Предоставление земель

Содержание

Использование государственных и муниципальных земель в 2019 году: условия и порядок предоставления, аренда и обмен, проведение аукциона, сервитут, перераспределение земель, возмещение убытков, частные случаи | Земельный эксперт

Предоставление земель
2792

Земельное законодательство выделяет обстоятельства, при наличии которых происходит передача права на площади, состоящие в распоряжении государства и муниципалитета. Этот момент зафиксирован в ст. 39.1 Земельного кодекса РФ. Основания возникновения прав на земельные участки:

  1. Решение уполномоченного ведомства по предоставлению земли в безвозмездное пользование.
  2. Продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
  3. Если в отношении надела уже заключена сделка аренды, то пользователь может эксплуатировать площадь, но не вправе выставлять землю как объект правовой сделки.
  4. Когда имеется соглашение о безвозмездном срочном пользовании территорией.

Право эксплуатации земель может предоставить лишь то ведомство, которое имеет все необходимые полномочия в отношении земель

Земли могут быть предоставлены в безвозмездное и возмездное пользование или оформлены как частная собственность. Передача земли в собственность бесплатно предусмотрена в отношении следующих лиц:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • имеющим, один или два участка с постройками;
  • членам кооперативов или товариществ;
  • представителям религиозных объединений;
  • общественным фондам, оказывающим поддержку инвалидам;
  • молодым семьям;
  • многодетным семьям.

Предоставление земель в постоянное бессрочное пользование происходит при наличии определенных обстоятельств. Претендовать на получение наделов могут:

  • религиозные общины;
  • муниципальные предприятия, которые обладают правом собственности на постройки, располагаемые на соответствующем участке;
  • компании, занимающиеся сельскохозяйственными работами;
  • организации, чей вид деятельности нуждается в особой поддержке со стороны государства.

По общему правилу, земли могут передаваться юридическим лицам и публично-правовым образованиям. Предоставление земель гражданам регулируется законом. Участки, переданные гражданам до вступления в законную силу земельного кодекса остаются в распоряжении граждан, и они имеют право перевести их в частную собственность.

В безвозмездном срочном порядке земли передаются также гражданам, предприятиям, государственным органам. Особенностью такого мероприятия является ограниченный срок использования земель и наличие определенных условий:

  • возможность передать земли, состоящие в государственной собственности сроком больше, чем на год, если они не будут застраиваться;
  • природные зоны и сельскохозяйственные земли могут быть отданы в эксплуатацию в качестве служебных наделов;
  • городские владения, которые состоят в распоряжении религиозных организаций, оформляются для дальнейшей застройки;
  • земли выделяются под строительство, если они выступают объектами госконтракта на застройку;
  • территории переданы кооперативам и товариществам;
  • лесные массивы.

Процедура передачи достаточно проста и заключается в подаче заявки со стороны заинтересованного лица, а затем оформляется договор безвозмездной срочной эксплуатации. Если срок действия документа меньше года, то регистрации в Росреестре он не подлежит.

Аренда земель государственной и муниципальной собственности

Арендное соглашение в данном случае заключается между владельцем территории, то есть муниципалитетом или государственным органом и арендатором — лицом, заинтересованном во временном пользовании территорией.

Земли, принадлежащие государству или городским властям, могут быть отданы в пользование гражданам при условии, что на площади не будут возводиться постройки по заявлению со стороны желающего лица. В этом случае, арендная плата не должна быть больше размера земельного сбора, начисляемого для участка.

Когда земли отдаются в аренду для полного освоения или под застройку, обязательным условием является организация конкурса по определению арендатора.

Процедура также предполагает подачу заявки и все затребованные документы. В дальнейшем проводится аукцион и победителем выбирается тот участник, который предложил самую высокую цену.

Размер платежа по аренде определяется с учетом заявленного показателя. По окончании мероприятия оформляется договор аренды земельного участка муниципальной собственности.

Посмотреть и скачать можно здесь: [Образец договора аренды земельного участка].

Организация аукциона по продаже или передаче земли государственной или муниципальной собственности

При продаже земельного массива, также как и при аренде, в случае застройки территории право на получение земли определяется посредством проведения конкурса. Участником конкурса может стать любой желающий, за некоторыми исключениями. О том, как проходят аукционы на земельные участки, описано в российском законодательстве.

Начальная цена участка определяется с учетом его кадастровой стоимости, указанной в соответствующих документах. По мере того как проходит аукцион, каждый участник предлагает свою цену с учетом установленного «шага» и в результате определяется победитель. Информация фиксируется в соответствующем протоколе.

Победителем становится участник, заявивший самую высокую цену на землю. По итогам торгов заключается договор купли-продажи или арендное соглашение, которые в дальнейшем проходят процедуру регистрации.

Если надел не будет использоваться под застройку, то его передача будет проходить без назначения торгов, согласно очередности поступивших заявлений, если их несколько.

Частные случаи

При предоставлении земельных участков для ведения крестьянского хозяйства в пользование соответствующей группе организаций или граждан, желающих организовать ЛПХ, возникает ряд особенностей. Прежде всего, следует отметить, что данная процедура предусматривает организацию конкурса, в рамках которого и определяется будущий собственник или пользователь.

При проведении конкурса существуют ограничения. В торгах могут принимать участие только фермеры и крестьянские хозяйства.

Если на территории находится здание, принадлежащее третьему лицу, то владельцы таких построек имеют исключительное право на покупку земель или оформление арендного соглашения.

Когда постройки располагаются на территории, не подлежащей разделению и являющейся собственностью сразу нескольких лиц, владельцы вправе приобрести землю в порядке общего долевого использования или в аренду с множественностью лиц.

Когда территория закреплена за группой компаний по праву оперативного управления, она передается той компании, которая распоряжается большей частью участка.

Обмен муниципальной земли на частную

Обмен земельными участками, принадлежащими городским властям или госорганам, происходит при наличии следующих оснований:

  1. Меняются площади, принадлежащие государственным органам или городу на частные наделы, изымаемые у собственников для потребностей государства или муниципалитета.
  2. Если происходит обмен площадей из частной собственности в муниципальную, для возведения объектов новой инфраструктуры или постройки транспортного узла.

Договор мены (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец договора мены земельными участками]) в данном случае заключается между уполномоченным ведомством, выступающим собственником муниципальных или государственных площадей и владельцем частной зоны.

Процедура проводится в стандартном порядке, однако, у данного соглашения имеется ряд особенностей. Прежде всего, территории, участвующие в сделке, должны быть равноценны. В том случае, если стоимость предложенного объекта ниже, муниципалитет осуществляет доплаты гражданину.

После того как сделка оформлена, необходимо выполнить регистрацию договора в Росреестре. Действовать документ начинает после того, как будет составлен и подписан участниками акт передачи земель.

Установление сервитута на земли государственной и муниципальной собственности

Относительно земель может быть назначено такое обременение, как сервитут. Данный правовой режим дает возможность другим лицам пользоваться массивом по мере необходимости для осуществления прохода или других целей.

Основания для назначения ограничения:

  • в случае возникновения необходимости в размещении построек линейного типа, сооружений связи, специальных знаков, оборонительных и защитных строений, которые не препятствуют осуществлению деятельности, связанной с целевой эксплуатацией земель;
  • если проводятся работы по изысканию;
  • для организации недропользования.

Сервитут может быть публичными или частным. Чтобы получить данное право, заинтересованному лицу необходимо составить и подать заявку в административный аппарат о назначении сервитута.

Если для этого имеются основания, и обременение не будет мешать целевому использованию земли, то в течение 30 дней с момента обращения, уполномоченное ведомство должно вынести решение об установлении сервитута, отказ в удовлетворении заявки или предложить обратившемуся гражданину иной вариант.

После вынесения положительного решения, между владельцем надела и заявителем заключается соглашение о сервитуте. В свою очередь, распорядитель надела вправе установить плату за пользование площадью.

Перераспределение земельных участков

Изменение границ земельных участков или перераспределение территорий, состоящих в распоряжении муниципалитета или государственных органов между собой, происходит в рамках регламента, установленного законодательством. Данное мероприятие может проводиться в следующих случаях:

  • имеется необходимость в корректировке площади, подлежащей застройке согласно утвержденному кадастровому плану;
  • требуется исключить вклинивания, острые углы, и вкрапления, то есть привести конфигурацию участка к приемлемому виду, при условии, что увеличение площадей произойдет в пределах разрешенного максимума;
  • для определения и упорядочения земель, переданных дачным кооперативам, товариществам и с условием, что размер не будет превышать максимально допустимые нормы. Данные земли входят в фонд перераспределения наделов.
  • с целью возведения капитальных сооружений или изъятия площадей для нужд города, государства.

Соглашение о перераспределении (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения о перераспределении земельных участков]) заключается между участниками правоотношений, то есть между уполномоченным ведомством, распоряжающимся землями и муниципальными организациями, гос. предприятиями, частными лицами.

Процедура изменения границ смежных участков предусматривает обращение пользователя в муниципалитет с заявлением, непосредственное осуществление перераспределения и регистрацию права собственности на полученные в результате новообразования площади.

Возмещение убытков при ухудшении качества земли или ограничении прав

Согласно действующему законодательству, возмещение убытков происходит в следующих случаях:

  • в случае понижения качественных характеристик почвы и самого надела, переданного во временную эксплуатацию;
  • из-за временного занятия земли;
  • в связи с установкой ограничений в отношении полномочий владельца территории, а также временных распорядителей;
  • по причине изменения прямого назначения использования массива, при подаче ходатайства о переводе земли из одной категории в другую, без согласования с собственником.

Причиненные убытки возмещаются собственнику при наличии законных оснований и соответствующих документов, например, судебного решения или другого законодательного акта.

Потери компенсируются за счет средств виновного лица. Таковыми могут быть административный орган, частные организации, временные пользователи. Размер выплаты определяется индивидуально, в зависимости от обстоятельств.

В состав общей суммы могут входить фактические убытки, упущенная выгода, моральный ущерб, средства необходимые на восстановление земли.

Каждую часть компенсации претендент на выплату обязан обосновать при помощи соответствующих документов.

Использование земли без предоставления участков и установления сервитута

В некоторых ситуациях допускается эксплуатация земель без оформления их во временное пользование и без установки сервитута. Это возможно при следующих обстоятельствах:

  • необходимо проведение инженерных изысканий;
  • требуется проведение капитального ремонта действующих линейных построек;
  • при возведении нестационарных торговых точек и рекламных конструкций;
  • в целях геологической разведки недр;
  • при сохранении традиционных промыслов малочисленных коренных народностей.

Порядок использования устанавливается с учетом поданного заявления и на основании выданного заявителю разрешения на пользование. Если эксплуатация территории привела к ухудшению состояния земли, то временный распорядитель надела возмещает ущерб. Оканчивается данное право после того, как территория будет передана в собственность или временное распоряжение.

Размещение рекламных конструкций и торговых точек нестационарного типа производится на основании специальной схемы и при наличии официального разрешения. Список разрешенных конструкций и объектов утверждается в законодательном порядке.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/

Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственных и муниципальных земель

Предоставление земель

Под предоставлением земельных участков из государственных и муниципальных земель понимается передача земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органами государственной власти и местного самоуправления гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду либо в безвозмездное срочное пользование, а также государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование.

Основные цели предоставления земель:

  • — для строительства[1];
  • — для целей, не связанных со строительством[2];
  • — под существующим зданием, строением, сооружением[3].

Процесс передачи земельных участков регулируется ст. 28-34

Земельного кодекса, Федеральными законами № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Постановлением Правительства РФ от 31.03.

2006 № 176 «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования», иными нормативными правовыми актами.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно лишь в некоторых случаях, предусмотренных федеральным земельным законодательством или законами субъектов РФ.

Например, приобрести бесплатно земельные участки имеют право граждане, имеющие трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов1.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

  • — если земельный участок изъят из оборота;
  • — федеральным законом установлен запрет на приватизацию земельного участка;
  • — земли резервированы для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается федеральными законами.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

  • — принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
  • — уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
  • — обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

  • 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
  • 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов1.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной форме заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр, а также в электронной форме с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения1.

Page 3

При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу данное лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством.

Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

  • 1) отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
  • 2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота.

Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

Нс допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в ограниченном порядке, который устанавливается Земельным кодексом. Президент РФ может установить перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые эти правила не распространяются.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, то граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на этом участке, также приобретают права на него.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений.

Приватизация земельных участков регулируется Земельным кодексом, иными федеральными законами в сфере земельных отношений, а также Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Источник: https://studme.org/226760/pravo/predostavlenie_zemelnyh_uchastkov_grazhdanam_yuridicheskim_litsam_gosudarstvennyh_munitsipalnyh_zemel

Основания и условия для бесплатного предоставления участка земли

Предоставление земель

Получение участка земли от государства может помочь решить жилищный вопрос или организовать сельскохозяйственное производство. Для получения права на предоставление участка нужно соблюдать ряд требований, которые зависят от имеющихся оснований для предоставления земли.

Понятие предоставления участка

Предоставление участка – это передача участка гражданам или юридическим лицам от органов государственной власти для осуществления различных видов деятельности. Предоставление осуществляется как в рамках поддержки малоимущих и нуждающихся в жилье лиц, так и с целью развития сельского хозяйства и освоения нераспределенных земель.

Законодательное регулирование предоставления земель осуществляется:

Ст. 39.5 ЗК РФ определяет условия бесплатного предоставления земель от государства, ст. 39.3 и 39.6 регулируют порядок продажи и передачи государственных участков в аренду соответственно, а закон № 218 регламентирует процедуру регистрации прав на полученные участки.

Региональные законы устанавливают дополнительные требования к получателям земельных участков, а также к предоставляемым землям в плане их размеров, виде разрешенного землепользования и расположении относительно областного центра.

Основания для предоставления

Основания, по которым участок от государства может быть предоставлен, описаны в ст. 39.1 ЗК РФ:

На основании постановления участки передаются заявителям бесплатно или в бессрочное пользование. Договор покупки заключается в случае победы в аукционе, организованном местной администрацией, а арендное соглашение – при получении права аренды через аукцион или по фиксированной цене (для льготных категорий населения).

Наличие документально подтвержденного основания у получателя участка дает ему возможность зарегистрировать свое право в Росреестре для вступления в полноценное владение землей.

Регистрация права на землю по вышеперечисленным основаниям происходит при предъявлении документа, являющегося таким основанием, паспорта и заявления о регистрации прав.

Требования к получателю и участку

Чтобы получить землю на основании постановления властей (в бесплатное пользование), заявитель должен удовлетворять одному из следующих условий:

  • арендовать запрашиваемый участок в течение пяти последних лет;
  • иметь не менее трех несовершеннолетних детей;
  • пользоваться данным участком на основании бессрочного пользования или пожизненного владения.

При этом в течение срока государственной аренды землепользователь должен соблюдать условия передачи участка, прописанные в арендном соглашении, а также производить эксплуатацию данного участка в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного землепользования.

Лицо, имеющее трех и более детей до 18-ти лет, должно также удовлетворять требованиям, установленным в данном регионе для признания лица и его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.

К таким требованиям относятся:

  • отсутствие в собственности жилья;
  • наличие жилья, в котором на каждого члена семьи приходится менее 12 кв. м;
  • проживание на одной жилплощади с родственником, больным опасным инфекционным заболеванием;
  • проживание на аварийной жилплощади.

Если претендент на участок от государства желает получить землю для занятия сельскохозяйственным бизнесом, то для предоставления участка по любому из вышеописанных оснований возможно при соблюдении следующих требований:

  • претендент имеет право на участие в аукционе;
  • претендент организовал кадастровые работы на участке и оформил межевой план;
  • претендент представил план использования земли.

Для права на участие в аукционе должно быть отсутствие нарушений на ранее проводимых торгах. В плане использования участка требуется указать тип сельскохозяйственного производства (КФХ или ООО), а также привести производственный план на первые 5 лет использования земли.

Участки, предоставляемые для сельскохозяйственного бизнеса, должны отвечать следующим требованиям:

  • площадь – не менее 50 соток;
  • категория земли – для сельскохозяйственной деятельности;
  • отсутствие загрязненности или обедненности почвы вследствие использования земли не по назначению.

Более детальные требования к организаторам сельскохозяйственного бизнеса и предоставляемым участкам представлены в законах субъектов федерации.

Основанием для предоставления участка от государства может являться договор передачи такого участка на одном из видов прав (аренды, собственности или пользования). Чтобы получить государственную землю по любому из оснований, заявитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым для претендентов на участки данного вида.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/predostavlenie/trebovaniya-2.html

Правила, цели и сроки предоставления земельных участков, нюансы этой процедуры

Предоставление земель

Предоставление земельных участков государством — один из сложных процессов, который осуществляется по-разному в зависимости от категорий граждан и тех целей, для которых земля нужна. Что нужно знать, когда речь идёт о предоставлении земли от государства и каким требованиям должен соответствовать получатель?

Предоставить землю гражданину или юридическому лицу — что это значит?

Предоставление земельного участка от государства — понятие, подразумевающее процедуру, где государственное имущество передается физическому или юридическому лицу для каких-либо целей. Во время передачи земли заключается соответствующий договор, в котором содержатся все важные моменты процесса: цели, на которые дается земля, правила и условия получения, срок.

Если земельный участок дается на временной период с возможностью расторгнуть раньше окончания срока, то все условия прописываются в обязательном порядке.

Процедура предоставления земли регулируется Земельным Кодексом РФ, где решаются вопросы предоставления земли разным категориям лиц, имеющих на это право.

В главе 5.1 ЗК РФ подробно расписаны условия к гражданам, которые могут претендовать на землю от государства в лице его субъектов или муниципальных образований.

Какие виды передачи ЗУ существуют?

Согласно законодательству, существует 4 варианта предоставления земли от государства физическим и юридическим лицам:

  • продажа (могут происходить торги или без них осуществляется право преимущественного выкупа);
  • аренда (точно также через торги либо без них, если есть намерения продлить договор);
  • постоянное бессрочное пользование (со своевременной платой за использование участка либо без неё);
  • безвозмездное срочное пользование (предоставляется в том случае, если претендент имеет возможность воспользоваться подобным правом на льготной основе).

При получении безвозмездного участка земли составляется договор купли-продажи, однако получатель никаких выплат не производит. Это происходит по той причине, что при подготовке необходимой документации и оформлении бумаг лицо потратит некоторую сумму денег.

В случае предоставления земельного участка в виде безвозмездного срочного пользования составляется ссудный договор, где претендент на землю является ссудополучателем, а государство ссудодателем.

Получить землю от государства имеют право отдельные категории граждан:

  • граждане, имеющие трех и более детей, и молодые семьи, которые ещё не пользовались правом на землю от государства;
  • Ветераны Труда РФ и Советского Союза;
  • Герои РФ и Советского Союза;
  • молодые специалисты (врачи, учителя).

Для данных категорий граждан существует особый порядок получения земли от государства на льготной основе и специальные программы.

Подробно о том, какие бывают виды пользования земельным участком, рассказано тут.

Под какие цели и кто может получить землю?

В нормативно-правовых актах отсутствует конкретная расшифровка тех направлений, которым выделяют землю от государства. Однако на практике происходит разграничение направлений, которые решили воспользоваться правом получения бесплатной земли от государственного фонда.

Многодетные и молодые семьи

Семьи, где есть 3 и более детей, а также молодые семьи могут воспользоваться правом бесплатного получения земли для следующих целей:

  • индивидуальное жилищное строительство (семья имеет возможность получить землю для постройки собственного дома);
  • организация и ведение личного подсобного хозяйства на полученной от государства земли (законодательство предусматривает возможность воспользоваться землей в качестве создания фермерского хозяйства для получения дохода).

Герои Труда

Герои Труда, кавалеры ордена Славы Российской Федерации и Советского Союза могут получить земельные участки для следующих направлений:

  • использование участка в качестве дачи (построить жилище возможно, однако осуществить регистрацию как по месту жительства нельзя);
  • организация приусадебного хозяйства без возможности создания сельскохозяйственного производства.

Молодые специалисты

Согласно Земельному Кодексу, молодые обладатели профессий, которые приехали в сельскую местность для работы после окончания ВУЗа. Таким специалистам предоставляют землю для постройки собственного жилья и организации подсобного хозяйства.

Срок предоставляемой земли составляет 5 лет и, если в течение этого времени не начнется строительство, то надел будет подлежать изъятию и возвращению государству.

Юридические лица

Законодательство Российской Федерации предусматривает предоставление земельного участка не только для физических лиц, но и юридических. Согласно ст. 39.

5 ЗК РФ главным основанием для предоставления земли организациям — решение органов государственной или муниципальной власти.

Юридическому лицу необходимо подать заявление, где указываются все сведения и цель использования земли.

Больше нюансов о льготном предоставлении земельных наделов, о том, кто и на каких условиях может получить ЗУ, подробно написано здесь.

На каких правах может предоставляться ЗУ?

Виды предоставления земельных участков и на каких условиях на них можно претендовать — это являются двумя разными юридическими категориями.

Виды могут различаться, а права разделяют на два вида:

  1. Право собственности (земельный участок полностью передается во владение и распоряжение наделом).
  2. Право пользования участком (такой вид дает разрешение на использование участка по своему усмотрению, но без права передачи получателя в собственность до исполнения установленных договором условий).

Из права пользования можно переоформить право собственности, если гражданин выполнил все условия согласно законодательству. Например, молодому специалисту дается земля сроком на 5 лет. Если в течение этого времени будет построен дом, в собственность можно переоформить и жилье, и участок на безвозмездной основе.

Обо всех особенностях юридических отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками читайте тут.

Нормы

Согласно Земельному Кодексу, земельные участки, передаваемые под использование или владение физическими и юридическими лицами, обязательно определяются особыми параметрами. К ним относят:

  1. Категория земель. Государство не может передавать в собственность такие земли, как лесные массивы, заповедные земли, на которых расположены водные объекты, и те участки, которые находятся в зоне отчуждения. Лицу могут дать землю под собственность — это земли поселений и для сельхозназначения. Передача других категорий земель в собственность невозможна.
  2. Размер земельного участка. Конкретные показатели в Земельном кодексе не регулируются, так как для каждого региона установлена своя норма в зависимости от природно-климатических особенностей, поэтому гражданам стоит ориентироваться на региональные нормативно-правовые акты. Но участок должен быть не меньше шести и не больше пятнадцати соток. Такие показатели установлены для всех участков независимо от цели применения.
  3. Уровень плодородия. Этот показатель также относится ко всем участкам. Неважно, требуется ли земля для возведения фермерского хозяйства или постройки жилья, где в любом случае будет организовано приусадебное хозяйство. Также в эту категорию относится наличие неподалеку полигонов с бытовыми отходами или промышленных предприятий, которые могут оказать негативное влияние на урожай.
  4. Расположение участка. Государство не выделяет участки земель, находящиеся вблизи инженерных предприятий, государственной границы и объектов, чья работа направлена на обеспечение страны. Их возможно арендовать на определенный срок только для определенных целей, например, ведения подсобного хозяйства без возведения крупных построек.

Порядок процедуры

Порядок предоставления земли в собственность из государственного фонда осуществляется согласно на уровне регионального законодательства в сфере земельных и имущественных отношений. Но нормативно-правовые акты не должны противоречить законам федерального уровня, поэтому процесс имеет общие действия:

  1. поиск свободного земельного участка, на котором отсутствуют строения;
  2. проверка на наличие у участка кадастрового паспорта и иных прав собственности на него у других лиц (информация предоставляется в администрации);
  3. определение района, в котором находится земля;
  4. составление заявление, где указываются основания для получения земли и цели на нее;
  5. если кадастровый паспорт будет отсутствовать, то специалисты обязуют его оформить и провести геодезию участка;
  6. ожидание вынесения решения земельной комиссией (что делать, если получен отказ на предоставление ЗУ?).

Куда обращаться?

Процессом и установлением порядка предоставления земельных участков в каждом конкретном населенном пункте занимается соответствующий уполномоченный государственный или муниципальный орган власти. Часто им является администрация города или области, куда и требуется обращаться всем претендентам на землю.

Как оформить заявление?

В законодательстве отсутствует форма заявления, однако конкретно описаны, какие сведения должны быть указаны:

  1. наименование учреждения, куда направляется заявление с указанием точного адреса и уполномоченного лица;
  2. сведения о заявителе: ФИО, паспортные данные, адрес проживания, ИНН, номер телефона;
  3. просьба о предоставлении земельного участка;
  4. информация о земельном участке: место нахождения, кадастровый номер, площадь;
  5. для каких целей необходим земельный участок;
  6. список прилагаемых документов, которые доказывают, почему именно этому гражданину должен быть выделен надел;
  7. дата и подпись заявителя.

Подробнее о заявлении на предоставление земельного участка читайте отдельно.

Необходимые документы

Основной перечень необходимой документации включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • выписка из Росреестра об отсутствии в собственности земельного участка;
  • схема земельного участка, если необходимо образование надела;
  • документ, который подтверждает право на получение земли;
  • заявление.

Список документов может меняться в зависимости от условий для получений и региона проживания, поэтому полный перечень стоит заранее узнать у сотрудников уполномоченного органа.

Все о предоставлении земельного надела, а именно, куда обращаться с заявлением на земельный участок, как оформить процедуру и какие нужно подать документы, подробно описано в отдельном материале.

Сроки, на которые надел передается в пользование

Допустимые сроки аренды в отношении государственных земель урегулированы п. 8 ст. 39.8 Земельного Кодекса РФ. Максимальный срок при оформлении земли в пользование составляет 49 лет, минимального не установлено. Закон предусматривает разные сроки арендных договоров в отношение публичных земель для индивидуального целевого назначения и могут составлять:

  • 3-10 лет в отношении земельных участков, которые предоставляются для возведения объектов недвижимости;
  • до 49 лет под размещение линейных объектов;
  • 20 лет для индивидуального жилищного строения в границах населенного пункта;
  • 3-5 лет для освоения территории и возведения дачного хозяйства;
  • до 3 лет для завершения объекта незавершенного строительства.

Таким образом, для получения земельного участка от государства необходимо подходить под условия, которые задает законодательство. Для подачи заявки обратитесь в администрацию с собранным пакетом документов и заявлением. В течение 30 дней её рассмотрят и вынесут решение о предоставлении земли.

Источник: https://pravoved.online/polzovanie-zu/osobennosti-predostavleniya

Порядок и особенности предоставления земельных участков

Предоставление земель

Предоставлением земли от государства следует рассматривать как один из сложных процессов, во время которого государственное имущество, представленное одним из ключевых ресурсов, передается для достижения каких-то целей физическому или юридическому лицу.

Предоставление земельных участков государством может осуществляться по-разному. Все зависит от категорий граждан и тех целей, для которых земля нужна. О чем необходимо помнить, когда речь идёт о получении земли от государства? И каким условиям должен соответствовать получатель?

Что такое предоставление земельных участков?

Предоставлением земли от государства следует рассматривать как один из сложных процессов, во время которого государственное имущество, представленное одним из ключевых ресурсов, передается для достижения каких-то целей физическому или юридическому лицу.

Весь процесс передачи оформляется специальным документом — договором предоставления земельного участка, в содержании которого фиксируется, для каких целей, на каких условиях и на какой срок этот участок будет предоставлен пользователю.

В том случае, если участок предоставляется на ограниченный срок с условием возможного расторжения, в тексте договора о предоставлении такого участка обязательно указываются условия, на которых договор может быть расторгнут раньше времени, а также те условия, соблюдение которых поможет получить землю в собственность.

Процедура предоставления земли государством или администрацией регулируется целым рядом нормативных актов, ключевым из которых является Земельный Кодекс Российской Федерации.

В этом нормативном акте вопросам предоставления земли различным категориям физических и юридических лиц, имеющих на это право, посвящена глава 5.

1, в которой содержатся статьи, дающие подробную расшифровку того, какие требования предъявляются к претендентам, а также кто именно может рассчитывать на землю путем получения ее на безвозмездной основе в соответствии с действующим законодательством.

Какие виды предоставления земли существуют?

Если земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, они могут предоставляться следующими способами в пользование и владение физическим или юридическим лицам:

Однако это основные направления, по которым может осуществляться предоставление земельных участков от государства.

В том случае, если гражданин или организация, претендующая на получение земельного надела, имеет отношение к категориям, которые могут использовать право на льготное получение земли, таким категориям участок будет предоставлен на безвозмездной основе.

Исключение составляет договор безвозмездного срочного пользования, который заключается в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и носит характер ссудного договора, в котором государство выступает в качестве ссудодателя, а пользователь земельного участка становится ссудополучателем.

Говоря о том, кто имеет право на бесплатное получение земельного участка от государства, следует перечислить такие категории:

  • Многодетные и молодые семьи, которые еще не воспользовались правом на бесплатное получение земли;
  • Ветераны Труда (Советского Союза и России);
  • Полные кавалеры орденов Славы;
  • Герои России и Советского Союза;
  • Собственники зарегистрированных в качестве недвижимого имущества капитальных строений.

Для этих категорий граждан предусмотрен особый порядок получения земли от государства, ключевым этапом в котором будет доказывание своего права на льготное получение земли.

На каких правах может предоставляться земля?

Виды предоставления земель и то, на каких правах участки распределяются между претендентами, в современном законодательстве не считается одним и тем же, так как это две разные юридические категории.

Если виды предоставления земли могут между собой различаться, то права, на которых участки могут быть распределены между претендентами на них, всегда делятся только на два вида:

  1. Право собственности, когда надел полностью передается во владение и распоряжение лицу, подавшему прошение о наделении его землей;
  2. Право пользования участком. Такое право подразумевает возможности использовать участок по своему усмотрению, но без передачи пользователю в собственность до исполнения последним определенных условий, установленных государством в рамках своих нормативных актов (например, молодому специалисту земля выдаётся на срок не менее пяти лет для возведения собственного дома, а после постройки и оформления его в собственность можно переоформить в собственность и участок, на котором дом стоит, на безвозмездной основе).

Из права пользования (к которому относится и аренда, и постоянное бессрочное пользование, и безвозмездное срочное) может возникнуть право собственности, если пользователь выполнил все условия, установленные государством.

Важные моменты

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.