Предоставление земельных участков гражданам

Содержание

Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственных и муниципальных земель

Предоставление земельных участков гражданам

Под предоставлением земельных участков из государственных и муниципальных земель понимается передача земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органами государственной власти и местного самоуправления гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду либо в безвозмездное срочное пользование, а также государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование.

Основные цели предоставления земель:

  • — для строительства[1];
  • — для целей, не связанных со строительством[2];
  • — под существующим зданием, строением, сооружением[3].

Процесс передачи земельных участков регулируется ст. 28-34

Земельного кодекса, Федеральными законами № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Постановлением Правительства РФ от 31.03.

2006 № 176 «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования», иными нормативными правовыми актами.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно лишь в некоторых случаях, предусмотренных федеральным земельным законодательством или законами субъектов РФ.

Например, приобрести бесплатно земельные участки имеют право граждане, имеющие трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов1.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

  • — если земельный участок изъят из оборота;
  • — федеральным законом установлен запрет на приватизацию земельного участка;
  • — земли резервированы для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается федеральными законами.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

  • — принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
  • — уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
  • — обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

  • 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
  • 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов1.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной форме заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр, а также в электронной форме с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения1.

Page 3

При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу данное лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством.

Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

  • 1) отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
  • 2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота.

Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

Нс допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в ограниченном порядке, который устанавливается Земельным кодексом. Президент РФ может установить перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые эти правила не распространяются.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, то граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на этом участке, также приобретают права на него.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений.

Приватизация земельных участков регулируется Земельным кодексом, иными федеральными законами в сфере земельных отношений, а также Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Источник: https://studme.org/226760/pravo/predostavlenie_zemelnyh_uchastkov_grazhdanam_yuridicheskim_litsam_gosudarstvennyh_munitsipalnyh_zemel

Использование государственных и муниципальных земель в 2019 году: условия и порядок предоставления, аренда и обмен, проведение аукциона, сервитут, перераспределение земель, возмещение убытков, частные случаи | Земельный эксперт

Предоставление земельных участков гражданам
2792

Земельное законодательство выделяет обстоятельства, при наличии которых происходит передача права на площади, состоящие в распоряжении государства и муниципалитета. Этот момент зафиксирован в ст. 39.1 Земельного кодекса РФ. Основания возникновения прав на земельные участки:

  1. Решение уполномоченного ведомства по предоставлению земли в безвозмездное пользование.
  2. Продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
  3. Если в отношении надела уже заключена сделка аренды, то пользователь может эксплуатировать площадь, но не вправе выставлять землю как объект правовой сделки.
  4. Когда имеется соглашение о безвозмездном срочном пользовании территорией.

Право эксплуатации земель может предоставить лишь то ведомство, которое имеет все необходимые полномочия в отношении земель

Земли могут быть предоставлены в безвозмездное и возмездное пользование или оформлены как частная собственность. Передача земли в собственность бесплатно предусмотрена в отношении следующих лиц:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • имеющим, один или два участка с постройками;
  • членам кооперативов или товариществ;
  • представителям религиозных объединений;
  • общественным фондам, оказывающим поддержку инвалидам;
  • молодым семьям;
  • многодетным семьям.

Предоставление земель в постоянное бессрочное пользование происходит при наличии определенных обстоятельств. Претендовать на получение наделов могут:

  • религиозные общины;
  • муниципальные предприятия, которые обладают правом собственности на постройки, располагаемые на соответствующем участке;
  • компании, занимающиеся сельскохозяйственными работами;
  • организации, чей вид деятельности нуждается в особой поддержке со стороны государства.

По общему правилу, земли могут передаваться юридическим лицам и публично-правовым образованиям. Предоставление земель гражданам регулируется законом. Участки, переданные гражданам до вступления в законную силу земельного кодекса остаются в распоряжении граждан, и они имеют право перевести их в частную собственность.

В безвозмездном срочном порядке земли передаются также гражданам, предприятиям, государственным органам. Особенностью такого мероприятия является ограниченный срок использования земель и наличие определенных условий:

  • возможность передать земли, состоящие в государственной собственности сроком больше, чем на год, если они не будут застраиваться;
  • природные зоны и сельскохозяйственные земли могут быть отданы в эксплуатацию в качестве служебных наделов;
  • городские владения, которые состоят в распоряжении религиозных организаций, оформляются для дальнейшей застройки;
  • земли выделяются под строительство, если они выступают объектами госконтракта на застройку;
  • территории переданы кооперативам и товариществам;
  • лесные массивы.

Процедура передачи достаточно проста и заключается в подаче заявки со стороны заинтересованного лица, а затем оформляется договор безвозмездной срочной эксплуатации. Если срок действия документа меньше года, то регистрации в Росреестре он не подлежит.

Аренда земель государственной и муниципальной собственности

Арендное соглашение в данном случае заключается между владельцем территории, то есть муниципалитетом или государственным органом и арендатором — лицом, заинтересованном во временном пользовании территорией.

Земли, принадлежащие государству или городским властям, могут быть отданы в пользование гражданам при условии, что на площади не будут возводиться постройки по заявлению со стороны желающего лица. В этом случае, арендная плата не должна быть больше размера земельного сбора, начисляемого для участка.

Когда земли отдаются в аренду для полного освоения или под застройку, обязательным условием является организация конкурса по определению арендатора.

Процедура также предполагает подачу заявки и все затребованные документы. В дальнейшем проводится аукцион и победителем выбирается тот участник, который предложил самую высокую цену.

Размер платежа по аренде определяется с учетом заявленного показателя. По окончании мероприятия оформляется договор аренды земельного участка муниципальной собственности.

Посмотреть и скачать можно здесь: [Образец договора аренды земельного участка].

Организация аукциона по продаже или передаче земли государственной или муниципальной собственности

При продаже земельного массива, также как и при аренде, в случае застройки территории право на получение земли определяется посредством проведения конкурса. Участником конкурса может стать любой желающий, за некоторыми исключениями. О том, как проходят аукционы на земельные участки, описано в российском законодательстве.

Начальная цена участка определяется с учетом его кадастровой стоимости, указанной в соответствующих документах. По мере того как проходит аукцион, каждый участник предлагает свою цену с учетом установленного «шага» и в результате определяется победитель. Информация фиксируется в соответствующем протоколе.

Победителем становится участник, заявивший самую высокую цену на землю. По итогам торгов заключается договор купли-продажи или арендное соглашение, которые в дальнейшем проходят процедуру регистрации.

Если надел не будет использоваться под застройку, то его передача будет проходить без назначения торгов, согласно очередности поступивших заявлений, если их несколько.

Частные случаи

При предоставлении земельных участков для ведения крестьянского хозяйства в пользование соответствующей группе организаций или граждан, желающих организовать ЛПХ, возникает ряд особенностей. Прежде всего, следует отметить, что данная процедура предусматривает организацию конкурса, в рамках которого и определяется будущий собственник или пользователь.

При проведении конкурса существуют ограничения. В торгах могут принимать участие только фермеры и крестьянские хозяйства.

Если на территории находится здание, принадлежащее третьему лицу, то владельцы таких построек имеют исключительное право на покупку земель или оформление арендного соглашения.

Когда постройки располагаются на территории, не подлежащей разделению и являющейся собственностью сразу нескольких лиц, владельцы вправе приобрести землю в порядке общего долевого использования или в аренду с множественностью лиц.

Когда территория закреплена за группой компаний по праву оперативного управления, она передается той компании, которая распоряжается большей частью участка.

Обмен муниципальной земли на частную

Обмен земельными участками, принадлежащими городским властям или госорганам, происходит при наличии следующих оснований:

  1. Меняются площади, принадлежащие государственным органам или городу на частные наделы, изымаемые у собственников для потребностей государства или муниципалитета.
  2. Если происходит обмен площадей из частной собственности в муниципальную, для возведения объектов новой инфраструктуры или постройки транспортного узла.

Договор мены (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец договора мены земельными участками]) в данном случае заключается между уполномоченным ведомством, выступающим собственником муниципальных или государственных площадей и владельцем частной зоны.

Процедура проводится в стандартном порядке, однако, у данного соглашения имеется ряд особенностей. Прежде всего, территории, участвующие в сделке, должны быть равноценны. В том случае, если стоимость предложенного объекта ниже, муниципалитет осуществляет доплаты гражданину.

После того как сделка оформлена, необходимо выполнить регистрацию договора в Росреестре. Действовать документ начинает после того, как будет составлен и подписан участниками акт передачи земель.

Установление сервитута на земли государственной и муниципальной собственности

Относительно земель может быть назначено такое обременение, как сервитут. Данный правовой режим дает возможность другим лицам пользоваться массивом по мере необходимости для осуществления прохода или других целей.

Основания для назначения ограничения:

  • в случае возникновения необходимости в размещении построек линейного типа, сооружений связи, специальных знаков, оборонительных и защитных строений, которые не препятствуют осуществлению деятельности, связанной с целевой эксплуатацией земель;
  • если проводятся работы по изысканию;
  • для организации недропользования.

Сервитут может быть публичными или частным. Чтобы получить данное право, заинтересованному лицу необходимо составить и подать заявку в административный аппарат о назначении сервитута.

Если для этого имеются основания, и обременение не будет мешать целевому использованию земли, то в течение 30 дней с момента обращения, уполномоченное ведомство должно вынести решение об установлении сервитута, отказ в удовлетворении заявки или предложить обратившемуся гражданину иной вариант.

После вынесения положительного решения, между владельцем надела и заявителем заключается соглашение о сервитуте. В свою очередь, распорядитель надела вправе установить плату за пользование площадью.

Перераспределение земельных участков

Изменение границ земельных участков или перераспределение территорий, состоящих в распоряжении муниципалитета или государственных органов между собой, происходит в рамках регламента, установленного законодательством. Данное мероприятие может проводиться в следующих случаях:

  • имеется необходимость в корректировке площади, подлежащей застройке согласно утвержденному кадастровому плану;
  • требуется исключить вклинивания, острые углы, и вкрапления, то есть привести конфигурацию участка к приемлемому виду, при условии, что увеличение площадей произойдет в пределах разрешенного максимума;
  • для определения и упорядочения земель, переданных дачным кооперативам, товариществам и с условием, что размер не будет превышать максимально допустимые нормы. Данные земли входят в фонд перераспределения наделов.
  • с целью возведения капитальных сооружений или изъятия площадей для нужд города, государства.

Соглашение о перераспределении (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения о перераспределении земельных участков]) заключается между участниками правоотношений, то есть между уполномоченным ведомством, распоряжающимся землями и муниципальными организациями, гос. предприятиями, частными лицами.

Процедура изменения границ смежных участков предусматривает обращение пользователя в муниципалитет с заявлением, непосредственное осуществление перераспределения и регистрацию права собственности на полученные в результате новообразования площади.

Возмещение убытков при ухудшении качества земли или ограничении прав

Согласно действующему законодательству, возмещение убытков происходит в следующих случаях:

  • в случае понижения качественных характеристик почвы и самого надела, переданного во временную эксплуатацию;
  • из-за временного занятия земли;
  • в связи с установкой ограничений в отношении полномочий владельца территории, а также временных распорядителей;
  • по причине изменения прямого назначения использования массива, при подаче ходатайства о переводе земли из одной категории в другую, без согласования с собственником.

Причиненные убытки возмещаются собственнику при наличии законных оснований и соответствующих документов, например, судебного решения или другого законодательного акта.

Потери компенсируются за счет средств виновного лица. Таковыми могут быть административный орган, частные организации, временные пользователи. Размер выплаты определяется индивидуально, в зависимости от обстоятельств.

В состав общей суммы могут входить фактические убытки, упущенная выгода, моральный ущерб, средства необходимые на восстановление земли.

Каждую часть компенсации претендент на выплату обязан обосновать при помощи соответствующих документов.

Использование земли без предоставления участков и установления сервитута

В некоторых ситуациях допускается эксплуатация земель без оформления их во временное пользование и без установки сервитута. Это возможно при следующих обстоятельствах:

  • необходимо проведение инженерных изысканий;
  • требуется проведение капитального ремонта действующих линейных построек;
  • при возведении нестационарных торговых точек и рекламных конструкций;
  • в целях геологической разведки недр;
  • при сохранении традиционных промыслов малочисленных коренных народностей.

Порядок использования устанавливается с учетом поданного заявления и на основании выданного заявителю разрешения на пользование. Если эксплуатация территории привела к ухудшению состояния земли, то временный распорядитель надела возмещает ущерб. Оканчивается данное право после того, как территория будет передана в собственность или временное распоряжение.

Размещение рекламных конструкций и торговых точек нестационарного типа производится на основании специальной схемы и при наличии официального разрешения. Список разрешенных конструкций и объектов утверждается в законодательном порядке.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.