Публичных сервитутов

Содержание

Порядок установления публичного сервитута на земельный участок

Публичных сервитутов

Сервитут устанавливается на земельный участок в тех случаях, когда это является единственным вариантом для нормального функционирования того участка, который находится в худшем положении.

Как именно происходит процедура установления сервитута и каких проблем стоит опасаться?
Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

  • 8 (800) 600-36-07 –Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Задать вопрос

Для чего устанавливается?

Вопросы, связанные с
регламентируются Земельным и Гражданским законодательством Российской Федерации. Закон разрешает абсолютно любому собственнику недвижимого имущества требовать от обладателя смежного участка возможность ограниченно использовать его по назначению.

https://www..com/watch?v=ytadvertise

На основании этого заключения можно сделать вывод о том, что сервитут является не только обременением, но и вещным правом, которое может иметь как временный, так и постоянный характер.

Однако устанавливаться такой вид обременения на земельный участок может только при наличии соответствующих оснований. Всего их три:

  1. Это изданный акт Российской Федерации, который имеет нормативно правовой характер.
  2. Акт, который издан субъектом Российской Федерации.
  3. И наконец, локальный акт от органа местного самоуправления, который тоже имеет нормативный характер.

При этом, основные условия установления сервитута заключаются в том, что он не должен мешать собственникам распоряжаться своим земельным наделом.

У введения сервитута на земельный участок есть несколько целей, для обеспечения достижения которых он устанавливается. Рассмотрим самые основные:

  • Беспрепятственный проезд или проход через участок.
  • Возможность проведения дренажных работ.
  • Осуществление рыболовства, охоты.
  • Возможность получения неограниченного доступа к прибрежной полосе.
  • Временное использование для проведения исследований или иных изыскательских работ.
  • Возможность прогона скота на прямую через участок.

Основные причины для регистрации частных сервитутов

  • для проезда автотранспорта/прохода людям;
  • необходимо прокладывать коммуникации;
  • для обслуживания и ремонта газо/электро/гидромагистралей, фасадов домов и т.п.;
  • возникла необходимость установки каких-то объектов на соседней земле;
  • появились иные причины для установления обременения, без которого невозможно реализовывать права.

Публичный сервитут предусматривает пользование землей самим государством, муниципалитетом либо местным населением.

Наиболее распространенными причинами наложения публичных сервитутов выступают:

  • необходимость проезда или прохода по территории участка, принадлежащего частному лицу (например, дорога общего пользования проходит по участку);
  • проведение коммуникаций для общественных нужд;
  • предоставление населению возможности использовать природный источник воды;
  • исследовательские изыскания, проводимые на территории соответствующего участка;
  • обеспечение свободного прохода к прибрежной зоне;
  • размещение на земле знаков для проведения геодезических работ, межевания;
  • выпас, прогон скота.

Органы, принимающие решение о проведении процедуры

В зависимости от места вашего проживания, а также от самого земельного надела, зависит и орган, который будет принимать решение о возможности или невозможности установки публичного сервитута.

где бумаги будут рассматриваться специально созданной комиссией.

Например, возьмём Пензенскую область. Документы, которые позволяют получить разрешение об установлении сервитута будет выдавать местное правительство. А значит, рассматривать обращение будут органы местного самоуправления.

Тоже самое касается и других субъектов Российской Федерации.

Важно! Если речь идёт о более маленьком объекте или населенном пункте, то в таком случае нужно ехать в местную администрацию с целью получить разрешение или направление в областной орган власти для того, чтобы обращение была рассмотрено.

Принятие решения

После того как заявление подано, оно будет рассматриваться в установленные сроки. Все будет зависеть от того, кем является субъект, и в каком регионе происходит данный процесс. В каждом регионе составляются свои территориальные акты с индивидуальными требованиями и правилами. Единственное исключение – населенные пункты федерального значения.

Заявление рассматривается на специальном слушании, после которого выносят решение. Законодательно не установлена регламентированная форма таких собраний, поэтому данное слушание может быть приравнено к гражданскому собранию.

Проведенное собрание обязательно протоколируется. В документе указываются повестка дня, вынесенное решение, количество собравшихся.

Хотя ЗК РФ не обязует собирать такого рода слушания, но на них проще принять решение, а также в дальнейшем есть на что ссылаться, если возникнут спорные вопросы.

Источник: https://bogunskaia.ru/zhile/poryadok-ustanovleniya-publichnogo-servituta.html

Публичный сервитут на земельный участок: границы зон действия, протокол слушаний, установление, кадастровый учет

Публичных сервитутов

Наряду с частным обременением существует еще одна его разновидность – публичный сервитут. Его отличительной чертой является то, что он утверждается только решением органа госвласти, при этом земельный надел не изымается в пользу государства. Об особенностях публичного обременения и способах его установления речь пойдет ниже.

Что такое публичный сервитут

Публичный или государственный сервитут это:

  • Субъективное право (собственник земли вправе требовать оформления обременения от землевладельца смежного надела для ограниченного пользования).
  • Способ обременения.
  • Оформляется на постоянной основе или носит бессрочный характер.

Признаки публичного обременения:

  • Его утверждение происходит для обеспечения общественного или государственного интереса.
  • Оформление происходит на основании правового акта.
  • Основанием вынесения акта являются итоги общественных заседаний.

Оформление публичного обременения необходимо для осуществления следующих целей:

  1. Перемещение (передвижение) через участок.
  2. Территория чужого участка необходима для проведения ремонтных работ, связанных с коммунальными, инженерными линиями и электросетями, а также объектов дорожного благоустройства.
  3. Выполнение дренажных мероприятий.
  4. Для осуществления водозабора из объектов водного фонда.
  5. Для обеспечения прогона и выпаса с/х животных.
  6. Для осуществления работ по сенокошению в определенный сезонный период.
  7. Для организации охоты и рыболовства.
  8. Для проведения временных геодезических работ, а также проведения исследований.
  9. Обеспечение свободного прохода к прибрежной линии водного объекта.

Данный список не является исчерпывающим.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативно-правовым актом:

  • законодательным актом;
  • другим НПА РФ;
  • НПА субъекта РФ;
  • НПА органа местного самоуправления.

Утвержденное обременение не должно никаким образом затруднять эксплуатацию участка его владельцем.

В случае возникновения таких «преград» землевладелец вправе потребовать изъятия (выкупа) своего участка государством с предоставлением аналогичного либо с полной компенсацией убытков.

Для этого лицо, чьи интересы нарушены, обращается в уполномоченный орган с предоставлением полного расчета убытков. Данную калькуляцию выполняет специализированная организация на момент выплаты компенсации.

В результате рассмотрения подобных заявлений собственника уполномоченный орган принимает следующие меры в течение месячного срока:

  • изымает участок у собственника путем выкупа с компенсацией убытков;
  • предоставляет равнозначный участок с компенсацией убытков;
  • производит соразмерные выплаты;
  • отказывает в требовании.

Далее мы расскажем про границы зон действия публичных сервитутов: что это такое и для чего требуется.

Границы зон действия

В процессе подготовки проектной документации возникают вопросы по оформлению пределов зон действия государственных обременений.

На законодательном уровне определен порядок проведения кадастровых мероприятий по созданию земельных наделов, а также постановке их на кадастровый учет.

Следовательно, участок считается сформированным, когда все данные о нем занесены в кадастровый реестр.

Перед подготовкой проектной документации по межеванию земли исполнитель имеет дело с двумя типами участков:

  1. Полностью сформированные участки (состоящие на кадастровом учете).
  2. Участки, находящиеся на стадии формирования, которым впоследствии предстоит пройти процедуру по проведению кадастровых мероприятий (к таким участкам относятся земли, на которых планируется разместить объекты капитального строительства государственного значения).

В отношении первого типа участков пределы зон действия публичных обременений в проекте межевания должны определяться на основании НПА органа местного самоуправления, которые уже приняты на момент составления проекта. В данной ситуации в проекте закреплено существующее положение земельных правоотношений на местности («status quo»).

Кадастровый учет

Оформление публичного сервитута на участок возможно только после того, как он пройдет официальную процедуру кадастрового учета. Обременение может быть утверждено на всю территорию участка или на конкретную его часть.

Постановка на учет означает внесение данных об утверждении публичного обременения в государственный кадастр объектов недвижимости.

Данный учет уполномочено осуществлять специализированное агентство (Роснедвижимость), а также его территориальные управления и подразделения.

Для учета необходимо представить заявление и перечень документации, среди которой обязательным является наличие межевого плана публичного обременения с указанием границ его действия.

Виды обременений

Разграничение осуществляется на основании целей их утверждения. Кроме описанных выше задач, обременение может оформляться в отношении следующих объектов:

  • Водный фонд (сервитут определяет ограниченное право каждого гражданина пользоваться объектами водного фонда общего пользования; публичный водный сервитут оформляется для забора водных ресурсов без специальных технических приспособлений, для организации водопоя с/х животных, для передвижения небольших плавательных средств).
  • Лесной фонд (сервитут предполагает возникновение права у граждан беспрепятственного и бесплатного нахождения на территории объектов лесного фонда, сбора и использования пищевых лесных ресурсов, участия в различных незапрещенных мероприятиях).
  • Публичный сервитут на дорогу — участки территории в пределах зон отвода автодорог общего пользования федерального значения (публичные обременения устанавливаются для проведения работ по прокладке, переносу и переоборудованию технических коммуникаций и их использованию).

Далее мы поговорим про порядок установления публичного сервитута на земельный участок.

Процедура оформления

Итак, как установить публичный сервитут на земельный участок? Утверждение его проходит несколько последовательных стадий.

Обращение с заявлением

Правом подачи наделены граждане и организации, госорганы или органы на местах. До сих пор в законодательстве существует недочет в урегулировании вопроса о том, в какой орган обращаться с заявлением. Практика сводится к тому, что для оформления публичного обременения необходимо обращаться либо к законодательным органам, либо органам исполнительной власти.

Заявление должно содержать следующую информацию:

  • данные об участке, на котором планируется установить обременение.
  • цели его утверждения;
  • период действия обременения;
  • данные о землевладельцах;
  • данные о заинтересованных лицах.

Рассмотрение заявления

Федеральным НПА определяется соответствующий орган, который уполномочен рассматривать заявление и заниматься мероприятиями по оформлению публичного обременения. Данный документ также содержит указание на временные рамки рассмотрения подобного заявления вместе с представленными документами.

Акты, имеющие федеральное значение, не содержат подобных требований.

Организация и проведение публичных заседаний

Данное мероприятие представляет собой одну из разновидностей участия населения в решении публичных вопросов. Результатом таких слушаний должен стать протокол, который устанавливает мнение лиц, участвующих в собрании, по установлению публичного обременения.

В данной процедуре принимают участие:

  • заинтересованное население конкретной территориальной единицы;
  • лица, представляющие интересы организаций, которые расположены на конкретной территории;
  • землевладелец, на участке которого планируется установить обременение;
  • лица, представляющие интересы органа госвласти или местного самоуправления.

Принятие решения и издания НПА

Решение об установлении обременения должно содержаться в НПА с указанием следующих данных о:

  • земельном участке;
  • его месте нахождения;
  • кадастровом номере, который присваивается в процессе проведения межевания границ участка;
  • землевладельце, чей участок обременяется;
  • наименовании обременения и его содержание;
  • периоде действия обременения и иные условия.

Процедура регистрации

Обременение начинает действовать с момента его госрегистрации – внесения сведений о нем в ЕГРП.

Особенности

Публичное обременение регистрируется при наличии сведений в Реестре о ранее возникших правах на землю. Для регистрации необходим следующий перечень документов:

  • заявление от органа госвласти или органа местного самоуправления, издавшего постановление об установлении публичного сервитута;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • подтверждение полномочий представителя;
  • НПА, которым установлено публичное обременение;
  • кадастровый план с отображением границ действия обременения при его установлении только на часть участка.

Регистрирующий орган вправе запросить и иные документы.

Далее мы расскажем про протокол общественных слушаний по установлению публичного сервитута.

Протокол общественных слушаний

Итогом общественных заседаний являются следующие документы:

  • список участников;
  • протокол общественного слушания;
  • перечень поступивших вопросов и примечаний.

Однако определяющим документом является протокол, который должен содержать следующую информацию:

  • место проведения заседания;
  • обсуждаемый вопрос;
  • участники с описанием их мнения по установлению публичного обременения;
  • результаты публичного заседания с указанием числа лиц, проавших «за», «против» и «воздержались»;
  • итоговое решение.

Нормы земельного законодательства предписывают, что для принятия решения об оформлении публичного обременения итоги заседания лишь принимаются во внимание.

Постановление об установлении обременения

На основании итогового решения общественного заседания госорган выносит постановление об установлении публичного обременения. Данный документ содержит:

  • решение об установлении обременения;
  • сведения об участке с указанием кадастрового номера, места расположения;
  • цели оформления сервитута;
  • распоряжение по прохождению процедуры госрегистрации конкретной организации;
  • распоряжение по публикации документа в официальных СМИ;
  • указание конкретного лица, который обязан осуществлять контроль над исполнением постановления.

Следующее видео расскажет еще больше о публичных сервитутах, их установлении, оспаривании и подобных нюансах:

Источник: http://urned.net/zemelnoe-pravo/servitut/publichnyj.html

Что такое сервитут земельного участка и какие бывают виды

Публичных сервитутов

Обладание правом собственности на землю в идеале, подразумевает беспрепятственное распоряжение ею как таковой по воле владельца. При таком статусе, несанкционированный доступ посторонних лиц к земле фактически запрещен.

В то же время, законодатель позволяет установить сервитут земельного участка, позволяющего частично обойти данный запрет, причем исключительно законно.

Конкретные виды сервитута предоставляют право пользования участком земли лицам, чьи законные интересы ущемлены препятствиями образованные чужой собственностью.

Юридическое и обывательское понятие сервитута

Сервитут это узаконенное право третьих лиц ограниченного пользования землей собственника.

Для определения понятия сервитута, смоделируем типичную ситуацию, при которой он реально допустим.

Предположим, что на некой территории имеется плотная частная застройка жильем, в начале и в конце которой находится естественное образованное препятствие, например, скала и река.

За ней планируется провести, срочные ремонтные работы на режимном объекте либо построить новый микрорайон. Нужна дорога, и возможно место для прокладки иных коммуникаций.

Обойти естественно образовавшееся препятствие с краев жилого массива, не представляется возможным. Слишком дорого, долго, с точки зрения затрат финансов и времени, а также не соответствия цели. Остается только один выход, ограничить право пользования собственников, сделав по их земле проход.

Этот момент наглядно демонстрирует самое важно условие сервитута – получение разрешения при отсутствии альтернативы.

Теперь дадим определение самому понятию. С точки зрения Земельного кодекса России и ГК РФ, сервитут-это двухсторонняя сделка, с вытекающими из ее сути правами и обязанностями сторон.

Одна сторона (заявитель), получает обеспеченное законом право беспрепятственного пользования не принадлежащим ему участком земли. Другая сторона, ее текущий владелец (собственник, арендатор и т.д.

) отчуждает часть своей земли в пользу заявителя, в том числе на возмездной (платной) основе.

Следовательно, сервитут создается для обеспечения особенного режима правового регулирования земельных отношений, отличающегося от первоначального.

Виды сервитута

Как правило, сервитут устанавливается в отношении земли разной формы собственности, с обязательной регистрацией в ЕГРН и может быть получен:

  • Путем заключения письменного договора сторон;
  • Нормативно-правовым актом;
  • Судебным решением.

В соответствии с этим, подразделяют временный и постоянный сервитут, частного (личного) и публичного (общественного) характера.  Сервитуты не имеют фиксированных нормативных параметров, устанавливаются как на небольшой территории, так и на сотнях гектарах земли:

  1. Для организации проезда;
  2. Проведения работ (геологоразведка недр, водных ресурсов и т.д.);
  3. Прокладки коммуникаций;
  4. Для заготовок продукции и сельскохозяйственных нужд.

Частный сервитут в большинстве своем имеет временное значение, для целей обеспечения проезда техники с грузом на время строительства либо подготовке к нему. Однако иногда требуется и постоянный сервитут, например, для создания полноценного прохода к участку соседа.

Частный сервитут, говоря простым языком, представляет собой письменную договорённость между физическими лицами.

Закрепить право и обязанности сторон в этом случае также необходимо закрепить нотариально с последующей регистрацией в Росреестре.

Скачать договор сервитута земельного участка

Условия и порядок распоряжения объектом сервитута, обговариваются сторонами самостоятельно. И лишь в случаях возникновения спора, непреодолимые разногласия решаются в судебном порядке.

Обращение в суд с исковым заявлением, отнюдь не гарантирует удовлетворение всех требований заявителя.

Сервитут может быть получен лишь при соблюдении обстоятельств, с учетом здравого смысла и потенциальной возможности хозяина земли.

Публичный сервитут изначально имеет иной порядок установления.

С помощью федерального законодательства, например, ФЗ «О недрах», а также нормативно правовых актов органов власти субъектов РФ и муниципальных образований, закрепляется специальный режим сервитута. Они заранее предусматривают в отношении земель частных владений публичный сервитут на постоянной основе.

А их действующим и потенциальным владельцам приходиться фактически нести соответствующие обязанности, если частные наделы станут препятствием в осуществлении общественно значимых мероприятий. Например, для целей организации доступа к месторождению нефти, оленеводы обязаны сократить размеры пастбища.

Однако и здесь нередки случаи оспаривания земельных прав.  Собственники обжалуют решения органов власти, так как считают, что имеются альтернативные пути. Также собственник имеет право на компенсацию в денежном выражении. Но, как показывает практика, добиться взыскания возможно лишь через суд.

Говоря простым языком, именно благодаря публичным сервитутам, общество получило неограниченное право доступа к водоемам и лесам.

Особенности сервитута

Первое, что важно отметить это заявительный характер сервитута, он не может иметь юридически значимых последствий, если:

  • Не достигнуто согласие сторон (кроме публичных сервитутов);
  • Не соблюдена письменная форма оформления и регистрация в порядке, установленном законом (для частных);

Во всех случаях сервитут в договоре регистрируется в течение 18 дней с момента обращения в Росреестр. В зависимости от назначения сервитута и вида земли, заявителем в соответствии со ст. 333. 33 НК РФ оплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей. А если это земли сельхоз назначения, то ее размер существенно ниже: 350 рублей.

Совет: Обязательно иметь при подаче документов среди прочих техническую документацию на землю. Если это не возможно, как в споре с физическими лицами, то можно ходатайствовать перед судом об истребовании таких доказательств.  Обеспечение сервитута, в случаях установки его в суде, порядок реализации заявителем своих прав поддерживается службой судебных приставов.

Выводы

Сервитут это особый порядок пользования землей, не принадлежащей его заявителю. Есть два вида сервитута частный и публичный, устанавливаемые как на определенный срок, так и бессрочно. Для публичного сервитута необходим закон либо иной нормативно правовой механизм создаваемый органом местной власти либо субъектом РФ.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/chto-takoe-servitut/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.