Публичная сервитута

Содержание

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Публичная сервитута

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Источник: http://stZKRF.ru/23

Что такое публичный сервитут на земельный участок и когда он устанавливается?

Публичная сервитута

Право установления сервитута возникло еще в римском праве и до сих пор сохранилось в законодательстве РФ. Установление данного обременения регулируется следующими нормативными документами:

  • статьями 274–277 Гражданского кодекса;
  • 223 статьей Земельного кодекса;
  • статьей Федерального закона от 21 июля 1997 года;
  • 9 статьей Лесного кодекса.

Следует знать, что сервитутом может быть обременено строение, здание, земельный участок. Однако практика показывает, что последний вариант встречается чаще всего.
Сервитуты на земельный участок бывают частными и публичными. Сегодня поговорим о публичном виде данного обременения.

Что такое публичный сервитут?

При этом сервитутом пользуется неопределенный круг лиц.

Для каких целей может быть установлен?

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в таких случаях:

  • необходим проезд или проход через участок;
  • необходимо осуществить установку или ремонт электрических или транспортных коммунальных сетей;
  • необходимо установить геодезические или межевые знаки, а также обеспечить к ним подъезд;
  • необходимо осуществить водоотвод или установить дренажное оборудование на определенном участке;
  • необходим забор воды для водопоя скота либо для проведения анализа;
  • необходим выпас скота и заготовка сена на зиму;
  • необходима организация охоты на незапрещенные виды животных и рыболовства;
  • необходимо проведение геологических раскопок и исследование состояния почвы;
  • необходим перевоз объектов через территорию.

Данные основания не являются исчерпывающими.

Когда возможно установление, а когда — нет?

Публичный земельный сервитут может быть установлен только в том случае, когда на общественных слушаниях путем ания было принято положительное решение.

Учитывается мнение следующих лиц:

  • Жители определенной территории, которые могут понести ущерб.
  • Доверенные лица юридических фирм и компаний, юридический адрес которых располагается в непосредственной близости к участку, на который может быть установлен сервитут (служебный участок);
  • Собственник потенциального служебного участка, а также арендаторы данной земли и лица, которые имеют право бессрочного пользования.
  • Сотрудники муниципальной власти или местного самоуправления.

Однако есть случаи, которые не допускают установление публичного сервитута. К ним относятся следующие:

  • установление сервитута не позволяет собственнику земельного участка распоряжаться своей землей в полной мере;
  • от собственника земельного участка в органы самоуправления поступило уведомление о требовании отменить сервитут;
  • невозможность или нежелание лица, которое подало заявление, организовывать общественное слушание.

Виды

Если говорить о времени действия сервитута, то следует выделить два вида:

  • срочный — обременение устанавливается на определенный период, по истечении которого действие сервитута автоматически заканчивается;
  • бессрочный — сервитут устанавливается на неопределенный период и может быть прекращен в судебном порядке или когда необходимость в обременение исчезнет сама собой.

Говоря о целях сервитута, необходимо выделить следующие:

  • водный — гарантирует право каждому гражданину РФ использовать ресурсы водного фонда России без использования технических устройств;
  • лесной — закрепляет право гражданина бесплатно и беспрепятственно находится на территории лесных массивов страны, а также заниматься собирательством пищевых лесных ресурсов (грибы, ягоды, травы);
  • сервитут на дорогу — гарантирует право каждого гражданина бесплатно пользоваться автодорогами федерального значения.

Особенности

Факт оформления сервитута на земельный участок может фиксироваться следующими документами:

  • актами Российской Федерации;
  • актами органов местного самоуправления;
  • нормативно-правовыми актами субъектов (муниципалитетов) РФ.

В случае продажи, аренды или дарения земельного надела, на котором установлен сервитут, собственник должен уведомить вторую сторону о существующем обременении. В противном случае сделка будет признана недействительной, а собственник понесет большие убытки, так как будет обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию нанесенного ущерба.

Установление сервитута не должно никоим образом затруднять эксплуатацию земельного участка его законным владельцем.

В результате рассмотрения дела суд может вынести одно из таких решений:

  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выкупить участок и выплатить компенсацию нанесенного ущерба;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган предоставить аналогичный участок и компенсировать убытки;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выплатить полную компенсацию убытков;
  • отказать в удовлетворении иска.

Границы зон действия публичного сервитута

Как уже было сказано выше, сервитут может распространяться не только на целый участок, но и на часть земли.

Границы зоны действия сервитутного обременения определяются посредством топографогеодезических работ. Все расходы берет на себя заинтересованная сторона, т.е. муниципалитет или администрация. Результаты фиксируются в кадастровых документах.

Также следует знать, что перед установлением сервитута необходимо проверить, было ли проведено межевание земельного надела. Здесь государственный орган имеет дело с двумя типами участков:

  1. Оформленные участки, которые состоят на кадастровом учете.
  2. Неоформленные участки, на которых границы еще не сформированы и кадастровые работы не проведены.

В готовом проекте межевания конкретного участка в обязательном порядке должны быть указаны границы зон действия публичного сервитута. Если же проекта межевания пока нет, то тогда нужно сначала провести процедуру межевания, а потом установить границы действия публичного обременения.

Установление платы за публичный сервитут

Действующее законодательство РФ не предусматривает обязательное установление оплаты за установление сервитута.

Однако в случае причинения неудобств собственнику или третьим лицам (арендатору, лицу, которое владеет участком на праве бессрочного пользования) может быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается в судебном порядке или путем переговоров между собственником земельного участка или третьими лицами и органами местного самоуправления (администрацией города или сельского поселения).

Как правило, чиновники адекватно реагируют на выплату компенсации землевладельцу, если последний не препятствует установлению сервитута в интересах государства.

Публичный сервитут устанавливается ради общественного блага, и поэтому каждый гражданин должен знать о своих правах и обязанностях. Если установление сервитута неизбежно, но обременение доставляет вам большие неудобства, вы всегда можете отстоять свои права путем переговоров с местной властью или обратиться в суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj.html

Сервитут. Публичный и частный сервитуты

Публичная сервитута

фото

примеры расположения сервитутов

документы

примерная схема расположения сервитутов

пример договора об установлении частного сервитута

Что такое сервитут?

Сервитут – право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для проездов, проходов, прокладки инженерно-технических коммуникаций, проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий и иных целей, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены.

Данные нормы устанавливают:

  • Гражданский кодекс РФ (статья 274)
  • Земельный Кодекс РФ (статья 23)

Слово «сервитут» (servitutus) привнесено из гражданского права Древнего Рима (servitutus – означало «рабство вещи»).

Если устанавливался сервитут, то земельный участок служил не только своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка.

Сервитут относится к вещным правам и существует до тех пор, пока существует сама вещь. Владелец сервитута называется управомоченным лицом, а тот, на чьём земельном участке установлен сервитут, – обязанной стороной.

Управомоченная сторона имеет право лишь использовать вещь (ограниченно пользоваться земельным участком). Обязанная сторона – владелец вещи (земельного участка) обладает правом собственности.

Вместе с тем, сервитут не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения своим участком. Он обременяет земельный участок, то есть создаёт определённые неудобства по его использованию для владельца (собственника, землевладельца, землепользователя).

В связи с этим обстоятельством законодательство предусматривает необходимость выплаты владельцу земельного участка соответствующей компенсации (соразмерной платы за пользование его земельным участком).

Сервитут может быть частным и публичным.

Частный сервитут

Вводится по соглашению – договору между тем лицом, кому он необходим, и собственником соседнего земельного участка. Сервитут необходимо официально зарегистрировать в Росреестре.

Если соглашение не достигнуто, то спор должен разрешаться через суд. Иск подаёт сторона, которая требует введения сервитута.

Частный сервитут необходимо зарегистрировать в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 6 статьи 1). Сделать это можно, например, в режиме on-line на сайте госуслуг.

Собственнику земельного участка такая регистрация и наличие соглашения (договора) позволит расторгнуть соглашение в случае необходимости.

Для стороны, которая ввела сервитут, необходимо знать, что сервитут не может быть самостоятельным элементом купли/продажи, залога или передаваться другим лицам.

Правообладатель участка при проведении различных операций  (к примеру, передача его в аренду, оформление договора ссуды) должен ставить в известность о наличии сервитута на его участке.

В противном случае, договоры аренды или ссуды могут быть расторгнуты с возмещением собственником участка реального ущерба, понесённого другой стороной.

Публичный сервитут

Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения. Земельные участки собственников при установлении публичного сервитута не изымаются.

Установление публичного сервитута, по земельному законодательству, должно быть наименее обременительным для земельного участка, где он вводится.

Публичный сервитут может быть срочным или постоянным.

Публичный сервитут вводится несколькими способами:

  • путём проведения общественных слушаний
  • в соответствии с законом
  • в соответствии с нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления

Публичные сервитуты могут устанавливаются в следующих случаях (пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ):

  • для прохода или проезда через земельный участок
  • для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
  • для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры
  • для размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним
  • для проведения дренажных работ на земельном участке
  • для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя
  • для прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок
  • для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям
  • для использования участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства)
  • для проведения изыскательских, исследовательских и других работ (временное пользование земельным участком)

Если введение публичного сервитута вызывает существенные затруднения в использовании этого участка, то, по требованию собственника (землепользователя, землевладельца), ему обеспечивается соответствующая выплата за причинённые неудобства.

Если же публичный сервитут приводит к невозможности использования земельного участка, то его собственник может потребовать изъятие участка, например, путём выкупа тем органом, который ввёл сервитут, или путём возмещения убытков.

Публичный сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Публичный сервитут прекращается путём принятия акта об отмене сервитута (например, отпали причины и общественные нужды, из-за которых он устанавливался).

Полезно знать

  • Что такое «пятно застройки» земельного участка – читать здесь
  • Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
  • С нормами строительства на садовых участках можно ознакомиться здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно здесь
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь.

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_253.htm

Сервитут. Публичный или частный? Регистрация публичного сервитута

Публичная сервитута

Согласно Земельному Кодексу РФ сервитуты подлежат государственной регистрации, за исключением сервитутов, предусмотренных п.4 ст. 39.25 ЗК РФ. Однако, нужно различать понятия «сервитут» и «публичный сервитут», который не подлежит государственной регистрации и считается установленным со дня внесения сведений в ЕГРН.

Данная позиция отражается в Письме Росреестра от 25.03.2019 № 01-02960-ГЕ.

Для начала скажем, что сервитут земельного участка — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных целях.

Сервитуты устанавливаются:

  • по соглашению между собственником участка и соседями – частный;
  • по нормативному акту органов государственной власти, которым это право необходимо – публичный.

Отметим, что сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае если соглашение об установлении или условиях частного сервитута не достигается – спор разрешается судом по иску лица, требующего установить частный сервитут.

Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка. Например, для коммуникаций или доступа к своему дому.

Публичный же  сервитут на земельный участок — это сервитут, который устанавливается решением органов власти использовать часть чужого земельного участка на благо общества. Например, для создания транспортной доступности и геодезических изысканий.

Власти могут также устанавливать его на частных земельных участках в интересах различных компаний, которым нужно построить линейные объекты на этих участках.

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Цели установления публичного сервитута различны. Например:

  • размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  • для устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • размещения объектов электросетевого хозяйства, линий и сооружений связи, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
  • складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений или строительной техники, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;
  • проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

В Земельном кодексе содержится целая глава –  V.7 об установлении публичного сервитута, в которая  отражается подробная информацию об условиях установления публичного сервитута.  Вводят его без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого органы власти принимают нормативный акт, где отражаются все существенные условия.

Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей). Нужно соблюсти все требования действующих законов, так как такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника земли. Когда выявятся нарушения, землевладелец может через суд отменить нормативный акт властей.

Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения вносят в ЕГРН.

Прекращаются соглашения об установлении сервитута после: окончания срока их действия или удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. Основанием такого иска может быть существенное нарушение условий. Юридически соглашение прекращает действие после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.

В сентябре 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ, в котором предусмотрен новый вид публичного сервитута. Уполномоченные органы будут его устанавливать по ходатайству организаций, которым необходимо построить линейные объекты на чужих земельных участках.

Принятие Закона № 341-ФЗ связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени.

Для того, чтобы упростить этот процесс, Правительство РФ предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций.

Можно сказать, что публичный сервитут – право юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, газопроводов и т.п.). Юридически сервитут на участок земли — это сделка, по которой собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ).

Обращаем Ваше внимание, что не стоит использовать землю не по назначению, присваивать себе чужую часть земельного участка или пытаться продать его. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст.

276 ГК РФ), если собственник подаст соответствующий иск в суд. При этом у владельца остаются все права: он может распоряжаться своей землей, в том числе и продать.

Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

Для подготовки документов, в целях внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута, вы можете обратиться к нам, в ООО «Региональный кадастровый центр».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rkc/servitut-publichnyi-ili-chastnyi-registraciia-publichnogo-servituta-5d78896c2fda8600ad99a19e

Публичный сервитут на земельный участок что это такое, плата за сервитут на земельный участок, сервитута земли что это

Публичная сервитута

ВНИМАНИЕ. Сервитут является крайним решением возникшей проблемы с земельным пользованием, когда остальные способы исчерпаны.

Данный способ ограниченного использования нельзя применять для несущественных целей. Например, к участку приходится добираться по короткой дороге, но сделать это по соседней территории намного ближе.

Оформлять разрешение для сокращения пути недопустимо.
По своей сути сервитут похож с арендой, разница только в возникновении заключения договора как вынужденной меры решения спора с обеих сторон. Это позволяет собственнику земельного надела наряду с получателем сервитута продолжать использовать обремененную часть участка.

Земельное обременение накладывается в случаях:

  • обоюдного соглашения сторон, которые желают пользоваться землей наряду с ее собственником;
  • без обоюдного соглашения в принудительном судебном порядке.

ВАЖНО. Претендовать на регистрацию сервитута может только лицо, которое не располагает возможностями реализации своих прав по эксплуатации чужой земли без специального на то разрешения.

Разновидности земельных сервитутов

Сервитуты на земельные участки классифицируются несколькими способами в зависимости от временного фактора использования наделов:

  • срочный — требуется для регистрации определить точный срок действия обременения. Необходимость в договоре возникает, когда требуется срочная прокладка коммуникационных кабелей, труб. После выполнения срочных работ обременение снимается;
  • постоянный — оформляется, когда требуется использовать надел на постоянной основе (например, на участке расположен государственный природный объект);
  • постоянно-временный — фактическое использование территории возникает в определенный момент в течение бессрочного периода.

Например, ведущую дорогу к собственному участку весной размывает, тогда гражданин договаривается с соседом о проходе через его территорию. Сервитут в таком случае может устанавливаться в бессрочном порядке, но с указанием весеннего периода пользования.

Согласно правовой стороне накладывания обременения договор классифицируется на частный и публичный. В связи с чем возникает вопрос: что такое частный сервитут на земельный участок и что такое публичный сервитут на земельный участок и в чем их отличие?

Для граждан в Земельном кодексе дается ответ на определение этих видов:

  1. Что такое частный сервитут на земельный участок —такой вид обременения налагается при затрагивании интересов конкретного землевладельца (физического или юридического). Ограничение устанавливают на основании договора либо судебного решения в пользу землевладельца.
  2. Что такое публичный сервитут на земельный участок —такой вид обременения подразумевает регистрацию в Росреестре согласно законодательным основам либо по нормативно-правовому документу, который приняли на федеральном уровне или муниципалитетом. Часто сервитут публичного образования накладывается при проведении коммуникаций обеспечения и общественного пользования (газ, вода, свет и т.п.).

Различия между сервитутами

Договор на ограниченное использование земли отличается по своему содержанию и ситуациям применения:

  • публичный сервитут оформляется согласно потребности введения на ограничения использования земельного надела в государственных интересах или муниципальных, а также для большого круга лиц и частного обеспечения гражданских прав;
  • частный сервитут имеет преимущество в возмездном характере, а публичный отличает безвозмездный. Для первого случая отсутствует плата за обременение, которая осуществляется только в исключительных ситуациях, установленных законом. Для остальных случаев владелец земли располагает правом требовать денежную компенсацию за обременение. Плата может и отсутствовать при отказе землевладельца от нее;
  • основания для возникновения ограниченного использования также отличаются. Ограничения публичных образований основываются на нормативно-правовых документах, а частный обоснован требованиями гражданина-землевладельца, организации или группы граждан.

Основные причины для регистрации частных сервитутов

Для регистрации частных сервитутов существует несколько основных причин:

  • требуется проезд или проход к участку земли;
  • возникла необходимость проложить коммуникации;
  • требуется произвести обслуживание и ремонтные работы газового
  • оборудования, электросетей, фасада дома, водопровода и т.п.;
  • требуется установить какой-либо объект на соседней земле;
  • иные случаи, которые не осуществляться без обременения.

Для регистрации публичных сервитутов предусмотрены случаи использование земли государством, муниципалитетом или местным населением. Среди них основными причинами накладывания обременения являются:

  • требуется проход или проезд через территорию участка частного владельца (например, прокладывание дороги общего значения);
  • проведение коммуникационных сетей общественного пользования;
    предоставление владельцем общего пользования расположенным на его участке государственном объекте (например, природный источник);
  • требуются последовательные работы, которые необходимо провести на частном участке;
  • при расположении надела около прибрежной зоны необходимо сделать через него проход к воде;
  • при проведении работ геодезического характера, прокладывании межи, требуется разместить знаки работ;
  • для получения разрешения на выпас или прогон скота.

Как устанавливают сервитуты?

Сервитуты устанавливаются согласно 3 основным вариантам, закрепленным законодательно:

  • На основании подписания резолюции полномочным подразделением местного самоуправления, муниципалитетом или государством.
  • Резолюция принимается в ходе публичного слушания о наложении ограничений.
  • На основании общего соглашения группы землевладельцев или заинтересованных лиц.
  • По судебному постановлению.

Порядок установления публичного сервитута на земельный участок следующий:

  1. Объявления слушания муниципалитетом или администрацией.
  2. Оформление резолюции.
  3. Оглашение результатов согласования пользования участком — требования, компенсация.
  4. Регистрация сервитута в Росреестре.

Также существует порядок добровольного согласования по использованию земельного надела и накладывания сервитут на земельный участок находящийся в частной собственности:

  1. Заинтересованное лицо обращается к землевладельцу с просьбой о частичном пользовании землей.
  2. Сторонам необходимо оформить соглашение следующего содержания: графа о согласии землевладельца о накладывании обременения, права сторон, обязательства сторон, цели использования, площадь и координаты требуемой территории, срок пользования.
  3. Далее следует регистрация соглашения в Росреестре.

Для регистрации потребуются следующие документы:

  • заявление;
  • квитанция об оплате государственной пошлины (для физических лиц — 1 500 рублей, для юридических — 6 000 рублей);
  • соглашение в количестве 3 экземпляров;
  • согласие от третьих лиц требуется когда нужно установление сервитута на земельный участок находящийся в залоге, если надел находится в совместной собственности, ипотечном закладе, аренде.

ВАЖНО. Действие сервитута начинается с момента прохождения государственной процедуры регистрации. После этого законом разрешается использовать участок земли согласно указаниям в договоре, а собственник имеет право требовать компенсацию.

Судебное наложение сервитутов

Если гражданин или заинтересованное лицо желает пользоваться чужой землей, а владелец отказывается, то сервитут можно оформить через судебное разбирательство.

Если землевладелец не согласен оформлять обременение, даже в ситуации, когда заинтересованное лицо фактически использует землю, то требуется официально получить правомочия на ограниченное использование земельного надела.

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок согласно судебному решению:

  • заинтересованное лицо подает иск или ходатайство в суд;
  • предоставляет доказательство о необходимости пользования чужим наделом;
  • если суд видит весомость доказательств, то дает положительное решение для заинтересованного лица;
  • оформляется сервитут и регистрируется в Росреестре;
  • собственнику обремененного надела позволяет назначить компенсационную плату за пользование землей.

ВНИМАНИЕ. Судебное решение гарантирует беспрепятственную эксплуатацию чужого участка. Без такого документа владелец земли может в любой момент запретить пользоваться своей землей.

На решение суда по большей части влияет отсутствие у истца альтернативной возможности владеть своим участков без использования чужого надела.

Например, при близком расположении к участку природных источников судья разрешит его пользование через чужой участок, если это единственный объект воды и, наоборот, запретит, если есть еще общедоступные источники.

Для доказательной базы заинтересованное лицо должно предоставить 5 фактов:

  1. Отсутствие реальных возможностей по реализации собственных прав без вторжения на чужую землю.
  2. Наличие спора по обременению между соседями.
  3. Обоснованность пользования чужим наделом.
  4. Наличие согласия на денежную компенсацию в разумном размере.
  5. Срок ограничения.

Перед обращением в суд необходимо:

  • составить соглашение о сервитуте и направить его ответчику;
  • провести землеустроительное исследование для обоснования наложения обременения;
  • провести оценку стоимости пользования чужим наделом.

Обычно в таких судебных разбирательствах ответчик чинит препятствия для эксплуатации своей земли (возведение забора, закрытый участок, посадка деревьев на месте требуемой закладки коммуникаций и т.п.).

Истцу стоит учитывать, что накладывание сервитута должно минимизировать неудобства для собственника земельного надела, а также компенсировать обременение.

Учитывая это, суд устанавливает условия ограниченного пользования, основываясь на принципе разумного баланса прав собственности и интересов сторон.

Например, когда истцу необходимо проложить водопроводные трубы, в его пользование выделять только ограниченную долю участка для монтажа и настройки. После чего потребуется восстановить первоначальный вид участка.

СПРАВКА. От судьи требуется выслушать доводы обеих сторон и выбрать наиболее оптимальные условия для накладываемого обременения.

Например, согласованный маршрут проезда, разумная плата за пользование. Если ситуация затруднительная, то суд по собственной инициативе или желанию одной из сторон может назначить проведение землеустроительной экспертизы для решения спорного момента.

Плата за использование земли

Законодательством разрешено землевладельца требовать плата за публичный сервитут на земельный участок, чтобы компенсировать его эксплуатацию. Размер компенсации и порядок ее выплаты определяется решением сторон или судьей.

Размер выплат согласуется на основании общего правила определения:

  • расчет оплаты исходит из соразмерности материальной выгоды от использования земли без обременения.

Например, собственник может требовать сумму равную арендной плате или по стоимости площади нужного участка.

На размер платежей за сервитуты также влияют факторы:

  • действительные расходы владельца земельного участка — поддержание состояния дороги, очистка прохода к источнику, освобождение места под закладку коммуникаций;
  • характер использования земли, на которую накладывается обременение;
  • размер понесенного ущерба;
  • упущенная выгода.

ВНИМАНИЕ. Стороны не обязаны руководствоваться правилами определения расчета, если у них имеются свои основания для размера оплаты либо предусмотрено безвозмездное пользование наделом. При возникновении спора на этой почве суд может назначить специальную экспертизы для назначения суммы.

Прекращение действия сервитута

Обременение прекращает свое действие в следующих случаях:

  • окончился срок соглашения;
  • стороны договорились о снятии ограничения;
  • исчерпались основания для ограничения;
  • изменились требования к форме пользования землей;
  • иные ситуации.

Прекращение обременения наступает после погашения его в Росреестре. Для этого необходимо составить заявление и приложить пакет документов:

  • судебный акт;
  • договор;
  • соглашение сторон и прочее.

ВАЖНО. В ситуации, когда меняется собственник обремененной территории или пользователь сервитута, условия ограниченного пользования не меняются. Например, при заключении договора купли-продажи в документе было указано обременение на участок. После покупки новый владелец должен его соблюдать.

Также в ГК указано — можно ли обременить сервитутом весь земельный участок. Данный вид обременения не применяется, так как будет нарушать права собственности. Решить проблему с обременением поможет согласие владельца сдать полностью участок в аренду и продать его заинтересованному лицу.

Заключение

В ГК статье 274 отвечают на вопрос — что означает сервитут на земельный участок. Это официальное разрешение на ограниченное пользование чужой территорией.

Источник: https://J.Etagi.com/ps/servitut-na-zemelnyj-uchastok-chto-ehto-takoe/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.