответственности за самочинное отторжение земли могут привлечь:

  • физических лиц – граждан России и других государств, особ без гражданства;
  • официальных лиц – работающих на полных или временных началах, а также на основе либо специальных полномочий, возложенных на чиновников;
  • юридических лиц (организации, предприятия, владеющие выделенным имуществом для хозяйственного управления или в собственность).

Санкцией указанной статьи является единственно возможное наказание – денежное взыскание, его величина для разных категорий субъектов устанавливается отдельно.

Случаи, связанные с административными нарушениями по самовольному занятию земли, являются компетенцией государственной власти, что выполняет функции по контролю над использованием и охране земли. Представители государственной власти и органов внутренних дел (полиции) составляются протоколы о данном виде незаконных действий.

Основание владеть наделом или его частью подтверждается документацией, предписанной правилами. Их отсутствие говорит о самовольном занятии участка, то есть о незаконном действии, что предусмотрено ст. 7.1 КоАП РФ.

Ответственность по названному пункту наступает с применением активных действий по захватыванию земли и эксплуатации уже занятой территории без законных прав.

Разбирательство дел, касающихся лесных ресурсов, относится к полномочиям органов по охране и лесопользованию.

Взаимосвязь вопроса земельной собственности в разных сферах законодательства

Другие главы КоАП дополняют проблему пользования землей.

Статьей 7.2 устанавливается привлечение к ответственности за устранение особых указателей (межевых границ).

КоАП предусматриваются специальные меры ответственности:

  • за присвоение наделов в прибрежной защитной полосе, водоохранной и санитарной зоне;
  • незаконное отведение земли на территории историко-культурного назначения (7.16);
  • эксплуатация земель не по целевому назначению (8.8) и прочее.

В Гражданском кодексе РФ (ст. 261) землевладение характеризуется как предмет собственности (недвижимое имущество).

Земельным кодексом аграрная делянка определяется как часть земной поверхности (слой почвы), ее границы описываются и утверждаются способом, предусмотренным законом.

Определение не отличается точностью, так как не учитываются позиции названной статьи ГК, не упоминается воздушное пространство над территорией земельной делянки, где могут быть долголетние посадки, или о подземном пространстве участка с вероятным нахождением минералов.

В Законе России «О государственном земельном кадастре» дается более пространное обозначение, в котором предусматриваются предметы, находящиеся на наружной плоскости и под поверхностью земельной делянки.

Согласно Гражданскому кодексу межевание, не отображенное и не закрепленное по нормам закона, не входит в перечень недвижимости, которая должна быть зарегистрирована. По Земельному законодательству владение участком расширяется на почву, полезные ископаемые, водоемы и подземные воды, долголетние посадки растений.

Несмотря на некоторые разночтения, законодательство устанавливает равенство форм собственности. За правонарушения в названной сфере, кроме административной, наступает уголовная (за экологические преступления), гражданско-правовая (несоблюдение имущественных прав владельцев недвижимости) и дисциплинарная виды ответственности.

Из судебной практики

Суть заявленияРешение Верховного суда
Требование: отменить решение о притягивании к ответственности по ст.7.1 КоАП16.05. 2016 № 32-АД16-14Требование не удовлетворять, подтверждение правонарушения, назначены санкции согласно закону
Требование: отменить документы о притягивании к ответственности за самочинное завладение земельным участком01.03.2016 №18-АД16-6Прекращение производства по причине окончания срока давности для привлечения к ответственности

Практика судов показывает, что подобные споры широко распространены. Причинами служат противоречия, существующие в разных близких отраслях права, расхождения в его понимании и недостаточная осведомленность участников данных споров.

Правонарушения, которые совершили юридические лица, рассматриваются органами земельного надзора (Росреестр, Росприроднадзор, Россельхознадзор).

Решение о привлечении к мерам ответственности подлежит обжалованию в суде. Для организаций предписывается обращение в Арбитражный суд, для должностных лиц – в суд общей юрисдикции.

В суде доказывать обстоятельства, ставшие поводом для привлечения к ответственности, должен орган, который принял оспариваемое решение.

В качестве аргументов используются факты (чаще всего, акт проверки и акт обмера), имеющие значение для решения дела.

Существенные изменения произошли в применении санкций в направлении их ужесточения и увеличения. Значительно возросла роль судов в принятии постановлений, касающихся административных правонарушений.

Решение о взыскании штрафа за самоуправное отторжение надела земли принимается только судом.

Изменения в социальной и экономической области привели к тому, что субъектами по обязанностям в земельных вопросах стали не только физические, но и юридические лица.

Незаконное присвоение надела земли является серьезным административным правонарушением. Обнаружение нарушений позволяет предъявить требования о приведении виновником территории к первоначальному виду, в срок, установленный судом, изъять имущество (движимое и недвижимое) в пользу пострадавшей юридической или физической особы.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ch-1-stati-7-1-koap-rf.html

Самовольное занятие земельного участка в 2020 году: размер штрафа, порядок узаконивания

Самовольное занятие земель

20.02.2018

Каждый земельный участок на территории РФ принадлежит конкретному собственнику, который не только пользуется землей, но и отвечает за сохранность земельного надела и эксплуатацию его по целевому назначению. Если земля не находится в собственности у граждан или организаций, то владельцем территории является государство или муниципальные органы власти.

Попытка юридических или физических лиц использовать в своих целях чужой земельный участок без приобретения официального права на владение или временное пользование — самовольный захват от земли, который является административным преступлением.

Существует несколько эффективных законных способов, которыми собственник самозанятой территории может восстановить свои права и получить компенсацию за понесенный ущерб.

Самовольный захват: определение в законодательстве

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) определяет самовольное занятие земельного участка, как неправомерный захват и использование этой недвижимости лицами, не имеющими на нее законных прав (статья 7.1 КоАП РФ). К самозахвату отнесены следующие действия:

  • нарушение границ собственного участка земли, установленных межевым планом: вынос построенного здания или ограждения на территорию прилегающего соседнего;
  • постройка на участке любых зданий или установка конструкций, а также применение земли под хранение (складирование) имущества без предварительного оформления правоустанавливающей документации;
  • использование земли для сельскохозяйственных целей (садоводство, огород, дачное хозяйство) или для коммерческой деятельности без оформления разрешительных документов, а также после окончания срока его действия;
  • иные незаконные действия, из-за которых собственник участка не может полноправно пользоваться своей недвижимостью.

Случается, что человек, использующий не принадлежащую ему землю, даже не подозревает, что совершает административное преступление.

Особенно это касается «стихийных» огородов и дачных наделов, которые возникли на неэксплуатируемой территории сельхозназначения или арендаторов, своевременно не продливших договор с собственником земли.

Рассмотрим, какие последствия могут ожидать «захватчика», вольно или невольно нарушающего чужое право собственности.

Ответственность за самозахват: гражданская, административная, уголовная

Нередко правонарушители пытаются самовольно захватить и застроить землю в надежде, что со временем удастся оформить эту недвижимость на себя. Но, как показывает практика, легально получить чужой участок без согласия собственника невозможно, а захватчику рано или поздно приходится нести ответственность за нарушение закона. Прежде всего стоит помнить о гражданско-правовых последствиях:

  1. Невозможность законно пользоваться участком земли, осуществлять на нем строительство (застройку), использовать его в коммерческих целях и проводить сделки с самозанятым участком.
  2. Обязанность нарушителя покинуть самозахваченную территорию по требованию собственника, а также возместить причиненный вред и провести за свой счет все работы, позволяющие вернуть участку состояние, пригодное для дальнейшего использования земли (статья 76 ЗК РФ). К таким видам работ относятся: снос нелегальных построек, очистка от загрязнений, восстановление ограждения и межевых знаков.
  3. Обязанность компенсировать владельцу убытки и выплатить собственнику сумму, аналогичную полученной от участка прибыли.

Важным условием является то, что сам правонарушитель не имеет права претендовать на возмещение понесенных убытков, например, на возмещение ему стоимости нелегальных построек на самозахваченном участке (статья 222 ГК РФ).

Одновременно с вышеперечисленными последствиями за несанкционированную эксплуатацию занятой территории нарушителю будет грозить административное наказание — денежный штраф. Размер взыскания зависит от того, кем является правонарушитель. К ответственности за самозахват могут быть привлечены:

  • граждане, то есть физические лица, не занимающие государственную должность и не являющиеся индивидуальным предпринимателем;
  • должностное лицо — представитель органов власти, занимающий должность в государственных организациях;
  • юридические лица или индивидуальные предприниматели.

В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ, штраф налагается в сумме, равной определенному проценту от кадастровой стоимости нелегально занятой земли:

  • для рядовых граждан — штраф в размере от 1 до 1,5%, но в сумме не менее 5 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 1,5 до 2%, но не менее 20 тысяч рублей;
  • на юридических лиц или предпринимателей — от 2 до 3%, но не менее 100 тысяч рублей.

Для ситуации, когда кадастровую стоимость занятой территории определить невозможно, законом указаны следующие размеры штрафных взысканий:

  • для физического лица — от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для должностного лица — от 20 до 50 тысяч рублей;
  • для предпринимателя или юридического лица — от 100 до 200 тысяч рублей.

Если нарушителю удалось доказать, что нелегально эксплуатировалась только часть участка, штраф при расчете от кадастровой стоимости занятой земли будет меньше. В такой ситуации сумма, на которую его могут штрафовать, высчитывается пропорционально площади самовольно захваченной части.

Особо тяжелые последствия наступают, если в процессе проверки выяснится, что самозанятие участка было связано с преступлением. Факты мошенничества и незаконных операций по обороту недвижимости станут основанием для уголовного дела и привлечению нарушителя к ответственности.

Законные способы восстановить право на недвижимость

Всех собственников земельных участков закон наделяет полномочиями по восстановлению и защите прав, нарушенных при самозахвате (статьи 59, 60 ЗК РФ). На свое усмотрение законный владелец может предпринять действия по выдворению «захватчика» со своей территории самостоятельно или с привлечением контролирующих и судебных органов:

  1. Самозащита (статья 14 ГК РФ). Под этим термином понимаются самостоятельные активные действия собственника недвижимости, в том числе применение физической силы. Например, демонтаж или перенос ограждения, установленного с нарушением границ соседних участков (подробнее о том, как определить границы земельного участка). Важно, чтобы при этом действия пострадавшего владельца недвижимости не выходили за рамки законов.
  2. Жалоба в надзорные органы. Обращаться потребуется в отдел Росреестра, который обязан контролировать законность регистрации и использования подведомственных ему земельных участков. По заявлению инспектора Росреестра проведут проверку и составят протокол, на основании которого будет начато административное разбирательство. Помимо этого, контроль могут осуществлять органы Россельхознадзора и Росприроднадзора.
  3. Направление требования правонарушителю. Передача официального письма с требованиями прекратить совершение незаконных действий по использованию земли обязательно должна быть зафиксирована и иметь подтверждение. Например, требование может быть отправлено по почте заказным письмом. Одновременно собственник земли может дополнить письмо претензией о возмещении ему ущерба, полученного в результате самовольного занятия участка.
  4. Обращение в суд (статьи 301, 304 ГК РФ). Следующий шаг после отказа или игнорирования требования собственника участка к правонарушителю — подача искового заявления в суд. Вместе с восстановлением нарушенного права на участок земли, в иск могут быть включены требования о компенсации ущерба и выгоды, упущенной из-за невозможности пользоваться участком.

Важное условие для рассмотрения гражданского иска — владелец участка должен представить документы, подтверждающие его права на данную недвижимость.

В пакет документов собственника должны входить:

  • правоустанавливающая документация — основание для получения прав на недвижимость (свидетельство о вступление в наследство, решение муниципалитета о передаче участка земли или договор, подтверждающий приобретение собственности);
  • правоподтверждающие документы: свидетельство Росреестра о госрегистрации прав на землю, выписка, кадастровый паспорт.

Если в процессе подготовки к судебному разбирательству выяснилось, что одного из указанных документов не хватает, необходимо оформить всю недостающую документацию до того, как начнут рассматривать иск.

Пример из судебной практики о возвращении захваченного участка

Наиболее ярким примером судебных разбирательств, связанных с самовольными захватами земли, могут служить многочисленные иски между участниками садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ), пытающимися легализовать свое право собственности на участки.

Сложность подобных дел в том, что документы на садовые участки, полученные много десятилетий назад, не всегда оформлены в соответствии с действующими нормами закона или отсутствует межевой паспорт, позволяющий отделить границы участка от земель соседа по даче или от общих территорий товарищества.

Вас может заинтересовать: что делать, если сосед захватил часть земельного участка.

Пример из судебной практики

Соседние участки СНТ, находящиеся в муниципальной собственности, были получены гражданами А. и В. в конце 80-х годов при вступлении в товарищество. По состоянию здоровья А.

несколько лет не мог посещать садовый участок, при этом являлся членом СНТ и регулярно оплачивал все взносы. В этот период А. воспользовался правом, предусмотренным пунктами 3, 4 статьи 39.5 171-ФЗ от 23.06.

2014, и обратился в органы исполнительной власти, чтобы получить и узаконить право собственности на полученный участок.

После смерти А., его сын Б. вступил в наследство на участок, но обнаружил, что часть его территории самовольно захвачена В. и отделена забором. Гражданин В. сообщил, что считает свои действия законными, так как документы СНТ, определяющие границы участков, были утрачены во время пожара и при установке ограждения В.

был вынужден приблизительно определить границы своей территории. После направления требования и предъявления правоустанавливающих документов, гражданин В.

согласился на перенос ограждения в соответствии с границами участков, но при условии, что ему компенсируют затраты на общий забор и стоимость сарая, построенного на занятой территории.

Собственник самозанятого участка счел поставленные условия незаконными и обратился в районный суд с исковым заявлением с просьбой обязать гражданина В. освободить участок и демонтировать незаконную постройку.

В соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ, суд вынес решение о восстановлении нарушенного права собственности на земельный участок и в полном объеме удовлетворить исковые требования. Гражданин В. воспользовался правом оспорить решение суда, подав апелляционную жалобу.

После рассмотрения апелляции, суд вынес определение сохранить решение суда 1-й инстанции без изменения.

Приведенный пример явно доказывает, что любые действия правильно начинать только после согласования с собственником земли. Отсутствие документов на земельный участок не является основанием для эксплуатации чужой недвижимости в своих интересах.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/samovolnoe-zanyatie-uchastka

Самовольное занятие земельного участка: что это, ответственность 2020

Самовольное занятие земель

Время чтения 7 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Самовольное занятие земельного участка – это нелегальное завладение территорией чужого надела или его части без согласия правообладателя.

Завладение чужой землей без законных оснований не только повлечет комплекс мер по защите нарушенного права, но и приведет к наложению административного штрафа.

В этой статье можно узнать, какие последствия повлечет самовольное занятие чужого надела, и какие способы защиты прав предусматривают законодательные акты.

Что это такое

Владение земельными наделами может осуществляться гражданами и юрлицами на постоянной и временной основе, за плату или безвозмездно. Среди правовых и законных оснований для получения прав на землю можно выделить:

  • выделение земельных участков во временное арендное пользование;
  • приобретение надела в собственность по договору купли-продажи;
  • получение земли по наследству;
  • выкуп земли у государства или муниципалитета по итогам аукциона;
  • иные основания, перечисленные в ЗК РФ и ГК РФ.

В каждом из перечисленных случаев постоянный или временный владелец участка приобретает право на защиту своего права от противоправных действий третьих лиц. Эта защита может осуществляться и от самовольного занятия земельного участка.

Исходя из норм ЗК РФ и гражданского законодательства, под самовольным занятием земли понимаются следующие ситуации:

  1. противозаконные действия владельца земли, направленные на расширение площади своего участка – вынесение элементов ограждения на границу своего надела, перенос межевых знаков на чужую территорию;
  2. вынесение части здания или строения на чужую территорию, либо нелегальное строительство на чужой земле;
  3. размещение имущества на чужом земельном наделе без согласия надлежащего собственника;
  4. эксплуатация участка без наличия правоустанавливающих документов;
  5. использование земли для коммерческих целей без оформления предпринимательской деятельности или специальной разрешительной документации.

Законными владельцами земли (гражданами, предприятиям, публичными образованиями), при установлении самозахвата земли могут предъявляться требования об устранении указанного нарушения. Если этого не происходит, к нарушителю можно применить различные варианты защиты прав.

Способы защиты от самозахвата земли

Правообладатель земли обладает исключительными полномочиями по защите и восстановлению своих нарушенных прав, в том числе от самовольного занятия участка. Среди вариантов защиты, которые предусматривают законодательные акты, можно выделить:

  • самозащита нарушенных прав (например, перенос незаконных ограждений временного характера за пределы межевой черты);
  • направление нарушителю письменного требования о прекращении противоправных действий;
  • обращение с претензией в адрес службы Госземнадзора для проверки легальности занятия земельного участка и привлечения к административной ответственности;
  • направление искового заявления в суд о привлечении нарушителя к гражданской ответственности.

Скачать образец жалобы о самозахвате земли

Указанные действия может осуществлять любой правообладатель земли – граждане, юрлица, публичные образования. Для предъявления претензий необходимо иметь надлежащие правоустанавливающие документы.

Нужно учитывать, что все несформированные земельные наделы принадлежат государству, которое делегировало свои полномочия муниципальным образованиям. По этой причине на территории РФ нет бесхозных земель. Даже если на участок официально не оформлено право собственности, самовольное занятие земли будет являться нарушение государственных или муниципальных интересов.

Как можно убедиться в нарушении интересов правообладателя? Для этого нужно располагать достоверными данными о границах надела, которые с 2013 года оформляются в виде межевого плана.

Механизм кадастрового учета позволяет получить достоверные данные о границах любого участка, сформированного из муниципального или государственного фонда.

Если владелец участка получал земли еще до вступления в действие ЗК РФ, для подтверждения границ ему придется оформить межевой план через профессионального кадастрового специалиста – инженера.

Ключевой особенностью межевого плана является не только определение границ конкретного земельного надела, но и согласование их с владельцами соседних территорий. Именно в процессе проведения кадастровых и межевых работ может выявляться факт захвата части чужого земельного надела.

Самовольное занятие земли подразумевает отсутствие устного или письменного согласия законного владельца на такие действия.

Если между правообладателями соседних наделов сложился устоявшийся порядок пользования землей, ответственность за самозахват может не наступать даже при обращении в суд.

Например, если на протяжении 20 лет сосед, с устного согласия владельца участка, использовал часть чужой земли под огород, он будет обязан освободить территорию после получения такого требования, однако избежит иных мер ответственности.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Законодательные акты предусматривают гражданскую и административную ответственность за самовольное занятие земли. Меры ответственности по ГК РФ включают в себя:

  • предъявление устного или письменного требования об освобождении чужой земли (целесообразно сразу подготовить и вручить письменное требование, так как это потребуется на стадии судебного обращения);
  • направление претензии о компенсации убытков и упущенной выгоды от незаконного использования чужой земли;
  • предъявление искового заявления в суды общей юрисдикции о принудительном освобождении земли, взыскании расходов на устранение нарушения (например, возмещение затрат на снос самовольно построенных объектов на чужой территории), взыскание убытков и упущенной выгоды.

Для обращения в суд нередко приходится подтверждать свое право на землю.

Если у истца отсутствуют правоустанавливающие документы (например, если участок выделялся по правилам СССР и архивы не сохранились), может потребоваться предъявить заявление о признании права собственности.

После вынесения такого судебного акта собственник сможет надлежащим образом зарегистрировать свое право в службе Росреестра и предъявить претензии нарушителю.

Расчет суммы убытков осуществляется исходя из затрат, понесенных на восстановление нарушенного права – снос незаконных ограждений и построек, восстановление межевых знаков, рекультивация почвенного слоя после нарушения правил землепользования и т.д. Упущенная выгода заключается в недополученных доходах от эксплуатации земли (например, отсутствие возможности выращивать сельхозпродукцию).

Если при самовольном захвате земли нарушаются требования к целевому использованию земли, виновное лицо также будет обязано возместить правообладателю все расходы, и подлежит привлечению к административной ответственности. В таких случаях целесообразно обратиться к земельным инспекторам службы Госземнадзора, которые могут составлять протоколы о нецелевом использовании земли и самовольном ее захвате.

Специальные правила установлены для привлечения захватчиков земли к административной ответственности. Статья 7.

1 КоАП РФ предусматривает не только санкционные меры за самовольное занятие надела или его части, но и за эксплуатацию земли без надлежащих разрешительных документов.

Под такие случаи подпадают даже законные арендаторы, не обратившиеся своевременно за продление срока арендного договора.

Административные санкции за самовольный захват участка по статье 7.1 КоАП РФ будут различаться в зависимости от наличия или отсутствия у надела утвержденной кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость определяется по итогам государственной оценке земли и служит для целей налогового учета и взыскания штрафов.

Если участок имеет определенную кадастровую стоимость, штраф будет взыскан в следующих пределах:

  • для физлиц – от 1 до 1.5% от кадастрового стоимостного показателя (сумма штрафа не может быть менее 5000 рублей);
  • для должностных лиц – от 1.5 до 2%, но не менее 20 000 рублей;
  • для юрлиц – от 2 до 3%, но не менее 100 000 рублей (нудно учитывать, что в рамках этой статьи частные предприниматели приравнены к предприятиям).

Если показатель кадастровой стоимости земли не определен, суд взыщет штраф в денежной форме.

Для граждан сумма санкции составит от 5000 до 10 000 рублей; для должностных лиц – от 25 000 до 50 000 рублей; для юрлиц и предпринимателей – от 100 000 до 200 000 рублей.

Если самовольно захвачена только часть земельного надела, определение суммы штрафа будет происходить в пропорциональном отношении захваченной площади к кадастровой стоимости земли.

Разбирательство административных дел происходит на основании процессуальных документов, оформленных земельными инспекторами Госземнадзора. Основаниями для составления протоколов являются собственные плановые и внеочередные проверки, либо заявления заинтересованных лиц.

Взыскание административных санкций не устраняет иные меры ответственности. Даже после взыскания и уплаты штрафа самовольный захватчик обязан освободить чужой надел, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб. При отказе добровольно устранить нарушение и выплатить взысканные санкции, принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться должностными лицами ФССП.

Источник: https://law03.ru/land/article/samovolnoe-zanyatie-zemelnogo-uchastka

Самовольное занятие земельного участка – в каких случаях наступает ответственность

Самовольное занятие земель

Самовольное занятие земельного участка может иметь две формы выражения. Первая связана с фактическим переносом границ собственного участка за их юридические пределы.

Вторая — это занятие земли там, где у совершившего такое действие лица нет никакого своего участка, права на которые оно может подтвердить.

В обоих случаях факт занятия выявляется по признакам ведения на участке какой-то деятельности, чаще всего строительства зданий и сооружений, и препятствования попаданию на территорию других лиц.

Правовые нормы

Основная проблема в том, что с момента появления на земельном участке не только здания или сооружения, но объектов незавершенного строительства, они являются чей-то собственностью.

Частная собственность в России охраняется законом, поэтому невозможен снос таких строений или занятие их только на том основании, что они находятся на том участке земли, права на который имеются у другого лица.

Участок и постройки в равной мере становятся спорными и сделать что-то можно только на основании решения суда, которое вступит в законную силу. В противном случае возможно усмотрение самоуправства, что может повлечь за собой юридические последствия.

Вопросы самовольных построек относятся к ст. 222 ГК РФ и тесно переплетаются с самовольным захватом земли.

Другим способом занятия участка является проведение посева или высаживание каких-то растений. При этом у того лица, которое совершает действие, отсутствуют документы на право владения участком. Постановление Правительства РФ от 30.06.2006 № 404 говорит о том, что ими могут быть:

  • акты органов государственной власти или местного самоуправления;
  • выписка из госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • кадастровый план земельного участка.

Ничего из перечисленного у того лица, которое подозревается в совершении захвата участка или утверждает будто он ему принадлежит, быть не должно. Однако существенная часть всех захватов земли связана с тем, что какие-то документы всё же предоставляются.

Если участок занят кем-то самовольно, то лицу, обладающего на него правами, или органам местного самоуправления, надлежит обращаться в суд с исковым заявлением. В таком случае могут вступить в силу многие статьи гражданского, земельного и административного кодексов.

По факту самого деяния, которое относится к деликту, правонарушению, требующему возмещения вреда, наказание предусматривает ст. 7.1 КоАП РФ.

Во всех случаях природа ответственности одинаковая — это административный штраф, а размер его меняется в зависимости от типа лица, совершившего занятие участка не имея на то прав, и его общей площади.

Объект, предмет, субъект и другие аспекты правонарушения

Объектом этого правонарушения являются общественные отношения в области ведения и использования земли. Предметом — сами земельные участки. Объективной стороной правонарушения может быть только действие, которые направлены на присвоение земельного участка. Правонарушение может совершаться только в умышленной форме.

Поэтому никакого административного наказания не может последовать в тех случаях, когда кто-то, в силу ошибки, неосторожности или по иной случайной причине, поставил забор дальше, чем следует. Признаком ошибочности в таком случае является согласие лица, подозреваемого в совершении правонарушения, исправить ситуацию после того, как ему объяснят ошибочность его действий.

Точно так же не попадает под состав правонарушения по ст. 7.

1 КоАП любое временное ограничение на использование территории в силу проведения строительных работ, когда устанавливаются временные ограждения, препятствующие прохождению людей и проезду автотранспорта из-за строительных и ремонтных работ.

Даже в том случает, если они установлены слишком далеко и попадают на частные владения или муниципальную собственность, ст. 7.1 КоАП применить всё равно невозможно в силу отсутствия состава правонарушения.

В качестве лиц, которые могут быть признаны виновными, выступают физические, в том числе и не являющиеся гражданами РФ, юридические, а так же должностные лица, осуществляющие полномочия представителей власти.

Рассмотрение дел, связанных с самовольным занятием земельных участков, отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Они же могут становиться инициаторами рассмотрения дел в судах.

Таким же правом обладают и все те лица, которые считают свои права нарушенными и требуют восстановления состояния, которое было до самовольного занятия того участка, который на законных основаниях им и принадлежит.

Состав административного правонарушения и постановление ВС РФ от 7 ноября 2017 г. по делу № 60-АД17-3

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rulaws/samovolnoe-zaniatie-zemelnogo-uchastka--v-kakih-sluchaiah-nastupaet-otvetstvennost-5de91a0f3d873600aeef043c

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.