Публичные сервитуты не могут устанавливаться для

Содержание

Публичный сервитут – передел земельной собственности монополиями

Публичные сервитуты не могут устанавливаться для

На каж­дый земель­ный уча­сток (ЗУ) по тре­бо­ва­нию граж­дан­ских, юри­ди­че­ских лиц или в инте­ре­сах госу­дар­ства воз­мож­но вре­мен­ное или бес­сроч­ное нало­же­ние част­но­го или пуб­лич­но­го серви­ту­та. Уста­нов­ле­ние серви­ту­та явля­ет­ся фор­мой обре­ме­не­ния зем­ли:

  • поль­зо­вать­ся мож­но не всей пло­ща­дью ЗУ (из нее вычи­та­ет­ся раз­мер участ­ка под серви­тут);
  • про­ис­хо­дят денеж­ные поте­ри при про­да­же ЗУ или из-за нере­а­ли­зо­ван­ных воз­мож­но­стей;
  • ино­гда воз­ни­ка­ют издерж­ки боль­шие, чем пред­по­ла­га­лось, вплоть до пол­ной поте­ри наде­ла.

Наи­бо­лее обре­ме­ни­тель­ным явля­ет­ся бес­сроч­ный пуб­лич­ный серви­тут.

Публичный сервитут — самая тяжкая форма обременения

Преж­де чем читать даль­ше, пред­ла­га­ем озна­ко­мить­ся со ста­тьей, рас­кры­ва­ю­щей поня­тие “серви­тут”, виды серви­ту­тов, поря­док уста­нов­ле­ния и пре­кра­ще­ния.

П. 5, ст. 23 ЗК гла­сит о том, что бре­мя серви­ту­та долж­но быть мини­маль­ным для кон­крет­но­го ЗУ. То есть недо­пу­сти­мо, когда из-за обре­ме­не­ния у земель­ных соб­ствен­ни­ков воз­ни­ка­ют боль­шие неудоб­ства, финан­со­вые поте­ри, мораль­ный ущерб.

Этот осно­во­по­ла­га­ю­щий пункт часто игно­ри­ру­ет­ся в судах, рас­смат­ри­ва­ю­щих спо­ры. Вла­де­лец зем­ли фак­ти­че­ски бес­си­лен перед госу­дар­ствен­ны­ми моно­по­ли­я­ми.

В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю

  • Част­ный серви­тут на земель­ный уча­сток пре­сле­ду­ет лич­ные инте­ре­сы и накла­ды­ва­ет­ся по прось­бе отдель­ных лиц:
    • напри­мер, граж­дане, стро­я­щие дом, про­сят у сосе­да раз­ре­ше­ние вре­мен­но исполь­зо­вать часть его участ­ка для подъ­ез­да транс­пор­та;
    • что­бы не обхо­дить чей-то неудоб­но рас­по­ло­жен­ный земель­ный надел, сосе­ди про­сят его хозя­и­на раз­ре­шить про­во­дить скот на паст­би­ще через свою тер­ри­то­рию.
  • Пуб­лич­ный серви­тут уста­нав­ли­ва­ет­ся в госу­дар­ствен­ных и обще­ствен­ных инте­ре­сах, может ини­ци­и­ро­вать­ся госу­дар­ством, хотя воз­мо­жен так­же по ини­ци­а­ти­ве груп­пы граж­дан:
    • вбли­зи жилой зоны пред­по­ла­га­ют­ся зале­жи полез­ных иско­па­е­мых, и госу­дар­ство реша­ет начать гео­ло­го­раз­ве­доч­ные рабо­ты — на ЗУ, попа­да­ю­щие в зону раз­ра­бот­ки, будет нало­же­но обре­ме­не­ние;
    • жите­ли сто­лич­ных при­го­ро­дов обра­ща­ют­ся с прось­бой к субъ­ек­ту феде­ра­ции постро­ить доро­гу или вет­ку мет­ро, кото­рые невоз­мож­но про­ве­сти без затра­ги­ва­ния инте­ре­сов земель­ных соб­ствен­ни­ков;
    • при­ня­то реше­ние о про­кла­ды­ва­нии новой вет­ки газо­про­во­да.
  • Част­ный серви­тут уста­нав­ли­ва­ет­ся в доб­ро­воль­ном или судеб­ном поряд­ке (по вза­им­но­му согла­ше­нию или реше­нию суда): при воз­ник­но­ве­нии кон­флик­та сто­ро­на, пре­тен­ду­ю­щая на огра­ни­чен­ное пра­во поль­зо­ва­ния зем­лей, обра­ща­ет­ся с иском в суд.
  • Пуб­лич­ный серви­тут на земель­ный уча­сток накла­ды­ва­ет­ся без суда при­ня­ти­ем нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го акта или зако­на.
  • При вве­де­нии ЧС вла­де­лец ЗУ име­ет пра­во на денеж­ную ком­пен­са­цию, соот­вет­ству­ю­щую его поте­рям из-за появив­ше­го­ся бре­ме­ни: цена серви­ту­та ука­зы­ва­ет­ся в согла­ше­нии или судеб­ном поста­нов­ле­нии.
  • Поправ­ка в законе (п. 7, ст. 23), преду­смат­ри­ва­ю­щая ком­пен­са­цию хозя­и­ну ЗУ при появ­ле­нии труд­но­стей из-за нало­же­ния пуб­лич­но­го серви­ту­та, с 2015 г. утра­ти­ла свою силу.

Что общего в частном и публичном сервитуте

  • И при част­ном, и при пуб­лич­ном серви­ту­те вла­де­лец не теря­ет прав соб­ствен­но­сти и может совер­шать все сдел­ки с земель­ным участ­ком.
  • Бре­мя при уступ­ке прав пере­хо­дит к ново­му соб­ствен­ни­ку.
  • Серви­тут офи­ци­аль­но уста­нав­ли­ва­ет­ся после госу­дар­ствен­ной реги­стра­ции (п.9, ст.23).

Установление публичного сервитута на земельный участок

Уста­но­вить серви­тут могут:

  • пра­ви­тель­ство РФ;
  • субъ­ек­ты Феде­ра­ции (рес­пуб­ли­ки, края, обла­сти, окру­га, горо­да Москва, Санкт-Петер­бург, Сева­сто­поль);
  • ОМСУ (орга­ны мест­но­го само­управ­ле­ния).

Цели веде­ния:

  • обес­пе­че­ние про­хо­да (про­ез­да) через ЗУ, в т.ч. к вод­ным объ­ек­там и бере­го­вым зонам;
  • ремонт инже­нер­но-тех­ни­че­ских линий, ком­му­ни­ка­ций, дорог, ж/д путей, транс­порт­ных оста­но­вок и стан­ций (поря­док про­ве­де­ния регу­ли­ру­ет­ся гла­вой 4, зако­на N 257-ФЗ);
  • забор воды в водо­е­мах;
  • сено­кос и паст­би­ща;
  • охо­та, рыбал­ка, раз­ве­де­ние рыбы;
  • про­гон домаш­не­го ско­та;
  • дре­наж­ные рабо­ты на ЗУ;
  • про­ве­де­ние раз­ме­же­ва­ния, гео­де­зи­че­ских, гра­ви­мет­ри­че­ских работ;
  • про­ве­де­ние гео­ло­го-раз­ве­ды­ва­тель­ных работ, раз­лич­ных иссле­до­ва­ний (обре­ме­не­ние накла­ды­ва­ет­ся на опре­де­лен­ный срок).

Серви­тут на заре­зер­ви­ро­ван­ные госу­дар­ством или ОМСУ зем­ли может быть толь­ко вре­мен­ным, при этом пери­од его дей­ствия не пре­вы­ша­ет сро­ка резер­ва­ции.

Поря­док уста­нов­ки пуб­лич­но­го серви­ту­та таков:

  • Пода­ча заяв­ле­ния от име­ни заин­те­ре­со­ван­ных лиц.
  • Обще­ствен­ные слу­ша­ния.
  • При­ня­тие зако­на или нор­ма­тив­но­го акта.
  • Реги­стра­ция в ЕГРН.

Как подается заявление

Заин­те­ре­со­ван­ные лица (граж­дан­ские или юри­ди­че­ские), в том чис­ле пред­став­ля­ю­щие госу­дар­ствен­ные инте­ре­сы, обра­ща­ют­ся с заяв­ле­ни­ем в пра­во­моч­ные ком­пе­тент­ные орга­ны (пра­ви­тель­ства РФ, субъ­ек­тов РФ, ОМСУ). Выбор инстан­ции зави­сит от того, на каком уровне реша­ет­ся вопрос.

В заяв­ле­ние содер­жат­ся све­де­ния:

  • о ЗУ (адрес или место­по­ло­же­ние, пло­щадь);
  • виде и цели серви­ту­та;
  • сро­ке обре­ме­не­ния;
  • соб­ствен­ни­ках земель­но­го участ­ка;
  • лицах, в инте­ре­сах кото­рых вво­дит­ся обре­ме­не­ние.

Заяв­ле­ние рас­смат­ри­ва­ет­ся, затем выно­сит­ся реше­ние. Если оно поло­жи­тель­но, то даль­ше насту­па­ет инте­рес­ный этап — обще­ствен­ные слу­ша­ния.

Какую роль играют общественные слушания в публичном сервитуте

Самую мини­маль­ную. Этот этап сего­дня име­ет чисто фор­маль­ное зна­че­ние: вро­де бы госу­дар­ство при­слу­ши­ва­ет­ся к мне­нию наро­да, но с дру­гой сто­ро­ны оно носит “реко­мен­да­тель­ный” харак­тер:

Обще­ствен­ные слу­ша­ния не явля­ют­ся обя­за­тель­ным осно­ва­ни­ем для при­ня­тия реше­ния, уста­нав­ли­вать пуб­лич­ный серви­тут или нет.

То есть госу­дар­ствен­ные мужи послу­ша­ют, и все рав­но сде­ла­ют по-сво­е­му. Что такое пуб­лич­ные слу­ша­ния, точ­но неиз­вест­но, так как это опре­де­ле­ние отсут­ству­ет в зако­нах. Может это собра­ние наро­да на пло­ща­ди? Пуб­лич­ные деба­ты или опро­сы обще­ствен­но­го мне­ния? Очень похо­жи обще­ствен­ные слу­ша­ния на собра­ния ТСЖ, кото­рые ниче­го не реша­ют.

Слу­ша­ния долж­ны вестись по про­то­коль­ной фор­ме:

  • все выступ­ле­ния, точ­ки зре­ния, воз­ра­же­ния, мне­ния “за” и “про­тив” запи­сы­ва­ют­ся;
  • ука­зы­ва­ют­ся пас­порт­ные дан­ные участ­ни­ков деба­тов.

Принятие нормативно-правового акта

После одоб­ре­ния заяв­ле­ния орга­ны, куда оно посту­пи­ло, при­ни­ма­ют нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт (НПА), раз­ре­ша­ю­щий вве­де­ние серви­ту­та. Если реше­ние при­ни­ма­ет­ся на госу­дар­ствен­ном уровне пра­ви­тель­ством, то выпус­ка­ет­ся соот­вет­ству­ю­щий закон или поста­нов­ле­ние.

Пра­во­вые доку­мен­ты под­твер­жда­ют вид и цели серви­ту­та, ука­зы­ва­ют срок, на кото­рый он уста­нав­ли­ва­ет­ся. Обя­за­тель­но при­ла­га­ют­ся:

  • дан­ные о место­по­ло­же­нии участ­ка, его пло­ща­ди;
  • ситу­а­ци­он­ный план ЗУ с ука­за­ни­ем гра­ниц;
  • кадаст­ро­вый номер участ­ка;
  • све­де­ния о физи­че­ских (юри­ди­че­ских) лицам, кото­рым при­над­ле­жит земель­ный уча­сток.

Регистрация публичного сервитута

Серви­тут всту­па­ет в юри­ди­че­скую силу толь­ко после реги­стра­ции в ЕГРН.

Для реги­стра­ции необ­хо­ди­мы такие доку­мен­ты:

  • Заяв­ле­ние соб­ствен­ни­ка по стан­дарт­ной фор­ме о реги­стра­ции.
  • Кадаст­ро­вый план с ука­зан­ны­ми гра­ни­ца­ми серви­ту­та.
  • Нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт.
  • Кви­тан­ция об упла­те госу­дар­ствен­ной пошли­ны.
  • Дове­рен­ность (если инте­ре­сы соб­ствен­ни­ка пред­став­ля­ет дру­гое лицо).

Реги­стра­ция осу­ществ­ля­ет­ся не сра­зу после пода­чи заяв­ле­ния, так как тре­бу­ет­ся вре­мя для вне­се­ния изме­не­ния в кадаст­ро­вый план, кото­рый выпол­ня­ет­ся инже­не­ра­ми отде­ла зем­ле­устрой­ства.

Акту реги­стра­ции серви­ту­та при­сва­и­ва­ет­ся инди­ви­ду­аль­ный номер в Росре­ест­ре.

Как происходит межевание при публичном сервитуте

Меже­ва­ние ЗУ — бук­валь­но озна­ча­ет уста­нов­ку гра­ниц земель­но­го участ­ка при помо­щи колы­шек, дюбе­лей и дру­го­го инвен­та­ря. Оно необ­хо­ди­мо для полу­че­ния кадаст­ро­во­го пас­пор­та ЗУ в ЕГРН.

  • Тех­ни­че­ские земель­ные инже­не­ры про­ве­ря­ют уста­нов­лен­ные гра­ни­цы и состав­ля­ют кадаст­ро­вый план участ­ка.
  • После это­го про­во­дит­ся реги­стра­ция прав соб­ствен­ни­ка на зем­лю.
  • Если нало­жен серви­тут, при­хо­дит­ся про­во­дить опять меже­ва­ние для опре­де­ле­ния новых гра­ниц и вно­сить поправ­ки в кадаст­ро­вый план.

Воз­ни­ка­ет мно­го воло­ки­ты с оформ­ле­ни­ем доку­мен­тов на зем­лю. Неко­то­рые соб­ствен­ни­ки, что­бы не ходить в Росре­естр два­жды, поку­па­ют уча­сток, не реги­стри­ру­ют его, а вна­ча­ле про­во­дят меже­ва­ние ЗУ с уче­том серви­ту­та. И толь­ко затем идут на реги­стра­цию. Такое воз­мож­но, если хозя­ин участ­ка точ­но зна­ет, что на его земель­ный надел будет нало­жен ПС.

Но нель­зя пола­гать­ся на слу­хи или про­ек­ты зако­нов, кото­рые очень часто не утвер­жда­ют­ся зако­но­да­тель­ством. Поэто­му луч­ше все­го про­во­дить меже­ва­ние уже после при­ня­то­го нор­ма­тив­но­го акта об уста­нов­ле­нии пуб­лич­но­го серви­ту­та на земель­ный уча­сток.

Может ли собственник отстоять свои права

Непри­ят­ные момен­ты при уста­нов­ле­нии пуб­лич­но­го серви­ту­та:

  • соб­ствен­ни­ку не гаран­ти­ру­ет­ся ком­пен­са­ция за поне­сен­ный ущерб;
  • раз­мер бре­ме­ни может ока­зать­ся гораз­до боль­ше обе­щан­но­го.

Что делать?

Постра­дав­ший име­ет пра­во обра­щать­ся в судеб­ные инстан­ции при ущем­ле­нии сво­их инте­ре­сов (п. 8, ст. 23). Пуб­лич­но-пра­во­вые отно­ше­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся адми­ни­стра­тив­ны­ми суда­ми, поэто­му необ­хо­ди­мо пода­вать адми­ни­стра­тив­ный иск.

Обид­но, что зако­но­да­тель­ство боль­ше не преду­смат­ри­ва­ет обя­за­тель­ную опла­ту издер­жек соб­ствен­ни­ка, как при ЧС, хотя госу­дар­ство может про­явить “доб­ро­ту”:

  • напри­мер, снять серви­тут (за нена­доб­но­стью или по окон­ча­нии сро­ка резер­ва­ции зем­ли);
  • изъ­ять ЗУ у соб­ствен­ни­ка пол­но­стью, а вза­мен предо­ста­вить ему ком­пен­са­цию или ана­ло­гич­ный уча­сток.

Пример судебной тяжбы

Отсто­ять свои пра­ва соб­ствен­ни­ку при нало­же­нии пуб­лич­но­го серви­ту­та в реаль­но­сти очень труд­но. Суды пер­вой инстан­ции, исполь­зуя бюро­кра­ти­че­ские зако­выр­ки в зако­нах, часто откло­ня­ют иски.

При­ме­ром явля­ет­ся сле­ду­ю­щий слу­чай.

  • В гра­ни­цах села N уста­но­ви­ли пуб­лич­ный вре­мен­ный серви­тут на про­ход граждан(проезд) к водо­е­му и бере­гу.
  • Соб­ствен­ник M. подал иск в адми­ни­стра­тив­ный суд с наме­ре­ни­ем оспо­рить дан­ный нор­ма­тив­ный акт:
    • пра­во огра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния его земель­ны­ми участ­ка­ми воз­ник­ло у неогра­ни­чен­но­го кру­га лиц;
    • у мест­ной адми­ни­стра­ции были дру­гие воз­мож­но­сти орга­ни­за­ции сво­бод­но­го про­ез­да (про­хо­да) к водо­е­му.
  • Пер­вой судеб­ной инстан­ци­ей иск был откло­нён на том осно­ва­нии, что серви­тут не заре­ги­стри­ро­ван, а зна­чит офи­ци­аль­но не суще­ству­ет, и ста­ло быть нет и пред­ме­та для спо­ра.
  • М. обра­тил­ся в сле­ду­ю­щую инстан­цию — Вер­хов­ный Суд РФ (кол­ле­гию по адми­ни­стра­тив­ным делам).
  • Кол­ле­гия отме­ни­ла реше­ние пер­во­го суда и воз­вра­ти­ло дело на повтор­ное рас­смот­ре­ние, ука­зав на нару­ше­ния:
    • кодек­са адми­ни­стра­тив­но­го про­из­вод­ства КАС (п. 1 ч. 2 ст. 1) о рас­смот­ре­нии и раз­ре­ше­нии граж­дан­ских и адми­ни­стра­тив­ных дел, оспа­ри­ва­ю­щих нор­ма­тив­ные акты;
    • ч. 1 ст. 208 КАС РФ — о пра­ве граж­дан и юрлиц обра­щать­ся с иско­вы­ми заяв­ле­ни­я­ми, если они счи­та­ют, что дан­ные нор­ма­тив­ные акты нару­ша­ют их пра­ва и инте­ре­сы;
    • п.8, ст. 23 ЗК РФ — о защи­те сво­их прав в суде лица­ми, чьи инте­ре­сы были нару­ше­ны после уста­нов­ле­ния пуб­лич­но­го серви­ту­та.

Осно­ва­ни­я­ми для пере­смот­ра дела явля­ют­ся:

  • Реше­ние Вер­хов­но­го суда (обзор №35): Даже если пуб­лич­ный серви­тут не заре­ги­стри­ро­ван в Росре­ест­ре, это не может пре­пят­ство­вать рас­смот­ре­нию иско­во­го заяв­ле­ния судом и при­зна­нию недей­стви­тель­ным нор­ма­тив­но­го акта, кото­рый уста­но­вил дан­ное обре­ме­не­ние.
  • Ст. 47, ч. 2 и 3 поста­нов­ле­ния N 131-ФЗ, при­ня­тое в 2003 г.: Муни­ци­паль­ные НПА всту­па­ют в силу сра­зу после опуб­ли­ко­ва­ния. Граж­дане долж­ны иметь воз­мож­ность озна­ко­мить­ся с ними (кро­ме све­де­ний, огра­ни­чен­ных зако­ном).

Прекращение действия публичного сервитута

Осно­ва­ния для сня­тия серви­ту­та:

  • исте­че­ние сро­ка дей­ствия обре­ме­не­ния;
  • окон­ча­ние сро­ка резер­ва­ции зем­ли, на кото­рой рас­по­ло­жен уча­сток;
  • исчез­но­ве­ние необ­хо­ди­мо­сти в серви­ту­те;
  • сти­хий­ное бед­ствие, при­вед­шее к невоз­мож­но­сти исполь­зо­ва­ния участ­ка;
  • анну­ля­ция по реше­ние суда нор­ма­тив­но­го акта о вве­де­нии ПС.

Авто­ма­ти­че­ско­го сня­тия пуб­лич­но­го серви­ту­та нет — нуж­но реги­стри­ро­вать пре­кра­ще­ние его дей­ствия в Росре­ест­ре, вновь вно­ся изме­не­ния в кадаст­ро­вый план.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/yurist/publicnyj-servitut.html

Новое в законодательстве о публичных сервитутах

Публичные сервитуты не могут устанавливаться для

С 1 сентября 2018 г. вступили в силу поправки в Земельный кодекс РФ, значительно изменившие правовое регулирование публичных сервитутов.

ЗК РФ был дополнен новой главой V.7 «Установление публичного сервитута в публичных целях», содержащей 13 новых статей. Эти нормы подробно регламентируют процедуру установления публичных сервитутов в целях размещения линейных объектов. Кандидат исторических наук, доцент Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Алексей Ястребов анализирует эти изменения.

Согласно ст. 23 ЗК РФ публичные сервитуты устанавливаются решениями исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения интересов государства, местного самоуправления и местного населения.

По сути дела они являются ограничениями права собственности на земельные участки в общественно значимых целях. Публичные сервитуты могут устанавливаться для различных целей, в т.ч. для прохода или проезда через земельный участок, размещения межевых знаков, проведения дренажных работ и др.

Но основная необходимость их установления связана с использованием земельных участков для размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения – линий электропередач, тепловых сетей, водопроводных сетей, линий и сооружений связи, объектов системы газоснабжения, нефтепроводов, автомобильных дорог и др. Именно установлению этих публичных сервитутов посвящены основные изменения Земельные кодекса РФ.

Законодатель предъявляет особые требования к порядку принятия решения об установлении публичного сервитута.

Для этого в уполномоченный орган с соответствующим ходатайством должны обратиться организации, осуществляющие строительство или эксплуатацию линейных объектов – субъекты естественных монополий, организации транспорта, связи и др.

ЗК РФ подробно регламентирует содержание этого ходатайства, в частности, в нём должно быть серьёзное обоснование необходимости размещения линейного объекта на конкретном земельном участке.

При этом организация должна доказать невозможность размещения соответствующего сооружения на других земельных участках – в границах земель общего пользования, не предоставленных гражданам или юридическим лицам. Если обоснование необходимости установления публичного сервитута не будет соответствовать требованиям, предусмотренным ЗК РФ, уполномоченный орган вправе отказать в установлении публичного сервитута.

Важно отметить, что по общему правилу публичный сервитут в целях размещения линейных объектов не может быть установлен в отношении  земельных участков, предоставленных гражданам для ведения индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства.

Но ЗК РФ предусматривает ряд исключений из этого правила.

В частности, публичный сервитут может быть установлен на участки, принадлежащие гражданам, если это необходимо для подключения зданий, сооружений к сетям инженерно-технического обеспечения, для эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений.

Кроме того, в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если это существенно затруднит или приведёт к невозможности использования земельного участка в течение более чем 3-х месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении других земельных участков. В этих случаях органы власти или местного самоуправления могут принять решения об изъятии соответствующих земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Земельный кодекс РФ впервые подробно урегулировал процедуру заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Оно заключается на основании принятого решения между обладателем публичного сервитута – организацией, эксплуатирующей линейный объект и собственником или другим правообладателем земельного участка. Важным элементом соглашения является плата за публичный сервитут.

Она может устанавливаться в виде единовременного или публичного платежа на основе рыночной стоимости земельного участка, определенной независимым оценщиком и методических рекомендаций, которые будут утверждены уполномоченным органом власти.

Следует отметить, что если сервитут устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, соглашение не заключается.

Проект соглашения направляется правообладателю участка, который в должен подписать его или в течение 14 дней направить обладателю публичного сервитута свои предложения об условиях соглашения.

Правообладатель, не согласный с решением об установлении публичного сервитута на его участок, вправе оспорить это решение в суде.

Важно подчеркнуть, что пока это дело будет рассматриваться в суде и решение по нему не вступит в законную силу, публичный сервитут осуществляться не будет.

Если же в течение 30 дней со дня получения соглашения оно не подписано и обращение в суд также не последовало, организация, эксплуатирующая линейный объект, вправе приступить к осуществлению публичного сервитута до заключения соответствующего соглашения. При этом она должна внести плату за сервитут в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка.

Закон о публичных сервитутах только вступил в силу, поэтому время покажет, как новые нормы будут применяться на практике. По сравнению с ранее действовавшим законодательством они предусматривают упрощение порядка и сокращение сроков размещения объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для развития территорий и обеспечения населения коммунальными ресурсами.

Источник: https://regionorel.ru/novosti/novosti/novoe_v_zakonodatelstve_o_publichnykh_servitutakh/

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Публичные сервитуты не могут устанавливаться для

СТ 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: http://ZemKod.ru/glava-4/st-23-zk-rf

Как публичный сервитут суперфицием стал

Публичные сервитуты не могут устанавливаться для

Недавно был принят и уже вступил в действие довольно обширный закон, вносящий изменения в Земельный кодекс РФ и иные законы (ФЗ от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ). Он посвящен сервитутам, причем, в основном, публичным.

Публичным сервитутам вообще не повезло в цивилистической доктрине. Многие авторы считали их не сервитутами вовсе, а особыми публичными обременениями, за плату установленными в пользу неопределённого круга лиц.

Такие обременения отличались от обычных сервитутов тем, что последние всегда имели конкретных правообладателей.

К тому же практика установления публичных сервитутов не имела широкого распространения, поскольку за них должна была вноситься плата, а потому эта практика всерьёз мало кого беспокоила. Если беспокоиться за каждое «странное» положение нашего законодательства, можно попросту сойти с ума…

Но после принятия ФЗ от 3 августа 2018 г. № 341 возникли серьёзные основания для того, чтобы обратить внимание на публичные сервитуты, тем более что этот закон не внёс никаких изменений в Гражданский кодекс РФ, хотя тот регламентирует обычные (частные, гражданские) сервитуты. Мотивов тут несколько…

Во-первых, и обычный (частный, гражданский) сервитут, и публичный сервитут, хотя они и объединены общим понятием «право ограниченного пользования чужим земельным участком», тем не менее, продолжают называться сервитутами.

Впрочем, этот довод можно было привести и раньше, но сейчас он рельефно подчёркнут новой редакцией ст. 23 ЗК, где сервитут и публичный сервитут перечислены через запятую. Разумеется, налицо нарушение правил формальной логики, прежде всего закона тождества (привет адептам машинизации права!).

Но главное даже не это, а то, какой критерий лежит в основе их разграничения.

Если раньше это был круг лиц, имеющих право на сервитут, – конкретное лицо для частного сервитута, неопределённый круг лиц – для публичного, то теперь использование этого критерия невозможно. Что касается термина «право ограниченного пользования», то под него можно подвести любое вещное право на чужой земельный участок, ведь среди них неограниченных прав нет.

Можно ли считать, что публичный сервитут устанавливается «в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд местного населения» (ч. 2 ст. 23 ЗК), а частный сервитут в пользу конкретного лица? В принципе, да, если бы не одно «но», и это второй мотив.

А пока можно с уверенностью сказать, что проблема разграничения частных и публичных сервитутов обострилась.

Во-вторых, в Земельном кодексе РФ появился новый термин «обладатель публичного сервитута», к которому отнесено лицо, установленное в соответствии с главой V.7 кодекса.

И хотя законодатель всячески стремился избежать прямого указания на конкретное лицо, которое является «правообладателем», это фактически – любой заявитель, ходатайствующий об установлении публичного сервитута (субъект естественной монополии, организация связи, владелец транспортной инфраструктуры, любое лицо, подавшее ходатайство об изъятии объекта для государственных и муниципальных нужд и имеющее на это право, иное уполномоченное лицо, sic!), см. ст. 39.40 ЗК. Таким образом, у публичного сервитута может быть не только конкретный, но часто и единственный управомоченный. Именно он вносит плату за публичный сервитут (ст. 39.46 ЗК), заключает соглашения об осуществлении публичного сервитута (ст. 39.47 ЗК) и т.д.

Если мы примем во внимание, для каких целей теперь устанавливается публичный сервитут (см. ч. 4 ст.

23 ЗК), то станет понятно, что при признании управомоченным по такому сервитуту конкретного лица последний ничем не будет отличаться от сервитуария по гражданскому праву.

Однако применение гражданского законодательства к таким частным по сути сервитутам прямо исключено (ч. 3 ст. 23 ЗК).

Цель очевидна – избежать применения общих норм гражданского права к данным отношениям, создав некий анклав в правовом регулировании.

В-третьих, плата за публичный сервитут теперь может устанавливаться лишь тогда, когда его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, причём даже в этих случаях закон может освобождать от внесения такой платы (ч. 13 ст.

23 ЗК).

Очевидно, что использование здесь оценочного понятия «существенные затруднения» открывает возможность для широкого судебного усмотрения… Думаю, плата будет легально устанавливаться в редких случаях, хотя очевидно, что любое использование земельного участка третьим лицом создает для его обладателя неудобства. Неслучайно закон ограничил установление публичных сервитутов для земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества и личного подсобного хозяйства (ч. 5 ст. 39.39 ЗК).

А остальным придётся терпеть, да еще бесплатно, по крайней мере, в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 39.46 ЗК.

Правда, индивидуальным предпринимателям, фермерам и юридическим лицам, как, впрочем, и жильцам многоквартирных жилых домов, вроде бы, бояться нечего, если только у них нет объектов в полосах отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки в которых находятся в государственной собственности, либо если они не заключали договоров о технологическом присоединении к разного рода сетям. Их, скорее, должно волновать ограничительное толкование «существенных затруднений в использовании земельного участка», но это отдельная история…

Наконец, в-четвертых, любой сервитут, который предусмотрен ЗК, в том числе публичный, допускает размещение на служащем земельном участке сооружений (завершённых или не завершённых строительством), см. п. 8 ст. 39.11 ЗК. Такие сооружения могут быть объектами недвижимости, а принадлежат они обладателю публичного сервитута.

В прежней редакции ЗК данный вопрос не возникал, поскольку публичные сервитуты устанавливались в пользу неопределённого круга лиц. Теперь же есть конкретное управомоченное лицо… Правда, чётко не решён вопрос, на каком праве принадлежат эти сооружения обладателю сервитута.

На праве собственности или в силу публичного сервитута? А в последнем случае, чьи они? Собственника земельного участка?

Наиболее разумным, на мой взгляд, было бы последнее решение, однако оно противоречит многолетней практике наших сетевых компаний – газовых, тепловых, электрических, – которые всегда заставляли частных лиц передавать даже возведенные за свой счет сооружения в собственность этих компаний.

Думаю, практика после принятия поправок в Земельный кодекс РФ будет формироваться в том же духе, тем более что и сами эти поправки, несомненно, приняты в интересах сетевых компаний.

Труба есть труба… А цивилистам ещё долго придётся «зализывать раны», пытаясь вписать публичные сервитуты в стройную систему гражданских прав.

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/09/07/kak_publichnyj_servitut_superficiem_stal

Сервитут. Публичный и частный сервитуты

Публичные сервитуты не могут устанавливаться для

фото

примеры расположения сервитутов

документы

примерная схема расположения сервитутов

пример договора об установлении частного сервитута

Что такое сервитут?

Сервитут – право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для проездов, проходов, прокладки инженерно-технических коммуникаций, проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий и иных целей, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены.

Данные нормы устанавливают:

  • Гражданский кодекс РФ (статья 274)
  • Земельный Кодекс РФ (статья 23)

Слово «сервитут» (servitutus) привнесено из гражданского права Древнего Рима (servitutus – означало «рабство вещи»).

Если устанавливался сервитут, то земельный участок служил не только своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка.

Сервитут относится к вещным правам и существует до тех пор, пока существует сама вещь. Владелец сервитута называется управомоченным лицом, а тот, на чьём земельном участке установлен сервитут, – обязанной стороной.

Управомоченная сторона имеет право лишь использовать вещь (ограниченно пользоваться земельным участком). Обязанная сторона – владелец вещи (земельного участка) обладает правом собственности.

Вместе с тем, сервитут не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения своим участком. Он обременяет земельный участок, то есть создаёт определённые неудобства по его использованию для владельца (собственника, землевладельца, землепользователя).

В связи с этим обстоятельством законодательство предусматривает необходимость выплаты владельцу земельного участка соответствующей компенсации (соразмерной платы за пользование его земельным участком).

Сервитут может быть частным и публичным.

Частный сервитут

Вводится по соглашению – договору между тем лицом, кому он необходим, и собственником соседнего земельного участка. Сервитут необходимо официально зарегистрировать в Росреестре.

Если соглашение не достигнуто, то спор должен разрешаться через суд. Иск подаёт сторона, которая требует введения сервитута.

Частный сервитут необходимо зарегистрировать в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 6 статьи 1). Сделать это можно, например, в режиме on-line на сайте госуслуг.

Собственнику земельного участка такая регистрация и наличие соглашения (договора) позволит расторгнуть соглашение в случае необходимости.

Для стороны, которая ввела сервитут, необходимо знать, что сервитут не может быть самостоятельным элементом купли/продажи, залога или передаваться другим лицам.

Правообладатель участка при проведении различных операций  (к примеру, передача его в аренду, оформление договора ссуды) должен ставить в известность о наличии сервитута на его участке.

В противном случае, договоры аренды или ссуды могут быть расторгнуты с возмещением собственником участка реального ущерба, понесённого другой стороной.

Публичный сервитут

Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения. Земельные участки собственников при установлении публичного сервитута не изымаются.

Установление публичного сервитута, по земельному законодательству, должно быть наименее обременительным для земельного участка, где он вводится.

Публичный сервитут может быть срочным или постоянным.

Публичный сервитут вводится несколькими способами:

  • путём проведения общественных слушаний
  • в соответствии с законом
  • в соответствии с нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления

Публичные сервитуты могут устанавливаются в следующих случаях (пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ):

  • для прохода или проезда через земельный участок
  • для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
  • для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры
  • для размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним
  • для проведения дренажных работ на земельном участке
  • для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя
  • для прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок
  • для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям
  • для использования участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства)
  • для проведения изыскательских, исследовательских и других работ (временное пользование земельным участком)

Если введение публичного сервитута вызывает существенные затруднения в использовании этого участка, то, по требованию собственника (землепользователя, землевладельца), ему обеспечивается соответствующая выплата за причинённые неудобства.

Если же публичный сервитут приводит к невозможности использования земельного участка, то его собственник может потребовать изъятие участка, например, путём выкупа тем органом, который ввёл сервитут, или путём возмещения убытков.

Публичный сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Публичный сервитут прекращается путём принятия акта об отмене сервитута (например, отпали причины и общественные нужды, из-за которых он устанавливался).

Полезно знать

  • Что такое «пятно застройки» земельного участка – читать здесь
  • Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
  • С нормами строительства на садовых участках можно ознакомиться здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно здесь
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь.

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_253.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.