Реконструкция жилого дома градостроительный кодекс

Что такое процедура реконструкции объекта капитального строительства

Реконструкция жилого дома градостроительный кодекс

Понятие «реконструкция», часто фигурирующее в законодательных и нормативных актах, в целом соответствует определению процесса обновления. Но, к примеру, капитальный ремонт тоже символизирует реставрационные работы.

Поэтому при возникновении юридически спорных моментов важно знать – что такое реконструкция объекта капитального строительства как вида архитектурной деятельности, и какими регламентирующими документами закреплен сам термин.

Смысл реконструкции по официальной терминологии

Во избежание разночтений понятие процедуры установлено в 14 пункте I-й статьи Градостроительного Кодекса РФ (ГСК РФ). Начальный параграф документа разъясняет основные термины, использующиеся в нормативно-законодательном акте.

Следуя узаконенному определению, под реконструкцией объектов КС понимаются изменения размеров, норм, габаритов самого объекта и его фрагментов (метража, этажности, высотности), а также изменение конфигурации строения (пристрой, надстрой).

К этапу реконструкции относят перестройку или восстановление несущей системы. Данная формулировка исключает рассмотрение линейных объектов как отдельного вида сооружений.

Выражая своими словами, реконструкция объекта капитального строительства – это процесс внесения существенных концептуальных и структурных корректировок в строение жилого назначения.

Типы реконструкций, выделяемых законодательством

Совместно с общим толкованием восстановления здания в Кодексе дано детальное описание других видов мероприятий. В таблице представлены понятия законодательно зафиксированных видов процедуры.

Категории реконструкцийСуть процесса
Базовая реорганизация ОКС (объектов кап.строя)Имеется в виду «недострой» – строение, не введенное в эксплуатацию, обладающее такими элементами, как: ●        встройки или надстройки мансардного этажа; ●        перестройки для улучшения функционирования; ●        расширение площади; ●        манипуляции с несущими конструктивными элементами.Это обусловлено расхождениями с концепцией первоначального проекта
Реконструкция линейных объектов строительстваРечь идет о строениях, длина которых в разы превалирует над шириной (линейно-кабельные сооружения, инженерные коммуникации). Суть преобразований заключена в действиях, приводящих к обновлению технических и эксплуатационных характеристик (классификация, категория и т. п.)
Реконструкция сооружений, в т. ч. жилыхВнесение существенных конструктивных трансформаций. К обновлению строений относятся процедуры инверсий технико-экономических показателей строения: ●        изменение метража отдельных жилых помещений; ●        переоснащение коммуникаций и коммунальных сетей.Реконструкция квартир аналогична реформированию зданий, но в масштабах отдельного жилья
Реконструкция объектов ОСПонимается переоснащение и перевооружение строений производственного характера для улучшения ряда показателей – наращивание производственных мощностей либо изменение товарной линейки продукции

Следует понимать, что капремонт не попадает под определение реконструкции согласно Градостроительному Кодексу РФ. Иными словами, пристройка балкона к помещению – это реконструкция, а настил других полов – это капремонт.

В каких ситуациях понятие «реконструкция» востребовано в процессуальной деятельности

После ратификации в 2013 году ФЗ № 218 любой строительный объект, возведенный как на участках ИЖС, так и ЛПХ, подлежит постановке на кадастровый учет. Процесс регистрации невозможен без оформления технического плана, информация в котором должна быть актуальной на этапе проведения процедуры.

Поэтому любая реконструкция должна сопровождаться следующими действиями:

  1. Оформление и получение нового тех. плана. Работа выполняется кадастровыми инженерами, которые предварительно должны получить на руки проект и разрешение на реконструктивную деятельность.
  2. Обязательна дополнительная регистрация с дальнейшим предоставлением информации в уполномоченные государственные учреждения.

При всей значимости и важности кадастрового учета понятие «реконструкция» широко востребовано в других нормативно-правовых актах. На него ссылаются в Жилищном, Гражданском и Земельном Кодексах России. Поэтому важно понимать суть термина, из которого проистекают аспекты правоустанавливающих норм и правил.

Особенности процедуры реконструкции на примере МКД

Жилой дом (МКД) как объект реконструкции, помимо типичных признаков самого определения – изменение характеристик, восстановление или перепланировка несущих конструктивных элементов – зависит от мнения квартиросъемщиков. Дополнительно подготовительному этапу процедуры обновления предшествует получение широкого перечня согласований и разрешительной документации из разных уполномоченных инстанций.

Общий процесс регламентируется положениями ГСК России, а вот частные детали проходят уточнение региональными дополнениями и поправками.

Сведения, необходимые собственникам недвижимости, при реконструкции дома

Чтобы процедура обрела силу, с точки зрения закона, следует пройти ряд этапов. Так как обновление дома напрямую затрагивает интересы жильцов, то они должны знать права и обязанности. Решение об инициировании и проведении Реформации принимают собственники жилья.

Порядок утверждения необходимости реконструктивных работ:

  1. Проводится общее собрание владельцев фонда как жилого, так и нежилого строительства, о чем они должны быть оповещены не позднее, чем за десять суток до сходки.
  2. В оповещении указываются сведения о лице, инициирующем собрание, повестка заседания, место сбора и перечень представителей от муниципальных органов.
  3. Собрание считается правомочным, если соблюден кворум, т. е. количество присутствующих составляет 50 и более процентов от числа проживающих.
  4. Люди должны четко понимать, что предстоит в ходе реконструкции – будет некапитальный ремонт или перепланировка.
  5. Собственники имеют право ознакомиться с регламентирующими и проектными документами по обновлению дома.
  6. Если предстоящие работы ущемляют собственников в параметрах общедомового имущества (подвалы, чердаки, подъезды), то разрешение на проведение работ должно быть получено от каждого жильца. В ином случае достаточно 2/3 от общего числа, проживающих в многоквартирном доме.

На основании общего собрания принимается и оформляется протокол с решением о реконструктивных работах.

Перечень необходимых документов

База в процедуре обновления строения – проектные документы. Это основная составляющая для разрешения на проведение реконструкционных мероприятий.

Подготовительному этапу разработки плана предшествуют изыскания в области инженерии, в рамках которых анализируются:

  1. Климатические характеристики местности.
  2. Надлежащие природоохранные мероприятия.
  3. Расчеты по компоновке сооружения, придомовой земли и расположению систем коммуникаций.

ПИР проводится как самой строительной компанией, так и с привлечением сторонних профессионалов. Документы на проект в конечной форме – это пакет бумаг, состоящий из текста и графиков, в котором предопределены необходимые для реконструкции решения.

Если предстоящие мероприятия касаются допусков к опасным производствам, то разработка проекта поручается строго ИП либо юр. лицам, наделенными сертификатом и лицензией о праве соответствующих мероприятий.

Следующий этап заключается в согласовании проекта строительной компанией или заказчиком. После чего пакет проходит процедуру государственной экспертизы. Экспертная комиссия рассматривает документы на соответствие действующим нормам и стандартам:

  • технологические нормативы;
  • санитарные требования;
  • охрана наследия в культурной сфере;
  • противопожарные нормы;
  • экологические стандарты;
  • промышленной и прочих видов безопасности.

Положительное решение по проекту считается полностью согласованным.

Вторичной документацией является ГПЗУ – градостроительный план участка земли. Проектные документы составляются согласно земельному плану, что позволяет проводить работы на придомовой территории.

Реконструкцию дома невозможно начать без согласования и соответствующего разрешения на строительство, особенно если в ходе работ возникнет необходимость превышения предельно-допустимых норм надежности конструкций. Поэтому в полномочные организации предъявляется вся наработанная ранее документация.

На заключительном этапе реконструкции инстанция, выдавшая разрешение на возведение строения, осуществляет приемку обновленного сооружения и выдает «добро» на ввод здания в эксплуатацию. Этот последний разрешительный акт служит основанием для внесения корректировок в регистр объекта, подлежащего реконструкции.

Взаимоотношения между подрядчиком и заказчиком

Права и обязанности сторон регламентируются договором строительного подряда, дополненного в силу специфики указанных работ правилами, нормами и стандартами. Реконструкция, равно как и другие масштабные работы по обновлению, проводится под постоянным надзором уполномоченных органов.

Процедура проходит следующие этапы:

  1. Заказчик в рамках 7 календарных дней до начала реконструкции направляет в Госстройнадзор уведомление о начале работ с приложением и копий документов.
  2. Извещение, полученное надзорным органом, позволяет уполномоченным лицам составить график проверок реконструируемого здания.
  3. Исполнитель во время проведения мероприятий по реконструкции должен полностью следовать заданию заказчика, пунктам проекта, соблюдать технические нормативы. А также обеспечивать безопасные условия труда работникам и следовать природоохранным мероприятиям.
  4. Взаимоотношения подрядчика и заказчика определяются договором. Работники в случае опасного производства должны быть квалифицированы на классность по пожарной, газовой и электрической безопасности.
  5. Все материалы, применяемые в процессе работ, сертифицируются.
  6. Представителем заказчика со стороны подрядчика обеспечивается беспрепятственный доступ на место проведения реконструкции для осуществления контроля по выполнению работ. По результатам проверки составляется акт освидетельствования, о чем в журнале производства работ делается соответствующая запись.
  7. Приказом по Государственному Строительному Надзору ответственным за выполнение проверок по конкретному объекту назначается уполномоченное лицо в должности. Проверки осуществляются по утвержденному графику, за исключением обращений физ. или юр. лиц по факту нарушений.
  8. При выявлении дефектов, составляется акт в 2 экземплярах, за счет которого виновному выдается предписание с конкретизацией нарушения и со сроками устранения неполадок. Остальные итоги заносятся в общие или специальные журналы.
  9. Фактическое завершение реконструктивных мероприятий проходит приемо-сдаточную процедуру и утверждаются в акте о приеме-сдаче.

Последним шагом служит извещение надзорных инстанций об окончании работ. После чего назначают контрольную проверку, о дате которой уведомляется заказчик за 3 суток до ее осуществления.

Последствия реконструкции без разрешения

Реконструкция недвижимости по закону требует оформления разрешительной документации, чем граждане часто пренебрегают. На практике это может обернуться для владельца жилья негативными последствиями, вплоть до признания перестроенного объекта самовольной постройкой с требованием вернуть помещение в первоначальное состояние.

Пока жилец эксплуатирует недвижимость его спокойствию ничто не угрожает. Проблемы начинаются с того момента, когда возникнет необходимость совершить сделку либо иные манипуляции, требующие регистрации объекта.

В результате изменения технических параметров помещения в процессе реорганизации налицо расхождения с имеющимися данными в органах Росреестра. Без получения выписки из ЕГРП на реконструированное жилье невозможно подтвердить личный статус собственника. Кроме сорванных планов, предусмотрены административные меры наказания:

  1. Наложение административного штрафа.
  2. Требования перепланировки до первоначального состояния или снос построенных конструкций.
  3. Обращение органов власти в суд для признания объекта самовольной постройкой.

Легализовать постройку через суд крайне затруднительно, так как имеются разночтения в понятии «самостроя». Иногда за этим определением стоит появление нового объекта в результате проведенных работ. В других случаях замену несущих конструкций приравнивают к самовольной реконструкции.

Поэтому, прежде чем приступать к самостоятельным работам, лучше заручиться разрешением в муниципальном архитектурном отделе или в Жилкомиссии. Если же реконструкция произведена, то для ее легализации целесообразно воспользоваться административной процедурой.

Нужно произвести новые замеры, оформить технический план, получить обновленный кадастровый паспорт и воспользоваться упрощенной процедурой регистрации. Это потребует дополнительных расходов, но законность действий окупит все затраты.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/gradostroitelstvo/rekonstruktsiya-obekta.html

Реконструкция объекта, правовые аспекты

Реконструкция жилого дома градостроительный кодекс

Пожалуй, у каждого владельца недвижимости: здания, сооружения помещения, рано или поздно возникает желание или необходимость расширить объект, перестроить, надстроить дополнительный этаж, или сделать подземную парковку, одним словом произвести реконструкцию своей недвижимости.

Однако сложно даже представить: как много собственников, не задумываясь, реконструируют свои объекты без получения на это необходимых разрешений, а потом сталкиваются с проблемой регистрации права собственности на реконструируемый объект.

 Что такое реконструкция и как ее нужно производить, чтобы оградить себя от возможных проблем с оформлением права собственности? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в настоящей статье. Как правило, собственники таких объектов, экономят время и деньги на получении разрешительных документов на реконструкцию.

Они рассчитывают, что раз недвижимость – это их собственность, то и согласовывать с кем-то перестройку объекта мероприятие затратное и не имеющее особого смысла. Но так думают они до тех пор, пока не решат совершить сделку с перестроенным объектом, например, заложить для получения кредита в банке или срочно продать.

  И тут выясняется, что распорядиться они могут только той частью объекта, на которую имеются правоустанавливающие документы, а различные пристройки, надстройки к зданию предметом сделки быть не могут.

Еще хуже если в результате серьезной реконструкции первоначальный объект недвижимости теряет все свои характеристики и фактически перестает существовать, тогда все здание будет рассматриваться как самовольная постройка, которой в принципе никак нельзя распорядиться.

В таких ситуациях собственникам придется в судебном порядке доказывать свои права на реконструированные объекты. Чтобы такие случаи возникали реже, предлагаю все-таки стараться учитывать требования действующего законодательства к проведению реконструкции строений.

 Итак, что же такое реконструкция объекта недвижимости.

Согласно части 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция – это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Довольно часто реконструкцию объекта путают с перепланировкой помещений, последнюю оформить гораздо проще. Несмотря на то, что и реконструкция и перепланировка связаны с изменением площади объекта, они все же имеют серьезные различия.

Если нежилой объект подвергается перепланировке, то это касается изменения внутренней конфигурации помещений (снос перегородок и возведение новых) без выхода за пределы границ объекта. Перепланировка, как правило, связана с незначительным изменением площади объекта.

 Реконструкция связана, прежде всего, с изменением границ объекта, чаще в сторону его увеличения: возведение пристроек, дополнительных этажей, тамбуров.

Либо может производится в пределах границ объекта, но в результате такой реконструкции изменяется назначение объекта, к примеру складское помещение за счет устройства внутри него второго уровня и подключения к дополнительным инженерным мощностям переоборудовано под офисное.

Если производится только внутренняя перепланировка в нежилых помещениях, то не требуется прохождение той сложной процедуры, которая необходима для осуществленияреконструкции.

Для проведения реконструкции градостроительным законодательством установлена определенная процедура, этапы которой вкратце можно изложить следующим образом:

1. Проведение инженерных изысканий (ст. 47 ГсК РФ). Выполняются только организацией или лицом, имеющим соответствующую лицензию.

2. Сбор технических условий (ст. 48 ГсК РФ). Осуществляется в случае, если реконструкцию невозможно обеспечить без дополнительного подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Технические условия предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию инженерных сетей, в течение 14 дней с момента запроса.

3. Разработка проектной документации, и ее экспертиза в установленных законом случаях (ст. 48 ГсК РФ). Выполняется только организацией или лицом, имеющим соответствующую лицензию.

Подготовка проектной документации осуществляется на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров реконструкции объектов капитального строительства.

4. Получение разрешения на строительство (ст.51 ГсК РФ).

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

 Для получения разрешения на строительство (реконструкцию) застройщик направляет в орган архитектуры по месту нахождения земельного участка заявление о выдаче разрешения на строительство.

К указанному заявлению прилагает правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; проектную документацию; заключение государственной экспертизы проектной документации (если она требуется в соответствии с законом); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции. По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган в течении 10 дней выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Получение разрешения на строительство не требуется, если осуществляется реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других). Также не требуется разрешение на строительство в случае реконструкции объектов капитального строительства, если планируемые изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. В случае если разрешение на реконструкцию получено, но сменился собственник земельного участка, на котором расположен подлежащий реконструкции объект, действие разрешения сохраняется.

5. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст.55 ГсК РФ).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К заявлению прикладывается пакет документов, установленной ч. 3 ст. 55 ГсК РФ. Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства. 

После прохождения всей этой процедуры заказываете новый технический паспорт на объект недвижимости. Останется только оформить право собственности уже на измененный объект в Управлении Федеральной регистрационной службы.

 При этом следует иметь в виду, что Управление ФРС при осуществлении государственной регистрации прав на объекты недвижимости руководствуется  Федеральным законом от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, а также Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и Методическими рекомендациями «О порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества».

Законом установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

При осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый, созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества Управление ФРС должно удостовериться, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой.

Так как лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности (пункт 2 статьи 222 ГК РФ).

Самовольной постройкой является строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1 статьи 222 ГК РФ). 

С тем чтобы подтвердить, что реконструируемый объект не является самовольной постройкой, на государственную регистрацию права в УФРС вы должны будете представить с новымтехническим паспортом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

 Также при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав, Управление ФРС проверит у вас наличие прав на земельный участок, на котором расположен реконструированный объект.

 Если в соответствии с законом на реконструкцию объекта не требовалось получения разрешения, то права на такой объект регистрируются на основании документов, подтверждающих факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Источник: https://opsp.ru/pereplanirovka/rekonstruktsiya-ob-ekta-pravovye-aspekty.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.