Регистрация публичного сервитута земельного участка

Содержание

Эксперты Кадастровой палаты разъяснили правила установления частного сервитута | Последние новости

Регистрация публичного сервитута земельного участка

Представим: вы приобрели земельный участок, построили дом. Пришло время провести электричество и воду – и вдруг проблема. Коммуникации не подвести – мешает соседний участок. Проблему решит установление сервитута. Эксперты Федеральной кадастровой палаты рассказали, что это, как заключить соглашение о частном сервитуте и как его зарегистрировать.

Что такое сервитут?

Сервитут – это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Существует два вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Например, если попасть к водоему общественного пользования и его береговой полосе, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.

Частный сервитут – когда проход и проезд к вашему участку возможен только через соседний участок.

Зачем нужен частный сервитут?

  • для индивидуального доступа к жилищу, когда проход или проезд возможен только через соседний земельный участок.
  • для обеспечения водоснабжения.
  • для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередач (связи), трубопроводов, автомобильных дорог и других линейных объектов;
  • для обеспечения других нужд землевладельца.

Таким образом, ограничение на объект недвижимости устанавливается в интересах конкретных лиц.

Какзаключить соглашение о частном сервитуте?

Как правило, частный сервитут устанавливается по добровольному соглашению сторон или по судебному решению, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Предоставление сервитута на земельный участок требует документального оформления. В этом заинтересован, в первую очередь, будущий обладатель сервитута. 

Прежде чем заключать такое соглашение, необходимо определить, установлены ли границы земельного участка, в пределах которых регистрируется ограничение (обременение) в виде частного сервитута.

Если сервитут будет установлен на часть земельного участка, и она не стоит на кадастровом учете как часть земельного участка, то необходимо выполнить кадастровые работы (межевание) по образованию такой части.

Если же сервитут будет установлен на весь земельный участок, и он стоит на кадастровом учете, то проведение кадастровых работ не требуется.

Чтобы оформить межевой план, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Если собственник земельного участка согласен установить частный сервитут, нужно заключить с ним соглашение о сервитуте с указанием: 

  • кадастрового номера земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;
  • сведений о сторонах соглашения с паспортными данными;
  • цели и основания установления сервитута;
  • срока действия сервитута (если сервитут не бессрочный);
  • размера платы (если сервитут устанавливается за плату);
  • прав и обязанностей сторон соглашения, в том числе вашей обязанности после прекращения сервитута привести участок в состояние согласно разрешенному использованию (например, при прокладке коммуникаций засыпать траншею и восстановить плодородный слой почвы и т. д.).

Важно! Размер платы за частный сервитут определяется сторонами соглашения об установлении сервитута. Если соглашение не достигнуто – то вопрос об установлении сервитута решается в судебном порядке. Как правило, размер платы зависит от множества факторов, поэтому для его определения целесообразно обратиться к специалисту (оценщику).

Регистрация частного сервитута

Частный сервитут нужно зарегистрировать в Росреестре. Для этого участникам заключенного соглашения (или одному из них), необходимо обратиться в МФЦ с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка и государственной регистрации прав в виде ограничения (обременения) части земельного участка, приложив к нему необходимый пакет документов.

Однако в случае заключения соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет, законом допускается установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения кадастровых работ (межевания), без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Когда государственный регистратор примет положительное решение, заявителю будет выдана выписка из ЕГРН, содержащая обременения, наложенные на данную территорию.

Важно! Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Источник: https://kadastr.ru/magazine/news/eksperty-kadastrovoy-palaty-razyasnili-pravila-ustanovleniya-chastnogo-servituta/

Процедура установления публичного сервитута на земельный участок

Регистрация публичного сервитута земельного участка

Сервитут представляет собой право на ограниченное использование участка земли, который принадлежит другому собственнику. Согласно Земельному кодексу сервитуты подразделяются на частные и публичные.

Публичный сервитут: понятие и законодательство

Установка публичного сервитута регламентируется Земельным и Гражданским кодексом, а также местными нормативно-правовыми актами, принятыми в муниципальных образованиях, на территории которых располагается участок земли.

Публичный сервитут – это обременение, которое устанавливается в интересах группы лиц и местного населения для обеспечения государственных и муниципальных интересов.

При установке публичного сервитута участок продолжает принадлежать владельцу, не изымается для нужд МО, и собственник никак не ограничивается в своих правах свободно распоряжаться участком. Он может продавать его или сдавать в аренду, дарить или завещать. При этом сервитут переходит к новому собственнику.

Документом, который служит правовым основанием для установки публичного сервитута, может быть закон или акт муниципального образования или субъекта РФ.

Порядок установления

Законодательство содержит перечень условий для установки обременения в виде сервитута. Оно может устанавливаться для решения следующих задач:

  • обеспечение прохода граждан;
  • проезда через земельный участок;
  • размещения на участке межевых, геодезических знаков;
  • использования участка для ремонта коммунальных сетей, инженерных коммуникаций, ЛЭП, дорог;
  • проведения дренажных работ на участке;
  • забора водных ресурсов, водопоя, обеспечения доступа к прибрежной полосе;
  • прогона с/х животных через участок;
  • сенокошения, выпаса животных;
  • использования участка для охоты и рыболовства;
  • использования участка для изыскательских и исследовательских работ.

Указанный перечень оснований не подлежит расширительному трактованию. Это значит, что другие причины не могут рассматриваться в качестве веских для наложения обременения.

Публичный сервитут имеет некоторые отличительные черты:

  1. Если частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, либо через судебное решение, то публичный устанавливается через издание нормативно-правового акта.
  2. Обременение устанавливается не в пользу конкретного лица, а группы лиц, местных жителей, т.е. для удовлетворения публичных интересов.
  3. отличительная черта состоит в том, что сервитут вводится по результатам общественных слушаний.
  4. Публичный сервитут может устанавливаться вопреки воле собственника участка при его должном уведомлении.

Кто имеет право и кем устанавливается

Публичный сервитут может быть установлен решением федеральных, региональных или местных властей в зависимости от принадлежности участка. Для этого ими издается специальное постановление или акт.

Сервитут может быть установлен до передачи участка в собственность физическому или юридическому лицу или после этого.

Несмотря на то, что сервитут устанавливается по решению местных властей, конечным потребителем его преимуществ становятся местные жители и соседи. Право подать заявление об установке сервитута могут:

  • граждане: местные жители, члены СНТ;
  • юридические лица, КФХ;
  • государственные органы власти;
  • органы местного самоуправления.

Этапы установки публичного сервитута

В процессе установки публичного сервитута требуется прохождение следующих этапов:

  1. Подача заинтересованными лицами заявления об установке сервитута и его рассмотрение местными властями.
  2. Назначение общественных слушаний и их проведение.
  3. Принятие окончательного решения по результатам общественных слушаний.
  4. Вынесение органами государственной или муниципальной власти постановления или акта об установке публичного сервитута. Решение должно содержать указание на объект недвижимости, его местонахождение, кадастровый номер участка (он обязательно должен быть отмежеван), ФИО собственника, содержание сервитута и срок его действия.
  5. Государственная регистрация обременения в ЕГРН. Публичный сервитут вступает в силу только после его регистрации в реестре недвижимости. За регистрационные действия в России отвечает Росреестр. Информация о наличии обременения в виде публичного сервитута доступна всем желающим.

Согласно действующим рекомендациям, провести госрегистрацию обязано лицо, в отношении которого вынесен соответствующий акт органов МО. В данном случае это собственник обременяемого участка.

Сервитут прекращает свое действие в следующих случаях:

  1. При истечении срока действия сервитута, указанного в акте или постановлении.
  2. При устранении причины его наложения (например, была построена объездная дорога).
  3. Если собственнику земельного участка удалось обжаловать наложение сервитута в судебном порядке.

Снятие обременения также подлежит обязательной регистрации в Росреестре, за исключением случаев, когда дата прекращения сервитута содержится в законодательном акте. Тогда оно снимается автоматически.

Общественные слушания

Общественные слушания являются обязательным этапом для установки публичного сервитута. Они требуются, чтобы все заинтересованные стороны могли выразить свое мнение и было принято оптимальное решение. Участниками общественных слушаний могут стать:

  • местные жители;
  • представители компаний, работающих на данной территории;
  • собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования;
  • представители госвласти.

По итогам проведения слушаний составляется протокол, в котором отображаются результаты ания по важнейшим вопросам, вынесенным на повестку дня.

Перечень документов

В процессе установки публичного сервитута потребуются следующие документы:

  • заявление о госрегистрации сервитута от органа местного самоуправления;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя органов госвласти;
  • акт/постановление органов госвласти или МО об установке сервитута;
  • кадастровый план на участок/выписка из ЕГРН на него с отметкой о сфере действия сервитута (если обременяется не весь участок, а его часть);
  • паспорт собственника и документ, подтверждающий его правовой статус (например, свидетельство о собственности участка);
  • протокол общественных слушаний.

В процессе регистрации сервитута в Росреестре могут запрашивать дополнительные сведения.

Сроки и стоимость установки публичного сервитута

Установка сервитута – долгосрочная процедура, она может занимать до полугода. Сроки должны соответствовать административному регламенту, который действует в регионе. Временные затраты включают:

  • до 30 дней на рассмотрение заявления, поступившего от инициативной группы.
  • от 10 дней до месяца на организацию общественных слушаний, оповещение заинтересованных лиц о месте и времени их проведения;
  • до 30 дней на проведение межевых работ и составление кадастрового плана обременяемой части участка земли;
  • до 7-14 дней на регистрацию сервитута в реестре.

Стоимость установки публичного сервитута состоит из:

  • затрат на проведение межевых работ – 15-40 тыс.р.;
  • затрат на организацию общественных слушаний;
  • затрат на оплату госпошлины за регистрацию обременения в Росреестре в размере 1500 р.;
  • компенсации издержек собственнику земельного участка за установку сервитута – они рассчитываются с учетом размера упущенной выгоды собственника, площади действия сервитута, кадастровой стоимости участка земли. Стороны могут договориться о выплате единовременной или ежемесячной компенсации.

Заявление об установлении публичного сервитута

Заявление об установлении публичного сервитута является обязательным документом, который подается инициативной группой в органы исполнительной власти муниципального образования. Это может быть администрация, комитет по земельным вопросам и пр.

Заявление подается в письменном виде и не имеет унифицированной формы. При этом на уровне муниципального образования может действовать рекомендуемый формат заявления.

В данном документе должны содержаться указания на:

  • объект недвижимости/участок земли;
  • сведения о собственнике обременяемого участка;
  • вид и конкретные цели установки обременения (например, для доступа к водоему) – если указанные цели будут не соблюдаться, собственник участка имеет право обжаловать действия жителей и потребовать снятия сервитута;
  • содержание, срок действия сервитута (обычно публичные сервитуты бессрочные, но они могут прекратить свое действие по решению суда или соглашению сторон);
  • обоснование необходимости установки сервитута;
  • лица, в чью пользу устанавливается сервитут, например, члены СНТ или жители муниципального образования;
  • дата подача документа и перечень приложений.

Образец заявления об установлении публичного сервитута можно скачать здесь.

Таким образом, установка публичного сервитута подразумевает наложение обременения на земельный участок региональными или муниципальными властями в интересах местного населения и предполагает прохождение ряда этапов.

Изначально инициативная группа подает в органы исполнительной власти заявление об установке сервитута, затем этот вопрос выносится на общественные слушания и в заключение принимается решение властными инстанциями в виде акта или постановления.

Публичный сервитут подлежит обязательной регистрации в Росреестре, после чего он приобретает юридическую силу.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/vidy/ustanovit-publichnyj.html

Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2019 г. N Д23и-25919 По вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о частях земельных участков в связи с установлением публичного сервитута

Регистрация публичного сервитута земельного участка

Минэкономразвития России относительно внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о публичном сервитуте и применения пункта 122 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее – Порядок ведения ЕГРН), сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, не уполномочено на ведение ЕГРН, рассмотрение документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятие решений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, не уполномочено давать оценку действиям других органов государственной власти, в том числе Росреестра, его территориальных органов, органов местного самоуправления.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г.

N 341-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов” (далее – Закон N 341-ФЗ) в том числе внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) и Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) которыми предусмотрено, что:

сведения о публичном сервитуте подлежат внесению в реестр границ ЕГРН (пункт 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ);

публичный сервитут не подлежит государственной регистрации (статья 23 Земельного кодекса).

В настоящее время Департаментом недвижимости прорабатывается вопрос о приведении пункта 122 Порядка ведения ЕГРН в соответствие с положениями Земельного кодекса.

Пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, возникшие в связи с установлением публичного сервитута подлежат внесению в реестр объектов недвижимости ЕГРН (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений.

Объем таких сведений и порядок их внесения в кадастр недвижимости установлен пунктами 45 и 85 Порядка ведения ЕГРН, согласно которым в запись кадастра недвижимости об объекте недвижимости в том числе вносятся:

сведения о части земельного участка, образованной в связи с установлением и внесением в реестр границ сведений о публичном сервитуте. При этом координаты характерных точек границ части земельного участка, образуемой в связи с внесением в реестр границ сведений о публичном сервитуте, определяются с использованием федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН;

сведения о реестровом номере границы публичного сервитута, в случае, если объект недвижимости или его часть, в том числе подлежащая образованию в соответствии с Порядком ведения ЕГРН, располагается в границах публичного сервитута.

Таким образом, в случае если при внесении в реестр границ сведений о публичном сервитуте, будет установлено, что земельный участок, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, частично расположен в границах такого сервитута, органом регистрации прав должны быть осуществлены действия по образованию данной части земельного участка и внесению таких сведений в записи кадастра недвижимости о соответствующем земельном участке в порядке и объеме, установленных пунктами 45 и 85 Порядка ведения ЕГРН.

При этом, государственный кадастровый учет таких частей на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также государственная регистрация ограничений прав или обременений земельных участков, расположенных в границах публичного сервитута, Законом N 218-ФЗ не предусмотрены.

Дополнительно отмечаем, что из положений главы V.7 Земельного кодекса следует, что в границах публичного сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть.

Минэкономразвития разъяснило, что публичный сервитут не подлежит госрегистрации, но сведения о нем вносятся в реестр границ ЕГРН.

Если земельный участок, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, частично расположен в границах сервитута, то орган регистрации прав должен выполнить действия по образованию данной части и внести сведения в кадастр недвижимости.

Кадастровый учет таких частей и госрегистрацию ограничений прав или обременений участков, расположенных в границах сервитута, закон не предусматривает.

Ведомство отметило, что в границах сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72576778/

Список документов для установления сервитута на муниципальные земли в 2019 году: образец соглашения, документы для регистрации | Земельный эксперт

Регистрация публичного сервитута земельного участка

Сервитут в отношении земель, являющихся государственной собственностью или владением муниципалитета, устанавливается для того, чтобы обеспечить доступ к территориям или постройкам других лиц.

Также данный вид права предполагает осуществление доступа для предприятий, занимающихся обслуживанием коммуникационных узлов или прокладкой новых сетей. Иногда сервитут назначается для организации исследования недр.

Данная процедура предполагает заключение официального соглашения с указанием существенных условий и дальнейшую регистрацию в Росреестре.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

За основу соглашения берется стандартный бланк. Законом предусмотрена простая письменная форма, которая подписывается участниками отношений. Посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок].

В таком документе обязательно должна содержаться следующая информация:

  • сведения об участниках договора;
  • бумаги, подтверждающие право собственника (пользователя, арендатора) не территорию;
  • информация о самом участке — кадастровый номер участка или его, в отношении которых происходит установление сервитута;
  • указание целевого назначения земли;
  • период существования обременения;
  • размер платежа за эксплуатацию надела;
  • права владельца надела и обязанности заинтересованного в обременении лица.

Соглашение об установлении частного сервитута земельного участка, состоящего в распоряжении государства или муниципалитета, может быть заключено с временными пользователями земли при условии, что участок передан им более чем на 1 год. При этом требуется согласие собственника

Документы для регистрации соглашения об установлении сервитута на землю

Постановка на регистрационный учет является одним из обязательных требований к соглашению о назначении сервитута. Данное действие является финальным этапом оформления обременения. Для того чтобы осуществить регистрацию могут потребоваться следующие бумаги:

  • заявление на установление сервитута на земельный участок – подается собственником земли или заинтересованным лицом. В случае регистрации публичного сервитута – органом местного самоуправления;
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию обременения, для граждан – 1 500 рублей, а для организаций – 6 000 рублей;
  • документы, удостоверяющие личность заявителя;
  • учредительные документы организации и доверенность на имя законного представителя, если интересы компании представляет не руководитель;
  • копия постановления об установлении сервитута на земельный участок;
  • при регистрации частного сервитута необходим договор на установление обременения или судебное решение, вступившее в силу;
  • технические бумаги на участок;
  • план участка, на которую будет наложено обременение, кроме случаев, когда речь идет обо всем участке.

Необходимые документы для установления сервитута на земли государственной или муниципальной собственности

Некоторые документы являются обязательным приложением к соглашению об установлении сервитута. Таковыми являются:

  • схема участка, относительно которого назначается обременение с выделением конкретной части. В том случае, когда обременение накладывается на часть участка;
  • информация о постройках, расположенных на обремененной территории;
  • доверенность на право подписи у законного представителя собственника земли;
  • копии договоров аренды или безвозмездного пользования участком, если таковые обязательства имеют место.

Каждый из документов заверяется в официальном порядке и при необходимости подтверждается оригинальными экземплярами.

Заключение

В завершение сказанного можно сделать ряд выводов:

  1. Сервитут может быть установлен в отношении госсобственности и муниципальных владений.
  2. Такие правоотношения фиксируются в виде официального соглашения между участниками договоренности. Сторонами акта могут выступать и временные пользователи земельного участка.
  3. В документе указываются все существенные условия возникшего правоотношения, включая сведения об участках, права и обязанности сторон, плата за пользование.
  4. Обязательным условием заключения соглашения является его регистрация в Росреестре, если срок действия акта менее трех лет.
  5. Для осуществления процедуры регистрации, совместно с заявлением подается необходимый пакет документов.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/spisok-dokumentov-dlya-ustanovleniya-servituta-na-zemelnyj-uchastok-naxodyashhijsya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti/

Как оформить сервитут?

Регистрация публичного сервитута земельного участка

Не можете пройти к своему участку? Отремонтировать стену своего дома? Подвести коммуникации к своему дому? Выход есть – сервитут.

1. Что такое сервитут простым языком и когда он нужен?

Что же такое сервитут простым языком? Это разрешение на пользование земельным участком, которое предоставляется лицам, не имеющим на него права.

Исходя из норм закона это обременение, налагаемое на земельный участок, которое заключается в праве лица (лиц) на ограниченное пользование чужими землями (ст. 274 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ).

Установить сервитут может потребоваться по разным причинам.

Например:

  • Вы не можете в силу определенных причин пройти к своему наделу, кроме как через земли соседа. В этом случае собственники могут либо установить сервитут добровольно, либо требовать его установления в судебном порядке, потому что иным способом проблему решить невозможно.
  • На земельном участке, находящемся в собственности частного лица, расположен природный источник, который не может быть оформлен в собственность. В этом случае собственники соседних участков для использования воды могут попросить или потребовать права прохода к этому источнику.
  • При проведении строительных работ на Вашем участке земли выясняется, что водопровод к строящемуся дому можно провести лишь через соседний надел. В такой ситуации для прокладки коммуникаций необходимо установить сервитут, чтобы Вы на законных основаниях могли использовать конкретную часть чужого участка для оговорённых целей.

2. Сервитуты: понятие и виды

Земельный участок или часть участка,на которые устанавливается такое обременение, должны быть поставлены на кадастровый учет.

Такое право ограниченного пользования устанавливается на условиях, как можно менее обременительных для использования земельного участка, в отношении которого оно установлено ( п. 8 ст. 23 Земельного кодекса РФ; далее – ЗК РФ).

Данное обременение может быть установлено несколькими способами:

  • по договоренности сторон (по соглашению);
  • решением суда;
  • по решению органов власти.

В зависимости от оснований и условий возникновения выделяют следующие виды сервитута: частный или публичный, срочный или бессрочный, платный или бесплатный.

Частныйустанавливается в интересах конкретных лиц на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом ( п. 3 ст. 274 ГК РФ).

По общему правилу собственник участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен ( п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. 12 ст. 23 ЗК РФ).

Правообладатель может согласиться и на безвозмездный сервитут ( п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Срок частного сервитута определяется по соглашению сторон ( п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Если соглашение об установлении сервитута не достигнуто или имеются разногласия по его условиям, понадобится обратиться в суд.

Суд установит такое обременение, только если без него вы не можете пользоваться своей недвижимостью, и если это не помешает собственнику обремененного участка использовать его согласно разрешенному использованию.

В данном случае суд самостоятельно определит условия такого соглашения, в том числе плату и условия перехода к иному лицу при отчуждении.

Публичныйустанавливается в интересах государства, местного самоуправления или местного населения на основании соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления ( п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, он может быть установлен для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования ( пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственник также вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату ( п. 13 ст. 23 ЗК РФ).

Срок при установления такого обременения определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении ( п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Независимо от вида данное ограничение должно пройти процедуру регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) ( п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ).

Данное право ограниченного пользования сохраняется при разделе, объединении, перераспределении или выделе обремененных участков в отношении образованных участков ( п. 5 ст. 11.8 ЗК РФ).

По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок ( п. 1 ст. 275 ГК РФ, п. 6 ст. 23 ЗК РФ). Более простым языком это означает, что при продаже такого земельного участка покупатель также буде ограничен в его использовании.

3. Соглашение об установлении сервитута

Соглашение об установлении сервитута должно содержать предмет, то есть указание на то, что лицу предоставляется право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). В противном случае соглашение об установлении сервитута по общему правилу считается незаключенным ( п. 1 ст. 432 ГК РФ).

При заключении соглашения целесообразно включить в него следующие условия ( п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ):

  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить данное право ограниченного пользования;
  • при наличии – учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, (исключением является установление обременения в отношении всего земельного участка);
  • сведения о сторонах (полное наименование, местонахождение, ОГРН, ИНН – для юридического лица, Ф.И.О. полностью, место жительства для физического лица);
  • цели и основания установления данного обременения;
  • срок действия ;
  • размер платы;
  • права лица осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлено обременение;

а также обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут:

  • вносить плату;
  • после прекращения действия соглашения привести участок в состояние согласно разрешенному использованию.

Некоторые из данных условий понадобятся для регистрации сервитута, например условия о сроке, о лице, в пользу которого установлено право ограниченного пользования, и др. ( п. 123 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости).

4. Регистрация сервитута

Государственная регистрация сервитута осуществляется Росреестром по заявлению:

  • правообладателя недвижимости;
  • сторон соглашения;
  • по требованию пристава-исполнителя (в случае наличия решения суда).
  • Государственная пошлина составит:

    • для юридических лиц – 6 000 руб.;
    • для физических – 1 500 руб.

    Вместе с заявлением предоставляются:

    • документы, которые подтверждают полномочия представителя.
    • соглашение либо решение суда.

    Также при регистрации необходимо учитывать следующее:

    1. Если участок, на котором установлено обременение, находится в общей собственности, то для его установления необходимо согласие всех собственников.
    2. Правообладатель (если он не являлся заявителем) уведомляется Росреестром о регистрации сервитута в течение 5 рабочих дней со дня проведения регистрации.
    3. Если право ограниченного пользования устанавливается на часть земельного участка, то регистрация такого ограничения в отношении указанной части земельного участка осуществляется одновременно сгосударственным кадастровым учетом такой части (в этом случае заявителем должен быть представлен межевой планна образование части земельного участка).
    4. Представление вышеуказанного межевого плана не требуется в случае заключения соглашения в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до 3-х лет. В этом случае граница действия такого обременения определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению схемой границ сервитута на кадастровом плане территории. 

    Если после прочтения материала у Вас остались вопросы, проконсультируйтесь со специалистом!

    Вам также может быть интересно:

    Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)

    Оплатить государственную пошлину за регистрацию прав на недвижимость: что важно знать?

    Источник: https://vladeilegko.ru/situations/kak-ustanovit-servitut/

    Публичный сервитут на земельный участок что это такое, плата за сервитут на земельный участок, сервитута земли что это

    Регистрация публичного сервитута земельного участка

    ВНИМАНИЕ. Сервитут является крайним решением возникшей проблемы с земельным пользованием, когда остальные способы исчерпаны.

    Данный способ ограниченного использования нельзя применять для несущественных целей. Например, к участку приходится добираться по короткой дороге, но сделать это по соседней территории намного ближе.

    Оформлять разрешение для сокращения пути недопустимо.
    По своей сути сервитут похож с арендой, разница только в возникновении заключения договора как вынужденной меры решения спора с обеих сторон. Это позволяет собственнику земельного надела наряду с получателем сервитута продолжать использовать обремененную часть участка.

    Земельное обременение накладывается в случаях:

    • обоюдного соглашения сторон, которые желают пользоваться землей наряду с ее собственником;
    • без обоюдного соглашения в принудительном судебном порядке.

    ВАЖНО. Претендовать на регистрацию сервитута может только лицо, которое не располагает возможностями реализации своих прав по эксплуатации чужой земли без специального на то разрешения.

    Разновидности земельных сервитутов

    Сервитуты на земельные участки классифицируются несколькими способами в зависимости от временного фактора использования наделов:

    • срочный — требуется для регистрации определить точный срок действия обременения. Необходимость в договоре возникает, когда требуется срочная прокладка коммуникационных кабелей, труб. После выполнения срочных работ обременение снимается;
    • постоянный — оформляется, когда требуется использовать надел на постоянной основе (например, на участке расположен государственный природный объект);
    • постоянно-временный — фактическое использование территории возникает в определенный момент в течение бессрочного периода.

    Например, ведущую дорогу к собственному участку весной размывает, тогда гражданин договаривается с соседом о проходе через его территорию. Сервитут в таком случае может устанавливаться в бессрочном порядке, но с указанием весеннего периода пользования.

    Согласно правовой стороне накладывания обременения договор классифицируется на частный и публичный. В связи с чем возникает вопрос: что такое частный сервитут на земельный участок и что такое публичный сервитут на земельный участок и в чем их отличие?

    Для граждан в Земельном кодексе дается ответ на определение этих видов:

    1. Что такое частный сервитут на земельный участок —такой вид обременения налагается при затрагивании интересов конкретного землевладельца (физического или юридического). Ограничение устанавливают на основании договора либо судебного решения в пользу землевладельца.
    2. Что такое публичный сервитут на земельный участок —такой вид обременения подразумевает регистрацию в Росреестре согласно законодательным основам либо по нормативно-правовому документу, который приняли на федеральном уровне или муниципалитетом. Часто сервитут публичного образования накладывается при проведении коммуникаций обеспечения и общественного пользования (газ, вода, свет и т.п.).

    Различия между сервитутами

    Договор на ограниченное использование земли отличается по своему содержанию и ситуациям применения:

    • публичный сервитут оформляется согласно потребности введения на ограничения использования земельного надела в государственных интересах или муниципальных, а также для большого круга лиц и частного обеспечения гражданских прав;
    • частный сервитут имеет преимущество в возмездном характере, а публичный отличает безвозмездный. Для первого случая отсутствует плата за обременение, которая осуществляется только в исключительных ситуациях, установленных законом. Для остальных случаев владелец земли располагает правом требовать денежную компенсацию за обременение. Плата может и отсутствовать при отказе землевладельца от нее;
    • основания для возникновения ограниченного использования также отличаются. Ограничения публичных образований основываются на нормативно-правовых документах, а частный обоснован требованиями гражданина-землевладельца, организации или группы граждан.

    Основные причины для регистрации частных сервитутов

    Для регистрации частных сервитутов существует несколько основных причин:

    • требуется проезд или проход к участку земли;
    • возникла необходимость проложить коммуникации;
    • требуется произвести обслуживание и ремонтные работы газового
    • оборудования, электросетей, фасада дома, водопровода и т.п.;
    • требуется установить какой-либо объект на соседней земле;
    • иные случаи, которые не осуществляться без обременения.

    Для регистрации публичных сервитутов предусмотрены случаи использование земли государством, муниципалитетом или местным населением. Среди них основными причинами накладывания обременения являются:

    • требуется проход или проезд через территорию участка частного владельца (например, прокладывание дороги общего значения);
    • проведение коммуникационных сетей общественного пользования;
      предоставление владельцем общего пользования расположенным на его участке государственном объекте (например, природный источник);
    • требуются последовательные работы, которые необходимо провести на частном участке;
    • при расположении надела около прибрежной зоны необходимо сделать через него проход к воде;
    • при проведении работ геодезического характера, прокладывании межи, требуется разместить знаки работ;
    • для получения разрешения на выпас или прогон скота.

    Как устанавливают сервитуты?

    Сервитуты устанавливаются согласно 3 основным вариантам, закрепленным законодательно:

    • На основании подписания резолюции полномочным подразделением местного самоуправления, муниципалитетом или государством.
    • Резолюция принимается в ходе публичного слушания о наложении ограничений.
    • На основании общего соглашения группы землевладельцев или заинтересованных лиц.
    • По судебному постановлению.

    Порядок установления публичного сервитута на земельный участок следующий:

    1. Объявления слушания муниципалитетом или администрацией.
    2. Оформление резолюции.
    3. Оглашение результатов согласования пользования участком — требования, компенсация.
    4. Регистрация сервитута в Росреестре.

    Также существует порядок добровольного согласования по использованию земельного надела и накладывания сервитут на земельный участок находящийся в частной собственности:

    1. Заинтересованное лицо обращается к землевладельцу с просьбой о частичном пользовании землей.
    2. Сторонам необходимо оформить соглашение следующего содержания: графа о согласии землевладельца о накладывании обременения, права сторон, обязательства сторон, цели использования, площадь и координаты требуемой территории, срок пользования.
    3. Далее следует регистрация соглашения в Росреестре.

    Для регистрации потребуются следующие документы:

    • заявление;
    • квитанция об оплате государственной пошлины (для физических лиц — 1 500 рублей, для юридических — 6 000 рублей);
    • соглашение в количестве 3 экземпляров;
    • согласие от третьих лиц требуется когда нужно установление сервитута на земельный участок находящийся в залоге, если надел находится в совместной собственности, ипотечном закладе, аренде.

    ВАЖНО. Действие сервитута начинается с момента прохождения государственной процедуры регистрации. После этого законом разрешается использовать участок земли согласно указаниям в договоре, а собственник имеет право требовать компенсацию.

    Судебное наложение сервитутов

    Если гражданин или заинтересованное лицо желает пользоваться чужой землей, а владелец отказывается, то сервитут можно оформить через судебное разбирательство.

    Если землевладелец не согласен оформлять обременение, даже в ситуации, когда заинтересованное лицо фактически использует землю, то требуется официально получить правомочия на ограниченное использование земельного надела.

    Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок согласно судебному решению:

    • заинтересованное лицо подает иск или ходатайство в суд;
    • предоставляет доказательство о необходимости пользования чужим наделом;
    • если суд видит весомость доказательств, то дает положительное решение для заинтересованного лица;
    • оформляется сервитут и регистрируется в Росреестре;
    • собственнику обремененного надела позволяет назначить компенсационную плату за пользование землей.

    ВНИМАНИЕ. Судебное решение гарантирует беспрепятственную эксплуатацию чужого участка. Без такого документа владелец земли может в любой момент запретить пользоваться своей землей.

    На решение суда по большей части влияет отсутствие у истца альтернативной возможности владеть своим участков без использования чужого надела.

    Например, при близком расположении к участку природных источников судья разрешит его пользование через чужой участок, если это единственный объект воды и, наоборот, запретит, если есть еще общедоступные источники.

    Для доказательной базы заинтересованное лицо должно предоставить 5 фактов:

    1. Отсутствие реальных возможностей по реализации собственных прав без вторжения на чужую землю.
    2. Наличие спора по обременению между соседями.
    3. Обоснованность пользования чужим наделом.
    4. Наличие согласия на денежную компенсацию в разумном размере.
    5. Срок ограничения.

    Перед обращением в суд необходимо:

    • составить соглашение о сервитуте и направить его ответчику;
    • провести землеустроительное исследование для обоснования наложения обременения;
    • провести оценку стоимости пользования чужим наделом.

    Обычно в таких судебных разбирательствах ответчик чинит препятствия для эксплуатации своей земли (возведение забора, закрытый участок, посадка деревьев на месте требуемой закладки коммуникаций и т.п.).

    Истцу стоит учитывать, что накладывание сервитута должно минимизировать неудобства для собственника земельного надела, а также компенсировать обременение.

    Учитывая это, суд устанавливает условия ограниченного пользования, основываясь на принципе разумного баланса прав собственности и интересов сторон.

    Например, когда истцу необходимо проложить водопроводные трубы, в его пользование выделять только ограниченную долю участка для монтажа и настройки. После чего потребуется восстановить первоначальный вид участка.

    СПРАВКА. От судьи требуется выслушать доводы обеих сторон и выбрать наиболее оптимальные условия для накладываемого обременения.

    Например, согласованный маршрут проезда, разумная плата за пользование. Если ситуация затруднительная, то суд по собственной инициативе или желанию одной из сторон может назначить проведение землеустроительной экспертизы для решения спорного момента.

    Плата за использование земли

    Законодательством разрешено землевладельца требовать плата за публичный сервитут на земельный участок, чтобы компенсировать его эксплуатацию. Размер компенсации и порядок ее выплаты определяется решением сторон или судьей.

    Размер выплат согласуется на основании общего правила определения:

    • расчет оплаты исходит из соразмерности материальной выгоды от использования земли без обременения.

    Например, собственник может требовать сумму равную арендной плате или по стоимости площади нужного участка.

    На размер платежей за сервитуты также влияют факторы:

    • действительные расходы владельца земельного участка — поддержание состояния дороги, очистка прохода к источнику, освобождение места под закладку коммуникаций;
    • характер использования земли, на которую накладывается обременение;
    • размер понесенного ущерба;
    • упущенная выгода.

    ВНИМАНИЕ. Стороны не обязаны руководствоваться правилами определения расчета, если у них имеются свои основания для размера оплаты либо предусмотрено безвозмездное пользование наделом. При возникновении спора на этой почве суд может назначить специальную экспертизы для назначения суммы.

    Прекращение действия сервитута

    Обременение прекращает свое действие в следующих случаях:

    • окончился срок соглашения;
    • стороны договорились о снятии ограничения;
    • исчерпались основания для ограничения;
    • изменились требования к форме пользования землей;
    • иные ситуации.

    Прекращение обременения наступает после погашения его в Росреестре. Для этого необходимо составить заявление и приложить пакет документов:

    • судебный акт;
    • договор;
    • соглашение сторон и прочее.

    ВАЖНО. В ситуации, когда меняется собственник обремененной территории или пользователь сервитута, условия ограниченного пользования не меняются. Например, при заключении договора купли-продажи в документе было указано обременение на участок. После покупки новый владелец должен его соблюдать.

    Также в ГК указано — можно ли обременить сервитутом весь земельный участок. Данный вид обременения не применяется, так как будет нарушать права собственности. Решить проблему с обременением поможет согласие владельца сдать полностью участок в аренду и продать его заинтересованному лицу.

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.