Приобретение земельных участков в муниципальную собственность

Как получить землю от администрации — отвечает юрист

Приобретение земельных участков в муниципальную собственность
Pixabay.com

Купить землю для бизнеса или строительства своего дома можно по бесплатным объявлениям. Но сколько случаев, когда даже внимательные покупатели попадаются на удочку мошенников. Зачем испытывать судьбу, если участок можно взять в аренду у администрации, а обойдется это в разы дешевле. Плюсом ко всему, его можно потом оформить в собственность за смешные деньги.

Рассказываем, как можно легко это сделать…ну почти легко.

Принять участие в аукционе

Начнем с того, что в пределах населенного пункта есть участки разной формы собственности: принадлежащие муниципалитету, региону и федеральные земли. Каждой категорией распоряжается соответствующий орган — администрация, управление или министерство региона, Росимущество.

В каждой категории есть участки под различные нужды. Но для постройки домов, т.е. с видом разрешенного использования ИЖС, только в муниципальной собственности. Поэтому и получать землю для этого нужно в администрации.

Стандартный способ — участие в торгах

Время от времени на официальном сайте муниципалитета администрация выставляет объявления об аукционах на право аренды земельного участка.

Какие участки выставляются на аукцион:

  • находящиеся в пределах муниципального образования;
  • поставленные на учет;
  • с официально оформленными границами.

Их выдают гражданам на 49 лет для строительства дома с возможностью последующего оформления в собственность.

Сам аукцион проходит по принципу: кто больше предложил, тот и забирает лот. При этом начальная цена около 2% от кадастровой стоимости, каждый шаг обычно не более 0,5% кадастровой стоимости.

Принцип участия в аукционе, простыми словами:

  • отправляем заявку и прикладываем документы;
  • предлагаем стоимость;
  • ждем результатов.

Побеждает тот, кто предложил больше. Если победитель отказывается и в течение 30 дней не предпринимает действия по оформлению договора, лот передается предпоследнему участнику по величине ставки.

Таким образом, можно взять в аренду любой участок, главное, обязательно перед этим нужно его посмотреть, так как часто землю дают в аренду на отшибах или в не особо привлекательных районах.

Самому инициировать аукцион

Если все участки, которые выставлены на аукционе, не подходят, можно самому инициировать торги. Действовать нужно по следующей схеме.

  • Ищем на публичной кадастровой карте участок, находящийся в муниципальной собственности с ВРИ «для ИЖС», который нам подходит.
  • В режиме онлайн узнаем ограничения, наложенные на участок. Для этого прямо в карточке объекта нажимаем на кнопку получения справочной информации и формируем запрос.
  • Если есть ограничения в виде аренды или ипотеке, такой вариант нам не подходит. Ищем дальше.
  • Когда мы нашли нужный участок, свободный от обременений, заказываем на него выписку из ЕГРН. Это обязательно, так как публичная кадастровая карта не всегда содержит актуальную информацию. За выписку придется заплатить, придет она не позднее трех дней с даты направления запроса.
  • Если все нас устраивает, подаем заявление в администрацию на проведение аукциона. Ответ поступит в течение 30 дней. При этом обязательно нужно указать цель использования участка и представить копию паспорта и квитанцию о внесении задатка.
  • При положительном решении муниципалитета выигрываем торги и забираем уже понравившийся нам участок.

Этот способ сложнее, но позволяет выбрать именно тот участок, который подходит вам. Но есть риск, что по аукциону не вы станете победителем и лот уйдет другому.

Важно знать! Независимо от способа получения земельного участка в аренду, строительство нужно начать в течение 3-х лет. В ином случае вас могут привлечь за неиспользование участка, что влечет прекращение договора аренды.

Можно ли получить участок без торгов

Да, можно. Без торгов земельные участки предоставляются отдельным категориям граждан:

  • многодетным и молодым семьям;
  • инвалидам, пенсионерам, ветеранам боевых действий;
  • отдельным льготным категориям.

Список может меняться в зависимости от муниципальных правовых актов и действующих программ, например, земля выдается при участии в программе Дальневосточный гектар.

Другой способ, это соответствовать требованиям, предусмотренным ч.2 ст. 39.6 Земельного кодекса. Они связаны с назначением земельного участка и порядком его использования.

Вот только несколько случаев:

  • для КФХ;
  • для развития территории;
  • при изъятии земли;
  • для сенокошения и выпаса скота.

Но чтобы не тратить время, можно приобрести участок в рассрочку в рамках проекта «Мой гектар». Участок площадью 1 гектар можно получить по стоимости всего от 100 000 рублей. При этом все юридические нюансы решает компания, а вы только наслаждаетесь своей покупкой.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca49620d677b400b3b8a98b/kak-poluchit-zemliu-ot-administracii--otvechaet-iurist-5e40f640bf8d3263221b44cb

Приобретение земельных участков в муниципальную собственность

Приобретение земельных участков в муниципальную собственность

Пр собств-ти на землю приобретается в рез-те:

1) ГП сделок (к-п, дарение)

2) признания зем участка безхозяйственным

3) выкупа для мун нужд (осущ-ся в исключит случаях для размещения объекта мун значения). Собств-ник не позднее, чем за 1 год дб предупрежден о таком изъятии органом, кот иъымает

4) приобретения зем участка из земель с/х назначения по преимущ праву покупки

5) приобретения зем участка, выделенного в счет доли права общей собств-ти на зем участок

123.Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам
и юридическим лицам.
Порядок предоставления регулируется ГК, ЗК.

Зем. участки, находящиеся в собственности МО, могут быть предоставлены уполномоченными исполнит органами МС:

· гражданам и ЮЛ в собственность и в аренду.

· гос и муниц учреждениям и предприятиям, органам ГВ и органам МС – в постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование.

Не предоставляется гражданам и ЮЛ в пожизненное наследуемое владение и постоянное бессрочное пользование.

Отказ в предоставлении только в случае:

· изъятия земельных участков из оборота;

· установленного ФЗ запрета на приватизацию зем. участков;

· резервирования зем. участков для гос. или мун. нужд.

Предоставление земел участков имеет несколько вариантов:

· Предоставление участков, которые находятся в муниц соб-ти и на которых расположены здания и сооружения.

Граждане и ЮЛ, имеющие на праве собст-ти, безвозмездном пользовании, на праве ХВ или ОУ здания, сооружения, расположенные на зем.

участках, находящихся в муниц соб-ти приобретают права на эти участки в соотв с ЗК и имеют исключительное право на приватизацию этих участков или приобретение права аренды. Для приобретения прав граждане и ЮЛ обращаются в исп.

орган МС с заявлением и приложением кадастровой карты (плана). Этот орган в 2-х недельный срок принимает решение о предоставлении зем. участка в соб-ть бесплатно, либо готовит проект Д. купли-продажи или аренды.

· Предоставление земельных участков для строительства

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в гос. или мун.собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов – исключительно на торгах (конкурсах, аукционах)

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

– гос и муниц учреждениям, органам ГВ и МСУ – в постоянное (бессрочное) пользование,

– религиозным организациям для строительства зданий религиозного и благотворительного назначения – в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

– остальным – в аренду

3. Предоставление земел участка для целей, не связанных со строительством.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче участков в собственность или в аренду подают заявления в исполнительный ОГВ или ОМС. В заявлении должны быть определены цель использования зем. участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

ОМСУ обязаны:

– принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких зем. участков,

– уполномочить на управление и распоряжение зем. участками и иной недвижимостью специальный орган;

– обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации

124. Управление муниципальным хозяйством: общая характеристика.

Управление мун хозяйством – деят-ть органов МС, учреждений и предприятий в области:

– ЖКХ

– градостроительства и благоустройства населенных пунктов

– транспортного обслуживания и др

Несколько точек зрения по поводу сущности мун хоз-ва:

1) МХ включает совок-ть предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной форме соб-ти

2) МХ – вся сов-ть хозяйств, расположенных на терр-ии МО, т.к. властные полномочия органов МСУ распр-ся на все хозяйствующие субъекты на их территории

Управление МХ – деят-ть органов МС и иных субъектов по удовлетворению обществ потребностей местного населения

ФЗ № 131 ФЗ к вопросам местного значения в области МХ относит:

· бюджеты городских и сельских поселений

· организация электро-, газо-, водоснабжения

· строительство и содержание автомобильных дорог

· обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями

· организация сбора и вывоза бытовых отходов

· благоустройство и озеленение тер-рий

· утверждение генеральных планов и схем территориального планирования

· организация освещения улиц

· организация ритуальных услуг

Просмотров 712 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/3-16960.html

Приобретение земельных участков под зданиями

Приобретение земельных участков в муниципальную собственность

Правовой центр ДВА М предлагает услуги по сопровождению процедур предоставления участков под объектами недвижимости в собственность или аренду (из государственной или муниципальной собственности).

В том числе осуществляем:

Аренда участков под зданиями

В соответствии с законом (ст. 39.20 Земельного кодекса) собственник объекта недвижимости, расположенного на участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, вправе получить такой участков в аренду или выкупить в собственность без торгов.

Причём по общему правилу выбор между выкупом участка под зданием из государственной собственности и его арендой принадлежит собственнику недвижимости. Исключение – участки, которые по тем или иным основаниям запрещены к приватизации.

Однако на практике выкуп у государства (муниципалитетов) или аренда участков под недвижимостью связаны с большим количеством споров. В том числе:

Имеется также специфика предоставления участка, на котором расположены объекты недвижимости разных собственников.

Вопрос о площади и границах предоставляемого собственнику недвижимости участка принципиально важен как для эксплуатации зданий по изначальному назначению, так и для инвестиций в покупку недвижимости «под снос» для дальнейшего строительства на участке.

Определение площади участка, необходимой для эксплуатации здания

В настоящее время законом не установлено, как именно определяется площадь участка под зданием, предоставляемого без торгов собственнику недвижимости. Формально данный вопрос должен разрешаться исходя из правил землепользования и застройки, но они практически никогда не содержат нормативов размера земельных участков для нежилых зданий и сооружений.

При этом собственник недвижимости, как правило, заинтересован в получении максимально большой площади. Особенно если в дальнейшем планируется новое строительство на месте существующих объектов или в дополнение к ним.

Вплоть до того, что иногда объекты недвижимости возводятся исключительно для выкупа участка без намерения их реально эксплуатировать.

Тогда как уполномоченные органы часто стремятся сократить предоставляемую площадь до минимума, особенно если речь идёт о дорогостоящей городской земле.

В соответствии со сложившейся судебной практикой, площадь участка для эксплуатации здания определяется как минимально необходимая для использования объекта недвижимости по назначению.

А в отношении объектов, составляющих единый комплекс – для обеспечения производственной или иной деятельности, для которой такой комплекс предназначен. При этом учитываются градостроительные, противопожарные и иные технические нормы.

Например, нормативы по парковочным местам, разгрузочным площадкам и т.д. Для производственных или складских комплексов – нормативы по конкретным видам деятельности.

В связи с чем вопрос о необходимой для эксплуатации здания площади часто разрешается путём экспертизы – либо при рассмотрении спора в суде, либо ещё на этапе обращения в уполномоченный орган.

Во втором случае заключение специалиста прилагается к заявлению о предоставлении участка.

А поскольку и строительные нормы часто бывают взаимно противоречивы и допускают различное толкование – решение вопроса во многом зависит от квалификации эксперта.

В то же время заключение экспертизы не является для суда обязательным. Нередко суды не соглашаются с экспертными заключениями, составленными с явными нарушениями, либо не имеющими чёткого обоснования, внутренне противоречивыми и т.д. Или же в случаях, когда указанная экспертом необходимая площадь явно превышает разумные пределы.

В связи с этим успешное рассмотрение дела в суде зависит в первую очередь от компетентности эксперта, а не только от его «лояльности» собственнику недвижимости.

При этом в любом случае испрашиваемая площадь должна быть адекватна габаритам здания.

Выкуп участка, превышающего площадь недвижимости в десятки и сотни раз – в настоящее время практически не выполнимая задача, во всяком случае в Москве и Московской области.

Правовой центр ДВА М имеет необходимые деловые контакты, с кадастровыми инженерами, экспертами-землеустроителями, иными специалистами, участие которых требуется для обоснования площади земельного участка.

В случае если несколько объектов составляют единый технологический комплекс (независимо от того, зарегистрирован ли комплекс как единый объект в ЕГРН) может быть необходимо доказать фактическое использование по соответствующему назначению на момент обращения за предоставлением участка.

В том числе экспертами или непосредственно судом может исследоваться специфика производственного или иного технологического процесса, которая требует дополнительной площади участка (под открытые склады, технологические дороги и т.д.).

При этом даже если ранее участок был сформирован для строительства объекта – это не является гарантий представления той же площади для его эксплуатации. Более того, если ранее участок предоставлен в аренду для эксплуатации объекта, не исключено, что при его выкупе потребуется повторно обосновывать необходимую площадь.

Исторически сложившиеся границы землепользования (в том числе не оформленные документально) также учитываются, хотя и не являются обязательными при новом предоставлении участка.

В связи с чем в ряде случаев актуальным становится вопрос существования фактических границ занимаемой собственником здания территории (например – забора) длительное время.

Возможность выкупа или аренды собственником недвижимости участка в конкретных границах, необходимые для обоснования площади аргументы, возможные обременения такого участка и т.д.

могут быть предварительно рассмотрены в ходе земельного аудита. В рамках данной услуги Правовой центр готов изучить градостроительную документацию правоустанавливающие документы и т.д.

, и на их основе сделать выводы о перспективах оформления прав на участок.

При планируемой покупке недвижимости под снос – будут рассмотрены также возможные параметры и условия нового строительства на участке.

Выкуп участков под зданиями

Вопросы о законности регистрации объекта недвижимости

Нередко, как только собственник недвижимости обращается за арендой или выкупом участка под зданием, у уполномоченных органов возникают вопросы к законности возведения и регистрации расположенной на нём недвижимости.

С одной стороны, далеко не всегда такие претензии бывают необоснованными. Так до недавнего времени была распространена практика выкупа участков под явно некапитальными или вообще «виртуальными» объектами недвижимости. Такие схемы, активно практиковавшиеся ещё несколько лет назад, сейчас завершаются успехом значительно реже.

В частности, в Московской области это связано с введением обязательного согласования выкупа аренды участков под зданиями участков на уровне с вынесением вопроса на МВК. Аналогичная ситуация с приобретением участков в связи с наличием на них плоскостных сооружений (дороги, площадки и т.д.

), заборов, мелиоративных сооружений и иных «неполноценных» объектов недвижимости. В настоящее время судебная практика встала на однозначную позицию, что подобные объекты, даже если ранее право на них было зарегистрировано в ЕГРН, не являются недвижимостью, а представляют собой лишь улучшения земельного участка.

В связи с чем не предоставляют исключительное право на выкуп или аренду участка без торгов.

Подземные и надземные инженерные сети, хотят и являются недвижимостью, также не дают права на приобретение участка, по которому проходят, т.к. их размещение возможно на основании сервитута.

С другой стороны – часто претензии возникают к законно возведенным объектам, действительно являющимся недвижимостью и не относящимся к самовольным постройкам.

В том числе нередки споры, связанные с:

  • фактической капитальностью объекта по его физическим характеристикам;
  • наличием разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию. В том числе в отношении объектов, возведенных до 1995 г. нередко приходится доказывать период их возведения;
  • самовольной реконструкцией объекта (пристройкой или надстройкой);
  • наличием на момент возведения объекта прав на участок, допускающих строительство. В первую очередь – при возведении капитального объекта на участках, предоставленных в аренду без права строительства;
  • законностью регистрации объекта в упрощённом порядке (по декларации), как «вспомогательного».

Правовой центр ДВА М имеет обширный опыт представления интересов собственников недвижимости по спорам, связанным с законностью их возведения или наличием признаков капитального объекта.

Данная проблема актуальна в первую очередь для Москвы, где городское законодательство, формально, позволяет отказать в предоставлении участка при наличии любых признаков самовольного строительства или реконструкции.

В том числе объектов, по которым давно истек срок исковой давности для требований об их сносе, незначительных по площади пристроек и надстроек и т.д.

Однако суды часто признают такие отказы незаконными, особенно в случаях, когда ДГИ Москвы не обращался с иском о сносе объекта, или спор разрешён в пользу собственника.

Приобретение участка под объектами незавершённого строительства возможно только в аренду и только в специальном порядке для достройки объекта.

Вхождение участка в зоны с особыми условиями использования

Распространённый источник споров при выкупе земельных участков под недвижимостью – вхождение участка в те или иные зоны с особыми условиями использования, в которых запрещается предоставление участка в собственность.

Установление разрешенного использования участка

Принципиально важно, чтобы для приобретаемого в собственность или в аренду участка под зданием был установлен корректный вид разрешённого использования.

Так именно от разрешённого использования участка зависит его кадастровая стоимость, которая в свою очередь определяет выкупную цену и, во многих случаях, размер арендной платы. При этом если собственник участка в дальнейшем сможет изменить разрешенное использование на любой из видов, предусмотренных ПЗЗ, то для арендатора такая возможность может быть ограничена условиями договора аренды.

Также разрешённое использование участка определяет возможные варианты хозяйственного использования недвижимости.

Так, поскольку самостоятельные виды разрешённого использования для зданий и сооружений сейчас не устанавливаются, наличие у земельного участка нескольких видов разрешенного использования позволяет по мере необходимости перепрофилировать расположенные на нём здания без дополнительных разрешений и согласований.

В связи с этим, в зависимости от практических задач собственника недвижимости, ему может быть интересно как установление максимально узкой формулировки разрешённого использования в целях минимизации кадастровой стоимости, так и более широкой – для дальнейшей свободы выбора фактического использования зданий.

Если участок под объектом давно сформирован – актуальным становится вопрос приведения его разрешённого использования в соответствие с действующим классификатором.

Так долгое время разрешенное использование участков определялось в произвольной форме и часто с весьма неоднозначными формулировками.

В связи с чем в рамках приведения разрешённого использования в соответствие с новым классификатором может иметь место его фактическое изменение.

Цена выкупа и арендная плата

Цена выкупа участка под недвижимостью и размер арендной платы за такой участок определяются на региональном уровне.

Так при выкупе участка под зданием:

  • в Москве выкупная цена практически всегда составляет 100% кадастровой стоимости;
  • в Московской области по общему правилу цена составляет 15% кадастровой стоимости, но установлен ряд льготных режимов – для сельскохозяйственных земель, ИЖС, участков ранее переоформленных из постоянного (бессрочного) пользования и т.д.

При аренде участка под зданием:

  • В Москве арендная плата исчисляется в процентах от кадастровой стоимости и в большинстве случаев составляет 1,5% от неё. В то же время имеется большое количество льготных режимов – для производства, инвестиционных проектов, социально значимых объектов и т.д.
  • в Московской области арендная плата исчисляется по специальной формуле с учётом ряда коэффициентов, связанных с местоположением участка и его разрешенным использованием. При этом кадастровая стоимость в данную формулу не входит.

В случае когда цена выкупа участка под объектом недвижимости или арендная плата определяется исходя из кадастровой стоимости – актуальным является снижение данной стоимости.

Споры о границах участка

При формировании и определении площади участка для эксплуатации здания или уже на этапе выкупа такого участка также нередко встречаются споры о границах со смежными участками или территориями общего пользования. В том числе может иметь место наложение границ соседнего участка на объект недвижимости

Предоставление участка, занятого объектами недвижимости разных лиц

В случае если на участке расположены объекты недвижимости (в т.ч. помещения в здании), принадлежащие нескольким лицам, то существуют следующие варианты оформления прав собственников недвижимости на такой участок:

  • раздел участка;
  • приобретение участка всеми собственниками недвижимости в долевую собственность;
  • оформление участка в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора.

При этом раздел участка возможен, только если речь идёт об отдельных зданиях, и новые участки будут соответствовать требованиям ПЗЗ и иным нормативам по площади, организации подъездов и т.д.

Данный вариант не применим к помещениям в одном здании или к соседним зданиям, если нет возможности выделить отдельную территорию для обслуживания каждого из них (неделимый участок).

При этом вопросы делимости участка, возможных вариантов раздела и т.д. часто разрешаются путём экспертизы.

В случае если часть зданий или помещений на неделимом участке принадлежит государственным или муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям – участок может быть передан только в аренду, его выкуп собственниками остальной недвижимости не допускается.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/priobretenie-uchastkov-pod-zdaniyami

Муниципальная собственность на землю и ее виды

Приобретение земельных участков в муниципальную собственность

Муниципальная собственность на земельные наделы является отдельным видом государственной собственности, находящейся под юрисдикцией и контролем муниципальных образований.

Образование муниципальных земель и их предоставление в пользование граждан регулируется земельным и гражданским законодательством.

Возникновение муниципальной собственности на землю

При муниципальном владении участками земли права владельца от имени муниципалитета реализуются местными органами власти (пункт 2 ст. 215 ГК РФ).

Местные власти вправе распоряжаться землями, относящимися к данному муниципальному образованию по своему усмотрению, в том числе передавать их в частную собственность, сдавать в аренду и т.д.

Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:

  • При передаче наделов данному муниципалитету из федерального или регионального фонда;
  • При покупке земель муниципальными властями;
  • При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
  • При отказе частного владельца от своих наделов;
  • В случае выморочных участков.

Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ).

Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен.

Объекты и субъекты

Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в границах данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных кооперативов).

Такими субъектами могут выступать:

  • Главы муниципальных образований;
  • Законодательные органы власти;
  • Подразделения городской администрации;
  • Унитарные предприятия;
  • Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.

Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.

Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы.

Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Сельскохозяйственными землями;
  • Промышленными землями.
  • Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.

Виды муниципальной собственности

В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:

  • Закрытая;
  • Публичная;
  • Нераспределённая;
  • Предоставленная.

К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.

К публичной муниципальной собственности относятся участки, находящиеся в открытом доступе для граждан:

  • Дороги;
  • Скверы и парки;
  • Земли общего пользования.

В отношении земельных наделов публичного вида собственности невозможно обременение частным сервитутом со стороны физических или юридических лиц, так как эти наделы предназначены для пользования гражданами безвозмездно.

Важно учитывать, что свободный доступ к публичным землям муниципалитета не означает отсутствие регулирования правил такого доступа (например, правила дорожного движения).

К нераспределённым муниципальным землям относят участки, предназначенные для предоставления в собственность или аренду отдельным категориям граждан или юридических лиц.

Предоставленные земли муниципалитета – это бывшие нераспределенные земли, из которых постановлением земельного комитета исполнительной власти были выделены участки и предоставлены в аренду или безвозмездное пользование частным физическим и/или юридическим лицам.

Предоставленные земли выходят из муниципальной собственности в частную при их выкупе из аренды.

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.

Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:

  • Городскими поселениями;
  • Округами;
  • Муниципальными районами;
  • Пригородными районами;
  • Префектурами;
  • Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.

Процедура разграничения осуществляется следующим образом:

  • Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
  • Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
  • Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.

Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.

Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:

  • При предоставлении участка садоводческому иди дачному товариществу;
  • Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
  • При выделении участка организации, с которой заключен договор комплексного развития территории;
  • При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
  • Для строительства линейных объектов;
  • Для строительства объектов муниципальных предприятий.

Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.

Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:

  • Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
  • Получение положительного решения комитета;
  • Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
  • Предоставление в кадастровую палату межевого плана;
  • Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
  • Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.

Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.

Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.

Важно учесть, что геодезические работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование.

Установление цены

Цена, запрашиваемая местными властями за образование и предоставление земельных наделов в пользование или владение, может быть сформирована тремя способами:

Образование и предоставление земельных участков из муниципального владения по фиксированной цене возможно в следующих случаях, согласно пункту 2 ст. 39.6 ЗК РФ:

  • По указу Президента РФ;
  • Для возведения объектов социального или культурного назначения;
  • Для реализации инвестиционных проектов и федеральных целевых программ;
  • Для комплексного освоения территории;
  • Для строительства электрических, водопроводных и газовых коммуникаций;
  • Для строительства линейных инженерных объектов;
  • Для садоводства и огородничества;
  • Для крестьянских хозяйств;
  • Для объектов долгостроя.

Объекты долгостроя сдаются в аренду по фиксированной цене подрядчику, выигравшему конкурс на завершение строительства.

Следует помнить, что земли, предназначенные для строительства социальных объектов, предоставляются в аренду по фиксированной цене только при соблюдении условий передачи, оговорённых с подрядчиком.

В противном случае аренда по фиксированной цене прекращается и назначается аукцион.

Наделы могут быть образованы из муниципальных земель и переданы в бесплатное пользование нуждающимся лицам.

К таким лицам относятся:

Критерии нуждаемости устанавливаются для каждого субъекта федерации отдельно.

Физические и юридические лица, не имеющие право на выделение муниципального участка без торгов или бесплатно, должны принять участие в публичном аукционе.

Итак, к муниципальной собственности относятся все земельные участки внутри границ муниципального образования, за исключением частных земель. Из муниципальных земель могут быть образованы отдельные участки для предоставления в пользование или собственность физическим или юридическим лицам. Решение об образовании участков принимается исполнительными органами власти.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/municipalnaya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.