Приобретение земельного участка без торгов

Содержание

Как происходит предоставление земельного участка в аренду без торгов?

Приобретение земельного участка без торгов

Граждане РФ и иностранцы имеют право получить в аренду земельный участок в России.

Для этого предусмотрена специальная процедура с проведением торгов.

Но не обязательно ждать аукциона с подходящим участком. Гражданин может самостоятельно выбрать землю и даже получить ее без торгов.

О том, как происходит предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, читайте в статье.

Правовая база

В 2019 году получить право на аренду земельного участка претендент может только по результатам аукциона. Это закреплено в ст. 39.6 Земельного Кодекса России.

Однако в этой же статье перечисляются случаи, когда основным правилом можно пренебречь. Это касается как простых граждан, так и компаний.

В случае предоставления земли в аренду без торгов, муниципалитет самостоятельно устанавливает размер арендной платы.

Сумма рассчитывается в соответствии с площадью и назначением участка. Это закреплено в ст. 39.7 ЗК РФ.

Кто может получить?

Получить землю без проведения торгов может практически любой человек. Если заявку на участие в аукционе подает только один претендент, он и станет арендатором.

Аукцион признается несостоявшимся, а участник получает землю по минимальной стоимости. Но закон предусматривает случаи, когда заявитель имеет преимущественное право аренды.

Для физических и юридических лиц действуют разные условия.

Обычные граждане получают преимущественное право аренды, если:

  1. На участке есть капитальное строение, которое находится в собственности претендента. Во внимание не принимается самострой. Дом должен быть зарегистрирован в собственность по всем правилам.
  2. Текущий арендатор начал строительные работы. Продление аренды осуществляется только 1 раз до завершения строительства.
  3. Текущий арендатор получил землю под садоводство, огородничество или другие хозяйственные нужды (например, сенокос или выпас животных) и подал заявление на продление аренды до истечения срока действия текущего договора.
  4. У гражданина были изъяты земли для государственных или муниципальных нужд. Он получает новый участок в качестве компенсации, поэтому аукцион не проводится.
  5. Претендент имеет право на первоочередное или внеочередное приобретение земли.

Не проводятся торги для предоставления земли в субаренду. Если основной арендатор получил участок от государства на срок больше 5 лет, он может полностью или частично передать право пользования третьим лицам, для выбора которых не проводятся торги. Размер платы устанавливается лично основным арендатором.

Юридические лица

“Льгот” для организаций намного больше, чем для частных лиц. Хотя количество пунктов меньше, под их влияние попадает огромное количество больших и малых фирм.

Без торгов можно обойтись, если земля будет использована для:

  • аграрной промышленности;
  • сельскохозяйственных работ некоммерческой организации;
  • строительства объектов энергетики, обороны, связи, ТВ и других важных отраслей, включая железнодорожное полотно и федеральные трассы.

Последний пункт является самым обширным. Преимущественное право получают как российские компании, так и зарубежные. При условии, что объект нужен для международного представительства России в этой сфере.

Также без торгов получить землю в аренду можно при наличии на территории участка капитального строения, которое принадлежит организации.

Условия

Без торгов предоставляется любой свободный участок. Однако если на территории находится объект общего пользования (река, лес, озеро), арендатор обязуется предоставить свободный доступ к природным ресурсам.

Организация не сможет претендовать на получение земли без проведения аукциона, если имеет неустраненные недочеты, выявленные земельным надзором.

Например, если из-за производственных работ ухудшается качество земли и ее плодородность.

Как взять землю без аукциона: порядок процедуры

Арендаторы, у которых заканчивается договор аренды, имеют право продлить срок пользования землей. При этом участок не выставляется на аукцион, а сами граждане проходят облегченную процедуру. Если же гражданин претендует на аренду нового участка, то ему придется пройти все перечисленные ниже пункты.

Поиск свободного участка

В России довольно много земель, которые находятся в собственности государства, но не поставлены на кадастровый учет. Именно среди таких территорий можно выбрать подходящий участок.

Посмотреть карту с занятыми и свободными землями можно на сайте Росреестра. Доступ к кадастровой карте бесплатный. Но в электронной версии нет перечня условных обозначений.

Пользователю потребуется многократно увеличить масштаб, чтобы посмотреть границы участков и их номера. Занятые земли выделены серым цветом.

Составление схемы

Если гражданин определился с тем, где он хочет получить участок, ему необходимо на карте выделить эту зону. Рисовать и чертить можно прямо в электронной версии. Затем страницу с пометками достаточно распечатать.

Доверить составление схемы рекомендуется кадастровому инженеру. Земельные участки на карте имеют разнообразную форму, что связано с особенностями межевания.

Кадастровый инженер правильно очертит нужный участок. А в случае если эту территорию использовать нельзя, подскажет, где еще можно выбрать землю.

Предварительное согласование

После оформления участка на карте, гражданину необходимо обратиться в муниципалитет. Подавать документы нужно в ту администрацию, которая отвечает за район, где находится земельный надел.

Потребуется направить на имя главы муниципалитета:

  • заявление о согласовании выделения участка;
  • схему участка от кадастрового инженера;
  • копию паспорта, включая страницу с регистрацией.

В самой заявке обязательно нужно указать цель аренды земельного участка. Например, под ИЖС или садоводство. Это повлияет на установление арендной платы.

Так как свободные территории не имеют кадастрового номера, для удобства проверки местности указывается кадастровый квартал, в который они входят.

Решение о выделении земельного надела выносится в течение месяца. После этого можно приступать к оформлению кадастрового паспорта.

Будущий арендатор самостоятельно должен поставить участок на учет. Расходы также оплачивает инициатор. Для этого потребуется помощь кадастрового инженера.

Специалист проведет межевание на основе утвержденной схемы, а затем поставит территорию на кадастровый учет и оформит паспорт.

Заявление

Подать заявление на право предоставления аренды можно только на землю с кадастровым номером. Поэтому продление уже существующего договора аренды начинается только с этого этапа. В муниципалитет отправляется заявка на аренду.

При себе необходимо иметь:

  • собственный паспорт (или иной документ, подтверждающий личность иностранца или лица без гражданства);
  • кадастровый паспорт участка;
  • постановление о согласовании схемы (не обязательно, но сотрудники могут запросить всю “переписку”).

Если нет никаких споров, то заявление регистрируется. После чего начинается создание договора аренды.

Заключение договора

Проект договора аренды присылается заявителю по почте в 3 экземплярах. В течение месяца со дня подачи заявления гражданин должен подписать все 3 договора.

Один комплект он оставляет себе, второй — отправляет назад в администрацию, а третий нужен для регистрации сделки.

В договоре указывается размер арендной платы, который не обсуждается на предыдущих шагах. А также прописаны способы внесения платежей. Обычно арендатор сразу же должен оплатить пользование землей на полгода вперед.

Регистрация

С договором об аренде и паспортом арендатор должен обратиться в течение 10 дней в Росреестр для регистрации сделки.

Также потребуется оплатить пошлину за регистрацию договора:

  • 2000 рублей для физ.лица;
  • 22000 рублей для организации.

После посещения Росреестра официально вступает в силу договор аренды.

Заключение

Получение земли без торгов — длительная процедура, которая растягивается на несколько месяцев при условии необходимости искать подходящий участок. Текущие арендаторы могут без проблем продлить договор по простому заявлению.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/oformlenie/arenda/predostavlenie-bez-torgov

53 основания дают право на земельный участок без торгов в 2020 году

Приобретение земельного участка без торгов
(материал обновлен 12 декабря 2019 года)

Право на земельный участок можно получить  от государства без торгов.

Для реализации права на участок достаточно использовать одно из 53-х оснований.

В рубрике: Земля без торгов найдете серию статей по получению земельного участка.

Земельный кодекс содержит больше 53 оснований, по которым можно получить право на земельный участок.

Я проанализировал все основания и некоторые объединил, поэтому всего получилось 53 способа получения участка.

В этой статье рассмотрим вопрос:

кто имеет право на земельный участок без торгов?

Попутно подскажу пошаговые алгоритмы действий, чтобы реализовать право на получение земли без торгов.

Иными словами, оценим основания и перспективы получения земли без проведения земельного аукциона.

На подготовку и написание этого аналитического материала у меня ушло больше 3 месяцев.

Потому что в труднопроходимых дебрях Земельного кодекса РФ очень легко заблудиться.

Для ясного понимания, кто имеет право на земельный участок, я подготовил интерактивную интеллект карту.

Интеллект карта дает возможность

за 2 минуты найти основание приобретения права на земельный участок без торгов.

Данная карта  находится в платном доступе. Вы ее найдете внизу этой статьи.

Там же короткое видео как пользоваться картой.

Итак, приступим.

Для удобства 53 основания, дающие право земельный участок без аукциона, разделены на 5 групп

Каждая группа содержит основания получения земельного участка на конкретном виде права.

Например, на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного пользования.

Чтобы не перегружать вас информацией, я разделил весь материал на 5 статей.

В каждой отдельной статье содержится описание конкретной группы оснований.

Каждое основание дает право на земельный участок без конкуренции на торгах.

1-ая группа: Продажа земельных участков без торгов.

В этой группе перечислены все основания, которые дают право купить земельный участок без участия в торгах.

Иными словами, земельный участок приобретается в собственность в обход торгов и аукциона.

Полное описание оснований см. в статье: Продажа земельного участка без торгов.

2-ая группа: Бесплатное предоставление земельных участков.

Это, наверное, самая желанная группа оснований, потому что право собственности на земельный участок можно получить бесплатно.

Мораль известной пословицы про сыр и мышеловку известна всем.

Отчасти эта мораль применима и к бесплатному получению земли.

Потому что хорошие земли очень редко попадают в категорию земель для бесплатной раздачи.

Если хорошие участки и предлагают бесплатно, то количество желающих, как правило,  превышает предложение.

Тем не менее,  в отдельной статье я изложил случаи, когда землю дают бесплатно.

Потому что нужно использовать все возможности для реализации права на земельный участок.

3-я группа: Предоставление земли в аренду без торгов.

Данная группа получилась объемной, поэтому пришлось статью об аренде земли разделить на 2 части.

В 1-ой части статьи изложены востребованные обычными гражданами способы получения арендных прав на земельные участки.

2-ая статья содержит основания для аренды земли, которые меньше востребованы у простых граждан.

Всего в 2-х статьях я описал 16 способов, которые позволяют взять землю в аренду без торгов.

4-ая группа: Право на получение земельного участка в безвозмездное пользование. 

Изучая основания безвозмездного пользования, я обнаружил, следующее.

Безвозмездное пользование в некоторых случаях является первым шагом к получению земли в собственность бесплатно.

В статье  14 способов получить в безвозмездное пользование участок раскрыл тему, потому что она интересна.

5-ая группа: Получение земли в постоянное (бессрочное) пользование.

Данную группу я включил в серию статьей «Земля без торгов» только для полноты информации.

Обычные граждане не могут получить земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования.

Тем не менее, ознакомиться с данным способом получения прав на землю можете ознакомиться в статье.

И в завершении хочу обратить ваше внимание на следующее.

Твердость вашего намерения получить права на земельный участок будет постоянно проверяться на прочность

Чиновники будут стремиться содрать с вас то, что им не положено.

Конкуренты будут пытаться обойти вас с целью заполучить права на земельный участок, который вы присмотрели.

Это неизбежное неудобство, с которым вы наверняка столкнетесь.

Однако это не означает, что вы должны «прогибаться» под чиновников или уступать конкурентам.

Ставить чиновников на место и переигрывать конкурентов удаётся тем, кто имеет понятный пошаговый алгоритм действий.

Пошаговая инструкция: 

Как получить земельный участок в 2020 году

Получить сейчас

Используйте инструкцию, потому что она поможет без взяток и заискивания перед чиновниками получить участок.

Земля принадлежит вам по праву рождения.

PS

Интерактивная карта проста в использовании.

Но если возникнут сложности или захотите узнать больше, смотрите видео по использованию карты.

Не забудьте получить доступ к Интерактивной интеллект-карте, пока время на таймере не истекло.

Желаю вам прекрасного дня и достойной жизни.

Источник: https://paruslex.ru/pravo-na-zemelniy-uchastok/

Порядок предоставления участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов

Приобретение земельного участка без торгов
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Порядок предоставления участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов

Предоставление участка без проведения торгов предусмотрено ЗК РФ.

С весны 2015 года вступили в силу новые правила, касающиеся порядка предоставления субъектам прав на земли, находящиеся в собственности государства и муниципальных образований. Это связано с изменениями, внесенными в ЗК РФ в 2014 году.

Участки земли предоставляются в собственность гражданам, компаниям по исчерпывающему списку оснований, указанных в ст. 39.1 ЗК РФ.

В частности, государственный орган принимает решение о предоставлении участка в режиме бессрочного пользования, в аренду и т.д. Установлен административный регламент предоставления земель вне аукциона.

Предоставление участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности вне торгов

Без торгов закон позволяет предоставлять участки земли:

  • компаниям и предприятиям. Основания: распоряжение президента, постановление высшего органа исполнительной ветви власти. Цели: реализация инвестиционных проектов, размещение объектов социально-культурного назначения.
  • компаниям и предприятиям. Основания: распоряжение президента, постановление высшего органа исполнительной ветви власти. Цели: размещение объектов, которые предназначены для обеспечения жизнедеятельности населения.
  • юридическим и физическим лицам. Основания: распоряжение президента РФ, постановление высшего органа исполнительной власти или оформленный с государственными или муниципальными органами договор аренды. Цели: освоение территории.
  • организации некоммерческого направления. Цели: жилищное строительство.
  • владельцам объектов незавершенного строительства. Цели: завершение строительства.
  • гражданам. Цели: ведение фермерства, жилищное строительство, ведение садоводства.
  • компаниям и предприятиям. Цели: освоение территории в целях строительства бюджетного жилья.
  • владельцам зданий, сооружений. Основания: существующие у этих субъектов право хозяйственного ведения и оперативного управления.
  • гражданам и организациям в бесплатное пользование.

Каждое из указанных оснований имеет административный порядок предоставления земель. Это касается написания заявления, подготовки бумаг, оформления участка. Образец заявления можно посмотреть в Интернете.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности вне торгов

Порядок предоставления земельного участка без проведения аукциона имеет строгий порядок действий, предпринимаемых заинтересованными сторонами.

Федеральный закон РФ № 171 внес в Земельный кодекс РФ поправки, устанавливающие порядок выдачи населению земель вне торгов. К нововведениям можно причислить:

  • Предоставление земли гражданам на безвозмездной основе однократно. К категории граждан, которые вправе рассчитывать на это, относятся многодетные семьи, а также отдельные категории граждан, чье право на получение земли установлено отраслевыми законами, а также нормативными актами субъектов РФ.
  • Исключительным правом на покупку земли в собственность или в аренду обладают субъекты права, являющиеся владельцами помещений, которые располагаются на земле. Образец заявления на покупку земли вне торгов можно посмотреть на сайте уполномоченных органов.

Если на участке земли располагаются здания и сооружения, принадлежащие нескольким лицам и по разным основаниям (право собственности и оперативное управление), то с ними может быть заключен арендный договор с множественностью субъектов в правоотношении.

Государственный орган может подать заявление в суд, чтобы судья обязал собственников помещений оформить арендные отношения, предметом которых будет выступать земля. Но это законно только в случае, если никто из собственников не напишет заявления о приобретении участка.

Подача заявления о согласовании предоставления земельного участка, заявления о предоставлении земельного участка и сроки рассмотрения заявлений

Вышеназванные заявления должны содержать следующие данные:

  • фамилия и инициалы заявителя, данные паспорта;
  • наименование юридического лица, его реквизиты, юридический адрес;
  • кадастровый идентификатор участка;
  • основания, по которым пишется заявление;
  • вид права, согласно которому заявитель покупает недвижимость;
  • цели использования недвижимости;
  • контакты для связи с заявителем и т.д.

Если поступившее заявление не отвечает требованиям правовых норм, в частности, в нем не указан заявитель, после рассмотрения, в течение десяти дней, уполномоченный орган возвращает его. Заявителю должны быть разъяснены причины, по которым после рассмотрения произошел возврат заявления.

С момента поступления заявления предварительного согласования предоставления участка, закон дает уполномоченному органу месяц для рассмотрения и принятия решения.

Заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком

1. Договор аренды в письменной форме. Заключение контракта подчиняется общим правилам аренды.

Но в этой ситуации существуют определенные нюансы. В соответствии с ЗК РФ арендатор не обладает преимущественным правом на заключение нового договора аренды в письменной форме с государственными органами вне аукциона. Но из этого правила есть исключения. Арендаторы могут рассчитывать на повторное заключение нового договора в письменной форме, в случае если:

  • земельный участок предоставлен им без торгов;
  • земельный участок был предоставлен им на аукционе с целью ведения садоводства.

Таким образом, если договор аренды в письменной форме был заключен до 2015 года (до внесения поправок в ЗК РФ), то рассмотрение вопроса и продлении договора аренды будет осуществляться без торгов.

2. Контракт по купли-продажи земельного участка. Сделка, оформляемая между участниками, регулируется общим правилам купли-продажи.

Как и в случае с арендой, в соглашении необходимо прописать полную стоимость объекта недвижимости, которая рассчитывается по двум показателям: по площади и кадастровой цене. Выплатив стоимость земли, предоставив в муниципалитет квитанции и документы, приобретатель подписывает контракт в письменной форме.

3. Контракт по безвозмездному пользованию земельным участком. Даже при условии того, что имущество от государственных и муниципальных органов передается лицу на безвозмездной основе, регламент говорит о том, что сделка должна быть совершена в письменной форме.

В договоре обычно фиксируются, помимо прочих положений, договоренности между участниками насчет надлежащего ухода за участком земли, его обработки в соответствии с назначением и получением выгоды для пользователя, которые несет затраты за содержание надела.

Предоставление земельных участков Дальневосточного федерального округа гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность

Россиянам, при условии однократности предоставления, по написанному заявлению может быть выделен в бесплатное пользование сроком на 5 лет надел земли.

Объект недвижимости, который принадлежит государству или муниципальным органам, должен находиться в пределах субъектов РФ, которые входят в состав Дальневосточного федерального округа. Это территории:

  • Саха (Якутия);
  • Приморский край;
  • Камчатка;
  • Амурская область;
  • Магаданская область;
  • Сахалинская область;
  • Чукотский автономный округ;
  • Еврейская автономная область.

Государство через нормативные акты устанавливает критерии заявления, поданного от имени гражданина о предоставлении участка в пользование на безвозмездной основе.

После проверки заявления муниципальным органом, как гласит регламент, уполномоченный орган не позднее 20 рабочих дней после его поступления, готовит проект соглашения в письменной форме либо принимает мотивированное решение об отказе заявителю, при условии наличия законных оснований.

Кроме того, в полномочия государственного органа входят мероприятия, направленные на создание земельного надела, если он не выделен в натуре. Договор оформляется в письменной форме.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности вне торгов на территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России

Граждане РФ, при условии того, что они относятся к коренным народам Сибири, Севера, Дальнего Востока, а также к их общинам в местах традиционного пребывания и ведения хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых для сохранения традиций, из муниципальной и государственной собственности предоставляются земельные наделы в пользование на безвозмездной основе.

Контракт заключается в письменной форме. Сроки пользования землей – 10 лет.

Здравствуйте! Ситуация вкратце такая. По решению муниципального органа от 2016 г. частному лицу, работнику этого органа, был передан в аренду земельный участок без торгов в 2017 г. при том, что годом ранее был другой претендент другой, подавший соответствующее заявление о передаче его в собственность под огородничество.

В предоставлении в собственность отказали. О том что этот участок может быть предоставлен на условиях аренды ни в ответе не было сообщения, не было и публикации в газете. В июне 2007 г. узнали о наличии решения и договора аренды.

Участок примыкает к приусадебному участку второго претендента и им он ранее длительное время использовался для выращивания овощей. Намерены опротестовать решение и договор аренды, и перевести по нему права на первого заявителя.

Вопросы следующие: 1) Если срок на обжалование решения о предоставлении участка в аренду без торгов истек, то обязательно ли его вообще обжаловать? Может достаточно обжаловать договор с требованием о переводе прав арендатора по нему на первого заявителя.

Тем более что он льготник, а значит вправе рассчитывать на то что ему обязаны этот участок передать без торгов. 2) сохраняется ли при этом срок давности с учетом того что договор был заключен в июне 2017 г. но не исполнялся по определению суда т. к.

бы еще один претендент на этот же участок, которому суд отказал в иске на том основании что его права не нарушены и а следовательно он ненадлежащий истец? Можно ли считать уважительной причиной пропуск срока так как ждали решения по его заявлению? 3) Есть ли опытные в делах о земельных спорах ваши представители в Красноярске, местные по разному консультируют?

Александр31.10.2018 18:24

Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду МИП 9.

Консультации бесплатны. Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.

ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Дубровина Светлана Борисовна31.10.2018 18:41

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна01.11.2018 08:00

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/poryadok-predostavleniya-uchastka-iz-gosudarstvennyh-i-municipalnyh-zemel-bez-provedeniya-torgov.html

Приобретение земли без торгов: чем ограничивается размер участка?

Приобретение земельного участка без торгов

Земельное законодательство предоставляет собственникам объектов недвижимости право приобрести земельный участок под ними без проведения публичных торгов.

Но на сегодняшний день закон никак не ограничивает размер таких участков, что является поводом для злоупотреблений со стороны собственников недвижимости, предпринимающих попытки приобрести землю в размере, превышающем разумные пределы.

Представим ситуацию, что площадь здания составляет 200 кв.м., тогда как размер земельного участка 10 000 кв.м.

Любой ли по площади землю возможно приобрести? Или должны существовать какие-либо ограничения?

Формально закон не препятствует к приобретению всего участка, однако соображения здравого смысла указывают на необходимость введения разумных ограничений.

История нормативного регулирования вопроса

Земельным законодательством вопросы предоставления земли частным лицам напрямую не разрешены. В прежней редакции Земельного кодекса РФ (до введения в действие главы V.1, регулирующей порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности) отмечалась необходимость учета:

  • фактического землепользования;
  • красных линий;
  • местоположения смежных участков и естественных границ земельного участка.

В актуальной редакции данных указаний не содержится, что затрудняет поиск законодательного обоснования принимаемых решений. Внесение изменений в земельное законодательство не добавило ясности в существующий механизм оборота земли, а только усугубило проблему.

Судебная практика об «объеме» права на землю

В 2010 году предметом рассмотрения Верховного Суда РФ стал спор по иску администрации об оспаривании права собственности частного лица на землю под объектом недвижимости (определение от 20.04.2010 № 18-В10-3). Одним из доводов истца было указание на то, что площадь участка значительно превышает размер, необходимый для использования объекта недвижимости.

Судом указано на отсутствие в законе установленных предельных размеров земельного участка, предоставляемого для эксплуатации находящегося на нем здания. Поэтому невозможно на этом основании оспорить совершенную сделку.

Данные выводы были положены в основу иных судебных решений об отказе в требованиях о признании ничтожными договоров купли-продажи таких земельных участков.

Таким образом, признавалось правомерным предоставление земельного участка большей площади, чем разумно необходимо для использования объекта недвижимости. Эту позицию разделяло и Министерство экономического развития.

В ряде своих писем ведомство указывало, что если границы земельного участка значительно превосходят площадь застройки расположенных на них зданий, то исходя из грамматического толкования положений Земельного кодекса РФ (подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ) у правообладателя такого земельного участка имеется право его выкупа целиком.

При этом какой-либо обязанности разделить земельный участок на застроенную и пустующую его части действующим законодательством не установлено.

В последующем суды стали иначе оценивать спорные отношения, ссылаясь на недоказанность того, что для использования и эксплуатации здания необходим земельный участок запрашиваемого размера.

В делах об оспаривании собственниками недвижимости отказов в предоставлении земельных участков судами отмечалось, что бремя доказывания необходимого размера территории возлагается на заявителей. Выполнить его можно посредством проведения экспертизы.

Также судами указывалось, что одно только намерение заявителя построить на земельном участке иные объекты не дает ему исключительного права на приватизацию всего спорного участка.

Верховный Суд РФ в споре с участием администрации города Дубны и общества «Столичные инвестиции. Дубна» подвел черту в указанных противоречиях, поддержав вывод о необходимости разумных оснований для предоставления земельного участка в определенном размере (дело №А40-100700/2015).

В указанном споре суд согласился с позицией антимонопольного органа в том, что иное может нарушать законодательство о защите конкуренции.

Судом предписано обращать внимание госорганов на потребность заявителя в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и других требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта.

Тем самым суд подчеркнул, что право на приватизацию площадей под объектами недвижимого имущества не может пониматься произвольным образом, позволяющим заявителям без торгов приобретать неограниченное количество земли.

Рекомендации Верховного Суда РФ адресованы органам, компетентным принимать решения о предоставлении земельного участка, и призывают их содержательно оценивать фактическое соотношение площадей недвижимого имущества и земель с учетом требований, установленных законодательством.

Применение судебных решений на практике

Выполнение рекомендаций ВС РФ может столкнуться с практическими трудностями.

В первую очередь это связано с тем, что Земельный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка, и в нем отсутствует такое основание для отказа, как превышение его площади над разумно необходимым размером.

Кроме того, в перечне документов на приобретение земли без проведения торгов (Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1) нет указания на документы, которые содержали бы обоснование необходимости предоставления земельного участка в запрашиваемом размере.

Таким образом, на этапе административных согласований отсутствует процедурно обеспеченная возможность оценить необходимые размеры предоставляемого земельного участка.

Следовательно, до внесения соответствующих изменений в законодательство и ведомственные акты указанные вопросы можно разрешить только при судебном оспаривании состоявшегося решения государственного органа.

Если обжалования не происходит, факт предоставления земли в заданном размере будет формально законным, при том что его порочность будет сохраняться в «латентном» состоянии.

В свете разъяснений Верховного Суда РФ сама процедура приватизации нуждается в соответствующей корректировке, чтобы каждый раз не возникало потребности обращаться в суд за решением вопроса о размере предоставляемых участков.

Это позволит уже на этапе административных согласований своевременно решать вопросы об «объеме» права на приватизацию.

Этот вариант является более экономичным и позволит довести дело до суда только те случаи, по которым действительно возникает спор.

Источник: https://ppt.ru/news/140932

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.